Познание. Формирование целостной картины мира. Подготовительная группа.

Воспитатель Хурамшина Р. Р.

Тема: Беседа о птицах.

Программное содержание: 1.Вызвать интерес к окружающему миру, к птицам. Расширять знания детей об особенностях внешнего вида, жизненных проявлениях, повадках птиц и приспособлениями их к среде обитания.

2. Систематизировать и закреплять знания детей о птицах, их жизни, питании. Уточнит, как люди помогают птицам в зимнее время.

3. Активизировать внимание и память детей, развивать логическое мышление.

Оборудование и материалы : аудиозапись пения птиц, изображения птиц, птицы из природного материала, чучела птиц, разрезные картинки для игры.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята! Сегодня я приглашаю вас в путешествие по удивительной стране. Кто же живет в ней? (звучит аудиозапись).

Слышите? Догадались, к кому в гости мы отправились?

Дети: К птицам.

Воспитатель: Ребята! А кто же в лесу главные жители деревьев?

Дети: Птицы.

Воспитатель: Сегодня мы поговорим о птицах.

Много птиц живет в нашем лесу, но не всегда их можно видеть, чаще всего слышать их голоса.

Какие бывают птицы?

Дети: Зимующие и перелетные.

Воспитатель: Почему их называют перелетными?

Почему их называют зимующими? (Ответы детей).

Сейчас нам Аслан загадает загадку, а вы отгадайте.

Аслан: Хоть я не молоток – подереву стучу:

В нем каждый уголок обследовать хочу.

Хожу я в шапке красной

И акробат прекрасный. (Дятел).

Дети: Дятел.

Воспитатель выставляет изображение дятла.

Алсу, расскажи о нем.

Алсу: Спинка у дятла черная, крылья тоже черные, с белыми крапинками, а на белом брюшке крапины черные. На голове дятла – ярко красный беретик.

Игра: «Дятел»

Воспитатель: Давайте постучим язычками, как дятел.

Воспитатель: «Что за красавец этот дятел! Черное, белое, красное, и в таком сочетании, что ни убавить, ни прибавить!» - так написал о дятле Николай Сладков.

Воспитатель: А теперь Лейсан загадает нам загадку.

Лейсан: Чернокрылый, красногрудый

И зимой найдет приют,

Не боится он простуды

С первым снего тут как тут.

(Снегирь).

Воспитатель выставляет изображение снегирей.

Булат, расскажи, что ты знаешь о снегирях?

Булат: Когда наступает снежная морозная зима, снегири перебираются поближе к человеческому жилью, залетают в сады и огороды, отыскивают ягоды рябины, облепихи и барбариса. Они рассыпаются по кустам и мелодично посвистывают «Рюм – рюм - рюм».

Воспитатель: А вот отгадайте гости еще одну загадку:

Аскар: Маленький мальчишка,

В сером армячишке

По двору шныряет,

Крохи собирает.

(Воробей).

Воспитатель: Вот и воробей прилетел к нам. Ну-ка, скажите, как воробей поет?

Дети: Чик-чирик.

Игра «Громко-тихо» по рядам.

Воспитатель: Вот и я хочу загадать загадку. Слушайте внимательно.

Угадайте что за птица:

Света белого боится

Клюв крючком, глаза пятачком,

Ушастая голова – это (сова).

Сегодня ночью прилетала к нам сова.

Почему сова прилетела ночью?

А днем что делает?

Сова хочет с нами играть.

Игра «Совушка». День – летаем, ночь – спим.

Игра «Сова».

Сова - большая голова

Головой вертит по сторонам

Смотрит – вправо, влево,

Прямо, вверх.

Воспитатель: Посмотрите на эту картину. Кто это?

Дети: Сорока.

Она улетает или остается зимовать? К каким относится?

Дети: Остается зимовать, зимующая птица.

Воспитатель: Про сороку у нас много пословиц, давайте одну из них послушаем.

Богдан: Сорока на хвосте принесла.

Воспитатель: Почему так говорят? Потому что много стрекочет, как будто много болтает и хвост у нее длинный. Сравнивают болтливых людей с сорокой и появилась такая пословица: «Сорока на хвосте принесла».

Посмотрите внимательно, кто еще прилетает к нам на участок.

Дети: Синица, ворона, клест.

Альфина загадает нам загадку.

Альфина: Небольшая пестрая птица

Не боится зимой простудиться

Угощенье

Прилетает к нам часто… (Синица).

Настя: Клюв огромен, взгляд суров,

Частый гость она дворов.

На суку сидит у дома,

Громко каркает … (Ворона).

Воспитатель: Вот посмотрите на эту птицу и послушайте небольшой рассказ:

Это клест. Клест относится к зимующим птицам. У клеста удивительный клюв – очень крепкий, толстый, сжатый с боков. Кончик верхней части клюва загнут крючком вниз, а нижняя, более сильная часть клюва, загнута вверх. Вот и получается клюв в виде креста.

Еще очень интересное. Птенцов клесты выводят зимой, в самые трескучие январские морозы. От холода птенцов спасает глубокое гнездо, утепленное ковром из пуха. Мама клестиха не вылетает из гнезда, папа клест заботится о них. Почему птенцы появляются зимой? Потому что зимой в лесу много еловых и сосновых шишек.

А мы ребята знаем очень много народных примет. Эти приметы созданы на основе наблюдений за поведением разных птиц.

Ангелина: Ворона кричит зимой к метели.

Рената: Воробьи дружно расчирикались – к оттепели.

Егор: Снегирь зимою скрипит – на снег, вьюгу и слякоть.

Фадис: Воробьи прячутся в хворост – на мороз, перед метелью.

Игра «Один-много».

Ворона – вороны.

Галка – галки.

Воробей – воробьи – воробушка.

Снегирь – снегири.

Синица – синицы.

Клест – клесты.

Ворона – кар-кар.

Воробей – чик-чирик.

Синица – синь – синь.

Сорока – ча-ча-ча.

Снегирь – рюм –рюм.

Игра «Угадайте птицу по описанию».

Сегодня видела на улице птицу, маленькая, грудка розовая, сидит на ветке, как «яблочко». Кто это?

Дети: Снегирь.

Игра «Четвертый лишний». Зимующая – перелетная.

Игра «Словосочетание».

1. У сороки белые бока, поэтому ее называют белобока.

2. У синицы - желтая грудь, поэтому ее называют желтогрудая.

3. У совы – большая голова – называют большеголовая.

4. У дятла острый клюв – остроклювый.

5. У сороки длинный хвост – длиннохвостая.

Игра «Составь одно целое».

Детям нужно составить изображение птицы из разрезных картинок.

Итог занятия:

Сегодня мы поговорили о каких птицах?

Дети: О зимующих.

Почему мы называем их зимующими?

Дети: Они остались у нас зимовать.

Птицы верные наши помощники, защитники лесов и полей. Почему их так называют?

Дети: Они съедают вредных насекомых.

Птицы – друзья нашего детства. Как вы можете помочь птицам зимой?

Дети: Сделать кормушки, насыпать корм, покормить птиц.

Вот наша кормушка. Мы будем кормить птиц, будем любить и заботиться о них.

Валентина Шомникова
Конспект занятия «Беседа о птицах»

ЦЕЛЬ :

Учить замечать красоту живущих рядом с нами птиц .

Образовательная :

Расширять знания о мире птиц , их внешнем виде, о роли птиц в природе и жизни человека; углублять представление о причинах перелета птиц ; находить отличительные особенности строения махового и пухового перьев.

Развивающая :

Упражнять в словообразовании, умении выделять существенные различия птиц , учить анализировать и делать выводы на основе опытно – исследовательской деятельности; развивать память, мышление, наблюдательность, любознательность.

Воспитательная :

Воспитывать интерес к жизни птиц , бережное отношение, желание помогать им.

Мир природы богат и разнообразен. Важное место занимают в нем птицы – единственные из живущих ныне животных, умеющих летать. Благодаря этому совершенному способу передвижения птицы смогли расселиться по всему земному шару. Разновидностей птиц очень много . Они делятся по среде обитания, по способу добывания пищи, на диких и домашних, перелетных и зимующих. Но всех их объединяет один общий признак – это то, что они имеют оперение. Зачем оно птицам ?

Материалы к занятию : картины с изображением осени, картины с изображением зимующих и перелетных птиц , математические карточки на каждого ребенка, схема строения пера,макет кормушки и макеты птиц на каждого ребенка для проведения игры «Мы кормушку смастерили» ,по два листа бумаги на каждого ребенка для проведения опыта, набор перьев для каждого ребенка (маховое и пуховое) и лупы для проведения исследовательской деятельности, две кормушки для вывешивания на площадке и корм для птиц (пшено, крошки хлеба) .

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА :

Наблюдения : за сезонными изменениями в природе и установление причинно-следственных связей, проведение цикла наблюдений за птицами на участке ,рассматривание иллюстраций, ознакомление со схемой-моделью птицы .

Словарная работа : обогащение словаря прилагательными и новыми терминами (стержень – предмет удлиненной формы, являющийся основанием чего-либо, опахало – эластичная пластинчатая часть контурного пера, лежащая по обе стороны от его стержня, орнитолог – человек, изучающий птиц ).

Ход ЗАНЯТИЯ

Воспитатель. Сегодня мы с вами совершим путешествие в удивительный мир проды. Он очень красив и разнообразен. А чтобы понять, о чем мы будем говорить,отгадайте загадки :

1. Кто на елке на суку счет ведет ку-ку,ку-ку?

2. В красной шапке расшитой, в черненьком кофтане,знаменит в семье лесной песенкой смешной. Что за песня-красота тук-тук-тук да тра-та-та?

3. Зимой на ветке яблоки,скорей их собери. И вдруг вспорхнули яблоки, ведь это.. . (Ответы детей) .

О ком были загадки? Вы догадались, о ком мы будем говорить? Мы поговорим о птицах . На время нашего путешествия нам необходимо стать оргитологами. Вы знаете, кто такие орнитологи? (Ответы детей) . Правильно орнитолог – человек, изучающий птиц . Мы много говорили с вами о птицах , наблюдали за ними на прогулках. Давайте проверим, хорошо ли вы их знаете!

ИГРА «ПРИЛЕТЕЛИ ПТИЦЫ » .

Прилетели птицы :голуби,синицы,мухи и стрижи,

Комары,кукушки,чибисы,чижи,

Аисты,лягушки,совы и ватрушки.

Ой,как много в мире птиц :пеликанов и синиц,

Зимородков и клестов,попугаев и дроздов.

Есть фламинго,воробьи,есть колибри,соловьи.

Голуби,кукушки,пеночки-простушки,

Дятел,сокол и сова (днем в дупле сидит она) .

В поле перепел кричит.

Знаешь,их так много есть,что и всех не перечесть.

Нас сражают пением и буйным оперением!

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА.

БЕСЕДА О ПЕРЕЛЕТНЫХ И ЗИМУЮЩИХ ПТИЦАХ .

Воспитатель. Каких птиц вы видели на нашем участке? Каких птиц еще вы знаете ?Чем птицы питаются в природе ?Почему улетают зимовать в теплые страны? (Ответы детей) . Правильно. Зимой замерзают водоемы, исчезают насекомые,и птицам нечем питаться . Они вынуждены улетать в теплые страны, где нет зимы и морозов,чтобы удовлетворять потребность в пище. Как называются птицы ,которые улетают в теплые страны?Как называются птицы ,которые остаются зимовать (Ответы детей) . Назовите перелетных птиц (Ответы детей) . Назовите зимующих птиц (Ответы детей) .

ИГРА «ЧЕТВЕРТЫЙ ЛИШНИЙ» .

Все иллюстрации птиц обозначены цифрами от 1 до 4.

Воспитатель. Я буду задавать вопросы,а вы с помощью математических карточек должны показать цифру,обозначающую правильный ответ.

1. Найдите лишнюю птицу по среде обитания (дятел,клест,глухарь,воробей) .

2. Каким номером обозначена птица ,не являющаяся водоплавающей?

(лебедь,пингвин,гусь,цапля) .

3. Назовите номер птицы ,которая не является домашней (курица,индюк,

утка,павлин).

4. Каким номером обозначена перелетная птица ? (воробей,ворона,сорока,

ласточка).

5. Каким номером обозначена зимующая птица ? (лебедь,синица,журавль,

Молодцы! А теперь давайте мы превратимся в птиц . Раз,два,три,повернись в птицу быстро превратись !

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

согласно тексту :

Птица крыльями взмахнула ,птица перья отряхнула ,

Крылья убрала назад,сделав очень важный взгляд.

Посмотрела вправо – влево,удивилась : «Что за дело?

Нет тут птицы ни одной ,полечу-ка я домой».

Полетела,полетела,в гнездышко свое присела.

НОВЫЙ МАТЕРИАЛ.

Воспитатель : В этом шутливом четверостишии говорится о возможностях птиц . Как вы думаете каких? (Ответы детей) . Правильно, птицы умеют летать . А человек может взлететь? Почему? (Ответы детей) .

Ребята,давайте проведем опыт. Перед вами два листа бумаги. Возьмите один из них и скомкайте его в шарик, а теперь осторожно выпустите его из рук. Что произошло? Возьмите другой лист и так же осторожно выпустите из рук. Что вы увидели?Почему так происходит : листы одинаковые, а падают по-разному? Какой вывод можно сделать? (Ответы детей) . Правильно, не скомканный лист – широкий. За счет своей поверхности он опирается на воздух и не падает, а летит. Почему же птицы летают ? (Дети высказывают свои предположения) . Птицы самые крупные , быстрые и выносливые из ныне живущих летающих животных. Их гладкое тело с легкостью преодолевает сопротивление воздуха,а сильные крылья поднимают ввысь и несут вперед. Крылья у птиц легкие ,сильные и гибкие.

Птицы – единственные животные на Земле, имеющие перья. Как вы думаете какую роль играют перья для птиц ? (Ответы детей) . Оперение птицы состоит из огромного количества перьев (рассматриваем картины) . Длинные перья крыльев называются маховые. Они предназначены для полета,поэтому прочны и расположены по краям крыльев. Именно эти перья поднимают птицу вверх . Хвостовые перья называются рулевыми. Они тоже прочные и длинные и предназначены для поворота в полете. Мелкие перья – пуховые – расположены под рулевыми и маховыми перьями. Они согревают птицу .

ПОИСКОВО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Воспитатель. Давайте рассмотрим, как устроены перья у птиц . (Рассматриваем схемы строения пера) . У пера есть проходящий посередине упругий стержень и плоское опахало. Стержень у пера внутри пустой. Как вы думаете почему? (Ответы детей) . Правильно, чтобы птица была легкой и могла лететь. Теперь сядьте на свои рабочие места, найдите из предложенных перьев маховое и рассмотрите его. Что можно сказать про него? (Ответы детей) . Правильно, оно плотное, жесткое, большое по размеру. Посмотрите внимательно на основание между волосками – это стержень. Какой стержень у махового пера? (Ответы детей) . Да, он плотный и пустой. Попробуйте выпустить перо из рук. Что вы видите? Оно падает медленно, плавно кружась. Почему? Перо легкое, так как внутри стержня пустота. Помашите пером, понаблюдайте, что с ним происходит? Когда птица машет крыльями , перо эластично пружинит, не расцепляя волосков, сохраняя поверхность. Рассмотрите опахало через лупу. Что вы видите? (Ответы детей) . На бороздках пера есть выступы и крючочки,которые прочно и легко соединяются,как бы «застегивая» поверхность пера. Если по какой-то причине крючочки расцепятся, птица в момент чистки перьев соединит их клювом. А теперь выберете и рассмотрите те, которые обогревают птицу . Какие они? (Ответы детей) . Мелкие, мягкие, пушистые, нежные, стержень тоненький, волоски между собой не сцеплены, меленькие по размеру. Сравните стержни махового и пухового перьев. Что можно сказать о них? (Ответы детей) . На каких местах растут пуховые перья? (Ответы детей) . Перья не только украшают птицу , помогают им взлетать и держаться в воздухе, но и спасают их от ушибов и царапин, холода и жары, намокания и пересыхания.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «СЕРЕНЬКИЕ ПЕРЫШКИ» .

Воробьи – воробышки - (хлопки руками по бокам)

Серенькие перышки - (махи вверх-вниз перед собой)

Клюйте, клюйте крошки - (стук кулачком об кулачок)

У меня с ладошки - (дуем на раскрытые ладошки)

Нет, с ладошки не клюют - (руки в стороны,пожали плеч.)

И погладить не дают - (руки на поясе,наклоны в стор)

Как же нам поладить - (хлопки в ладоши)

Чтоб дались погладить

УПРАЖНЕНИЕ НА СЛОВООБРАЗОВАНИЕ.

Дети стоят в кругу. Игра в мяч.

Воспитатель. Я буду каждому из вас бросать мяч и говорить приметы птицы ,а вы должны из двух слов образовать прилагательное :

Если у птицы красная грудка ,то она какая? –желтая грудка,-черная головка,-белый бок,-длинные крылья,-большие глаза,-тонкий клюв,-длинные ноги, -черные крылья,-длинный хвост и т. д.

БЕСЕДА ОБ ОХРАНЕ ПТИЦ .

Ребята! Птицы ,как и люди, -живые существа. Но они маленькие и не могут себя защитить. А маленьких и слабых обижать нельзя!Что вы можете предложить для охраны птиц ? (Ответы детей) . Не разорять гнезда. Не кричать в лесу. Не брать яйца и птенцов из гнезда,развешивать кормушки,скворечники и дуплянки.

ИГРА «МЫ КОРМУШКУ СМАСТЕРИЛИ» .

У каждого ребенка изображение определенной птицы .

Мы кормушку смастерили,мы столовую открыли.

В гости в первый день недели к нам синицы прилетели.

А во вторник,посмотри,прилетели снегири,

Три вороны были в среду,мы не ждали их к обеду.

А в четверг со всех краев стая жадных воробьев.

В пятницу в столовой нашей голубь лакомился кашей.

А в субботу на пирог прилетали семь сорок.

В воскресенье,в воскресенье было общее веселье!

Молодцы! Накормили всех птиц , никто не остался голодным. Но это была игра.

Ребята! У нас тоже есть настоящая кормушка. Сегодня на прогулке мы повесим ее и всю зиму будем подкармливать птиц . И может быть спасем от голода не одну птицу . А летом птицы помогут нам ,они будут поедать насекомых-вредителей и продолжать охранять парки,сады и скверы и радовать нас своим веселым щебетанием.

ИТОГ ЗАНЯТИЯ .

Воспитатель. Сегодня мы с вами совершили путешествие в удивительный мир природы и узнали много нового о птицах . Что вам больше всего понравилось на занятии ? Какое задание было самым интересным? (Ответы детей) .

Б
еседа по теме: «Кто живет в лесу. Птицы»

для детей старшего дошкольного возраста

Цель: знакомство детей старшего возраста с птицами проживающими в лесу.

Задачи: научить детей различать лесных птиц по оперению, повадкам, месту обитания; развивать: зрительную память, познавательную мотивацию, наглядно образное мышление, словарный запас; прививать любовь к природе.

Оборудование: компьютер, картинки с изображением лесных птиц

Методические приемы: рассказ воспитателя о птицах, просмотр электронной презентации, физминутка «Птичка», загадки.

Ход беседы:

Ребята, какое сейчас за окном время года? (Зима)

Сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие в лес, чтобы познакомиться с лесными обитателями – птицами.

Слайд №1 «Опушка леса»

Вот мы и пришли на лесную опушку. Кто из вас знает, что означает словосочетание «опушка леса» (Опушка – это место где начинается лес)

А как надо вести себя в лесу? (Тихо. Веток не ломать, не кричать, не пугать обитателей леса)

Слайд №2 «Лес» (звучит фонограмма с пением птиц).

Верно. В лесу живет много разных птиц. Каких птиц вы знаете? (ответы детей)

Слайд №3 «Сова»

Эту птицу вы знаете? (Это сова)

Сова – птица полезная? Чем она полезна для человека?

(Она ловит мышей на полях, которые едят зерно, урожай на полях)

Слайд №4 «Совята»

Это её птенцы. Как их называют? (совята)

Кто сможет рассказать о совятах? Какие они?

Они смешные, у них место перьев пух. Клюв и когти у них уже острые. Они нужны им для того, чтобы питаться. Мама сова приносит в клюве пищу (мышей, лягушек) разрывает на мелкие кусочки и кормит птенцов. Глаза большие и круглые.

Слайд №5 «Лес»

Ребята слышите…Ку-ку, ку-ку! Кто ещё живёт в этом лесу?

(Кукушка)

Слайд №6 «Кукушка»

Хвост и крылья у кукушки серые серые. На грудке полоски.

Ребята, а вы знаете, что кукушка сама не выводит свои яйца и не кормит птенцов? Она откладывает свои яйца в чужие гнёзда. Яйцо так похоже на другие яйца в гнезде, что другая птица их высиживает.

Кукушка тоже полезная птица, она питается мохнатыми гусеницами, которые не по вкусу другим птицам. Этим кукушка спасает много деревьев.

Физминутка

Птица крыльями взмахнула, птица перья отряхнула,

Крылья убрала назад, сделав очень важный взгляд.

Посмотрела вправо – влево, удивилась: «Что за дело?

Нет тут птицы ни одной, полечу-ка я домой».

Полетела, полетела, в гнездышко свое присела.

А это, что за птица? (ответ детей) Эту птицу можно увидеть не только в лесу, но и рядом с человеком.

Люди строят домики для скворцов. Как они называются? (Скворечники)

Зачем они нужны скворцам? (выводят птенцов)

Слайд №7 «Скворечник»

Ребята, слышите барабанную дробь, как будто, кто-то стучит в барабан? Кто это может быть? (Дятел)

Слайд №8 «Дятел»

Посмотрите, что выдолбил дятел своим клювом. Зачем он это делает? (Так он достает насекомых и их личинок)

Слайд №9 «Соловей»

А вот на ветке сидит маленькая серенькая птичка. Оперение у неё не яркое, но это самый лучший певец наших лесов. Это соловей.

Слайд №10 «Тетерев»

Кто знает, что это за птица? (тетерев)

В лесах и перелесках нашей огромной страны живет эта красивая черная птица с красными бровками и необычным хвостом в форме лиры. Имя ей – тетерев. Тетерева относятся к семейству фазановых. Ведут они кочевой образ жизни, но зимой тетеревиные стаи обитают обычно в березовых рощах, где питаются вкусными березовыми почками.

Тетерев отлично умеет нырять. Но только не в воду, а в снег. В снегу эти птицы ночуют, а в сильные морозы могут и целыми днями сидеть в сугробе, выбираясь только один раз в день за пропитанием. Слух у тетерева отличный. Если, сидя в снегу, он услышит, как скрипит снег под лапами лисицы или под лыжами охотника, тетерев моментально выбирается из сугроба и улетает от опасности.

Слайд 11 «Клест»

Клёст – птица, размером чуть больше воробья. Клюв у клеста загнут, концы его крестообразно перекрещиваются, заходят друг на друга, он как будто сильно сжат. Благодаря этому клюву клёст очень ловко отгибает чешуйки на шишках и достаёт вкусные семена. А еще особенность этой птицы в том, что клесты выводят птенцов зимой, в морозы.

Нужно не забывать, что сейчас зима и птицам нужно помогать. Как? (развешивать кормушки и подкармливать птиц)

Давайте и мы с вами покормим птиц. (дети выполняют задание накорми птиц)

Итог. Наше путешествие закончилось. С какими птицами мы сегодня познакомились? Что нового узнали? Понравилось вам путешествие?

Список литературы:

1.Журнал «Дошкольное воспитание» №12 2010г

2. Программа М. А.Васильевой, В.В. Гербовой, раздел «Ребёнок и окружающий мир»

3. Комплексные занятия по разделу «Социальный мир»

Беседа «Что мы знаем о птицах?»

Цель: Уточнить представления детей о знакомых птицах,

условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц, в процессе беседы развивать умения устанавливать причинно-следственные связи.

Экологическая игра «Отгадай, какая птица»

Цель: Учить узнавать птицу по повадкам, внешнему виду, песням.

Экологическая игра «Птичья столовая»

Цель: Дать детям элементарные знания о том, чем кормят птиц зимой, воспитывать элементы экологического сознания.

Развивающая среда: иллюстрации - зимующие и перелетные птицы, календарь наблюдений за зимующими птицами; набор маховых и пуховых перьев; 2 листа бумаги, веер , два бумажных голубя; запись «Голоса птиц в природе».

Вопросы:

2. Можно ли их услышать сейчас в природе?

3. Почему нельзя?

4. Почему они улетели?

5. Какой корм едят эти птицы?

6. Где сейчас эти насекомые?

Подвести итог: птицы улетели в дальние края, так как с похолоданием для них не стало корма. Предложить детям назвать их одним словом (перелетные), показать на картинках.

Воспитатель: Сейчас мы отправимся в гости к птицам, которые не улетели от нас, а остались зимовать. Как мы назовем их одним словом? (Зимующие. Дети садятся на стулья у мольберта, на котором стоят картинки с изображениями зимующих птиц)

Посмотрите, кого вы здесь видите? Как вы догадались, что это за птицы? (Снегирь - красногрудый, чернокрылый; ворона - важная, горластая; сорока - белобокая, длиннохвостая, непоседа, пестрая; голубь сизокрылый; воробей - веселый, шустрый, маленький)

Воспитатель с детьми рассматривают календарь, вспоминают, кто кормится на участке, каких птиц можно увидеть в округе. Выясняют: все птицы приспособлены к самостоятельной добыче корма, но зимой его мало, поэтому зимующим птицам надо помочь. Их подкармливают в кор­мушках - это доброе дело людей, любящих природу.

Воспитатель: Отгадайте, кто поет «синь-синь-синь» {трещит, чирикает, воркует, каркает)? А теперь посмотрим, что делают снегири? (Склевывают рябину.) Покажите, как они это делают. А что делает воробей? (Клюет, прыгает, летает.) А сорока? {Прыгает, скачет по снегу.)

Покажите, как она делает это. Синица? (Поет). Покажем. (Низким и вы­соким голосом.) Голуби? (Воркуют: гру-гру-гру.) Покажем. Ворона? (Важ­но ходит, громко каркает.) Покажем.

2. А теперь поиграем в игру «Отгадай, какая птица». (Дети по по­вадкам, описанию внешности, песням угадывают птиц.)

Воспитатель: Что вокруг нас? Когда воздух можно почувствовать? Можно ли увидеть воздух? Почему человек не может взлететь? (Дети машут руками, подпрыгивают, пытаясь взлететь)

Воспитатель демонстрирует падение двух листов бумаги: один из них ровный и гладкий, другой скомкан и превращен в шарик. Просит объяснить, почему бумажный шарик падает очень быстро, словно каме­шек или мячик, а гладкий лист - медленно планируя? Делается вывод: гладкий лист - легкий и широкий, при падении опирается на воздух, по­этому может немного лететь.

Детям предлагается подумать и объяснить, почему птицы могут летать по воздуху. После высказываний детей воспитатель дает им пти­чьи перья для рассматривания (маховые и пуховые).

Вопросы:

1. Чем перышки отличаются друг от друга?

2. Какое из них согревает птичку и называется пуховым?

3. Где на теле у птицы растут пуховые перья?

4. Какое перо помогает птице летать и называется маховым?

5. Легкое оно или тяжелое?

6. Почему оно легкое?

7. Где у птицы на теле есть маховые перья?

Затем воспитатель показывает на примере веера, как складываются и раскрываются перья и хвост, когда птица взлетает и садится. С раскрытыми крыльями и хвостом даже маленькая птица становится широкой и большой, поэтому она может опираться на воздух. На земле рас крытые крылья и хвост мешают птице, поэтому она их складывает, крылья прилипают к телу.

Что еще делает птицу легкой? Как она ест - много или мало? Часто или редко? Делается вывод о том, что помогает птице летать по воздуху, как она приспособлена к наземно-воздушному образу жизни.

Птицы летают, потому что у них:

1) широкие крылья и хвост;

2) легкие перья с полым стержнем;

3) жесткие маховые перья;

4) птицы легкие, т. к. едят понемногу и часто.

В последующие дни во время прогулок продолжается разговор о полетах по воздуху. Дети делают бумажных голубей, запускают их. Од­ному, по предложению воспитателя, склеивают крылья и наблюдают его падение. Воспитатель рассказывает, что человек издавна мечтал летать, как птица, поэтому изобрел много летательных аппаратов. Дети перечис­ляют их, рассматривая изображения на картинках (воздушный шар , са­молет, вертолет , парашют и дельтаплан).

Физкультминутка

Руки подняли и помахали

Это деревья в лесу.

Локти согнули, кисти встряхнули

Ветер сбивает росу.

Плавно руками помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, покажем

Крылья мы сложим назад. (Дети выполняют движения по тексту)

Воспитатель:

Зима - очень трудное время для птиц, особенно если она морозная и снежная. Не найти птицам под снегом корма. Голодная птица сильно страдает от холода. Зимой день короткий, а чтобы выжить, не замерзнуть, пищи нужно съесть гораздо больше, чем летом. В первую очередь надо заботиться о птицах - верных друзьях леса и сада. Не только летом, но и зимой они целыми днями прыгают с ветки на ветку. Ищут щели и трещинки в коре, где прячутся насекомые. Если же ветки покрылись ледяной корочкой после оттепели или был сильный снегопад, их поиски бесполезны. Нужно поддерживать птиц.

Для корма пригодны семена различных растений: конопли, подсолнуха, дыни, тыквы, арбуза, многих сорных трав. А вот овес, пшено клюют только воробьи, овсянки, преимущественно для них же годятся крошки пшеничного хлеба. Синицы, кроме семян, очень любят сырое несоленое сало или мясо. Кусочки обвязывают ниткой или тонкой проволокой и развешивают на тонких ветвях. На толстые ветки или в кормушки эти лакомства для синиц класть бесполезно - утащат вороны.

Воспитатель предлагает детям из заранее приготовленных пакетов сделать кормушки для птиц, которые все вместе развешивают на участке детско­го сада и кладут туда корм.

Воспитатель читает стихотворение:

Хлебных крошек не жалей,

Заслужил их воробей.

Ты приладь ему кормушку,

Кликнет он свою подружку.

И пойдет веселый стук - Тук-тук-тук, Тук-тук-тук.