Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Органы, регулирующие аудиторскую деятельность РФ

К органам, регулирующим аудиторскую деятельность в РФ, относятся:

1) уполномоченный федеральный орган государственного регулирования аудиторской деятельности;

2) совет по аудиторской деятельности при уполномоченном федеральном органе;

3) аккредитованные профессиональные объединения.

Уполномоченным федеральным органом государственного регулирования аудиторской деятельности является Министерство финансов РФ.

Основные функции УФО:

1) издание в пределах своей компетенции нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность;

2) организация разработки и представление на утверждение Правительства РФ федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности; 3) организация системы аттестации, обучения, повышения квалификации аудиторов, лицензирование аудиторской деятельности;

4) организация системы надзора за соблюдением аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами лицензионных требований и условий;

5) контроль за соблюдением аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности;

6) определение объема и разработка представления отчетности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов;

7) ведение государственных реестров аттестованных аудиторов, аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, профессиональных аудиторских объединений, учебно-методических центров, предоставление информации, содержащейся в реестрах, всем заинтересованным лицам;

8) аккредитация профессиональных аудиторских объединений.

Совет по аудиторской деятельности при уполномоченном федеральном органе организован в целях учета мнения профессиональных участников рынка аудиторской деятельности. В соответствии с Законом совет по аудиторской деятельности:

1. принимает участие в подготовке и предварительном рассмотрении основных документов аудиторской деятельности и проектов решений уполномоченного федерального органа;

2. разрабатывает федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, периодически их пересматривает и выносит на рассмотрение уполномоченным федеральным органом;

3. рассматривает обращения и ходатайства аккредитованных профессиональных аудиторских объединений и вносит соответствующие рекомендации на рассмотрение уполномоченного федерального органа;

4. осуществляет иные функции в соответствии с положением о совете по аудиторской деятельности.

1. Аккредитованное профессиональное аудиторское объединение - объединение аудиторов, индивидуальных аудиторов, аудиторских организаций, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации в целях обеспечения условий аудиторской деятельности своих членов, защиты их интересов, действующее на некоммерческой основе, устанавливающее обязательные для своих членов правила (стандарты) осуществления профессиональной деятельности и профессиональной этики осуществляющее систематический контроль за их соблюдением, получившего аккредитацию в уполномоченном федеральном органе.

2. Профессиональное аудиторское объединение, удовлетворяющие указанным в пункте 1 настоящей статьи требованиям, членами которого являются не менее 1000 аттестованных аудиторов и (или) не менее 100 аудиторских организаций, вправе подать в уполномоченный федеральный орган заявление о своей аккредитации.

Под аккредитацией в уполномоченном федеральном органе понимаются официальное признание и регистрация этим органом профессиональных объединений.

Порядок получения аккредитации, отказа в выдаче и отзыва аккредитации, права и обязанности аккредитованных профессиональных аудиторских объединений определяются уполномоченным федеральным органом с учетом требований настоящего Федерального закона и рекомендаций совета по аудиторской деятельности.

3. Любая аудиторская организация и любой индивидуальный аудитор могут являться членами по крайней мере одного аккредитованного профессионального аудиторского объединения.

4. Аккредитованные профессиональные аудиторские объединения имеют право: участвовать в аттестации на право осуществления аудиторской деятельности, проводимой уполномоченным федеральным органом; в соответствии с квалификационными требованиями уполномоченного федерального органа разрабатывать учебные программы и планы, осуществлять профессиональную подготовку аудиторов; самостоятельно или по поручению уполномоченного федерального органа проводить проверки качества работы аудиторских организаций или индивидуальных аудиторов, являющихся их членами; по итогам проведенных проверок применять меры воздействия к виновным лицам и обращаться в уполномоченный федеральный орган с мотивированным ходатайством о наложении взыскания на таких лиц; ходатайствовать перед уполномоченным федеральным органом о выдаче претендентам квалификационных аттестатов аудитора; ходатайствовать перед уполномоченным федеральным органом приостановлении действия и аннулировании квалификационного аттестата аудитора в отношении своих членов; ходатайствовать перед уполномоченным федеральным органом о выдаче, приостановлении действия и аннулировании лицензии в отношении своих членов; обращаться в совет по аудиторской деятельности с предложениями по регулированию аудиторской деятельности; содействовать развитию профессии аудитора и повышению эффективности аудиторской деятельности в Российской Федерации; защищать профессиональные интересы аудиторов в органах государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, судах и правоохранительных органах; разрабатывать и издавать литературу и периодические издания по аудиту и сопутствующим ему услугам; представлять интересы аудиторов в международных профессиональных организациях аудиторов; осуществлять иные функции, определенные уполномоченным федеральным органом.

5.При аннулировании лицензии на осуществление аудиторской деятельности аудиторской организации или индивидуального аудитора эта аудиторская организация или этот индивидуальный аудитор исключаются из состава всех аккредитованных профессиональных аудиторских объединений членами которых они состоят, без права повторного вступления как в эти аккредитованные профессиональные аудиторские объединения, так и в другие аккредитованные объединения на срок, установленный уполномоченным федеральным органом, но не более трех лет со дня аннулирования лицензии у данной аудиторской организации или данного индивидуального аудитора.

Список литературы

профессиональный аккредитованный аудиторский полномочие

1. Аудит: Учеб. для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / Под ред. В.И. Подольского. 4-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. 744 с.

2. Макарова Л.Г. Требования к составлению и оформлению аудиторских заключений и отчетов // Аудиторские ведомости, 2009, №5

3. Подольский В.И. Классификация стандартов аудиторской деятельности // Аудиторские ведомости. 2010. №6. С. 3 - 12.

4. Селянина Е.Н. Итоги аудиторской проверки: практические аспекты // Аудиторские ведомости. 2009. №10. С. 66 - 69.

5. Сотникова Л.В. Аудиторское заключение: порядок составления // Аудиторские ведомости, 2009, №3

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Система нормативного регулирования аудиторской деятельности в РФ. Аккредитованные профессиональные аудиторские объединения. Страхование профессиональной и гражданской ответственности аудитора. Его профессиональная подготовка, образование и аттестация.

    курсовая работа , добавлен 30.09.2014

    Аккредитованные профессиональные аудиторские объединения. Взаимоотношение аудитора с клиентами, государственными и правоохранительными органами. Понятие, содержание, субъекты обязательного аудита. Ответственность за финансовую (бухгалтерскую) отчетность.

    шпаргалка , добавлен 15.11.2010

    История развития аудита, определение, принципы. Виды аудита, основные понятия в аудите. Государственные, общественные организации, регулирующие аудиторскую деятельность. Организационно-правовые формы и ограничения в осуществлении аудиторской деятельности.

    реферат , добавлен 17.02.2009

    Закон "Об аудиторской деятельности". Квалификационный аттестат аудитора, который дает право аудиторам проводить аудит в отраслях экономики. Аудит в современной России. Правовое регулирование аудиторской деятельности. Права и обязанности аудиторской фирмы.

    реферат , добавлен 04.05.2009

    Законодательно-нормативная база аудита в Российской Федерации. Структура и функционирование органов, регулирующих аудиторскую деятельность. Проведение проверки учредительных документов, прибыли от продажи продукции, капитальных вложений и затрат.

    шпаргалка , добавлен 06.11.2013

    Возникновение и этапы развития аудита в России. Экономические отношения, возникающие по поводу нормативно-правового регулирования бухгалтерского учета и аудита в РФ. Аккредитованные профессиональные аудиторские объединения, их полномочия и функции.

    дипломная работа , добавлен 20.06.2015

    Аудиторская деятельность. Понятие аудиторской деятельности. Законодательство Российской Федерации и другие акты об аудиторской деятельности. Аудитор и аудиторская организация. Права и обязанности аудиторской организации и индивидуальных аудиторов.

    доклад , добавлен 28.05.2008

    Характеристика системы регулирования аудиторской деятельности в России, обзор законодательных и нормативных актов. Особенности государственного регулирования с помощью централизованных органов и саморегулирования. Задачи и этапы аудита кассовых операций.

    контрольная работа , добавлен 24.01.2010

    Обязательный аудит. Требования к аудиторским организациям. Права и обязанности аудиторов, аудиторских организаций и аудируемых лиц. Правила аудиторской деятельности. Аннулирование квалификационного аттестата. Контроль за аудиторской деятельностью.

    реферат , добавлен 23.12.2008

    Необходимость аудита. Цели и задачи аудитa. Основные виды аудита. Понятие и предмет аудиторской проверки. Аудиторское заключение. Субъекты и объекты аудита. Ответственность аудитора. Орган, регулирующий аудиторскую деятельность.

Для осуществления аудита требуются наличие нормативных актов и система органов, на которые возложены контрольные функции по проверке соблюдения аудиторами требований законодательства Российской Федерации.

Аудиторскую деятельность регулируют следующие нормативные акты.

1. Законы и иные нормативные акты Российской Федерации:

· Федеральный закон от 07.08.2001 № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности»;

· постановление Правительства РФ от 29.03.2002 № 190 «О лицензировании аудиторской деятельности», действует до 01.07.2006; приказ Минфина России от 12.09.2002 № 93н «Об утверждении временного положения о системе аттестации , обучения и повышения квалификации аудиторов в Российской Федерации»;

· иные нормативные акты, не противоречащие Федеральному закону от 07.08.2001 № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

2. Федеральные , утвержденные Правительством РФ.

3. Отраслевые нормативные акты:

· внутренние правила (стандарты), действующие в аккредитованных профессиональных аудиторских объединениях;

· Кодекс профессиональной этики аудиторов, действующий в аккредитованных профессиональных аудиторских объединениях.

4. Внутрифирменные правила (стандарты) аудиторской деятельности, действующие в аудиторской организации , у индивидуального аудитора.

Основным нормативным актом, регулирующим аудит в России, является Федеральный закон от 07.08.2001 № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности». В нем дано понятие аудита, аудиторских услуг, определены права, обязанности, ответственность аудируемых лиц, аудиторской организации; раскрыты требования по аттестации, лицензированию ; определены органы, на которые возложены контрольные функции за соблюдением требований законодательства в области аудита.

Контроль за соблюдением норм законодательства, стандартов аудита и профессиональной этики может осуществляться как уполномоченным государственным органом, так и профессиональными аудиторскими объединениями. В международной практике сложились различные подходы к регулированию аудиторской деятельности: от жестко централизованной со стороны государства системы во Франции, где Корпорация экспертов -бухгалтеров (действующая с 1945 г.) находится под патронажем Министерства финансов, а Объединение комиссаров по счетам (действующее с 1968 г.) ¾ Министерства юстиции и судебных органов, до системы саморегулирования посредством профессиональных общественных аудиторских объединений в англоязычных странах (США, Великобритании). В первом случае пользователями результатов аудита , представленных вместе с финансовой отчетностью, является государство, во втором ¾ инвесторы , собственники. 1 В англоязычных странах происходят изменения тенденции развития контроля за аудиторской деятельностью, осуществляемой со стороны государства, что свидетельствует об усилении роли государственного контроля в отношении профессиональных объединений.

К органам, осуществляющим контроль за аудиторской деятельностью в России, относятся:

· уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, определенный Правительством РФ;

· аккредитованные профессиональные аудиторские объединения.

В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 07.08.2001 № 199-ФЗ «Об аудиторской деятельности» на уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в лице Минфина России возложены следующие функции:

· издание нормативных актов в пределах своей компетенции;

· организация разработки и представления на утверждение Правительству РФ правил (стандартов) аудиторской деятельности;

· организация системы аттестации , обучения, повышения квалификации, лицензирования ;

· организация системы надзора за соблюдением лицензионных требований;

· осуществление контроля за соблюдением федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности;

· определение объема и порядка предоставления отчетности об аудиторской деятельности, финансовой отчетности (с 1999 г. формируется банк данных по отчетности, направляемой аудиторскими организациями в соответствии с приказом Минфина России от 27.10.1999 № 69н 2);

· ведение реестра аудиторов, аудиторских фирм;

· осуществление аккредитации профессиональных аудиторских объединений.

Профессиональные аудиторские объединения в соответствии со ст. 20 Федерального закона от 07.08.2001 № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» являются саморегулируемыми и создаются с целью обеспечения условий аудиторской деятельности своих членов, осуществления контроля за качеством выполняемых ими профессиональных услуг, защиты их интересов, действуют на некоммерческой основе.

Аккредитованные профессиональные аудиторские объединения имеют право:

· участвовать в аттестациина право осуществления аудиторской деятельности;

· разрабатывать в соответствии с квалификационными требованиями учебные программы, планы, осуществлять профессиональную подготовку аудиторов ;

· проводить проверки качества работы своих членов самостоятельно или по поручению уполномоченного федерального органа;

· применять меры по итогам проверок;

· обращаться в уполномоченный федеральный орган с ходатайством в отношении своих членов а) о наложении взыскания за несоблюдение законодательства; б) о выдаче претендентам, приостановлении действия, аннулировании квалификационных аттестатов аудиторов; в) о выдаче, приостановлении действия, аннулировании лицензии ;

· обращаться с предложениями по регулированию аудиторской деятельности;

· содействовать развитию профессии аудитора и повышению эффективности аудиторской деятельности в Российской Федерации;

· защищать профессиональные интересы аудиторов в органах государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, судах, правоохранительных органах;

· разрабатывать и издавать литературу по аудиту и сопутствующим услугам;

· представлять интересы аудиторов в международных профессиональных организациях аудиторов;

· осуществлять иные функции.

Профессиональные аудиторские организации должны:

· получить аккредитацию в уполномоченном федеральном органе;

· установить обязательные для своих членов правила (стандарты) осуществления профессиональной деятельности;

· определить требования к профессиональной этике;

· осуществлять систематический контроль засоблюдением профессиональных и этических норм.

В аккредитованном профессиональном аудиторском объединении должно быть не менее 1000 аттестованных аудиторов и (или) не менее 100 аудиторских организаций. В перспективе предполагается передать аккредитованным аудиторским объединениям широкие полномочия по организации и осуществлению внешнего контроля качества аудита в отношении аудиторских организаций и аудиторов. Предлагается, что каждая аудиторская организация, аудитор обязаны будут планово проходить внешний контроль качества работы не реже чем один раз в два, три года.

Согласно ст. 19 Федерального закона от 07.08.2001 № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» при уполномоченном федеральном органе исполнительной власти определен Совет по аудиторской деятельности. Он создается для учета мнения профессиональных участников рынка аудиторской деятельности и выполняет следующие функции:

· принимает участие в подготовке и предварительном рассмотрении основных документов аудиторской деятельности и проектов решений Минфина России;

· разрабатывает федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности , периодически их пересматривает и выносит на рассмотрение в Минфин России;

· рассматривает обращения и ходатайства аккредитованных профессиональных аудиторских объединений и вносит соответствующие рекомендации на рассмотрение в Минфин России.

В соответствии с Федеральным законом от 07.08.2001 № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» большая роль в организации внешнего контроля качества и развитии аудита в России предоставляется профессиональным аудиторским объединениям.

1 Аудит / Ю. А. Данилевский, С. М. Шапигузов, Н. А. Ремизов и др. М.: ИД ФБК ПРЕСС, 2002.

2 Приказ Минфина России от 27.10.1999 № 69н «Об утверждении порядка представления отчета аудиторскими организациями и аудиторами, имеющими лицензии на осуществление аудиторской деятельности в области общего аудита, аудита бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов, а также аудита страховщиков» // Финансовая газета. 1999. № 51.

Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование аудиторской деятельности в РФ, является Минфин России. В свою очередь, МинФин России возложил выполнение данных функций на созданный в этом министерстве Департамент организации аудиторской деятельности. В структуре аудиторской деятельности появился Уполномоченный Федеральный орган (УФО). Это совершенно новый орган, призванный осуществлять государственное регулирование аудиторской деятельности.

Организационно-правовая структура аудиторской деятельности в РФ представлена на рисунке 2.1.

В целях учета мнения профессиональных участников рынка аудиторской деятельности создан Совет по аудиторской деятельности при УФО. Положение о совете по аудиторской деятельности утверждается руководителем УФО (рис. 2.2).

Основными функциями Совета по аудиторской деятельности являются:

    принятие участия в подготовке и предварительном рассмотрении основных документов аудиторской деятельности и проектов решения УФО;

    разработка федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, также Совет по аудиторской деятельности периодически их пересматривает и выносит на рассмотрение УФО;

    рассмотрение обращений и ходатайств аккредитованных профессиональных аудиторских объединений, вынесение соответствующих рекомендаций на рассмотрение УФО;

    осуществление иных функций в соответствие с положением о Совете по аудиторской деятельности.

Рис. 2.1. Организационно-правовое регулирование аудиторской деятельности в России

Законом «Об аудиторской деятельности» вводится институт аккредитованных профессиональных аудиторских объединений

Аккредитованное профессиональное – это объединение аудиторов, индивидуаль аудиторское объединение ных аудиторов, аудиторских организаций,

созданное в соответствии с законодатель-

ством РФ в целях обеспечения условий

аудиторской деятельности своих членов,

защиты их интересов.

Действующее на некоммерческой основе, устанавливающее для своих членов правила (стандарты) осуществления профессиональной деятельности и профессиональной этики.

Любая аудиторская организация и любой индивидуальный аудитор могут являться членами, по крайней мере, одного аккредитованного профессионального аудиторского объединения, которому передаются определенные полномочия.

В настоящее время в РФ созданы профессиональные аудиторские объединения: Аудиторская палата России, Институт профессиональных аудиторов, Институт профессиональных бухгалтеров России, аудиторские палаты Москвы, Санкт–Петербурга и др.

УФО государственного регулирования аудиторской деятельности передает таким объединениям определенные полномочия. Возрастают авторитет и известность этих объединений среди аудиторов и бухгалтеров России.

При таком подходе государство в дальнейшем сможет передать аккредитованным аудиторским объединениям все больше соответствующих функций по регулированию аудиторской деятельности в РФ.

Органы, регулирующие аудиторскую деятельность РФ

К органам, регулирующим аудиторскую деятельность в РФ, относятся:

  • 1) уполномоченный федеральный орган государственного регулирования аудиторской деятельности;
  • 2) совет по аудиторской деятельности при уполномоченном федеральном органе;
  • 3) аккредитованные профессиональные объединения.

Уполномоченным федеральным органом государственного регулирования аудиторской деятельности является Министерство финансов РФ.

Основные функции УФО:

  • 1) издание в пределах своей компетенции нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность;
  • 2) организация разработки и представление на утверждение Правительства РФ федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности; 3) организация системы аттестации, обучения, повышения квалификации аудиторов, лицензирование аудиторской деятельности;
  • 4) организация системы надзора за соблюдением аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами лицензионных требований и условий;
  • 5) контроль за соблюдением аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности;
  • 6) определение объема и разработка представления отчетности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов;
  • 7) ведение государственных реестров аттестованных аудиторов, аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, профессиональных аудиторских объединений, учебно-методических центров, предоставление информации, содержащейся в реестрах, всем заинтересованным лицам;
  • 8) аккредитация профессиональных аудиторских объединений.

Совет по аудиторской деятельности при уполномоченном федеральном органе организован в целях учета мнения профессиональных участников рынка аудиторской деятельности. В соответствии с Законом совет по аудиторской деятельности:

  • 1. принимает участие в подготовке и предварительном рассмотрении основных документов аудиторской деятельности и проектов решений уполномоченного федерального органа;
  • 2. разрабатывает федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, периодически их пересматривает и выносит на рассмотрение уполномоченным федеральным органом;
  • 3. рассматривает обращения и ходатайства аккредитованных профессиональных аудиторских объединений и вносит соответствующие рекомендации на рассмотрение уполномоченного федерального органа;
  • 4. осуществляет иные функции в соответствии с положением о совете по аудиторской деятельности.
  • 1. Аккредитованное профессиональное аудиторское объединение - объединение аудиторов, индивидуальных аудиторов, аудиторских организаций, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации в целях обеспечения условий аудиторской деятельности своих членов, защиты их интересов, действующее на некоммерческой основе, устанавливающее обязательные для своих членов правила (стандарты) осуществления профессиональной деятельности и профессиональной этики осуществляющее систематический контроль за их соблюдением, получившего аккредитацию в уполномоченном федеральном органе.
  • 2. Профессиональное аудиторское объединение, удовлетворяющие указанным в пункте 1 настоящей статьи требованиям, членами которого являются не менее 1000 аттестованных аудиторов и (или) не менее 100 аудиторских организаций, вправе подать в уполномоченный федеральный орган заявление о своей аккредитации.

Под аккредитацией в уполномоченном федеральном органе понимаются официальное признание и регистрация этим органом профессиональных объединений.

Порядок получения аккредитации, отказа в выдаче и отзыва аккредитации, права и обязанности аккредитованных профессиональных аудиторских объединений определяются уполномоченным федеральным органом с учетом требований настоящего Федерального закона и рекомендаций совета по аудиторской деятельности.

  • 3. Любая аудиторская организация и любой индивидуальный аудитор могут являться членами по крайней мере одного аккредитованного профессионального аудиторского объединения.
  • 4. Аккредитованные профессиональные аудиторские объединения имеют право: участвовать в аттестации на право осуществления аудиторской деятельности, проводимой уполномоченным федеральным органом; в соответствии с квалификационными требованиями уполномоченного федерального органа разрабатывать учебные программы и планы, осуществлять профессиональную подготовку аудиторов; самостоятельно или по поручению уполномоченного федерального органа проводить проверки качества работы аудиторских организаций или индивидуальных аудиторов, являющихся их членами; по итогам проведенных проверок применять меры воздействия к виновным лицам и обращаться в уполномоченный федеральный орган с мотивированным ходатайством о наложении взыскания на таких лиц; ходатайствовать перед уполномоченным федеральным органом о выдаче претендентам квалификационных аттестатов аудитора; ходатайствовать перед уполномоченным федеральным органом приостановлении действия и аннулировании квалификационного аттестата аудитора в отношении своих членов; ходатайствовать перед уполномоченным федеральным органом о выдаче, приостановлении действия и аннулировании лицензии в отношении своих членов; обращаться в совет по аудиторской деятельности с предложениями по регулированию аудиторской деятельности; содействовать развитию профессии аудитора и повышению эффективности аудиторской деятельности в Российской Федерации; защищать профессиональные интересы аудиторов в органах государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, судах и правоохранительных органах; разрабатывать и издавать литературу и периодические издания по аудиту и сопутствующим ему услугам; представлять интересы аудиторов в международных профессиональных организациях аудиторов; осуществлять иные функции, определенные уполномоченным федеральным органом.
  • 5. При аннулировании лицензии на осуществление аудиторской деятельности аудиторской организации или индивидуального аудитора эта аудиторская организация или этот индивидуальный аудитор исключаются из состава всех аккредитованных профессиональных аудиторских объединений членами которых они состоят, без права повторного вступления как в эти аккредитованные профессиональные аудиторские объединения, так и в другие аккредитованные объединения на срок, установленный уполномоченным федеральным органом, но не более трех лет со дня аннулирования лицензии у данной аудиторской организации или данного индивидуального аудитора.

Список литературы

профессиональный аккредитованный аудиторский полномочие

  • 1. Аудит: Учеб. для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / Под ред. В.И. Подольского. 4-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. 744 с.
  • 2. Макарова Л.Г. Требования к составлению и оформлению аудиторских заключений и отчетов // Аудиторские ведомости, 2009, №5
  • 3. Подольский В.И. Классификация стандартов аудиторской деятельности // Аудиторские ведомости. 2010. №6. С. 3 - 12.
  • 4. Селянина Е.Н. Итоги аудиторской проверки: практические аспекты // Аудиторские ведомости. 2009. №10. С. 66 - 69.
  • 5. Сотникова Л.В. Аудиторское заключение: порядок составления // Аудиторские ведомости, 2009, №3

Одним из субъектов рынка аудиторских услуг является уполномоченный федеральный орган государственного регулирования аудиторской деятельности. Таким органом, согласно постановлению Правительства РФ от 6 февраля 2002 г. N 80 "О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации", стало Министерство финансов РФ. Данному государственному органу законодателем переданы все полномочия по регулированию аудиторского рынка (до этого Министерство финансов РФ лицензировало общий, страховой и инвестиционный аудит, а ЦБ РФ - банковский).

Предшественником уполномоченного федерального органа была Комиссия по аудиторской деятельности при Президенте РФ, действовавшая на основании вышеназванного Указа Президента РФ от 22 декабря 1993 г. N 2263.

В Законе об аудиторской деятельности четко определены функции уполномоченного федерального органа, которые, на наш взгляд, можно объединить по двум принципиальным направлениям, а именно:

1) создание условий для организации и проведения аудита (организационное регулирование);

2) создание условий для развития аудита в РФ (стратегическое регулирование).

К группе организационного регулирования следует отнести полномочия федерального органа по организации системы аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов, лицензированию аудиторской деятельности, организации системы надзора за соблюдением аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами лицензионных требований и условий, ведению государственных реестров аттестованных аудиторов и профессиональных аудиторских объединений, а также их аккредитации (ст. 18).

В рамках стратегического регулирования уполномоченный федеральный орган наделяется функциями по организации разработки и представлению на утверждение Правительства РФ федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, определению объема и порядка представления отчетности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.

Новым по сравнению с Временными правилами является предусмотренное ст.19 Закона создание Совета по аудиторской деятельности при уполномоченном федеральном органе. Основной целью его деятельности является учет мнения профессиональных участников рынка аудиторских услуг.

Помимо этого Совет по аудиторской деятельности вправе принимать участие в подготовке, предварительном рассмотрении основных документов и проектов решений уполномоченного федерального органа, разрабатывать федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, рассматривать обращения и ходатайства аккредитованных профессиональных аудиторских объединений и вносить соответствующие рекомендации на рассмотрение федерального органа, а также осуществлять другие функции в соответствии с Положением о Совете по аудиторской деятельности (п.1, 2 ст.19).



Члены Совета утверждаются руководителем уполномоченного федерального органа по представлению аккредитованных профессиональных аудиторских объединений, федеральных органов исполнительной власти, научных организаций и высших учебных заведений. При этом представительство аккредитованных профессиональных аудиторских объединений должно составлять не менее 51% от общего Состава совета (п.3 ст.19). В состав этого органа должны также входить представители государственных органов, ЦБ РФ, пользователей аудиторских услуг и федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих регулирование профессиональной деятельности организаций, подлежащих обязательному аудиту.