Условны, подвижны, носят виртуальный характер. Виртуальность потребностей в том, что каждая из них содержит и свое иное, момент самоотрицания. В связи с многообразием условий реализации, возраста, окружающей среды биологическая потребность становится материальной, социальной или духовной, т.е. трансформируется. В параллелограмме потребностей (биологическая потребность-материальная-социальная — духовная) главенствующей становится та потребность, которая наиболее соответствует личному смыслу жизни человека, лучше вооружена средствами своего удовлетворения, т.е. та, которая лучше мотивирована.

Переход от потребности к деятельности есть процесс изменения направления потребности изнутри к внешней среде. В основе любой деятельности лежит мотив, побуждающий к ней человека, однако не всякая деятельность может удовлетворить мотив. Механизм этого перехода включает: I) выбор и мотивацию предмета потребности (мотивация — обоснование предмета для удовлетворения потребности); 2) при переходе от потребности к деятельности потребность трансформируется в цель и интерес (осознанную потребность).

Таким образом, потребность и мотивация тесно связаны: потребность стимулирует человека к деятельности, а компонентом деятельности всегда является мотив.

Мотив человека и личности

Мотив — это то, что побуждает человека к деятельности, направляя его на удовлетворение определенной потребности. Мотив есть отражение потребности, которая действует как объективная закономерность, объективная необходимость.

Например, в качестве мотива могут выступать как упорная работа с воодушевлением и энтузиазмом, так и уклонение от нес в знак протеста.

В качестве мотивов могут выступать потребности, мысли, чувства и другие психические образования. Однако для осуществления деятельности недостаточно внутренних побуждений. Необходимо иметь объект деятельности и соотносить побуждения с целями, которые индивид желает достичь в результате деятельности. В мотивационно-целевой сфере с особой ясностью выступает социальная обусловленность деятельности.

Под [[Мотивационно-потребностная сфера личности|потребностно-мотивационной сферой личности понимается вся совокупность мотивов, которые формируются и развиваются в течение жизни человека. В целом эта сфера динамична, но некоторые мотивы относительно устойчивы и, подчиняя себе остальные мотивы, образуют как бы стержень всей сферы. В этих мотивах проявляется направленность личности.

Мотивация человека и личности

Мотивация - это совокупность внутренних и внешних движущих сил, побуждающих человека действовать специфическим, целенаправленным образом; процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения целей организации или личных целей.

Понятие «мотивация» более широкое, чем понятие «мотив». Мотив в отличие от мотивации — это то, что принадлежит субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий. Понятие «мотивация» имеет двойной смысл: во-пер- вых, это система факторов, влияющих на поведение человека (потребности, мотивы, цели, намерения и др.), во-вторых, характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне.

В мотивационной сфере выделяются:

  • мотивационная система личности — общая (целостная) организация всех побудительных сил деятельности, лежащих в основе поведения человека, которая включает в себя такие компоненты, как потребности, собственно мотивы, интересы, влечения, убеждения, цели, установки, стереотипы, нормы, ценности и др.;
  • мотивация достижения — потребность в достижении высоких результатов поведения и удовлетворении всех других потребностей;
  • мотивация самоактуализации — высший уровень в иерархии мотивов личности, состоящий в потребности личности к наиболее полной реализации своего потенциала, в потребности самореализации себя.

Достойные цели, перспективные планы, хорошая организация будут малоэффективны, если не обеспечена заинтересованность исполнителей в их реализации, т.е. мотивация. Мотивация может компенсировать многие недостатки других функций, например недостатки в планировании, но слабую мотивацию практически невозможно чем-то компенсировать.

Успех в любой деятельности зависит не только от способностей и знаний, но и от мотивации (стремления работать и достигать высоких результатов). Чем выше уровень мотивации и активности, тем больше факторов (т.е. мотивов) побуждают человека к деятельности, тем больше усилий он склонен прикладывать.

Высокомотивированные индивиды больше работают и, как правило, достигают лучших результатов в своей деятельности. Мотивация — это один из важнейших факторов (наряду со способностями, знаниями, навыками), который обеспечивает успех в деятельности.

Было бы неверно рассматривать мотивационную сферу личности только как отражение совокупности ее собственных индивидуальных потребностей. Потребности индивида связаны с потребностями общества, формируются и развиваются в контексте их развития. Некоторые потребности индивида можно рассматривать как индивидуализированные общественные потребности. В могивационной сфере личности так или иначе отражаются и ее индивидуальные, и общественные потребности. Форма отражения зависит от того, какое положение занимает индивид в системе общественных отношений.

Мотивирование

Мотивирование - это процесс влияния на человека с целью побуждения его к определенным действиям посредством активизации определенных мотивов.

Выделяют два основных типа мотивирования:

  • внешнее воздействие на человека с целью побуждения его производить определенные действия, приводящие к желательному результату. Этот тип напоминает торговую сделку: «Я вам даю, что вы желаете, а вы удовлетворяете мое желание»;
  • формирование определенной мотивационной структуры человека как тип мотивирования носит воспитательный и образовательный характер. Его осуществление требует больших усилий, знаний, способностей, но и результаты превосходят результаты первого типа мотивирования.

Основные мотивы человека

Возникшие потребности заставляют человека активно искать способы их удовлетворения, становятся внутренними побудителями деятельности, или мотивами. Мотив (от лат. movero — приводить в движение, толкать) — это то, что движет живым существом, ради чего оно тратит свою жизненную энергию. Будучи непременным «запалом» любых действий и их «горючим материалом», мотив всегда выступал на уровне житейской мудрости в различных представлениях о чувствах (удовольствие или неудовольствие и др.) — побуждениях, влечениях, стремлениях, желаниях, страстях, силе воли и т.д.

Мотивы могут быть различные: интерес к содержанию и процессу деятельности, долг перед обществом, самоутверждение и т.п. Так, ученого к научной деятельности могут побуждать следующие мотивы: самореализация, познавательный интерес, самоутверждение, материальные стимулы (денежное вознаграждение), социальные мотивы (ответственность, стремление принести пользу обществу).

Если человек стремится к выполнению определенной деятельности, можно сказать, что у него есть мотивация. Например, если ученик прилежен в учебе — у него мотивация к учебе; у спортсмена, который стремится достичь высоких результатов, — высокий уровень мотивации достижения; желание руководителя всех подчинять свидетельствует о наличии высокого уровня мотивации к власти.

Мотивы — это относительно устойчивые проявления, атрибуты личности. Например, утверждая, что определенному человеку присущ познавательный мотив, мы подразумеваем, что во многих ситуациях у него проявляется познавательная мотивация.

Мотив не может быть объяснен сам по себе. Он может быть понят в системе тех факторов — образов, отношений, действий личности, которые составляют общий строй психической жизни. Его роль заключается в том, чтобы придать поведению импульс и направленность к цели.

Побуждающие факторы можно распределить на два относительно самостоятельных класса:

  • потребности и инстинкты как источники активности;
  • мотивы как причины, которые определяют направленность поведения или деятельности.

Потребность — это необходимое условие любой деятельности, однако потребность сама по себе еще не способна задать деятельности четкого направления. Например, наличие у человека эстетической потребности создает соответствующую избирательность, но это еще не указывает на то, что именно человек будет делать для удовлетворения этой потребности. Возможно, он будет слушать музыку, а возможно, будет пытаться сочинить стихотворение или написать картину.

Чем различаются понятия ? При анализе вопроса, почему индивид вообще приходит в состояние активности, проявления потребностей рассматривают как источники активности. Если изучается вопрос, на что направлена активность, ради чего выбираются именно эти действия, поступки, то в первую очередь исследуются проявления мотивов (как побуждающих факторов, которые определяют направление деятельности или поведения). Таким образом, потребность побуждает к активности, а мотив — к направленной деятельности. Можно сказать, что мотив — это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей субъекта. Изучение мотивов учебной деятельности у школьников выявило систему разнообразных мотивов. Одни мотивы являются основными, ведущими, другие — второстепенными, побочными, они не имеют самостоятельного значения и всегда подчинены ведущим. У одного школьника ведущим мотивом учения может быть стремление завоевать авторитет в классе, у другого — желание получить высшее образование, у третьего — интерес к самим знаниям.

Как возникают и развиваются новые потребности? Как правило, каждая потребность опредмечивается (и конкретизируется) на одном или нескольких предметах, которые способны удовлетворить эту потребность, например эстетическая потребность может опредметиться на музыке, а в процессе своего развития может опредметиться и на поэзии, т.е. уже больше предметов могут ее удовлетворить. Следовательно, потребность развивается в направлении увеличения числа предметов, которые способны ее удовлетворить; изменение и развитие потребностей происходит путем изменения и развития предметов, которые им отвечают и в которых они опредмечиваются и конкретизируются.

Мотивировать человека означает затронуть его важные интересы, создать ему условия для реализации себя в процессе жизнедеятельности. Для этого человек по меньшей мере должен: быть знаком с успехом (успех — это реализация цели); иметь возможность увидеть себя в результатах своего труда, реализовать себя в труде, ощущать свою значимость.

Но смысл деятельности человека заключается не только в получении результата. Привлекать может деятельность сама по себе. Человеку может нравиться процесс выполнения деятельности, например проявление физической и интеллектуальной активности. Подобно физической активности, умственная активность сама по себе приносит человеку удовольствие и является специфической потребностью. Когда субъекта побуждает сам процесс деятельности, а не его результат, то это свидетельствует о наличии процессуального компонента мотивации. В процессе учебы процессуальному компоненту отведена очень важная роль. Стремление преодолеть трудности в учебной деятельности, испытать свои силы и способности может стать личностно значимым мотивом учебы.

В то же время результативная мотивационная установка играет организующую роль в детерминации деятельности, особенно если ее процессуальный компонент (т.е. процесс деятельности) вызывает негативные эмоции. В этом случае на первый план выступают цели, намерения, которые мобилизуют энергию человека. Постановка целей, промежуточных заданий — это значительный мотивационный фактор, который стоит использовать.

Для понимания сущности мотивационной сферы (се состава, строения, имеющего многомерный и многоуровневый характер, динамики) необходимо прежде всего рассмотреть связи и отношения человека с другими людьми, учитывая, что эта сфера формируется и под влиянием жизни общества — его норм, правил, идеологии, политики и др.

Один из важнейших факторов, определяющих мотивационную сферу личности, — принадлежность человека к какой-либо группе. Например, подростки, которые интересуются спортом, отличаются от своих сверстников, увлекающихся музыкой. Поскольку любой человек входит в ряд групп и в процессе его развития число таких групп растет, естественно, изменяется и его мотивационная сфера. Поэтому возникновение мотивов надо рассматривать не как процесс, вытекающий из внутренней сферы индивида, а как явление, связанное с развитием его отношений с другими людьми. Иначе говоря, изменение мотивов определяется не законами спонтанного развития индивида, а развитием его отношений и связей с людьми, с обществом в целом.

Мотивы личности

Мотивы личности - это потребность (или система потребностей) личности в функции побуждения. Внутренние психические побуждения к деятельности, поведению обусловлены актуализацией тех или иных потребностей личности. Деятельностные мотивы могут быть самые разные:

  • органические — направлены на удовлетворение естественных потребностей организма и связаны с ростом, самосохранением и развитием организма;
  • функциональные — удовлетворяются с помощью разного рода культурных форм активности, например занятия спортом;
  • материальные — побуждают человека к деятельности, направленной на создание предметов домашнего обихода, различных вещей и инструментов;
  • социальные — порождают различные виды деятельности, направленные на то, чтобы занять определенное место в обществе, получить признание и уважение;
  • духовные — лежат в основе тех видов деятельности, которые связаны с самосовершенствованием человека.

Органические и функциональные мотивы в совокупности составляют мотивацию поведения и деятельности личности в тех или иных обстоятельствах и могут не просто влиять, но изменять друг друга.

Проявляются в конкретных формах. Люди могут по-разному осознавать свои потребности. В зависимости от этого мотивы разделяются на эмоциональные — желания, хотения, влечения и т.п. и рациональные — стремления, интересы, идеалы, убеждения.

Различают две группы взаимосвязанных между собой мотивов жизни, поведения и деятельности личности:

  • генерализованные, содержание которых выражает предмет потребностей и соответственно направленность устремлений личности. Сила этого мотива обусловлена значимостью для человека предмета его потребностей;
  • инструментальные — мотивы выбора путей, средств, способов достижения или реализации цели, обусловленные не только потребностным состоянием личности, но и ее подготовленностью, наличием возможностей успешно действовать по реализации поставленных целей в данных условиях.

Есть и другие подходы к классификации мотивов. Например, по степени общественной значимости выделяют мотивы широкого социального плана (идеологические, этнические, профессиональные, религиозные и др.), группового плана и индивидуально-личностного характера. Различают также мотивы достижения цели, избежания неудач, мотивы одобрения, аффилиационные (сотрудничество, партнерство, любовь).

Мотивы не только побуждают человека к действию, но и придают его поступкам и действиям личностный, субъективный смысл. На практике важно учитывать, что люди, совершая одинаковые по форме и предметным результатам поступки, нередко руководствуются разными, порой противоположными мотивами, придают разное личностное значение своему поведению, действиям. В соответствии с этим и оценка поступков должна быть различной: и нравственной, и правовой.

Виды мотивов личности

К сознательно обоснованным мотивам следует отнести ценности, убеждения, намерения.

Ценность

Ценность — это понятие, используемое в философии для указания на личностную, социально-культурную значимость определенных объектов и явлений. Ценности личности образуют систему ее ценностных ориентаций, элементов внутренней структуры личности, являющихся для нее особо значимыми. Эти ценностные ориентации составляют основу сознания и деятельности личности. Ценность — личностно окрашенное отношение к миру, возникающее на основе не только знания и информации, но и собственного жизненного опыта. Ценности придают смысл человеческой жизни. Непреходящее значение в мире ценностных ориентаций человека имеют вера, воля, сомнение, идеал. Ценности — часть культуры, получаемая от родителей, семьи, религии, организаций, школы и окружающей среды. Культурные ценности — это широко поддерживаемые убеждения, определяющие, что желательно и что верно. Ценности могут быть:

  • самоориентированными, которые касаются индивида, отражают его цели и общий подход к жизни;
  • ориентированными другими, которые отражают желания общества, касающиеся взаимоотношений между индивидом и группами;
  • ориентированными окружающей средой, которые воплощают представления общества о желательных взаимоотношениях индивида с его экономической и природной средой.

Убеждения

Убеждения - это мотивы практической и теоретической деятельности, обоснованные теоретическими знаниями и всем мировоззрением человека. Например, человек становится учителем не только потому, что ему интересно передавать знания детям, не только потому, что он любит работать с детьми, но и потому, что хорошо знает, как многое в создании общества зависит от воспитания сознательности. Это значит, что он выбрал свою профессию не только из интереса и по склонности к ней, но и по своим убеждениям. Глубоко обоснованные убеждения сохраняются на протяжении всей жизни человека. Убеждения — наиболее обобщенные мотивы. Однако если обобщенность и устойчивость — характерные признаки свойств личности, то убеждения уже нельзя назвать мотивами в принятом смысле слова. Чем более обобщенным становится мотив, тем ближе он к свойству личности.

Намерение

Намерение — сознательно принимаемое решение достичь определенной цели с четким представлением средств и способов действия. Здесь объединяются побуждение к действию и планирование. Намерение организует поведение человека.

Рассмотренные типы мотивов охватывают лишь основные проявления мотивационной сферы. В реальности существует столько различных мотивов, сколько возможно отношений человек-среда.

Время чтения 14 минут

Мотивация для развития личности – залог достижения успеха и финансового благополучия. Ведь возможность достичь этих ценностей фактически мало определяется внешними обстоятельствами. Генри Форд говорил:

Что бы вы ни думали – «я могу» или «я не могу» - вы всегда будете правы. ©

Главные факторы, позволяющие достичь цели – упорство и самодисциплина. Здоровый человек не нуждается в дополнительной мотивации извне – он и так постоянно находится в процессе работы, общения с людьми, достижения целей. Но бывает и так, что вследствие обстоятельств «внутренний двигатель» человека начинает работать медленнее.

В этой статье мы рассмотрим эффективные способы повышения мотивации, взаимосвязь мотивации с другими личностными чертами (смелость, уровень интеллекта), некоторые исследования, посвященные этому многогранному явлению.

Что такое мотивация? Инстинкты и подсознание

Мотивация, которая заложена в каждом живом существе, направлена на удовлетворение его насущных потребностей – жажды, голода. Человек, в отличие от животных, обладает также социальными потребностями, которые вначале могут осознаваться как «знаемые», но необязательные. Реальное побуждение к действию может сформироваться искусственно – с помощью положительного подкрепления, похвалы.

К примеру, дети знают, что нужно делать уроки. Но вначале ребенок может не заниматься домашним заданием, пока не появится другой стимул – похвала или угроза наказания. Привязанность к человеку противоположного пола может представлять собой следствие влечения, а может быть результатом добродушного отношения с его стороны.

Исследователи, которых интересовало, что такое мотивация и в чем заключаются ее основные механизмы, давали этому явлению разные определения. Самое распространенное из них звучит так: мотивация – это стремление человека прилагать усилия для достижения результатов в значимой для него жизненной сфере.

Иногда за деятельность по достижению цели могут приниматься такие действия, которые ничего общего, на самом деле, с ней не имеют. К примеру, мужчина типа казанова коллекционирует женщин, стремясь «завоевать» как можно большее их число. Или женщина пытается во что бы то ни стало изменить супруга. Но эта деятельность, которая кажется намерением достичь цели, редко приносит ощущение счастья и внутреннего комфорта.

Р. Стернберг – ученый, которого интересовала мотивация для развития личности в русле когнитивной психологии – исследовал причины, по которым люди с высоким коэффициентом интеллекта не могли добиться хороших результатов в работе. Оказалось, что желание достигать цели практически в любой работе играет не меньшую роль, чем уровень IQ.

Еще одно исследование принадлежит Б. Коллинс – американской исследовательнице. Ее опыты показали: вера в свои силы определяет хорошее отношение к математике больше, чем реальные способности. Эксперимент проходил на нескольких группах школьников – с высокой и низкой самооценкой математических способностей. Те ученики, которые были уверены в своих умениях, быстрее отказывались от ложного пути в решении задач, работали над ними дольше. Они достигали более высоких результатов, чем те ученики, которые имели одинаковые с ними способности, но низкую самооценку.

Мотивация: дерзкий или смелый?!

Смелость – это качество, которое способно привести к успеху самых обычных людей. Мотивация для развития личности будет гораздо выше у тех, кто обладает решительностью. Именно она позволяет делать те действия, которые кажутся невероятными и немыслимыми. Что такое мотивация для того человека, у которого нет необычайных талантов или счета в банке? В первую очередь, это решимость и мужество сделать то, что на первый взгляд выходит за рамки приемлемого и кажется опасным.

Посредственность – враг успеха. Довольствуясь средней и обыденной жизнью, человек никогда не потерпит сокрушительного поражения. Но он никогда и не сможет превзойти свой результат. При этом посредственность способна практически полностью лишить душевных сил.

Зачем для достижения успеха необходима смелость? Сегодня вы находитесь на вершине мира, довольствуясь достигнутым успехом. Завтра – прозябаете на дне. Лишившись всего, человек снова оказывается на дне вместе с осколками разбитых амбиций. Он снова оказался там, откуда пришел – во вселенной под названием «посредственность». Выбраться из этого ущелья может помочь только решительность и смелость.

Методики личностного роста – это инструменты, которые подобны альпинистскому снаряжению. С их помощью желающий имеет шанс выбраться из ущелья усредненной жизни. Такой человек выбирает экстраординарную жизнь. Слово «экстраординарный» является термином, обозначающим ту жизнь, которая выше уровня посредственности.

Со временем обычный человек понимает, что его повседневность больше не удовлетворяет требованиям, которые предъявляет к нему жизнь. И он начинает делать больше, чем от него ожидается – он обретает смелость. И так день за днем, месяц за месяцем. Это – единственный путь достичь высоких, а не усредненных результатов.

Негативное мышление как положительный фактор развития личности

Люди хотят проходить через трудности, стиснув зубы и героически встречая любые препятствия. По крайней мере, таков идеал – ворчать и жаловаться многие считают неприемлемым поведением. Мотивация и личностный рост – это удел сильных людей, которые никогда не жалуются на погоду, стойко перенося боль и страх.

Но постойте! На самом деле любое новое действие – даже если оно не является потрясением судьбы – вызывает боль и страх неудачи. Приходя на собеседование, открывая свой бизнес, в первый раз набирая номер понравившейся девушки, люди ощущают весь спектр проявлений страха и волнения. Сердцебиение предательски учащается, ладони покрываются потом. Появляются «бабочки в животе», или повышается артериальное давление.

Знает ли в этот момент наш организм о том, что нам просто необходимы ворчание и жалобы? Вопрос риторический – ведь об этом сигнализируют все психофизиологические симптомы. Те, кого интересует мотивация для развития личности, часто считают, что должны быть идеальными. Но иногда переживаемые чувства позволяют сделать только одно – то, что делает каждая уважающая себя актриса, когда наступает день премьеры. Она закатывает грандиозную истерику.

Нытье и недовольство реальностью в течение истории человечества обретали и культурную форму. Например, блюз в музыке, цыганское фламенко. Негативный настрой свидетельствует об энергии со знаком «минус». Взрослые забывают о том, какую разрядку может дать вспышка гнева (естественно, без нанесения вреда окружающим людям и окружающей обстановке).

Если нарядить злую и гневную девочку в кружевное белое платье и посетить с ней официальное мероприятие – можно быть уверенным, что она сорвет все планы. Если же одеть ребенка в грязный костюм и позволить ему бегать, кричать и выплескивать накопившиеся эмоции, а потом дать ему поспать – через некоторое время перед вами будет умиротворенное и отдохнувшее дитя, которое можно спокойно вести куда угодно.

Мотивация для развития личности: разрабатываем план

Подумайте над несколькими фактами:

  • Глобальные намерения лишены смысла, если они не претворяются в практические действия. Можно принять решение посвящать спортивным тренировкам один час в день. Но если этого не делать, то намерение так и останется «воздушным замком». Кроме того, неподкрепленное действием, это намерение может серьезно понизить самооценку;
  • Люди чаще переоценивают свою способность к волевым усилиям, чем недооценивают ее. Они часто хотят измениться, но получается это у единиц. Это происходит по причине переоценки своей способности к переменам, силы своих мотивов личностного роста;
  • Небольшие, но регулярные действия – это гораздо лучше, чем полное их отсутствие. Маленькие, но постоянные шаги также намного эффективнее работы над задачей «в один присест». Эта эффективность объясняется тем, что регулярные действия позволяют создать привычку, которая со временем становится стилем жизни.

Все эти утверждения позволяют сделать следующий вывод: небольшие намерения эффективнее грандиозных планов.
Здесь необходимо небольшое отступление. Маленькие шаги – хорошая мотивация для развития личности в позитивном отношении. С их помощью можно создать хорошие полезные привычки, которые помогут сделать деятельность намного более эффективной. Но они не помогут избавиться от привычек негативных – наркомании, алкоголизма, курения. В этом случае нужна помощь нарколога и психотерапевта. Но если необходимо перебороть лень, страх, склонность к пустой трате времени, то небольшие шаги окажутся незаменимыми.

Они являются мини-версией ваших грандиозных намерений. Например, желание тренироваться по часу в день преобразуется в десятиминутную разминку. Запланированная два месяца назад генеральная уборка – в мытье посуды. Желание научиться мыслить в позитивном русле сокращается до двух хороших мыслей в день. В общем, это должны быть смешные и отчасти дурацкие версии глобальных планов.

В чем заключается сила небольших шагов?

Почему небольшие привычки обладают мощью преобразовать весь образ жизни? Они повышают мотивацию к личностному росту, дают веру в свои силы. Для их воплощения требуется совсем немного волевых усилий. Маленькие шаги имеют несколько преимуществ.

  1. Во-первых, они существенно увеличивают шансы на то, что если вы сделаете одно небольшое действие, то продолжите работу. Так случается потому, что после первого шага внутреннее сопротивление уменьшается;
  2. Во-вторых, даже если после десяти минут разминки вы не будете продолжать заниматься, то даже она со временем войдет в привычку. Поэтому увеличивать число подходов станет гораздо легче;
  3. Третье преимущество мини-шагов состоит в том, что они не разрушают самооценку. Если приняться за огромный пласт работы сразу, то велики шансы потерпеть неудачу. Маленькие шаги позволяют постепенно добиваться хороших результатов без чувства вины и собственной несостоятельности.

Исследования показывают, что при помощи привычек формируется порядка 45% человеческих действий. На самом деле, роль привычек гораздо больше – они во много раз усиливают пользу полезного действия и вред плохого. Привычка тренироваться по 20 мин. в день позволяет сохранить хорошую физическую форму, а привычка употреблять каждый день здоровую пищу способствует долголетию и хорошему самочувствию.

Если писать всего лишь по одной тысяче слов каждый день, то можно написать 365 тыс. слов в течение года. Конечно, этот результат немного поменьше, чем 580 тыс. слов, написанные Львом Толстым в романе «Война и мир». 365 тысяч слов в год приблизительно равно объему семи небольших романов по 50 тысяч слов, что равно объему многих признанных произведений. Например, «Великий Гэтсби» Фитцджеральда содержит 50061 слово.

Мотивация – истинная или искусственная

Для многих тренинги по мотивации, приемы самовнушения, визуализации цели оказываются ценным инструментом. Но существует и другое мнение, согласно которому мотивация для развития личности является не более, чем фикцией. Например, известно высказывание дизайнера Артемия Лебедева, который отвечает на вопрос «Как мотивировать себя?» довольно саркастичным образом.

Отчасти с этой точкой зрения нельзя не согласиться. Мотивация представляет собой внутренний импульс к действию, благодаря которому человек делает то, что делает. Но мысленная визуализация всегда остается в воображении. Точно так же, как и позитивные аффирмации. Такая мотивация называется искусственной.

Кроме того, существует понятие внутреннего удовлетворения от работы – оно с успехом применяется не только в психологии, но и в других отраслях – например, в менеджменте организации. Когда сотрудник получает удовольствие от работы, то все остальное – слава, деньги, престиж – отступает на второй план. Человек работает не просто для того, чтобы отсидеть свои положенные девять часов в стенах офиса – он занимается достижением своих целей.

Еще одно свойство искусственной мотивации – ее не долгосрочный эффект. Посетители психологических тренингов могут возвращаться к своей повседневной жизни окрыленными, получившими порцию энергии – но это не означает, что такое состояние продлится долго. Поэтому искусственные источники мотивации могут увлечь, и человек будет постоянно стремиться к ним, чтобы поддерживать мотивацию к личностному росту.

Преимущества и типы искусственной мотивации

Но случается и так, что приходится создавать мотивацию к действию искусственным путем – например, из-за плотного рабочего графика, когда у человека не остается времени и энергии на мотивацию естественную. Искусственная мотивация бывает двух типов: мотивация «к» и мотивация «от». Современные методики личностного роста часто используют оба типа мотивации.

Первый вид, как следует из названия – это стремление к определенной цели. Например, вам необходимо срочно похудеть к началу пляжного сезона. В мотивации «к» есть существенный момент. Если вы работаете над собой сами - тренируетесь, ограничиваете себя в питании – то результат может быть одним. Если вы пойдете в спортзал и наймете частного тренера – совершенно другой. Во-первых, вы не сможете пропускать занятия – деньги окажутся выброшенными на ветер. Во-вторых, теперь за результат будет отвечать тренер – и схалтурить на тренировке уже вряд ли получится.

Мотивация для развития личности, направленная к цели, покупается за деньги. Но если у вас есть ощущение, что вы не сможете держать ответ сами перед собой, ее вполне можно использовать для быстрого и эффективного достижения результатов.

Еще одним типом мотивации является мотивация «от». Возьмем тот же пример – вы хотите похудеть. Но теперь вами движет не желание сбросить пару килограммов к отпуску, а стремление избежать проблем со здоровьем. В этом случае движущей силой является страх. К сожалению, мотивы личностного роста этого типа намного мощнее.

Совершенно необязательно дожидаться, когда действительно появится мотивация «от». Можно использовать этот тип с менее болезненными затратами. Для этого необходимо рассмотреть имеющиеся трудности – те, что возникли по причине отсутствия мотивации. Для этого создайте в своем воображении самую устрашающую картину того, чем чревато бездействие.

Затем прикиньте навскидку, сколько затрат и ресурсов понадобиться, чтобы решить эту раздувшуюся проблему в будущем, и сколько тех же ресурсов потребуется на данном этапе. Хорошей иллюстрацией для поддержания мотивации к личностному росту служит поговорка: «Лучшее время для действия было вчера, а следующее – прямо сейчас».

Теория выученной беспомощности М. Селигмана

Каковы причины того, что одни люди не сдаются при возникновении трудностей, в то время как другие капитулируют очень быстро? Исчерпывающий ответ на этот вопрос в свое время дала теория американского психолога Мартина Селигмана. Его концепция объясняет причины неуверенности в себе – и при этом она подтверждена множеством экспериментов.

Будучи еще студентом, Селигман попал в психологическую лабораторию университета в Пенсильвании. В это время Р. Соломон, руководивший лабораторией, занимался проведением ряда экспериментов над собаками, которые изначально были разработаны И. П. Павловым. Целью одного из экспериментов Соломона было формирование у животных условнорефлекторной реакции на звуковой сигнал. Чтобы это сделать, собак подвергали не сильным, но ощутимым ударом тока, которые следовали за звуком.

Ученые предположили, что собаки со временем начнут реагировать на него так же, как на электрический раздражитель – спасаться бегством. Но животные не делали этого. Вместо элементарного бегства после звука они ложились на пол и скулили, еще не дождавшись удара током. Селигман высказал предположение о том, что во время эксперимента животные, не имевшие никакой возможности избежать электрических ударов, смирились с их неизбежностью – выучили чувство беспомощности.

Теория выученной беспомощности получила свое развитие в изучении проблемы мотивации и личностного роста и у людей. Было подтверждено, что выученная беспомощность существенно влияет на различные сферы человеческой жизни – то, какие цели перед собой ставит человек, как относится к собственному здоровью, в каком свете воспринимает окружающий мир. В дальнейшем Селигманом и его помощниками было установлено, что выученная беспомощность оказывает влияние и на иммунную систему.

Выученная беспомощность у людей

Исследователи Э.Лангер и Д.Роден продолжили его эксперименты, и получили новые результаты. Их опыт проходил в частной лечебнице для людей преклонного возраста. Психологи имели возможность вносить коррективы в жизнь пациентов. На двух этажах лечебницы они дали постояльцам практически одинаковые инструкции. На первом этаже старики имели большую свободу выбора – на завтрак они могли выбрать то блюдо, которое хотели, могли смотреть кино в тот день, когда им удобнее. Также у пациентов была возможность самостоятельно выбрать цветы для своей палаты и ухаживать за ними.
На другом этаже инструкция немного отличалась. Старики не могли выбирать себе завтрак, а кино показывали только по определенным дням. Они также не имели возможности обустраивать интерьер своей палаты, как это могли делать их соседи.

Медсестры выбирали цветы сами, и ухаживали за ними. Иными словами, в ходе эксперимента одна часть испытуемых получала возможность влиять на свою жизнь, а другая такой возможности не имела. Результаты, которые исследователи получили через полтора года, оказались поразительными. Та группа, которая обладала правом выбора, по итогам тестов оказалась более счастливой и психологически благополучной. Среди этих испытуемых умерло меньше людей, чем в другой. Шанс выбирать и контролировать ситуацию спасает жизнь, а беспомощность, возможно, может и убивать.

Как поддерживать высокий уровень мотивации?

Поддерживать мотивацию на должном уровне бывает особенно тяжело из-за усталости, низкого интереса к выполняемой работе. Для некоторых значимую роль играет отсутствие результатов на первых порах.

Мы рассмотрели две методики личностного роста, принадлежащие к искусственной мотивации. Это неудовлетворенность текущим положением вещей («мотивация от») и стремление достичь результата («мотивация к»). Но, в конечном счете, не столь весомо, каким образом мы добиваемся своих целей – важность имеет результат. Если человек не имеет естественного стремления работать над поставленными задачами, ему вполне подойдет мотивация для развития личности второго типа.

Мотивируем себя искусственно

Искусственная мотивация для кого-то может быть чем-то сродни чашки кофе с утра. Как ее повысить?

  1. Найти весомые причины для работы над задачей . Иногда люди настолько погружаются в повседневную рутину, что уже не видят леса за деревьями – своей конечной цели. Ответьте на вопросы: каковы мои мотивы? Что такое мотивация для меня сегодня, как она поможет мне в решении завтрашних проблем? Чего я добьюсь в итоге?
  2. Фиксируйте достигнутые результаты . Есть разные методики личностного роста, с помощью которых можно увеличить мотивацию при помощи записи достигнутых результатов. Например, ведение дневника – для этого понадобится только блокнот. Можно также нарисовать линию на листе бумаги А4, конечная точка которой будет обозначать намеченную цель. Периодически необходимо отмечать на линии прогресс;
  3. Вознаграждайте себя за небольшие достижения . Вряд ли кто-то со стороны будет поддерживать своим вниманием ваш успех. Поэтому это лучше делать самостоятельно. Нередко бывает и так, что в процессе работы над достижением цели необходима остановка и отдых. Когда кажется, что больше вы не можете выжать из себя результатов, лучше отдохнуть и отвлечься;
  4. Перед выполнением объемной, трудоемкой работы, обманите сознание. Представьте, как хорошо у вас получается ее выполнить. В спорте такая визуализация позволяет повысить результаты до 45%;
  5. Окружите себя напоминаниями о желаемой цели . Смените заставку на телефоне и компьютере. Наклейте стикер с мотивирующей фразой на зеркало или холодильник. Этой уловкой пользуются даже спортсмены международного уровня.

Заключение

Мотивация для развития личности – это одна из форм побудительной энергии, которая, на самом деле, присуща всем живым организмам. Мотивация может быть естественной (замерзший человек всегда стремится в тепло, уставший – хочет отдохнуть) и искусственной. Эксперименты, проведенные многими учеными, позволили выявить особенности мотивации у людей, которые можно с успехом использовать в обычной жизни.

Самомотивация является необходимой, когда у человека истощены резервы мотивации внутренней. Она является хорошим подспорьем, чтобы всегда обладать энергией и желанием добиваться целей.

Мотивация: источник сил для действий

04.08.2015

Снежана Иванова

Мотивация (motivatio) – система стимулов, побуждающих человека к выполнению действий.

Счастье не в том, чтобы делать всегда, что хочешь, а в том, чтобы всегда хотеть того, что делаешь (Лев Толстой).

Мотивация (motivatio) – система стимулов, побуждающих человека к выполнению действий. Является динамическим процессом физиологической природы, управляемым психикой личности и проявляемым на эмоциональном и поведенческом уровнях. Впервые понятие «мотивация» было употреблено в труде А. Шопенгауэра.

Понятия мотивация

Несмотря на то, что изучение мотивации является одним из актуальных вопросов исследования психологов, социологов, педагогов, на сегодняшний день не установлено единого определения этого явления. Существует много довольно противоречивых гипотез, пытающихся на научной основе дать объяснения феномену мотивации, ответить на вопросы:

  • почему и из-за чего человек действует;
  • на удовлетворение каких потребностей нацелена активность личности;
  • почему и как особа выбирает определенную стратегию действий;
  • какие результаты индивид рассчитывает получить, их субъективная значимость для человека;
  • почему некоторым персонам, обладающим более сильной мотивацией в сравнении с другими, удается добиться успеха в тех сферах, в которых наделенные аналогичными способностями и имеющие те же возможности терпят крах.

Одна группа психологов отстаивает теорию о преобладающей роли внутренней мотивации – врожденных, приобретенных механизмов, управляющих поведением человека. Другие ученые полагают, что ведущей причиной мотивации являются значимые внешние факторы, воздействующие на личность из окружающей среды. Внимание третьей группы направлено на изучение основополагающих мотивов и попытки их систематизации на врожденные и приобретенные факторы. Направление исследований четвертых – исследование вопроса о сути мотивации: как главенствующей причины для ориентирования поведенческих реакций человека с целью достижения конкретной цели либо как источника энергии для деятельности, управляемой другими факторами, например, привычкой.

Большинство ученых понятие мотивации определяет как систему, основанную на единении внутренних факторов и внешних стимулов, определяющих поведение человека:

  • вектор направленности действий;
  • собранность, целеустремленность, последовательность, действий;
  • активность и напористость;
  • устойчивость избранных целей.

Потребность, мотив, цель

Термин мотив – один из ключевых понятий психологии, понимаемый учеными по-разному в рамках различных теорий. Мотив (moveo) – условно идеальный предмет, не обязательно материальной природы, на достижение которого ориентирована деятельность личности. Мотив воспринимается индивидом как своеобразные, специфичные переживания, которые можно охарактеризовать как позитивные ощущения от предвкушения достижения предмета потребностей, либо негативные эмоции, возникшие на фоне неудовлетворения, либо неполного удовлетворения от имеющегося в настоящем положения. Для выделения и осознания конкретного мотива человеку необходимо осуществить внутреннюю целенаправленную работу.

Наиболее простое определение мотива представлено А. Н. Леонтьевым и С. Л. Рубинштейном в теории деятельности. По выводу ведущих ученых: мотивом выступает мысленно очерченная, «опредмеченная» потребность субъекта. Мотив по своей сути – отличное явление от понятий потребность и цель. Потребность является неосознанным желанием особы избавиться от имеющегося дискомфорта (читать про ). Цель – желаемый результат сознательных целенаправленных действий (читать про ). Например: голод – естественная потребность, желание принять пищу – мотив, а аппетитный шницель – цель.

Виды мотивации

В современной психологии используют различные способы классификации мотивации.

Экстринсивная и интринсивная

Экстринсивная мотивация (внешняя) – группа мотивов, обусловленных действием внешних факторов на объект: обстоятельств, условий, стимулов, не связанных с содержанием конкретной деятельности.

Интринсивная мотивация (внутренняя) имеет внутренние причины, связанные с жизненной позицией личности: потребностями, желаниями, стремлениями, влечениями, интересами, установками. При внутренней мотивации человек действует и поступает «добровольно», не руководствуясь внешними обстоятельствами.

Предмет дискуссии о целесообразности такого деления мотиваций освящен в работе X. Хекхаузена, хотя с точки зрения современной психологии, такие дебаты – беспочвенны и бесперспективны. Человек, являясь активным членом социума,не может быть полностью независимым от влияния окружающего общества в выборе решений и поступках.

Положительная и отрицательная

Различают мотивацию положительную и отрицательную. Первый вид основан на стимулах и ожиданиях положительного характера, второй – отрицательных. Примерами положительной мотивацией являются конструкции: «если я выполню какое-то действие, то получу какое-то вознаграждение», «если я не буду предпринимать этих действий, то меня вознаградят». Примерами отрицательной мотивации могут быть утверждения; «если я поступлю так, меня не накажут», «если я не буду действовать таким образом, меня не накажут». Иными словами, основное различие: ожидание позитивного подкрепления в первых случаях, и негативных – во вторых.

Устойчивая и неустойчивая

Основы устойчивой мотивации – нужды и потребности личности, для удовлетворения которых индивид выполняет осознанные действия, не нуждаясь в дополнительных подкреплениях. Например: утолить голод, согреться после переохлаждения. При неустойчивой мотивации человеку необходима постоянная поддержка, стимулы извне. Например: сбросить мешающие килограммы, избавиться от курения.

Психологи также различают два подвида устойчивой и неустойчивой мотивации, условно именуемой «от кнута к прянику», различия между которыми иллюстрирует пример: стремлюсь избавиться от лишнего веса и достигнуть привлекательных форм.

Дополнительная классификация

Существует деление мотиваций на подвиды: индивидуальные, групповые, познавательные.

Индивидуальная мотивация объединяет потребности, стимулы и цели, направленные на обеспечение жизнедеятельности организма человека и поддержание гомеостаза. Примерами являются: чувство голода, жажда, стремление избежать болевых ощущений, обеспечить температурный оптимум.

К явлениям групповой мотивации относятся: забота родителей о детях, выбор вида деятельности для получения признания социума, поддержание государственного устройства.

Примерами познавательной мотивации выступают: научно-исследовательская деятельность, получение ребенком знаний через игровой процесс.

Мотивы: движущая сила поведения людей

Психологи, социологи, философы на протяжении столетий предпринимают попытки для определения и классификации мотивов – стимулов, потенцирующих определенную деятельность личности. Ученые выделяют следующие виды мотивации.

Мотив 1. Самоутверждение

Самоутверждение – потребность человека быть признанным и оцененным обществом. Мотивация основанана честолюбии, чувстве собственного достоинства, самолюбии. Руководствуясь желанием самоутвердиться, индивид старается доказать социуму, что он – стоящая личность. Человек стремится занять определенное положение в обществе, получить социальный статус, добиться уважения, признания, почитания. Этот вид схож по сути с мотивацией престижа – жаждой достигнуть и впоследствии сохранить формально высокий статус в обществе. Мотив самоутверждения – значимый фактор в мотивации активной деятельности человека, побуждающий личностное развитие и интенсивную работу над собой.

Мотив 2. Идентификация

Идентификация – стремление человека быть похожим на кумира, которым может выступать как реальная авторитетная личность (например: отец, учитель, известный ученый) либо вымышленный персонаж (например: герой книги, киноленты). Мотив идентификации – веский стимул для развития, совершенствования, прикладывания волевых усилий для формирования определенных черт характера. Мотивация быть схожим на кумира часто присутствует в ювенальном периоде, под влиянием которой подросток обретает высокий энергетический потенциал. Наличие идеального «образца», с которым хотел бы отождествлять себя молодой человек, наделяет его особой «заимствованной» силой, придает вдохновение, формирует целеустремленность и ответственность, вырабатывает . Наличие мотива идентификации – важная составляющая для эффективной социализации подростка.

Мотив 3. Власть

Мотивация власти – потребность индивида оказывать значимое влияние на иных людей. В определенные моменты развития, как личности, так и общества в целом, мотив является одним из существенных движущих факторов деятельности человека. Стремление выполнять лидирующую роль в коллективе, желание занимать руководящие должности мотивирует личность на последовательные активные действия. Для осуществления потребности руководить и управлять людьми, устанавливать и регламентировать их сферу деятельности человек готов прикладывать огромные волевые усилия и преодолевать существенные преграды. Мотивация власти занимает важное положение в иерархии стимулов деятельности.Стремление господствовать в социуме – отличное явление от мотива самоутверждения. При такой мотивации человек действует ради обретения влияния над другими, а не в целях получения подтверждений собственной значимости.

Мотив 4. Процессуально-содержательный

Процессуально-содержательная мотивация побуждает человека к активным действиям не из-за влияния внешних стимулов, а благодаря личной заинтересованности индивида в самом содержании деятельности. Является внутренней мотивацией, оказывающей сильное действие на активность личности. Суть явления: человек интересуется и испытывает наслаждение от самого процесса, ему нравится проявлять физическую активность, задействовать интеллектуальные возможности. Например, девушка занимается танцами, так как ей очень нравится сам процесс: проявление своего творческого потенциала, физических способностей и интеллектуальных возможностей. Ей доставляет удовольствие сам процесс танца, а не внешние мотивы, такие как: ожидание популярности, достижения материального благополучия.

Мотив 5. Саморазвитие

Мотивация саморазвития основана на стремлении человека к развитию имеющихся природных способностей,усовершенствованию имеющихся позитивных качеств. По мнению выдающего психолога Абрахама Маслоу, эта мотивация побуждает личность прикладывать максимум волевых усилий для полного развития и реализации способностей, руководствуясь потребностью ощутить компетентность в определенной сфере. Саморазвитие дает человеку ощущение собственной значимости, требует самообнажения – возможности быть самим собой и предполагает наличие смелости «бытия».

Мотивация саморазвития требует мужества, отваги, решимости для преодоления страха риска потерятьдостигнутую в прошлом условную стабильность, отказаться от комфортного покоя. Человеку свойственно держаться и возвеличивать былые достижения, и такое почитание личностной истории – основные препятствия на пути саморазвития. Эта мотивация побуждает личность принять однозначное решение, сделав выбор между стремлением двигаться вперед и желанием сохранить безопасность. По утверждению Маслоу, саморазвитие возможно лишь в том случае, когда шаги вперед приносят особе больше удовлетворения, чем ставшие обыденностью былые достижения. Хотя при саморазвитии часто возникает внутренний конфликт мотивов, движение вперед не требует насилия над собой.

Мотив 6. Достижения

Мотивация достижения подразумевает стремление человека достигнуть наилучших результатов в выполняемой деятельности, овладеть вершинами мастерства в привлекательной сфере. Высокая эффективность такой мотивации основана на сознательном выборе индивидом трудных заданий, стремлении разрешить сложные задачи. Этот мотив – движущий фактор для достижения успехов в любой сфере жизнедеятельности, ведь победа зависит не только от природного дара, развитых способностей, освоенных навыков и полученных знаний. Успех любого начинания базируется на высоком уровне мотивации достижения, которая обуславливает целеустремленность, настойчивость, упорство, решительность человека для достижения поставленной цели.

Мотив 7. Просоциальный

Просоциальная – общественно значимая мотивация, основана на имеющемся чувстве долга человека перед социумом, личной ответственности перед общественной группой. В случае если личность руководствуется просоциальной мотивацией, происходит идентификация человека с определенной ячейкой общества. При воздействии общественно значимых мотивов особа не только отождествляет себя с конкретной группой, но и имеет общие интересы и цели, принимает активное участие в разрешение общих задач, преодолении проблем.

Человек, движимый просоциальной мотивацией, имеет особый внутренний стержень, ему присущ определенный набор качеств:

  • нормативность поведения: ответственность, добросовестность, уравновешенность, постоянство, совестливость;
  • лояльное отношение к принятым в группе стандартам;
  • принятие, признание и защита ценностей коллектива;
  • искреннее стремление достигнуть цели, поставленной ячейкой общества.

Мотив 8. Аффилиация

Мотивация аффилиации (присоединения) основана на стремлении индивида установить новые контакты и поддерживать отношения со значимыми для него людьми. Суть мотива : высокая ценность общения как процесса, захватывающего, привлекающего и приносящего удовольствие человеку. В отличие от проведения контактов сугубо с корыстными целями, аффилиативная мотивация – средство удовлетворения духовных потребностей, например: желание любви или симпатии со стороны друга.

Факторы, определяющие уровень мотивации

Невзирая на вид стимула, движущего деятельность человека, – имеющегося у него мотива, уровень мотивации не всегда одинаков и постоянен у человека. Многое зависит от вида выполняемой деятельности, сложившихся обстоятельств и ожиданий человека. Например, в профессиональной среде психологов некоторые специалисты выбирают для изучения сложнейшие задачи, другие же ограничиваются «скромными» проблемами в науке, планируя достичь в выбранной области значимых достижений. Факторами, определяющими уровень мотивации, являются критерии:

  • значимость для личности перспективного факта достижения успеха;
  • вера и надежда на выдающееся достижение;
  • субъективная оценка человеком существующей вероятности получения высоких результатов;
  • субъективное понимание личностью стандартов, эталонов успеха.

Способы мотивации

На сегодняшний день успешно применяются различные способы мотивации, которые можно условно распределить на три большие группы:

  • Социальная – мотивация персонала;
  • Мотивация для обучения;

Вкратце приводим короткую характеристику отдельных категорий.

Мотивация персонала

Социальная мотивация – специально разработанная комплексная система мер, включающая моральное, профессиональное и материальное стимулирование деятельности работника. Мотивация персонала нацелена на повышение активности трудящегося и достижения максимальной эффективности его труда. Меры, используемые в побуждении деятельности персонала, зависят от разнообразных факторов:

  • система стимулирования, предусмотренная на предприятии;
  • система управления организации в целом, и кадрового менеджмента в частности;
  • особенности учреждения: сфера деятельности, численность персонала, опыт и избранный стиль управления руководящего звена.

Способы мотивации персонала условно разделяют на подгруппы:

  • экономические методы (материальная мотивация);
  • организационно-административные меры, основанные на власти (необходимость подчиняться регламенту, соблюдать субординацию, следовать букве закона с возможным применением принуждения);
  • социально-психологическиефакторы (воздействие на сознание трудящихся, активизируя их эстетические убеждения, религиозные ценности, социальные интересы).

Мотивация учащихся

Мотивация школьников и студентов – важное звено для успешного обучения. Верно сформированные мотивы, четко осознаваемая цель деятельности придают образовательному процессу смысл и позволяют получить требуемые знания и навыки, достигнуть необходимых результатов. Произвольное возникновение мотивации к учебе – довольно редкое явление в детском и подростковом возрасте. Именно поэтому психологами и педагогами разработано множество приемов для формирования мотивации, позволяющей плодотворно заниматься учебной деятельностью. В числе наиболее распространенных методов:

  • создание ситуаций, привлекающих внимание, заинтересовывающих учеников в предмете (занимательные опыты, нестандартные аналогии, поучительные примеры из жизни, необычные факты);
  • эмоциональное переживание поданного материала благодаря его уникальности и масштабности;
  • сравнительный анализ научных фактов и их житейского толкования;
  • имитация научного спора, создание ситуации познавательных дебатов;
  • позитивная оценка успеха путем радостного переживания достижений;
  • придание фактам элементов новизны;
  • актуализация учебного материала, его приближение к уровню достижений;
  • использование позитивной и негативной мотивации;
  • социальные мотивы (стремление обрести авторитет, желание быть полезным членом группы).

Самомотивация

Самомотивация – индивидуальные способы мотивации, основанные на внутренних убеждениях личности: желаниях и стремлениях, целеустремленности и последовательности, решительности и стабильности. Примером успешной самомотивации является ситуация, когда при интенсивных внешних помехах человек продолжает действовать для достижения поставленной цели. Существуют различные способы для самостоятельной мотивации, в числе которых:

  • аффирмации –специально подобранные позитивные утверждения, которые оказывают влияние на индивида на подсознательном уровне;
  • – процесс, подразумевающий самостоятельное воздействие личности на психическую сферу, нацеленный на формирование новой модели поведения;
  • биографии выдающихся людей – эффективный метод, базирующийся на изучении жизни успешных личностей;
  • развитие волевой сферы – выполнение деятельности «через не хочу»;
  • визуализация – действенная методика, основанная на мысленном представлении, переживании достигнутых результатов.

Характеристики мотива

В психологической литературе выделяют следующие характеристики мотива :

  • а) динамические (или энергетические), такие как сила и устойчивость мотива. Сила мотива определяется интенсивностью мотивационного возбуждения, обусловливающего такие психологические факторы, как знание результатов деятельности, определенную свободу творчества. Сила мотива во многом определяется сопровождающей его эмоцией, из-за чего мотив может приобретать аффективный характер. Устойчивость мотива является проявлением инертности потребности и ригидности установок, мировоззрения, ценностей человека, его склонностей, интересов и относится в большей мере к мотивационным установкам, интересам, привычкам;
  • б) содержательные, такие как полнота осознания структуры мотива; уверенность в правильности выбора, принятого решения; направленность мотива (личностная, индивидуальная или общественная, коллективная); ориентированность на внешние или внутренние факторы при объяснении своего поведения; на удовлетворение каких потребностей (биологических или социальных) они направлены; с какой деятельностью (игровой, учебной, трудовой, спортивной) связаны.

Виды мотивов

В психологии выделяют следующие группы мотивов :

  • 1) ситуационные мотивы, обусловленные конкретной обстановкой, в которой находится человек;
  • 2) мотивы целей, связанные с деятельностью личности, которые выражают предмет потребностей и, как следствие, направленность устремлений личности;
  • 3) мотивы выбора средств и способов достижения цели, зависящие от степени подготовленности, видения других путей действовать успешно, реализуя поставленные цели в данных условиях.

По степени общественной значимости различают мотивы: а) широкого социального плана, относящиеся к обществу в целом (идеологические, этнические, профессиональные, религиозные и др.); б) группового плана, связанные с жизнью личности в коллективе, членом которого она является (мотивы одобрения, аффилиационные и т.д.); в) индивидуально-личностного характера.

В соответствии с видом активности, проявляемой человеком, классифицируют мотивы общения, игры, учения, профессиональной, спортивной и общественной деятельности и т.д.

По ведущему мотиватору проводится дифференциация мотивов на многозначные, в которых наличествует сразу несколько мотиваторов, имеющих для человека противоположные значения (притягивающие и отталкивающие, приятные и неприятные), и однозначные.

В зависимости от структуры мотивов различают мотивы первичные (абстрактные), с наличием только абстрактной цели, и вторичные с наличием конкретной цели.

По критерию устойчивости мотивов выделяют: а) мотивы обобщенной устойчивости (мотив стремления к успеху, мотив избегания неудачи – неважно, в какой деятельности или ситуации, здесь и успех, и неудача выступают как абстрактные цели, одна со знаком "плюс", другая со знаком "минус"); б) конкретные устойчивые мотивы, которым свойственна систематически воспроизводимая активность (например, при профессиональной деятельности: изготовлении деталей, занятиях наукой и т.п.); в) общие неустойчивые мотивы, которым свойственна узкая временная перспектива при наличии конкретной (временной) цели.

Возможна классификация мотивов в зависимости от отношения человека к самой деятельности. Если мотивы, побуждающие данную деятельность, не связаны с ней, то их называют внешними по отношению к этой деятельности. Если же мотивы непосредственно связаны с самой деятельностью, то их называют внутренними. В свою очередь, внешние мотивы делятся на общественные (альтруистические, мотивы долга и обязанности, например перед родиной, перед своими родными и т.п.) и личностные (мотивы оценки, успеха, благополучия, самоутверждения). Внутренние мотивы делятся на процессуальные (интерес к процессу деятельности); результативные (интерес к результату деятельности, в том числе познавательный) и мотивы саморазвития (ради развития каких-либо своих качеств и способностей).

Мотивы бывают также осознанными и неосознанными. Ведущая роль в мотивации поведения принадлежит осознанным мотивам, таким как:

  • убеждение – устойчивые мотивы, побуждающие человека поступать и вести себя в соответствии со своими взглядами, знаниями, принципами;
  • стремление – чувственное переживание потребности, которое тесно связано с субъективно испытываемыми чувствами, сигнализирующими человеку о достижении цели, вызывая чувства удовлетворения или неудовлетворения. В стремлении присутствует волевой компонент, который помогает преодолевать различные трудности на пути к объекту потребности;
  • идеал – форма направленности, воплощенная в определенном, конкретном образе, на который человек, имеющий данный идеал, хотел бы походить;
  • интерес – еще более высокая и осознанная форма направленности на предмет, однако являющаяся только стремлением к его познанию;
  • желание – более высокая форма направленности, при которой человек осознает то, к чему он стремится, т.е. цель своего стремления;
  • склонность – стремление к определенной деятельности. Различие между интересом и склонностью – это различие между зрителем и активным участником. На основе интересов и склонностей формируются идеалы;
  • установка – внутренняя предрасположенность реагировать определенным образом на тот или иной объект действительности или ситуацию, побуждая человека действовать, поступать предвзято, неосмысленно, не критически, либо на основе подражания, либо внушения.

К неосознанным мотивам относят влечение, характеризуемое отсутствием четко понимаемой, осознанной цели.

Мотивация

Одним из важнейших компонентов деятельности является мотивация. Человеку свойственно задаваться вопросами о причинах, которые побудили другого человека поступить определенным образом. Становится очевидно, что наша оценка того или иного поведения всегда включает в себя учет причинного, или мотивационного, фактора. Любая деятельность побуждается не одним мотивом, а несколькими, т.е. деятельность обычно полимотивированна. Совокупность всех побуждений к данной деятельности называется мотивацией деятельности индивида. Исходя из этого определения, нетрудно заметить, что мотивация всегда шире мотива. По мнению Η. Н. Обозова, мотивация – это совокупность мотивов, побуждающих человека к активной деятельности в определенном направлении . Доминирующая в данный момент мотивация оказывает воздействие на содержание психических процессов, в значительной степени определяет эмоционально-оценочные реакции. Мотивация – это совокупность психических процессов, которые придают поведению энергетический импульс и направленность; это те психологические факторы, которые побуждают, направляют, поддерживают и прекращают специфические виды деятельности.

Мотивационную сферу личности главным образом составляют потребности ("почему?") и мотивы ("зачем, ради чего?"). Как и любая иная система, мотивационная сфера личности включает в себя определенную совокупность своих компонентов, а также закономерные и устойчивые связи между ними. В качестве основных компонентов мотивационной сферы личности выступают также побуждения, влечения, склонности, интересы, идеалы, намерения, установки, социальные нормы и роли, стереотипы и др.

Указ. соч. – С. 101.

. Мотивы - это то, ради чего выполняется деятельность (например, ради самоутверждения, денег и т. п.).

Понятие «мотив» (от лат. movere - двигать, толкать) означает побуждение к деятельности, побудительную причину действий и поступков. Мотивы могут быть различные: интерес к содержанию и процессу деятельности, долг перед обществом, самоутверждение и т.п.

Если человек стремится к выполнению определенной деятельности, можно сказать, что у него есть мотивация. Например, если ученик прилежен в учебе - у него мотивация к учебе; у спортсмена, который стремится достичь высоких результатов, высокий уровень мотивации достижения; желание руководителя всех подчинять свидетельствует о наличии высокого уровня мотивации к власти.

Мотивация - это совокупность побуждающих факторов, определяющих активность личности; к ним относятся мотивы, потребности, стимулы, ситуативные факторы, которые детерминируют поведение человека.

Мотивы являются относительно устойчивыми образованиями личности, однако мотивация включает в себя не только мотивы, но и ситуативные факторы (влияние различных людей, специфика деятельности и ситуации). Такие ситуативные факторы, как сложность задания, требования руководства, установки окружающих людей, сильно влияют на мотивацию человека в некоторый промежуток времени. Ситуативные факторы динамичны, легко меняются, поэтому существуют возможности влиять на них и на активность в целом. Интенсивность актуальной (действующей «здесь и теперь») мотивации состоит из силы мотива и интенсивности ситуативных детерминант мотивации (требований и влияния других людей, сложности заданий и т.п.).

Понятие мотива и мотивации

В поведении человека есть две функционально взаимосвязанные стороны: побудительная и регуляционная.

Побуждение обеспечивает активизацию и направленность поведения, а регуляция отвечает за то, как оно складывается от начала и до конца в конкретной ситуации. Психические процессы, явления и состояния: ощущения, восприятие, память, воображение, внимание, мышление, способности, темперамент, характер, эмоции - все это обеспечивает в основном регуляцию поведения. Что же касается его стимуляции, или побуждения, то оно связано с понятиями мотива и мотивации. Эти понятия включают в себя представление о потребностях, интересах, целях, намерениях, стремлениях, побуждениях, имеющихся у человека, о внешних факторах, которые заставляют его вести себя определенным образом, об управлении деятельностью в процессе ее осуществления и о многом другом. Среди всех понятий, которые используются в психологии для описания и объяснения побудительных моментов в поведении человека, самыми общими, основными являются понятия мотивации и мотива.

Термин «мотивация» - более широкое понятие, чем термин «мотив». Слово «мотивация» используется в современной психологии в двояком смыс-ле: как обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение (сюда входят, в частности, потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и многое другое), и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне.

Мотивацию, таким образом, можно определить как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность.

Мотивационного объяснения требуют следующие стороны поведения: его возникновение, продолжительность и устойчивость, направленность и прекращение после достижения поставленной цели, преднастройка на будущие события, повышение эффективности, разумность или смысловая целостность отдельно взятого поведенческого акта. Кроме того, на уровне познавательных процессов мотивационному объяснению подлежат их избирательность, эмоционально специфическая окрашенность.

Представление о мотивации возникает при попытке объяснения, а не описания поведения. Обнаружение и описание причин устойчивых измене-ний поведения - ответ на вопрос о мотивации содержащих его поступков.

Любая форма поведения может быть объяснена как внутренними, так и внешними причинами. В первом случае в качестве исходного и конечного пунктов объяснения выступают психологические свойства субъекта поведения, а во втором - внешние условия и обстоятельства его деятельности. В первом случае говорят о мотивах, потребностях, целях, намерениях, желаниях, интересах и т.п., а во втором - о стимулах, исходящих из сложившейся ситуации. Иногда все психологические факторы, которые как бы изнутри, от человека определяют его поведение, называют личностными диспозициями. Тогда, соответственно, говорят о диспозиционной и ситуационной мотивациях как аналогах внутренней и внешней детерминации поведения.

Диспозиционная и ситуационная мотивации не являются независимыми. Диспозиции могут актуализироваться под влиянием определенной ситуации, и, напротив, активизация определенных диспозиций (мотивов, потребностей) приводит к изменению ситуации, точнее, ее восприятия субъектом.

Поведение личности в ситуациях, которые кажутся одинаковыми, представляется разнообразным, и это разнообразие трудно объяснить, апеллируя только к ситуации. Установлено, например, что даже на одни и те же вопросы человек отвечает по-разному в зависимости от того, где и как эти вопросы ему задаются. В этой связи есть смысл определить ситуацию не физически, а психологически, так, как она представляется субъекту в его восприятии и переживаниях, т.е. так, как человек понимает и оценивает ее.

Мотивация объясняет целенаправленность действия, организованность и устойчивость целостной деятельности, направленной на достижение определенной цели.

Мотив - это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий. Мотив также можно определить как понятие, которое в обобщенном виде представляет множество диспозиций.

Из всех возможных диспозиций наиболее важной является понятие потребности. Ею называют состояние нужды человека или животного в определенных условиях, которых им недостает для нормального существова-ния и развития. Потребность как состояние личности всегда связана с наличием у человека чувства неудовлетворенности, связанного с дефицитом того, что требуется (отсюда название «потребность») организму (личности).

Второе после потребности по мотивационному значению понятие - цель. Целью называют тот непосредственно осознаваемый результат, на который в данный момент направлено действие, связанное с деятельностью, удовлетворяющей актуализированную потребность.

Мотивационную сферу человека с точки зрения ее развитости можно оценивать по следующим параметрам: широта, гибкость и иерархизирован-ность. Под широтой мотивационной сферы понимается качественное разнообразие мотивационных факторов - диспозиций (мотивов), потребностей и целей, представленных на каждом из уровней.

Кроме мотивов, потребностей и целей в качестве побудителей человеческого поведения рассматриваются также интересы, задачи, желания и намерения. Интересом называют особое мотивационное состояние познавательного характера, которое, как правило, напрямую не связано с какой-либо одной, актуальной в данный момент времени потребностью.

Задача возникает тогда, когда в ходе выполнения действия, направленного на достижение определенной цели, организм наталкивается на препятствие, которое необходимо преодолеть, чтобы двигаться дальше. Желания и намерения - это сиюминутно возникающие и довольно часто сменяющие друг друга мотивационные субъективные состояния, отвечающие изменяющимся условиям выполнения действия.

Интересы, задачи, желания и намерения хотя и входят в систему мотивационных факторов, участвуют в мотивации поведения, однако выполняют в ней не столько побудительную, сколько инструментальную роль. Они больше ответственны за стиль, а не за направленность поведения.

Понятие о мотивации как о сознательном и бессознательном процессе

Мотивация поведения человека может быть сознательной и бессознательной. Это означает, что одни потребности и цели, управляющие поведением человека, им осознаются, другие нет.

Многие психологические проблемы получают свое решение, как только мы отказываемся от представления о том, будто люди всегда осознают мотивы своих действий, поступков, мыслей и чувств.

На самом деле их истинные мотивы не обязательно таковы, какими они кажутся.

Психологические теории мотивации

Многочисленные теории мотивации стали появляться еще в работах древних философов.

Взгляды на сущность и происхождение мотивации человека на протяжении всего времени исследования этой проблемы неоднократно менялись, но неизменно располагались между двумя философскими течениями: рационализмом и иррационализмом. Согласно рационалистической позиции, человек представляет собой уникальное существо особого рода, не имеющее ничего общего с животными. Считалось, что он, и только он, наделен разумом, мышлением и сознанием, обладает волей и свободой выбора действий. Мотивационный источник человеческого поведения усматривается исключительно в разуме, сознании и воле человека.

Иррационализм как учение распространялся в основном на животных. В нем утверждалось, что поведение животного в отличие от человека несвободно, неразумно, управляется темными, неосознаваемыми силами биологического плана, имеющими свои истоки в органических потребностях.

Первыми собственно мотивационными, психологическими теориями, вобравшими в себя рационалистические и иррационалистические идеи, следует считать возникшие в XVII - XVIII вв. теорию принятия решений, объясняющую на рационалистической основе поведение человека, и теорию автомата, объясняющую на иррационалистической основе поведение животного. Первая появилась в экономике и была связана с внедрением математических знаний в объяснение поведения человека, связанного с экономическим выбором. Затем была перенесена на понимание человеческих поступков и в других сферах его деятельности, отличных от экономики.

Развитие теории автомата, стимулированное успехами механики в XVII - XVIII вв., далее соединилось с идеей рефлекса как механического, автоматического, врожденного ответа живого организма на внешние воздействия. Раздельное, независимое существование двух мотивационных теорий: одной - для человека, другой - для животных, поддержанное теологией и разделением философий на два противоборствуюших лагеря - материализм и идеализм, - продолжалось вплоть до конца XIX в.

Под влиянием теории эволюции Ч. Дарвина в психологии началось интенсивное изучение разумных форм поведения у животных (В. Келер, Э. Торндайк) и инстинктов у человека (З.Фрейд, И.П.Павлов и др.). Если раньше понятие потребности, ассоциированное с нуждами организма, применялось только для объяснения поведения животного, то теперь его стали использовать и для объяснения поведения человека, соответственно изменив и расширив применительно к нему состав самих потребностей.

В 20-е годы 20 столетия на смену теории инстинктов пришла концепция, опирающаяся в объяснении поведения человека на биологичес-кие потребности. В этой концепции утверждалось, что у человека и у живот-ных есть общие органические потребности, которые оказывают одинаковое действие на их поведение. Периодически возникающие органические потребности вызывают состояние возбуждения и напряжения в организме, а удовлетворение потребности ведет к снижению (редукции) напряжения.

Принципиальных различий между понятиями инстинкта и потребности не было, за исключением того, что инстинкты являются врожденными, неизменяемыми, а потребности могут приобретаться и меняться в течение жизни, особенно у человека.

В эти же годы (начало XX в.) возникли еще два новых направления, стимулированные эволюционным учением Ч.Дарвина, открытиями И. П. Павлова. Это поведенческая (бихевиористская) теория мотивации и теория высшей нервной деятельности.

Исследования, начатые И. П. Павловым, были продолжены, углублены и расширены другими физиологами и психологами. Среди них можно назвать Н. А. Бернштейна, автора теории психофизиологической регуляции движений, П. К. Анохина, предложившего модель функциональной системы, описывающую и объясняющую динамику поведенческого акта, и Е. Н. Соколова, который открыл и исследовал ориентировочный рефлекс, имеющий большое значение для понимания психофизиологических механиз-мов восприятия, внимания и мотивации.

Теория органических потребностей животных развивалась под сильным влиянием прежних иррационалистических традиций в понимании поведения животного. Ее современные представители видят свою задачу в том, чтобы чисто физиологически объяснить механизмы работы и функционирования биологических потребностей.

Начиная с 30-х годов XX в. появляются и выделяются специальные концепции мотивации, относимые только к человеку. Одной из первых таких концепций явилась теория мотивации, предложенная К. Левином. Вслед за ней были опубликованы работы представителей гуманистической психологии, таких, как А. Маслоу, Г. Оллпорт, К. Роджерс и др.

Американский исследователь мотивации Г. Маррей наряду с перечнем органических, или первичных, потребностей, идентичных основным инстинктам, выделенным У. Макдауголлом, предложил список вторичных (психогенных) потребностей, возникающих на базе инстинктоподобных влечений в результате воспитания и обучения. Это - потребности достижения успехов, аффилиация, агрессия, потребности независимости, противодей-ствия, уважения, унижения, защиты, доминирования, - привлечения внима-ния, избегания вредных воздействий, избегания неудач и др.

Иная классификация человеческих потребностей по иерархически построенным группам, была предложена А. Маслоу. У человека последовательно появляются и сопровождают личностное взросление следующие семь классов потребностей: Потребности физиологические (органические). Потребности в безопасности. Потребности в принадлежности и любви. Потребности уважения (почитания). Познавательные потребности. Эстетические потребности. Потребности в самоактуализации.

Во второй половине XX в. теории потребностей человека были дополнены рядом специальных мотивационных концепций, представленных в трудах Д. Макклелланда, Д. Аткинсона, Г. Хекхаузена, Г. Келли, Ю. Роттера. Общими для всех них являются следующие положения: Отрицание принципиальной возможности создания единой универсальной теории мотивации, одинаково удовлетворительно объясняющей как поведение животных, так и человека. Убежденность в том, что редукция напряжения как основной мотивационный источник целенаправленной активности поведения на уровне человека не работает, во всяком случае не является для него основным мотивационным принципом. Утверждение вместо редукции напряжения принципа активности, согласно которому человек в своем поведении не реактивен, а изначально активен, что источники его имманентной активности - мотивации - находятся в нем самом, в его психологии. Признание наряду с бессознательным существенной роли сознания человека в детерминации его поведения. Вывод сознательной регуляции человеческих поступков на первый план. Стремление ввести в научный оборот специфические понятия, отражающие особенности человеческой мотивации. Такими понятиями стали, например, социальные потребности, мотивы (Д. Макклелланд, Д. Аткинсон, Г. Хекхаузен), жизненные цели (К. Роджерс, Р. Мей), когнитивные факторы (Ю. Роттер, Г. Келли и др.). Отрицание адекватности для человека таких методов изучения (порождения) мотивационных состояний, которые применяются на уровне животных, в частности, пищевой, биологической депривации, физических стимулов типа ударов электрическим током и других чисто физических наказаний. Поиск специальных методов изучения мотивации, подходящих для человека и не повторяющих недостатки приемов, при помощи которых исследуется мотивация животных. Стремление напрямую связать эти методы с речью и сознанием человека - его отличительными особенностями.

В психологии России вплоть до середины 60-х годов, по сложившейся десятилетиями неоправданной традиции психологические исследования были в основном ориентированы на изучение познавательных процессов.

Согласно концепции А.Н. Леонтьева, мотивационная сфера человека, как и другие его психологические особенности, имеет свои источники в практической деятельности. В самой деятельности можно обнаружить те составляющие, которые соответствуют элементам мотивационной сферы, функционально и генетически связаны с ними. Поведению в целом, например, соответствуют потребности человека; системе деятельностей, из которых оно складывается, - разнообразие мотивов; множеству действий, формирующих деятельность, - упорядоченный набор целей. Таким образом, между структурой деятельности и строением мотивационной сферы человека существуют отношения изоморфизма, т.е. взаимного соответствия.