Космонавт - человек, совершивший полет в космос на космическом корабле или на каком-либо другом космическом объекте.
12 апреля 1961 г. мир был потрясен сообщением ТАСС о том, что в Советском Союзе выведен на орбиту вокруг Земли первый в истории космический корабль-спутник «Восток» с человеком на борту, пилотируемый гражданином Союза Советских Социалистических Республик Ю. А. Гагариным. Всего 108 мин продолжался полет Юрия Гагарина, но он был первым, кто доказал, что человек может жить и работать в космосе. Так появилась на Земле новая профессия - космонавт.
Профессия космонавта особая, она предъявляет к человеку очень высокие требования. Космонавт прежде всего должен обладать отменным здоровьем. Ему приходится работать в необычных условиях: при выведении на орбиту и особенно при возвращении на Землю на него действуют немалые перегрузки. Так, десятикратная перегрузка означает, что космонавт, например, при собственном весе 80 кг ощущает свой вес равным 800 кг. А на орбите он попадает в условия невесомости, совершенно непривычные для человека, родившегося и живущего в условиях земной силы тяжести. Для сохранения высокой работоспособности в этих условиях и возможности быстрой адаптации организма при возвращении на Землю космонавт, находясь в космическом корабле, должен по нескольку часов в день заниматься тяжелыми физическими упражнениями.
Космонавт должен быть мужественным и смелым человеком, находчивым в любых ситуациях, уметь быстро разбираться и принимать правильные решения в стремительно меняющейся обстановке. Каждый старт в космос - полет во враждебную для человека среду, где царят вакуум, невесомость, смертельные для человека излучения. И хотя в космическом корабле или на орбитальной станции космонавт защищен прочным непроницаемым корпусом, внутри для него созданы практически привычные для человека условия жизнедеятельности, непредвиденные аварийные ситуации могут возникать и на Земле при испытаниях космической техники, и в космосе, и при возвращении на Землю. Двадцатипятилетняя летопись пилотируемых космических полетов хранит не только героические, но и трагические страницы.
Космонавт должен превосходно знать космическую технику и безукоризненно владеть ею. Уже первые космические корабли обладали очень сложным техническим устройством. С тех пор космическая техника стала еще более сложной и совершенной, что предъявляет еще более высокие профессиональные требования к космонавту. Только идеальное взаимодействие космонавта с космическим кораблем, умение проводить регулярные профилактические и ремонтные работы может обеспечить полностью успешное выполнение программы полета.
Наконец, космонавт - это исследователь, и он должен не только хорошо знать программу исследований и экспериментов, но и уметь работать с научной аппаратурой. А с каждым годом научные программы космических полетов становятся все шире и насыщеннее, научная аппаратура - все сложнее и разнообразнее. Современная научная программа работ экипажа на орбитальной станции «Салют» включает медико-биологические исследования и эксперименты с целью изучения, как влияют факторы космического полета на состояние и рост человека, животных и высших растений; наблюдения таких интересных атмосферных явлений, как полярные сияния, серебристые облака, а также наблюдения за штормами, ураганами, смерчами, лесными пожарами для своевременного оповещения наземных служб о надвигающихся стихийных бедствиях; наблюдения и фотосъемки земной поверхности и Мирового океана с целью изучения природных ресурсов Земли для нужд лесного и сельского хозяйства, геологии, мелиорации и землепользования, океанографии и рыбного хозяйства. Интересная область работ космонавтов на орбитальных станциях - космическое материаловедение. Они проводят разнообразные технологические эксперименты - плавки, пайки, сварки - со многими веществами, чтобы получить материалы с новыми необычными свойствами, а также определить, как ведут себя те или иные материалы при проведении технологических процессов в космических условиях.
Одно из наиболее перспективных направлений космических исследований - внеатмосферная астрономия. У космонавта превосходные возможности вести астрономические наблюдения, поскольку ему не мешает атмосфера - основной фактор, препятствующий проникновению к наземным инструментам электромагнитного излучения в большинстве диапазонов спектра.
Космонавты все шире пользуются предоставленной возможностью для проведения астрономических наблюдений. На борту орбитальной станции «Салют-4» были установлены инфракрасный телескоп-спектрометр, телескоп для регистрации ультрафиолетового излучения Солнца и рентгеновские телескопы. С помощью этих инструментов космонавты провели ряд исследований Солнца, отдельных звезд, галактик, остатков взрывов сверхновых звезд. Интересная информация, которая расширяет и углубляет наши представления о Вселенной, была получена на орбитальной станции «Салют-6», где установлен крупный субмиллиметровый телескоп с криогенной системой охлаждения приемников излучения до температуры -269°С и малогабаритный гамма-телескоп. Космонавты В. А. Ляхов и В. В. Рюмин для астрономических исследований использовали радиотелескоп с зеркальной параболической антенной диаметром 10 м. Совместно с космическим действовал наземный радиотелескоп с антенной диаметром 70 м, установленный в Крыму. Космонавты провели радиокартографирование Млечного Пути и отдельных районов Земли, исследовали радиоизлучение Солнца, наблюдали пульсар.
После полета Юрия Гагарина каждый старт человека в космос становился новым шагом в освоении космического пространства. Удлинялись сроки полетов, расширялись программы научно-технических исследований и экспериментов, космонавты овладевали все более сложной космической техникой. Полет Германа Титова продолжался свыше суток, а Валентина Терешкова - первая женщина-космонавт - находилась в космическом полете почти трое суток.
В марте 1965 г. Алексей Леонов стал первым космонавтом, который в специальном скафандре вышел из корабля «Восход-2» и в течение примерно 20 мин находился в открытом космосе.
В.В. Терешкова - первая в мире женщина-космонавт
Из космонавтов США наиболее известны Н. Армстронг, Э. Олдрин и М. Коллинз - экипаж космического корабля «Аполлон-11», который в июле 1969 г. совершил полет к Луне с высадкой на ее поверхность. Н. Армстронг и Э. Олдрин стали первыми людьми, побывавшими на Луне.
А.А. Губарев (СССР) и В. Ремек (ЧССР) - экипаж космического корабля «Союз-28».
В 70-е гг. советская программа пилотируемых космических полетов была направлена на создание долговременных орбитальных станций со сменяемыми экипажами - магистрального пути человека в космосе. Доставляемые транспортными космическими кораблями «Союз» на орбитальные станции «Салют» советские космонавты совершили ряд длительных космических экспедиций. Так, полет космонавтов П. И. Климука и В. И. Севастьянова на корабле «Союз-18» и орбитальной станции «Салют-4» продолжался почти 64 сут. На базе орбитальной станции «Салют-6» был создан научно-исследовательский комплекс «Салют-6» - «Союз», регулярно снабжаемый топливом и другими необходимыми материалами автоматическими грузовыми кораблями «Прогресс». На этом орбитальном научно-исследовательском комплексе советские космонавты Ю. В. Романенко и Г. М. Гречко, В. В. Коваленок и А. С. Иванченков, В. А. Ляхов и В. В. Рюмин, Л. И. Попов и В. В. Рюмин, В. В. Коваленок и В. П. Савиных совершили длительные космические полеты продолжительностью соответственно 96, 140, 175, 185 и 75 сут.
Еще более длительные экспедиции в космос совершили советские космонавты на научно-исследовательском комплексе «Салют-7» - «Союз Т» - «Прогресс». 211 сут работали в космосе А. Н. Березовой и В. В. Лебедев, 150 сут - В.А. Ляхов и А.П. Александров, 237 сут - Л.Д. Кизим, В.А. Соловьев и О.Ю. Атьков.
На орбитальной станции «Салют-7» дважды работала С.Е. Савицкая - вторая в мире женщина, совершившая полет в космос. Во время второго полета она выходила в открытое космическое пространство, чтобы провести испытания нового универсального ручного инструмента (УРИ), предназначенного для выполнения сложных технологических операций. С помощью УРИ С.Е. Савицкая выполнила операции по резке, сварке, пайке металлических пластин и напылению покрытия.
С.Е. Савицкая - первая в мире женщина-космонавт, совершившая выход в открытый космос; с помощью руного инструмента она выполнила ряд сложных технологических операций.
В 70-е гг. успешно развивалось сотрудничество космонавтов различных стран непосредственно в космосе. В июле 1975 г. был выполнен совместный экспериментальный полет космического корабля «Союз-19», пилотируемого советскими космонавтами А. А. Леоновым и В. Н. Кубасовым, и космического корабля «Аполлон», пилотируемого американскими космонавтами Т. Стаффордом, Д. Слейтоном и В. Брандом.
А.А. Леонов, Т. Стаффорд, В.Н. Кубасов, Д. Слейтон и В. Бранд - участники совместного полёта советского космического корабля «Союз-19» и американского «Аполлон».
В 1978-1981 гг. по программе «Интеркосмос» вместе с нашими космонавтами на советских космических кораблях «Союз» и орбитальной станции «Салют-6» совершили полеты космонавты Чехословацкой Социалистической Республики - В. Ремек, Польской Народной Республики - М. Гермашевский, Германской Демократической Республики - 3. Йен, Народной Республики Болгарии - Г. Иванов, Венгерской Народной Республики - Б. Фар-каш, Социалистической Республики Вьетнам - Фам Туан, Республики Куба - А. Тамайо Мендес, Монгольской Народной Республики - Ж. Гуррагча и Социалистической Республики Румынии - Д. Прунариу.
В 1982 и 1984 гг. в составе международных экипажей на советских космических кораблях «Союз Т» и орбитальной станции «Салют-7» вместе с советскими космонавтами полеты совершили гражданин Франции - Ж. Л. Кретьен и Индии - Р. Шарма.
К I января 1986 г. в космосе побывали 195 человек - 60 советских космонавтов, 116 американских, 3 космонавта из ФРГ, 2 космонавта из Франции и по одному космонавту из ЧССР, ПНР, ГДР, НРБ, ВНР, СРВ, Республики Куба, МНР, СРР, Индии, Канады, Саудовской Аравии, Нидерландов и Мексики.
П.И. Климук (СССР) и М. Гермашевский (ПНР) - экипаж космического корабля «Союз-30».
В.Ф. Быковский (СССР) и З. Йен (ГДР) - экипаж космического корабля «Союз-31».
Н.Н. Рукавишников (СССР) и Г.И. Иванов (НРБ) - экипаж космического корабля «Союз-33».
В.Н. Кубасов (СССР) и Б. Фаркаш (ВНР) - экипаж космического корабля «Союз-36».
В.В. Рюмин и В.В. Горбатко (СССР) и Фам Туан (ВРВ) - экипаж космического корабля «Союз-37».
Ю.В. Романенко (СССР) и А. Тамайо Мендес (Республика Куба) - экипаж космического корабля «Союз-38».
В.А. Джанибеков (СССР) и Ж. Руррагча (МНР) - экипаж космического корабля «Союз-39».
Л.И. Попов (СССР) и Д. Прунариу (СРР) - экипаж космического корабля «Союз-40» и В.В. Ковалёнок, В.П. Савиных на борту станции «Салют-6».
А.С. Иванченков, В.А. Джанибеков (СССР) и Ж.Л. Кретьен (Франция) - экипаж космического корабля «Союз-Т-6».
Л.Д. Кизим, В.А. Соловьёв, О.Ю. Атьков (СССР) - экипаж космического корабля «Союз-Т-10».
Ю.В. Малышев, Г.М. Стрекалов (СССР) и Р. Шарма (Индия) - экипаж космического корабля «Союз-Т-11».
Полеты советских космонавтов и космонавтов зарубежных стран на космических кораблях «Восток», «Восход», «Союз» и орбитальных станциях «Салют»
№ п/п | Космический корабль, орбитальная станция |
Дата старта и посадки | Экипаж | Позывной экипажа |
1 | «Восток» | 12 апреля 1961 г. | Ю. А. Гагарин | «Кедр» |
2 | «Восток-2» | 6-7 августа 1961 г. | Г.С.Титов | «Орел» |
3 | «Восток-3» | 11-15 августа 1962 г. | А. Г. Николаев | «Сокол» |
4 | «Восток-4» | 12-15 августа 1962 г. | П. Р. Попович | «Беркут» |
5 | «Восток-5» | 14-19 июня 1963 г. | В. Ф. Быковский | «Ястреб» |
6 | «Восток-5» | 16-19 июня 1963 г. | В. В. Терешкова | «Чайка» |
7 | «Восход» | 12-13 октября 1964 г. | В. М. Комаров, К. П. Феоктистов, Б. Б. Егоров |
«Рубин» |
8 | «Восход-2» | 18-19 марта 1965 г. | П. И. Беляев, А. А. Леонов |
«Алмаз» |
9 | «Союз-1» | 23-24 апреля 1967 г. | В.М.Комаров | «Рубин» |
10 | «Союз-3» | 26-30 октября 1968 г. | Г. Т. Береговой | «Аргон» |
11 | «Союз-4» | 14-17 января 1969 г. | В. А. Шаталов | «Амур» |
12 | «Союз-5» | 15-18 января 1969 г. | Б. В. Волынов, А. С. Елисеев, Е. В. Хрунов |
«Байкал» |
13 | «Союз-6» | 11-16 октября 1969 г. | Г. С. Шонин, В. Н. Кубасов |
«Антей» |
14 | «Союз-7» | 12-17 октября 1969 г. | А. В. Филипченко, В. Н. Волков, В. В. Горбатко |
«Буран» |
15 | «Союз-8» | 13-18 октября 1969 г. | В. А. Шаталов, А. С. Елисеев |
«Гранит» |
16 | «Союз-9» | 1-19 июня 1970 г. | А. Г. Николаев, В. И. Севастьянов |
«Сокол» |
17 | «Союз-10» | 23-25 апреля 1971 г. | В. А. Шаталов, А. С. Елисеев, Н. Н. Рукавишников |
«Гранит» |
18 | «Союз-11», «Салют» |
6-30 июня 1971 г. | Г.Т.Добровольский, В. Н. Волков, В. И. Пацаев |
«Янтарь» |
19 | «Союз-12» | 27-29 сентября 1973 г. | В. Г. Лазарев, О. Г. Макаров |
«Урал» |
20 | «Союз-13» | 18-26 декабря 1973 г. | П. И. Климук, В. В. Лебедев |
«Кавказ» |
21 | «Союз-14», «Салют-3» |
3-19 июля 1974 г. | П. Р. Попович, Ю. П. Артюхин |
«Беркут» |
22 | «Союз-15» | 26-28 августа 1974 г. | Г. В. Сарафанов, Л. С. Демин |
«Дунай» |
23 | «Союз-16» | 2-8 декабря 1974 г. | А. В. Филипченко, Н. Н. Рукавишников |
«Буран» |
24 | «Союз-17», «Салют-4» |
11 января - 9 февраля 1975 г. | А. А. Губарев, Г. М. Гречко |
«Зенит» |
25 | «Союз-18», «Салют-4» |
24 мая - 26 июля 1975 г. | П. И. Климук, В. И. Севастьянов |
«Кавказ» |
26 | «Союз-19» | 15-21 июля 1975 г. | А. А. Леонов, В. Н. Кубасов |
«Союз» |
27 | «Союз-21»,«Салют-5» |
6 июля - 24 августа 1976 г. | Б. В. Волынов, В. М. Жолобов |
«Байкал» |
28 | «Союз-22» | 15-23 сентября 1976 г. | В. Ф. Быковский, В. В. Аксенов |
«Ястреб» |
29 | «Союз-23» | 14-16 октября 1976 г. | В. Д. Зудов, В. И. Рождественский |
«Родон» |
30 | «Союз-24», «Салют-5» |
7-25 февраля 1977 г. | В. В. Горбатко, Ю. Н. Глазков |
«Терек» |
31 | «Союз-25» | 9-11 октября 1977 г. | В. В. Коваленок, В. В. Рюмин |
«Фотон» |
32 | «Союз-26», «Салют-6» |
10 декабря 1977 г. - 16 марта 1978 г. | Ю. В. Романенко, Г. М. Гречко |
«Таймыр» |
33 | «Союз-27», «Салют-6» |
10-16 января 1978 г. | В. А. Джанибеков, О. Г. Макаров |
«Памир» |
34 | «Союз-28», «Салют-6» |
2-10 марта 1978 г. | А. А. Губарев, В. Ремек (ЧССР) |
«Зенит» |
35 | «Союз-29», «Салют-6» |
15 июня - 2 ноября 1978 г. | В. В. Коваленок, А. С. Иванченков |
«Фотон» |
36 | «Союз-30», «Салют-6» |
27 июня - 5 июля 1978 г. | П. И. Климук, М. Гермашевский (ПНР) |
«Кавказ» |
37 | «Союз-31», «Салют-6» |
26 августа - 3 сентября 1978 г. | В. Ф. Быковский, 3. Йен (ГДР) |
«Ястреб» |
38 | «Союз-32», «Салют-6», «Союз-34» |
25 февраля-19 августа 1979 г. | В. А. Ляхов, В. В. Рюмин |
«Протон» |
39 | «Союз-33» | 10-12 апреля 1979 г. | Н. Н. Рукавишников, Г. И. Иванов (НРБ) |
«Сатурн» |
40 | «Союз-35», «Салют-6» |
9 апреля - 11 октября 1980 г. | Л. И. Попов, В. В. Рюмин |
«Днепр» |
41 | «Союз-36», «Салют-6» |
26 мая - 3 июня 1980 г. | В. Н. Кубасов, Б. Фаркаш (ВНР) |
«Орион» |
42 | «Союз Т-2», «Салют-6» |
5-9 июня 1980 г. | Ю. В. Малышев, В. В. Аксенов |
«Юпитер» |
43 | «Союз-37», «Салют-6» |
23-31 июля 1980 г. | В. В. Горбатко, Фам Туан (СРВ) |
«Терек» |
44 | 18-26 сентября 1980 г. | «Союз-38», «Салют-6» |
Ю. В. Романенко, А. Тамайо Мендес (Куба) |
«Таймыр» |
45 | «Союз Т-3», «Салют-6» |
27 ноября-10 декабря 1980 г. | Л. Д. Кизим, О. Г. Макаров, Г. М. Стрекалов |
«Маяк» |
46 | «Союз Т-4», «Салют-6» |
12 марта - 26 мая 1981 г. | В. В. Коваленок, В. П. Савиных |
«Фотон» |
47 | «Союз-39», «Салют-6» |
22-30 марта 1981 г. | В. А. Джанибеков, Ж. Гуррагча (МНР) |
«Памир» |
48 | «Союз-40», «Салют-6» |
14-22 мая 1981 г. | Л. И. Попов, Д. Прунариу (СРР) |
«Днепр» |
49 | «Союз Т-5», «Салют-7» |
13 мая-10 декабря 1982 г. | А. Н. Березовой, В. В. Лебедев |
«Эльбрус» |
50 | «Союз Т-6», «Салют-7» |
24 июня - 2 июля 1982 г. | В. А. Джанибеков, А. С. Иванченков, Ж. Л. Кретьен (Франция) |
«Памир» |
51 | «Союз Т-7», «Салют-7» |
19-27 августа 1982 г. | Л. И. Попов, А. А. Серебров, С. Е. Савицкая |
«Днепр» |
52 | «Союз Т-8» | 20-22 апреля 1983 г. | В. Г. Титов, Г. М. Стрекалов, А. А. Серебров |
«Океан» |
53 | «Союз Т-9», «Салют-7» |
27 июня - 23 ноября 1983 г. | В.А.Ляхов, А. П. Александров |
«Протон» |
54 | «Союз Т-10», «Салют-7» |
8 февраля - 2 октября 1984 г. | Л. Д. Кизим, В. А. Соловьев, О. Ю. Атьков |
«Маяк» |
55 | «Союз Т-11», «Салют-7» |
3-11 апреля 1984 г. | Ю. В. Малышев, Г. М. Стрекалов, Р. Шарма (Индия) |
«Юпитер» |
56 | «Союз Т-12», «Салют-7» |
17-29 июля 1984 г. | В. А. Джанибеков, С. Е. Савицкая, И. П. Волк |
«Памир» |
57 | «Союз Т-13» | 6 июня - 26 сентября 1985 г. | В. А. Джанибеков | «Памир» |
58 | «Салют-7» «Союз Т-14» «Салют-7» |
6 июня - 21 ноября 1985 г. 17 сентября - 21 ноября 1985 г. 17-26 сентября 1985 г. |
В. П. Савиных В. В. Васютин Г. М. Гречко А. А. Волков |
«Чегет» |
В детстве тысячи мальчишек на вопрос, кем ты хочешь быть, когда вырастешь, с серьёзным видом отвечали: «Космонавтом». Но только единицам удаётся воплотить мечту в реальность и на самом деле стать покорителями космоса. Прежде чем ступить на борт космического корабля, претендентам приходится пройти долгий и непростой путь. Постоянные психологические и физические нагрузки под силу перенести не каждому. Однако взамен космонавт получает восхищение и уважение всех жителей Земли и чувство причастности к чему-то большому и важному.
Именно этот человек впервые отправился в космос 12 апреля 1961 года. Юрия Гагарина знают все!
Ни для кого не секрет, что в космонавты берут только самых умных и физически выносливых. Если есть мечта бороздить космическое пространство, то уже с раннего детства нужно позаботиться о своей физической форме и хорошей учёбе. В космос возьмут только с идеальным здоровьем. Также при отборе учитывается психологическое состояние и характер человека. Если вы не умеете уживаться с людьми, вас могут счесть непригодным к полётам. Стоит также научиться хорошо плавать, так как тренируют будущих космонавтов преимущественно под водой. Ещё одно требование — владение английским и русским языком. Именно на них ведётся обучение и работа.
Документальный фильм о жизни астронавтов на МКСНа борту космического корабля есть разные специалисты: космонавт-испытатель, космонавт-инженер и космонавт-исследователь. Испытатель — это пилот. Он управляет кораблём, разбирается в навигации и координирует работу членов экипажа. Пилотов обычно выбирают из числа военных лётчиков. Чтобы попасть на борт корабля, нужно иметь соответствующее образование (в Беларуси его можно получить в ), немалый опыт полётов и обладать лидерскими качествами.
Более 500 человек было отправлено в космос, из них трое — белорусы: Пётр Климук (справа), Владимир Коваленок (слева) и Олег Новицкий
Инженер на борту летательного аппарата отвечает за обслуживание технических систем корабля, разрабатывает и испытывает их новые версии, а также ремонтирует корабль во время полёта. Чтобы инженеру попасть на борт космолёта, необходимо иметь хорошее техническое образование ( , ). Обращают внимание космические агентства на людей, которые преуспели в науке: защитили работу, имеют патенты на изобретения.
Исследователи в космосе занимаются изучением поведения живых организмов в состоянии невесомости, проводят эксперименты, а также отвечают за состояние здоровья членов экипажа. Этому специалисту обязательно нужно обладать глубокими знаниями медицины, биологии и химии ( , ).
В космос летают не только мужчины. Серова Елена Олеговна — космонавт на МКСВсе, кто побывал в космосе, скажут, что эта работа не только увлекательная, но и весьма опасная. Поэтому очень важно быть готовым рисковать своей жизнью, принимать сложные решения и всегда оставаться начеку.
Новицкий Олег Викторович (по центру) стал третьим белорусом, кому удалось посмотреть на родную планету действительно с другой стороны. Он был командиром корабля «Союз ТМА-06М», который стартовал 23 октября 2012 года
Стоит отметить, что в Беларуси нет своего космического агентства, но достойных кандидатов всегда с удовольствием принимает
В наше время существует множество профессий. Все профессии важны, все профессии нужны. Бывают профессии увлекательные, сложные, есть профессии романтические. Но есть такая особая профессия, которая одновременно и увлекательная, и романтическая, а ещё ответственная, почетная и трудная. Это – профессия космонавт.
Профессия эта относительно «молодая». Она появилась во второй половине двадцатого века, практически одновременно с зарождением космической отрасли. Еще в 1959 году в нашей стране начался отбор кандидатов в так называемые «астронавты», но с 1960 года уже во всех документах закрепилось название профессии «летчик-космонавт». Хотя в Соединенных Штатах Америки людей этой профессии продолжают называть астронавтами.
Звание первого космонавта планеты принадлежит Юрию Алексеевичу Гагарину, который 12 апреля 1961 года совершил первый в истории человечества орбитальный полет на космическом корабле «Восток». За прошедшие с того знаменательного момента годы в космическом пространстве побывало более пятисот человек. Они находились не только на орбите Земли, но и побывали на Луне. Увеличилась и продолжительность полетов. Если первый полет Гагарина продолжался 108 минут, то в наши дни космонавты и астронавты могут находиться в космосе более года.
К будущим космонавтам предъявляются очень высокие требования. Космос — это, конечно, романтика, но пребывание в космосе требует особой закалки. Космонавт должен иметь очень хорошее, практически идеальное здоровье. Когда ракета поднимается в космос, космонавты испытывают сильные перегрузки. Вес их тела в этот момент увеличивается в несколько раз. А когда они оказываются на орбите, их ожидает другой «противник» — невесомость. При длительном пребывании в невесомости мышцы человека слабеют, кости становятся хрупкими. Поэтому космонавты во время длительного полета постоянно тренируются и носят специальные костюмы, помогающие смягчить вредные последствия невесомости. Здоровье космонавтов должно быть отличным еще и потому, что в космосе нет больниц и «скорую помощь» туда не вызовешь. Поэтому космонавты в обязательном порядке изучают основы врачебных профессий, чтобы уметь оказать друг другу первую помощь в непредвиденных ситуациях.
Если в первые годы космической эры космонавтами становились, в основном, профессиональные летчики, то в наши дни в эту профессию приходят и инженеры и ученые и врачи. На космической орбите проводятся различные научные эксперименты, осуществляется визуальное наблюдение за поверхностью нашей планеты и даже налаживается производство различных материалов, которые можно изготовить только в условиях невесомости. Для выполнения всех этих работ были сконструированы специальные космические станции – настоящие летающие «дома» для космонавтов. В наши дни на орбите Земли находится Международная космическая станция, созданная усилиями многих стран. На этой станции несут вахту космонавты из разных стран, периодически сменяя друг друга.
Профессия космонавт – это профессия не только дня сегодняшнего, но и профессия будущего. Космическая техника непрерывно совершенствуется. И уже строятся планы о пилотируемом полете на Марс. В наши дни летательные аппараты в космос запускают не только государственные организации, но и частные компании. Постепенно развивается космический туризм. Пока это очень дорогое удовольствие, но наступит такой день, когда любой из нас сможет ощутить себя космонавтом и увидеть красоту нашей планеты с высоты космической орбиты.
34.8
Для друзей!
Справка
С момента первого полёта человека в космос в мире появилась новая профессия, для многих до сих пор окутанная ореолом героизма и романтической тайны. Это очень редкая профессия. В настоящий момент в нашей стране активных космонавтов всего 31 человек.
Работы для космонавтов много. В развитии космоса заинтересованы , учёные и , . Предложения сотрудничества поступают от сотен разных компаний и организаций.
Совершение человеком межпланетных полётов рассматривается уже как ближайшая реальность. Делаются конкретные шаги к освоению Луны. Разрабатывается целая программа освоения Марса с использованием пилотируемых марсоходов. Создаются транспортные пилотируемые корабли нового поколения.
Интересный факт. Скафандр космонавта весит около 100 килограммов и изготавливается для каждого индивидуально.
Описание деятельности
Космонавт работает в космосе, в космическом корабле во время полёта, на космической станции, а так же, при необходимости, и в открытом космосе.
И всё же, большую часть времени космонавт находится на Земле, где проводится грандиозная подготовительная предполётная работа. Здесь местом его работы становятся конструкторские бюро, лаборатории, научно-исследовательские институты, кабина пилота, спортзал. Он должен прекрасно знать свой корабль, поэтому участвует во всех этапах его , до наземного испытания всех систем.
Задачи, которые ставятся в полёте, на столько разнообразны, что требуют от космонавта обладать множеством профессий и способности бесконечно учиться. Космонавт - вредная и опасная для здоровья профессия, поэтому пенсионный возраст наступает рано. Однако, возраст не является серьёзным препятствием к полётам. Так, например, Павел Виноградов отметил в полёте своё 60-летие.
Заработная плата
средняя по России: средняя по Москве: средняя по Санкт-Петербургу:
Какую специальность нужно получить
Трудовые обязанности
Пока космонавт ещё на Земле, он участвует в составлении четкого плана и графика исследований, экспериментов, испытаний и других задач, которые будет выполнять в космосе. Он должен набраться опыта, знаний, навыков, необходимых для выполнения сложных заданий. В настоящее время экипаж обычно состоит из трёх человек.
Находясь в полёте, каждый член экипажа отвечает за свою часть работы, согласно поставленным на земле задачам. За поддержание всех узлов станции в нормальном рабочем режиме, их диагностикой, профилактикой, отвечает . испытывает системы корабля, отвечает за прохождение полёта. отвечает за здоровье экипажа, режим сна, питание, проводит запланированные исследования, обрабатывает и отправляет на землю полученную научную информацию. Однако, космонавты обладают таким запасом знаний и умений, что, в случае необходимости, могут заменить друг друга, или прийти на помощь.
Особенности карьерного роста
Учитывая очень жёсткий отбор кандидатов, уже сам факт зачисления в отряд космонавтов может рассматриваться, как достаточно высокая ступень карьеры. Потом их ждёт 1,5 года общекосмической подготовки, сдача экзамена, подготовка к полёту в составе группы, и, наконец, назначение в экипажи и ожидание. Ждать своего первого полёта приходится от 5до 10 лет. Но некоторые так и не дождутся.
Одни посвящают космонавтике всю свою жизнь. Другие уходят из отряда космонавтов по здоровью или ещё по каким-либо причинам. Космонавты настолько широко и высоко образованный народ, что, всегда находят себе работу, исходя из своих представлений о дальнейшей карьере. Среди них руководители разного уровня в ЦУП, учёные, общественные деятели, политики и список этот можно продолжить.
Характеристика сотрудника
Главное требование - это идеальное здоровье. Перегрузки, невесомость требуют большой выносливости организма. Работа в условиях постоянного напряжения, огромной ответственности, часто непредсказуемости возможна при условии здоровой устойчивой психики.
Космос - это работа для интеллектуалов. Космонавт должен обладать достаточно глубокими теоретическими знаниями во многих областях и многими практическими навыками и умениями. Способность и желание постоянно учиться - ещё одно из важных качеств, поэтому у космонавтов чаще всего не одно, а несколько высших образований.
Для работы в космосе требуются люди особого склада. Здесь всё всерьёз и честно. Любая фальшь в полёте может обернуться реальной угрозой жизни команды. Здесь нельзя казаться - надо быть. Быть профессионалом, отвечать за каждый свой поступок. Не знаешь - узнай, не умеешь - научись, страшно или больно - умей преодолеть себя, хочешь командовать - научись подчиняться. Только так. Вся жизнь набело.
Большинство людей введено в глубочайшее заблуждение относительно того, каким требованиям должен соответствовать кандидат в такой области, как профессия космонавт. Ведь что тут сложного, было бы здоровье и хорошее физическое развитие, но не тут-то было, все намного серьезней и сложней, так как требования чрезвычайно высоки, но и обоснованы, так как это наиболее опасная и героическая профессия.
Первое, с чего стоит начать – что не существует такой профессии «космонавт», есть космонавт-исполнитель, космонавт-инженер и космонавт-исследователь, но такого подразделения как «космонавт» нет, так как это простонародное обобщенное обозначение.
Какие бывают специализации?
Каждая специализация данной области важна, так, например, космонавт-исследователь является руководителем и лидером всей экспедиции, он управляет и контролирует борт космического судна, отвечает за взлетно-посадочные работы, ведет переговоры с землей и отвечает за дисциплину коллектива.
Мнение эксперта
Екатерина Колоколова
Профориентатор. Дипломированный специалист по проблемам вовлеченности детей в учебу. Имеет более 10-и лет опыта ведения семинаров, тренингов и лекций с аудиторией самого разного возраста.
Космонавт-инженер обладает возможностью решать вопросы ремонтного характера по распоряжению исполнителя, даже если у него просто закралось подозрение, что возможна поломка, инженер обязан проверить указанную область судна. Космонавт исследователь организовывает исследовательские экспедиции, а также следит за состоянием здоровья и жизнеспособностью экипажа, если в полет были взяты животные или иные представители флоры и фауны, то за ними также ведется исследовательское наблюдение.
Космонавт – это человек, совершающий космический полёт на орбиту земли и за её пределы с использованием космической техники.
Если говорить откровенно, то профессия космонавт независимо от своей области, является представителем категории – самые востребованные профессии в России, так как параметрам соответствует далеко не каждый. В фильмах показывают, как юноша приходит учиться на космонавта и со временем становится им, на самом деле космонавтов-исполнителей отбирают из ранга военных летчиков с большим стажем работы и отменной характеристикой, в которой говориться о героических поступках и высоких лидерских качествах. Исследователей отбирают из военных врачей, которые также обладают отличными характеристиками, инженеры не отходят от военных традиций и тоже отбираются из данной области познания.
Известные представители профессии
Образование
Помимо этого, каждый из представителей профессии обязан иметь высшее биологическое или же медицинское образование, а также иметь научные труды, опубликованные в научном или общественном издательстве и, самое главное, иметь написанную или подготовленную на последней стадии кандидатскую диссертацию. Если говорить об оплате труда, то данная область из ранга – высокооплачиваемые профессии. Сотрудник получает зарплату, как на земле, так и за проведенные полеты.