Урок по биологии 5 класс учитель Царапина А. Н.


ВСПОМНИТЕ! 1.У каких организмов тело не состоит из нескольких клеток? 2.На какие царства организмов делят живой мир?




ЦЕЛИ: 1. Изучить особенности строения и жизнедеятельности бактерий. 2. Показать роль бактерий в природе и жизни человека




Бактерии – это примитивные одноклеточные организмы, в цитоплазме которых нет оформленного ядра. Ядерное вещество распределено по всей цитоплазме. Бактериология – раздел микробиологии, занимающийся изучением бактерий.





? 1. Какой процесс лежит в основе увеличения численности бактерий? 2. Как, на ваш взгляд, могут размножаться бактерии?



Питание бактерий сами создают, а также питаются готовыми питательными веществами.





4. Почвенные бактерии 5. Бактерии разложения и гниения

1. Участвуют в формировании структуры и плодородия почвы 2.Образование полезных ископаемых 3. поддерживают запасы углекислого газа и кислорода в атмосфере


1. молочнокислые бактерии



вред бактерий для человека болезнетворные бактерии












А1. Бактерии – это организмы: 1. только одноклеточные; 2. только многоклеточные; 3. и одноклеточные, и многоклеточные А2. В клетке бактерий есть: 1. оболочка, цитоплазма, ядро; 2. цитоплазма, ядро, нуклеиновая кислота; 3. оболочка, цитоплазма, нуклеиновая кислота


А3. Бактерии: 1. питаются готовыми питательными веществами; 2. сами способны создавать питательные вещества; 3. верно 1 и 2.


А4. Определите правильное высказывание. 1. Бактерии относятся к царству животных 2. бактерии относятся к царству грибов 3. 1 и 2 утверждения не верны


А5. Определите правильное высказывание. 1. Все бактерии приносят вред другим живым организмам. 2. все бактерии приносят пользу только человеку. 3. Человек использует бактерий для создания некоторых продуктов питания


Домашнее задание 1. § 11 стр. 44 учебника 2. по желанию написать сообщения о бактериальных заболеваниях человека и их профилактике





История изучения бактерий

  • Впервые бактерии увидел в оптический микроскоп и описал голландский натуралист Антони ван Левенгук в 1676 году. Как и всех микроскопических существ он назвал их «анималькули».

Рисунки Левенгука


Размеры бактерий

Клетки бактерий очень малы. Сравните размеры бактерий с толщиной человеческого волоса


Формы бактерий

Бактерии, в зависимости от формы клеток, делят на несколько групп: шаровидные -кокки, палочковидные - бациллы или палочки, спиралевидные - спирохеты






Где обитают бактерии

  • Бактерий много в почве, в воздухе, на дне озер и океанов.
  • Они живут в холоде, во льдах Арктики.
  • В раскалённых песках пустыни, и в горячих кислотных источниках.
  • То есть- везде!

Заключение

  • Бактерии и в природе и в жизни человека имеют большое значение. Некоторые из них вредны для других организмов (растений, животных, человека), так как вызывают заболевания. Однако способность бактерий активно перерабатывать органические вещества, превращая их сначала в перегной, делает незаменимым их участие в круговороте веществ на Земле.

ЦАРСТВО ПРОКАРИОТЫ
ПОДЦАРСТВО БАКТЕРИИ

Бактерии относятся к прокариотам.
Это самые простые, наиболее мелкие и
широко распространенные организмы,
которые существуют на земле более 2 млрд. лет, но вместе с тем постоянно
развивающиеся. Бактерии настолько
отличаются от других живых организмов, что их выделяют в особое царство. Во всем мире не так уж много мест, лишенных бактерий.
Они обитают в воде, почве, воздухе,
внутри и на поверхности тел животных
и растений.

Строение бактериальной клетки

РАЗМЕРЫ БАКТЕРИЙ

Клетки бактерий очень малы.

ГРУППЫ НАСТОЯЩИХ БАКТЕРИЙ

кокки (шаровидные) - одиночные

диплококки (собраны по два)

стрептококки (в виде цепочки)

стафилококки (в виде виноградной грозди)

сарцины (в виде плотных пачек)

бациллы (палочковидные)

извитые - вибрионы (в виде запятой)

спириллы (один или несколько
правильных завитков)

По способу питания бактерии подразделяют на две группы

ГЕТЕРОТРОФЫ
(они не способны
синтезировать
органическое
вещество,
а питаются готовым)

АВТОТРОФЫ
(способны
синтезировать
органические вещества
из
неорганических)

Гетеротрофы подразделяются на три группы

САПРОФИТЫ
бактерии, которые
питаются органическими
веществами отмрших
организмов
(молочно-кислые
бактерии,
бактерии гниения)

СИМБИОНТЫ
тесное сожительство
бактерий с живыми
организмами,
приносящее пользу
друг другу
(клубеньковые бактерии
на корнях бобовых)

Слайд №10

Большая часть бактерий может использовать в качестве источника энергии почти любые органические соединения, даже вещества, применяемые для их уничтожения (например, пенициллин, убивающий многие бактерии). Это связано с тем, что бактерии могут жить как в присутствии кислорода в среде, так и при его отсутствии.

Слайд №11

Бактерии по способу питания делят на две группы

Анаэробные
(разлагают органические вещества без участия кислорода)

Аэробные
(в процессе дыхания
используют кислород
для окисления органических вещества)

Слайд №12

По отношению к температуре развития бактерии также весьма разнообразны: одни развиваются при широком диапазоне изменения температуры, другие - только при определенных температурах (низких, высоких или в узком диапазоне температур).

Слайд №13

РАЗМНОЖЕНИЕ БАКТЕРИЙ

Клетки бактерий при благоприятных условиях очень быстро размножаются, делясь надвое. Если клетка удваивается каждые пол часа, то за сутки она способна дать 281474976710656 потомков. А некоторые бактерии способны размножаться еще быстрее.

Слайд №14

Быстрое размножение молочнокислых бактерий в молоке приводит к тому, что оно скисает за считанные часы.

Слайд №15

Слайд №16

Образование спор

При неблагоприятных условиях, например, при недостатке воды, многие бактерии переходят в состояние покоя. Клетка теряет воду, несколько сморщивается и остается в состоянии покоя до тех пор, пока снова не появится вода. Некоторые виды переживают периоды засухи, жары или холода в форме спор. Образование спор у бактерий - это не способ размножения, так как каждая клетка дает всего одну спору и общее количество особей при этом не возрастает.

Слайд №17

При образовании споры клетка ссыхается, округляется в пределах имеющейся клеточной стенки и выделяет новую толстую стенку внутри старой. При благоприятных условиях (во влажных условиях) спора прорастает. Споры очень стойки: выдерживают длительное высушивание, кипячение в течение нескольких часов, сухое нагревание до 140oС. Некоторые споры выдерживают температуру -245oС. Стойки они и к действию ядовитых веществ, сохраняют жизнеспособность длительное время. Так, палочки сибирской язвы сохраняют жизнеспособность, оставаясь в виде спор в течение 30 лет.

Слайд №18

Выживание бактерий при высушивании

Холерный вибрион до 2 дней
Чумная палочка до 8 дней
Палочка дифтерии до 30 дней
Палочка тифа до 70 дней
Туберкулезная палочка до 90 дней
Палочка стафилококка до 90 дней

Слайд №19

Положительное значение бактерий

Определяется их участием во многих биологических процессах, особенно в круговороте веществ в природе. Бактерии, в результате своей жизнедеятельности, способны разлагать сложные органические соединения до простых неорганических веществ, которые снова используются зелеными растениями. Бактерии способны разлагать белки, углеводы, жиры.

Слайд №20

Ряд веществ, образуемых бактериями в результате обмена веществ, весьма ценен для человека. Деятельность бактерий используется в различных отраслях промышленности и сельского хозяйства для получения молочнокислых продуктов, для квашения капусты, силосования кормов, получения органических кислот, спиртов, ацетона, ферментативных препаратов и др.

Слайд №21

В настоящее время бактерии приобретают исключительно большое значение как продуценты многих биологически активных веществ (антибиотиков, аминокислот, витаминов и др.), используемых в медицине, ветеринарии и животноводстве. Без участия бактерий невозможны процессы, происходящие при приготовлении кожи для дубления, мацерации волокон льна и пеньки.

Слайд №22

Человек использует бактерии и для обработки сточных вод: при медленном пропускании сточных вод над гравием и песком твердые частицы оседают и под действием разных бактерий превращаются в материал, который после высушивания используется как удобрение. При прохождении сквозь песок и гравий болезнетворные бактерии погибают и перевариваются гнилостными бактериями.

Из болезней растений, вызываемых бактериями, известны: ожог, поражающий плодовые растения - яблони, груши и др.; черная гниль капусты; мягкая гниль многих растений; опухоли корней растений Несмотря на вред, приносимый (бактериальный корневой рак); опухолевидные наросты на листьях (галлы) и др.

1 слайд

2 слайд

3 слайд

4 слайд

БАКТЕРИИ Бактерии - это доядерные организмы, которые мы называем микробами, они имеют клеточное строение. Это очень древние организмы они появились на Земле около 3 миллиард лет назад. Впервые человеческий глаз увидел бактерии, 300 лет назад.

5 слайд

Потребовалось еще двести лет, прежде чем микробиология стала самостоятельной наукой. Новая отрасль биологии постепенно раскрывала ту огромную роль микроорганизмов, которую они играют в жизни человека, сопровождая его от колыбели до могилы.

6 слайд

РОЛЬ БАКТЕРИЙ Бактерии, разлагают отмершие организмы, возрождают условия для жизни новых существ. Микроорганизмы помощники человека, его враги и спутники в повседневной жизни.

7 слайд

Цель работы Выявить микроорганизмы, которые являются спутниками человека. Выявить зависимость количества микроорганизмов от режима работы школы. Обнаружить и подсчитать количество микроорганизмов на руках и предметах ежедневного пользования учащихся.

8 слайд

Описание строения микробов Бактерии всего очень малы. Их можно увидеть только под микроскопом. Их тело состоит всего из одной клетки. Они устроены проще всех других организмов – в их клетках даже нет ядра.

9 слайд

Ученым известно, по меньшей мере 2 500 видов бактерий. Они встречаются повсюду: в воздухе, в воде, в почве, в телах других живых существ.

10 слайд

По форме и особенностям объединения клеток различают несколько групп настоящих бактерий. Бактерии просто устроены и кроме оболочки и цитоплазмы они имеют наследственный материал.

11 слайд

Роль бактерий в природе Роль бактерий в природе огромна – при помощи них получают кефир, сыр, спирты и лимонную кислоту. Многие бактерии них живут в организме растений –помогая усваивать азот воздуха, другие в организме животных - помогают переваривать пищу, а Третьи являются источниками различных заболеваний.

12 слайд

13 слайд

Материалы и методика Исследования Исследования проводились в стенах нашей школы Пробы воздуха были взяты в коридорах школы и кабинетах математики и биологии, кроме того были взяты мазки с рук младших школьников, с телефонной трубки и со страниц наших учебников.

14 слайд

Для исследования бактерий была приготовлена среда, это мясо- пептиного агара. (Взято 20 грамм агар-агара,15 грамм мясного бульона, 500 грамм воды все это вскипятили, отфильтровали и разлили в стерильные чашки Петри. Готовые чашки со средой были использованы для опытов.

15 слайд

Для исследования воздуха чашки Петри с готовой стерильной средой открыли на 15 минут(по методу Коха и Кларка- и Гейджера). Отпечатки пальцев (метод отпечатков ВН.Крылова, Р.Б Гольдина) были взяты легким прикосновением пальцев на стерильную питательную среду.

16 слайд

Мы исследовали: 1. Воздух в классе до уроков. 2. Воздух в коридоре на 1 этаже вешалка после 4 уроков 3. Воздух в классе после вечерней уборки

17 слайд

Состояние чистоты рук- Взяты мазки с чистых пальцев – сразу после мытья хозяйственным мылом и через полтора часа после мытья рук. Мазки с рук семиклассников после столовой

18 слайд

Мазки.с телефонной трубки после долгого пользования с телефонной трубки, после обработки спиртом Мазки со страниц старого учебника и страниц нового учебника

19 слайд

Затем были визуально рассмотрены результаты опытов, на наличие бактерий бактерии определялись в основном на количество, подсчетом колоний, которые поселись на питательной среде и рассчитывались на площадь чашки.

20 слайд

Для выяснения того, что может уменьшить количество бактерии, был сделан новый посев бактерий и на эти посевы положоили таблетки левомицитина и тетрациклина, а также использованы кусочки листьев каланхоэ, душистой герани и капли хозяйственного мыла.

21 слайд

ИССЛЕДОВАЛИ - Воздух в коридоре с таблетками. левомицитина Воздух в коридоре с капельками хозяйственного мыла Воздух в классе после уроков с каланхоэ Воздуха в классе после уроков с геранью.

22 слайд

Результаты исследования Результаты опытов: воздушная среда в школе более чистая с утра – 6 колоний. После 4 уроков количество колоний стало –13 После 7 уроков- 57 колоний

23 слайд

Бактерии в воздухе МЕСТО ПРОБЫ КОЛИЧЕСТВО КОЛОНИЙ БАКТЕРИЙ воздух в классе до уроков 6 воздух после 4 уроков 13 воздух после 7 уроков 57

24 слайд

Результат мазков с отпечатков пальцев на страницах книг и телефоне Отпечатки чистых пальцев-21 колонии Отпечатки после 1 часа после мытья 23 колонии а у ученика после столовой- 35 колоний Результат обследования телефонной трубки и страниц книг результаты вы видите на диаграмме

25 слайд

26 слайд

Что обнаружили? Среди выращенных чистых колоний стрептококков (STREPTOCOCCUS SALIVARUS) высеялись и стафиллококки их мы отличили по окраске и рассмотрели их окрашенными в синьке под микроскопом увеличением 400 раз

27 слайд

Что помогает задержать рост микробов На пробах видно,что таблетки разложенные на посевах питательных сред не дают развиваться бактериям- вокруг тетрациклина и левомицитина чистая питательная среда (без бактерий) по ободку на 0,2 см, положенные на посевы кусочки листьев душистой герани, каланхоэ и капелька мыльной пены., также тормозят развитие бактерий по диаметру от 0,1 до 0,5 см.