Если тактическая разведка в танковых соединениях (частях) является неотъемлемой принадлежностью всех видов боевых действий, то этого, пожалуй, нельзя сказать про боевую разведку, которой зачастую не уделяется достаточного внимания. Между тем недочеты в ведении боевой разведки служат причиной различных неожиданностей для командира и могут повлечь за собой излишние потери, не оправданные обстановкой.
Командир танковой части (подразделения), приняв решение, строит свой боевой порядок. Затем по сигналу атаки танки устремляются вперед. Если впереди нет боевой разведки, то они легко могут попасть на минные поля или же подвергнуться обстрелу из противотанковых пушек с совершенно неожиданных направлений и т. д.

Так, например, в одном бою командир танковой части точно знал, что в полосе его наступления минных полей у противника нет. Поэтому он не выслал боевой разведки. Однако, как потом стало известно из показаний пленных, немцы в ночь перед нашей атакой установили мины в пяти метрах от своих траншей. В результате часть атакующих танков подорвалась. Ясно, что наличие боевой разведки позволило бы сократить потери. В другом случае танки, перевалив через гребень высоты, попали под фланговый огонь танков противника. Пришлось перестраиваться под огнем для боя с ними. Боевая разведка помогла бы командиру своевременно произвести нужное перестроение. В общем, опыт войны показывает следующее: когда боевая разведка выполняет даже только одну из стоящих перед ней задач - обнаружение минных полей, то и это значительно сокращает потери в бою.
Боевая разведка должна вестись непрерывно.

Если она выполнит свою задачу па первом этапе наступления, необходимо высылать ее и в дальнейшем. N танковая бригада при прорыве немецкой обороны выделила в боевую разведку два танковых взвода. Они двигались углом вперед в 300 метрах от боевых порядков главных сил бригады. Эти два взвода наскочили на тщательно замаскированное минное поле противника, причем подорвалось по одному тапку на взвод. Конечно, об обнаруженном препятствии было тут же доложено командиру бригады, и танки отошли в укрытие. Атака задержалась вплоть до разминирования проходов, но зато бригада избегла излишних потерь, которые, несомненно, были бы при отсутствии боевой разведки, но вот проходы в минных полях проделаны, и танки двинулись вперед. Командир бригады решил, что боевая разведка выполнила свою задачу, и в дальнейшем не стал ее высылать. Танки в 400 метрах от первого минного поля наскочили на второе и понесли потери.

О выявленных препятствиях и огневых точках противника боевая разведка доносит командиру по радио. Помимо того, поскольку ста двигается на удалении зрительной связи, за ней наблюдают командиры рот и взводов. В бою трудно определить, почему остановился впереди идущий танк: от подрыва на минном поле или от попадания снаряда, тем более, что по танкам боевой разведки противник будет вести огонь в первую очередь. Поэтому важно, чтобы экипажи боевой разведки, кроме донесения по радио, выбрасывали из танка флажок при подрыве на минах. Это предостережет от подрыва экипажи, следующие позади и наблюдающие за боевой разведкой.
В заключение еще раз подчеркнем, что боевую разведку нужно высылать во всех случаях, когда действуют танки. Она должна стать неотъемлемой частью любого бо-евого порядка танков. Двигаться ей надлежит примерно в 300-400 метрах впереди боевого порядка. Чем быстрее танки идут в атаку, тем больше должно быть удаление боевой разведки. Наоборот, при медленном движении, например, по грязи, можно его сократить до 200 метров. В основу здесь следует положить возможность поддержки боевой разведки огнем сзади идущих танков.

Гвардии полковник И. БАБЕНКО.

Комментарии:

Форма ответа
Заголовок:
Форматирование:

У принятого на вооружение немецкого разведывательного танка Pz.Kpfw.II n.A., более известного как Luchs, был воплощенный в металле конкурент, который разрабатывался фирмой BMM (бывшей чехословацкой ČKD). Танк Pz.Kpfw.38(t) n.A. превосходил своего соперника как минимум по надежности и вооружению - но в серию пошел все-таки Luchs. Почему так получилось и что же представлял собой легкий разведывательный танк, разрабатывавшийся для вермахта в оккупированной Чехословакии?

Спрос диктует предложение

По результатам применения легкого танка Pz.Kpfw.II Ausf.D в польской кампании стало понятно, что вермахту необходима новая боевая машина легкого класса. В середине сентября 1939 года, еще до завершения боевых действий, немецкое Министерство вооружений и боеприпасов получило заказ на разработку быстроходного разведывательного танка.

Первоначально над ним работали MAN и Daimler-Benz: первая фирма разрабатывала шасси, вторая башню и подбашенную коробку. Проект получил индекс VK 13.01 (опытная машина, 13-тонный класс, первый образец). Новая машина должна была развивать скорость до 70 км/ч, иметь двухместную башню, бронирование до 30 мм и боевую массу в 11 тонн.

Первый прототип Pz.Kpfw.38(t) n.A. на демонстрации нового вооружения в ставке Гитлера «Волчье логово» 4 января 1943 года. Крайний справа – Гитлер, рядом с ним стоит Альберт Шпеер

Новые конкуренты

В июле 1940 года ситуация с проектом резко изменилась. Появились два конкурента, о которых еще год назад MAN и Daimler-Benz даже и не задумывались. В марте 1939 года Германия оккупировала Чехословакию, и под контроль немцев попали чешские промышленные предприятия. В их числе оказались ŠKODA и Českomoravská Kolben-Daněk (ČKD), основные производители чехословацкой бронетехники. После оккупации заводы продолжили выпуск танков, но уже для новых хозяев. Сохранились и заводские КБ, продолжившие разработку новых образцов боевых машин.

И ŠKODA, и ČKD (сменившая при новых хозяевах вывеску на BMM) имели большой опыт в создании легких танков, причем по своим характеристикам заметно превосходящих немецкие аналоги. Неудивительно, что обе фирмы оказались вовлечены в конкурс на создание нового танка-разведчика. Согласно заданию, от чешских фирм требовалось создать боевую машину с боевой массой 12–13 тонн и с максимальной скоростью 50–60 км/ч. Предполагалось, что каждая фирма изготовит по пять опытных образцов.

Первый опытный образец танка-разведчика BMM выкатила в декабре 1941 года. Это было почти на полгода позже машины MAN (ее Pz.Kpfw.II n.A. появился на свет в июле 1941 года), но разрыв нивелировался изменениями предъявляемых заказчиком требований. Только за 1941 год в техническое задание несколько раз вносились серьезные правки. Наполеоновские планы по выпуску 250 VK 1303 и более легких VK 903 пришлось серьезно корректировать. Ни осенью, ни зимой 1941 года MAN так и не запустил производство новых танков. Дополнительно сказывалась на планах и большая загрузка MAN по выпуску средних танков Pz.Kpfw.III – Вторая мировая война была в самом разгаре. Это дало чешским фирмам большую фору, и в итоге они догнали конкурента.


Третий прототип Pz.Kpfw.38(t) n.A. в ходе испытаний двигателя Tatra Typ 103. Как и у первого прототипа, корпус с башней клепаные, но обвес сильно отличается

Отличия от серийного Pz.Kpfw.38(t)

Проект BMM, который изначально носил индекс TNH n.A. (n.A – «neuer Art», то есть «нового типа»), создавался далеко не на пустом месте. Коллектив завода максимально использовал опыт разработки танка TNH, более известного как LT vz.38 и Pz.Kpfw.38(t). Общая компоновка машины, а также значительная часть корпуса перекочевали от освоенного в производстве танка. Силовая установка находилась сзади, трансмиссия и ведущие колеса - впереди. Вместе с тем, называть новую машину поверхностной переделкой LT vz.38 нельзя.

Два с лишним года конструкторское бюро не сидело сложа руки, да и требования на новый танк-разведчик заставляли заняться серьезной переделкой. В качестве силовой установки TNH n.A. был выбран V-образный 8-циллиндровый двигатель Praha NR1, развивавший мощность 220 л.с. Новая силовая установка была длиннее, чем использовавшаяся на LT vz.38 рядная «шестерка» Praha TNHPS/II (лицензионная версия шведского мотора Scania-Vabis typ 1664), так что моторное отделение пришлось удлинять. Ходовая часть, на первый взгляд, была очень похожа, но впечатление обманчиво. Увеличившаяся более чем на тонну боевая масса потребовала переделать ее. Диаметр опорных катков увеличился с 775 до 810 мм, а ширина трака выросла с 293 до 305 мм. Изменилось и ведущее колесо.


Четвертый или пятый прототип танка, серийные машины должны были выглядеть так же

Существенные изменения пришлось вносить и в конструкцию корпуса. Помимо удлинения моторного отделения, массу изменений пришлось вносить в конструкцию лобовой части. От курсового пулемета пришлось отказаться, вместо него помощнику механика-водителя поставили большой смотровой прибор, по конструкции напоминающий смотровой прибор механика-водителя среднего танка Pz.Kpfw.III. Точно такой же прибор получил и механик-водитель. Более существенно переработали башню, от оригинальной конструкции LT vz.38 почти ничего не осталось. В качестве основного вооружения TNH n.A. получил 37-мм пушку Škoda A-19, с которой был спарен пулемет MG-34. От командирской башенки создатели нового танка отказались, а вместо нее появился один общий уступ, снабженный по периметру смотровыми приборами.

Особенности конструкции

Отдельно стоит упомянуть технологию изготовления корпусов и башен TNH n.A. Практически все танки производства Škoda и BMM имели клепаную конструкцию корпусов и башен. Эта конструкция имеет ряд недостатков, одним из которых являются вторичные осколки, которые образовывают обратные стороны клепок после попадания в танк вражеских снарядов. В итоге TNH n.A. стал первым танком BMM, на котором применили сварку. Согласно имеющейся информации, первый прототип изготовлялся клепаным и из неброневой стали, второй из неброневой стали и со сварным корпусом, третий был клепаный и из броневой стали, а последние два танка построили сварными и из броневой стали. Согласно плану, BMM выпускала каждый месяц по одному прототипу, получившему индекс Pz.Kpfw.38(t) n.A. Последний танк изготовили в апреле 1942 года. Надо отметить, что ни один из прототипов не имел полностью сварной конструкции. Кормовая часть и створки моторного отсека все так же делались с применением клепок.

Стоит отметить, что прототипы Pz.Kpfw.38(t) n.A. отличались друг от друга не только конструкцией корпуса и башен. Первый прототип отличался тем, что установленные на нем надгусеничные полки без изменений были взяты с серийного Pz.Kpfw.38(t). Штатные смотровые приборы так и не установили, их место занимали ветровые щитки со стеклоочистителями. На полках размещались два фонаря «Нотек», а на правой стороне лобового листа корпуса крепился автомобильный клаксон. Второй прототип отличался сварными корпусом и башней, также он получил надгусеничные полки измененной конструкции. Третий прототип по конструкции был больше схож с первым, но получил измененные надгусеничные полки и прожектор на крыше башни. Кроме того, позже на машину установили 12-цилиндровый дизельный мотор воздушного охлаждения Tatra Typ 103 мощностью 220 л.с. Смотровых приборов третий прототип, как и первый Pz.Kpfw.38(t) n.A., не получил. Привычный внешний вид танк приобрел только на четвертом и пятом прототипах. Эти же машины получили и полные комплекты смотровых приборов.


Моторное отделение нараспашку. Видно, что крыша моторного отделения и корма у танка остались клепаными

Испытания и недобросовестная конкуренция à la Третий рейх

Основная нагрузка в виде ходовых испытаний легла на первую опытную машину. В конце января 1942 года танк доставили на полигон Куммерсдорф, где он проходил серию совместных испытаний с танками Pz.Kpfw.II n.A. и Skoda T-15. За несколько месяцев прототип накатал 3866 км без существенных поломок, выгодно отличаясь этим от конкурентов. Казалось, что чешская машина обходит немецкую, но все решилось на втором этапе испытаний, походившем в мае-июне 1942 года. В вину Pz.Kpf.38(t) n.A. и Т-15 поставили более низкий дорожный просвет и увеличенный расход топлива. Кроме того, указывалось, что использование вооружения в виде 37-мм пушки уменьшает полезный объем башни, в то время как на немецком Pz.Kpfw.II n.A. стояла более компактная 20-мм автоматическая пушка.

Замечания по отчету дают основания говорить о том, что фирма MAN, вероятно, воспользовалась административным ресурсом. Особенно это касается вопроса о вооружении. Те, кто писал замечания по вооружению, не мог не знать, что уже в марте 1942 года 20-мм пушка в качестве вооружения танка-разведчика немецких военных не устраивала. Весной 1942 года появилась спецификация, согласно которой Pz.Kpfw.II n.A., обозначенный как Pz.Spw.Wg II Ausf. MAN, должен был получить двухместную башню Daimler-Benz с 50-мм орудием. Речь идет о башне для разведывательного танка VK 16.02, известного как Gefechts Aufklärer Leopard (боевой разведывательный танк “Леопард”). Еще интереснее другое. Рядом со спецификациями на Pz.Spw.Wg II Ausf.MAN нашлись данные и на другую машину - Pz.Spw.Wg II Ausf.BMM, то есть «бронированная разведывательная машина разработки BMM». И там тоже 50-мм пушка указана как основное вооружение в башне конструкции Daimler-Benz. Простое наложение корпуса Pz.Kpfw.38(t) n.A. и этой башни говорит о том, что ее установка на машину фирмы ВММ теоретически была вполне возможной. Впрочем, даже в случае с немецким альтернативным танком дальше бумажной переписки и эскизов дело не продвинулось.


Так мог выглядеть Pz.Spw.Wg II Ausf.BMM с установленной на нем башней Daimler-Benz

Победа немецкого танка Pz.Kpfw.II n.A., более известного как Luchs, в итоге оказалась пирровой. Загруженность MAN привела к тому, что таких танков-разведчиков выпустили всего 100 штук. Получи BMM заказ на изготовление Pz.Kpf.38(t) n.A., ситуация могла оказаться иной. Так или иначе, дело ограничилось всего пятью прототипами. Бесследно опыт создания Pz.Kpf.38(t) n.A. не прошел: модернизированная ходовая часть, разработанная для этого танка, использовалась на истребителе танков Jagdpanzer 38(t) («Hetzer»).


Переживший войну Pz.Kpf.38(t) n.A., который использовался в качестве тестовой лаборатории

Судьба прототипов сложилась по-разному. Третий опытный образец, например, послужил тестовой лабораторией для обкатки дизельного мотора Tatra Typ 103 и решений, планировавшихся к использованию на легком танке TNH 57–900. Дальнейшая судьба остальных машин остается неизвестной, но как минимум один этот танк войну пережил. Судя по конфигурации крыльев, это был либо второй, либо третий прототип. Определить, сварной или клепаный у пережившей войну машины корпус, не позволяет качество снимков.

Источники:

  • V. Francev, C. K. Kliment. Praga LT vz.38. MBI, 1997
  • T. L. Jentz, H. L. Doyle. Panzer Tracts №18: Panzerkampfwagen 38(t) Ausf. A to G and S Production, Modification, and Operational History from 1939 to 1942.
  • BAMA (Bundesarchiv)

ТАНКИ-РАЗВЕДЧИКИ

Под редакцией генерал-майора-инженера, доктора технических наук, профессора Леонида СЕРГЕЕВА,
Автор статей - инженер Игорь ШМЕЛЕВ
Художник - Михаил ПЕТРОВСКИЙ

(Техника молодежи №10 за 1980 год)

Материал предоставлен: Alex Lee


В начале второй мировой войны на смену легким танкам пришли средние, которые стали основными боевыми машинами. Легкие танки тем не менее выпускались, хотя и в меньших количествах, чем раньше. Теперь их использовали для разведки и охранения.

Были такие машины и в Красной Армии, В 1941 году выпускался неплохой плавающий разведчик Т-40 ("ТМ" № 12 за 1979 год). Однако вооружение и бронирование его оказались слабыми, особенно в тех случаях, когда из-за острой нужды в танках в начале Великой Отечественной войны наши войска применяли эти легкие машины и для сопровождения пехоты. Конструкция Т-40 отличалась тем, что в ней был ряд узлов от серийных автомобилей, выпускавшихся отечественной промышленностью. И собирались танки на автозаводах.

На базе Т-40 коллектив конструкторов во главе с Н. А. Астровым создал новый легкий танк Т-60 с усиленным вооружением (20-мм авиационная пушка ТНШ) и бронированием, но он не плавал. Его ходовая часть осталась прежней, а броневые листы устанавливались на корпусе под более рациональными углами наклона.

Выпуск машины начался в сентябре 1941 года и продолжался более года. Всего выпустили около 6000 танков Т-60, отличавшихся неплохой маневренностью и хорошей проходимостью. К тому же дешевых и простых в производстве. Типичный разведчик, он, однако, из-за упомянутых причин часто использовался и в наступательных операциях. В ходе сражений стало ясно, что вооружение легких танков недостаточно, поэтому в начале 1942 года тот же конструкторский коллектив создал новую машину - Т-70 с 45-мм пушкой и усиленным бронированием: листы корпуса и башни, установленные с рациональными углами наклона, соединялись клепкой или сваркой. Позднее башни изготовлялись литыми. С сентября того же года Т-70 выпускался с усиленной ходовой частью (в частности, ширину гусениц увеличили с 260 до 300 мм). Эти машины с боевой массой 9,8 т получили обозначение Т-70М. Они оснащались двумя автомобильными двигателями ГАЗ-70 по 70 л. с., а толщина их бортовой брони достигала 15 мм. Командир Т-70М (как и во всех уже описанных машинах с экипажем 2 человека) выполнял несколько функций, что приводило к снижению прицельной скорострельности из пушки. В связи с этим в начале 1943 года Т-70 был снят с производства и заменен Т-80, который можно назвать "зенитным" танком, так как угол возвышения пушки и пулемета составлял 60°. Из него, оснащенного зенитным коллиматорным прицелом, танкисты могли вести огонь по самолетам, а также по верхним этажам зданий во время уличных боев. В увеличенной башне Т-80 размещались два члена экипажа. Бортовая броня машины стала толще, увеличились мощность двигателя, масса и высота танка.

Но строительство Т-80 длилось недолго: осенью 1943 года из-за недостаточно сильного вооружения и бронирования легких танков их выпуск полностью прекратился.

Т-70 и Т-80, несмотря на отмеченные недостатки, остались лучшими легкими танками второй мировой войны, к тому же Т-70 - второй по массовости советский танк (построено 8315 штук). В 1942 году наша промышленность наладила выпуск средних танков в достаточном количестве, и Т-70 стал применяться только для разведки и охранения.

Англичане, "увлекавшиеся" разведывательными танками в 30-е годы, с началом второй мировой воины полностью прекратили их строительство, предпочитая им американские машины МЗ и М5.

Легкий МЗ (не путать с МЗ средним!) с усиленным бронированием и измененной ходовой частью появился в конце 1940 года. Он был создан на базе танке М2А4, выпущенного в небольших количествах годом раньше. Американцы планировали использовать эти разведывательные машины для действий в пустынных и лесистых местностях. МЗ легкий производился до 1943 года в четырех модификациях (всего их по строено около 13,5 тыс.). В середине 1941 года эти машины оснащались стабилизатором вооружения. А год спустя с танка модификации М3А1 (дабы снизить силуэт) убрали командирскую башенку, чуть позже - курсовые пулеметы и установили электропривод башни. Машины третьей модификации имели сварной корпус совершенно новой формы с рациональными углами наклона лобовых и бортовых броневых листов. Увеличенным был боекомплект и запас горючего. Часть машин имела дизельные двигатели.

МЗ приняли боевое крещение в ноябре 1941 года в Африке. Англичане именовали их "Генерал Стюарт". Надежность ходовой части и механизмов и подвижность этих танков оказались высокими. Помимо всего прочего, они обладали самой наибольшей скоростью среди танков того времени.

С июля 1943 по 1944 год маркой М5 (модификации М5 и М5А1) выпускался улучшенный вар| ант танка. Внешне схожий с М3А3 он имел два новых бензиновых двигателя, установленных в корме машины, и трансмиссию. Крутящий момент через гидромуфты и КП с гидравлическим управлением передавался двухступенчатому планетарному редуктору. В конструкции М5 предусматривались автоматическое переключение передач и двойной дифференциал в качестве механизма поворота.

Во время войны и германские специалисты пытались создать быстроходный разведывательный танк, считая, что находившийся на вооружении Т-II из-за малой скорости не в состоянии эффектно выполнять функции разведчика. Поэтому фирма MAN, получив в сентябре 1939 года заказ на разработку такой машины, решила использовать свои заделы - экспериментальные танки VK901 и VKI601. Прототип новой машины - VK1301 - унаследовал от них торсионную индивидуальную подвеску расположенных в шахматном порядке опорных катков, широкие гусеницы, а следовательно, достаточную проходимость. Были улучшены приборы наблюдения и связи. Башня не имела смотровых щелей. Вместо этого у командира и наводчика имелись перископы кругового обзора. Этот танк под названием T-IIL, или "Лухс" ("Рысь"), выпускался в 1943-1944 годах. Фирма первоначальный заказ на выпуск 800 машин не выполнила (всего построено 100 штук). Осталось "на бумаге" и намерение вооружить "Лухс" 50-мм пушкой. Причина - поспешный перевод промышленности на выпуск противотанковых СУ и основных танков, которые позарез требовались гитлеровским войскам, терпящим сокрушительные поражения от советской техники.

На заставке изображен советский легкий танк Т-80. Боевая масса - 11,6 т. Экипаж - 3 чел. Вооружение - одна 45-мм пушка, один 7,62-мм пулемет ДТ. Толщина брони: лоб корпуса - 45 мм, борт - 25 мм, башня - 35 мм. Двигатель - два ГАЗ 80 по 85 л. с. Скорость по шоссе - 45 км/ч. Запас хода по шоссе - 360 км.

Рис. 56. Советский легкий танк Т-60. Боевая масса - 5,8 т. Экипаж - 2 чел. Вооружение - одна 20-мм пушка, один 7,62-мм пулемет ДТ. Толщина брони: лоб корпуса - 35 мм, борт - 15 мм, башня - 15 мм. Двигатель - ГАЗ 202, 70 л. с. Скорость по шоссе - 42 км/ч. Запас хода по шоссе - 450 км.

Рис. 57. Американский легкий танк МЗА1 "Стюарт III". Боевая масса - 12,7 т. Экипаж - 4 чел. Вооружение - одна 37-мм пушка, три 7,62-мм пулемета. Толщина брони: лоб корпуса - 43 мм, борт - 25 мм, башня - 38 мм. Двигатель - дизель Гиберсон Т1020-М, 220 л. с. Скорость по шоссе - 57 км/ч. Запас хода по шоссе - 110 км.

Рис. 58. Немецкий легкий танк "Лухс". Боевая масса - 13 т. Экипаж - 4 чел. Вооружение - одна 20-мм пушка, один 7,92-мм спаренный пулемет. Толщина брони: лоб корпуса - 30 мм, борт - 20 мм, башня - 30 мм. Двигатель - Майбах HL66P, 180 л. c. Скорость по шоссе - 60 км/ч. Запас хода по шоссе - 290 км.

Незаметность VIII ELC EVEN 90 потрясает! Потрясает врагов, которые никак не могут понять, кто и откуда их светит. Потрясает союзников, щедро раздающих урон по вашим разведданным. Потрясает даже вас, ведь соперник сможет просветить танк скорее «рентгеном», чем обзором. Особенно, если вы усилили маскировку оборудованием, экипажем, камуфляжем и заняли выгодную позицию.

Танк отличается очень маленькими размерами, что значительно повышает его шансы на выживание. Мало того, что ELC EVEN 90 трудно обнаружить, так даже после засвета выцелить его будет серьёзной задачей — особенно в движении. А сам он легко прячется практически за любым препятствием.

ELC EVEN 90 — быстрый танк. Максимальная скорость составляет 70 км/ч. И наилучшим применением для неё будет быстрое занятие точек для засвета из укрытия. Быть первым на ключевых позициях — вот главная задача! При необходимости можно играть и в «активный» свет, но это роль скорее второго плана.

Вооружён «француз» орудием с барабаном заряжания на три снаряда. Получилось зайти невнимательному противнику в корму? Выдайте ему за короткое время заслуженные 660 единиц урона! Только не стоит делать основной упор на орудие и соревноваться со средними и тяжёлыми танками в нанесении урона. Гораздо эффективнее и выгоднее будет направлять действия союзников, высвечивая мишени для обстрела. Пусть команда фокусирует на них свой огонь — а вы получайте за это кредиты. Причём сами не особо тратясь на снаряды.

Танки-разведчики

В начале второй мировой войны на смену легким танкам пришли средние, которые стали основными боевыми машинами. Легкие танки тем не менее выпускались, хотя и в меньших количествах, чем раньше. Теперь их использовали для разведки и охранения.
Были такие машины и в Красной Армии, В 1941 году выпускался неплохой плавающий разведчик Т-40 ("ТМ" № 12 за 1979 год). Однако вооружение и бронирование его оказались слабыми, особенно в тех случаях, когда из-за острой нужды в танках в начале Великой Отечественной войны наши войска применяли эти легкие машины и для сопровождения пехоты. Конструкция Т-40 отличалась тем, что в ней был ряд узлов от серийных автомобилей, выпускавшихся отечественной промышленностью. И собирались танки на автозаводах.
На базе Т-40 коллектив конструкторов во главе с Н. А. Астровым создал новый легкий танк Т-60 с усиленным вооружением (20-мм авиационная пушка ТНШ) и бронированием, но он не плавал. Его ходовая часть осталась прежней, а броневые листы устанавливались на корпусе под более рациональными углами наклона.
Выпуск машины начался в сентябре 1941 года и продолжался более года. Всего выпустили около 6000 танков Т-60, отличавшихся неплохой маневренностью и хорошей проходимостью. К тому же дешевых и простых в производстве. Типичный разведчик, он, однако, из-за упомянутых причин часто использовался и в наступательных операциях. В ходе сражений стало ясно, что вооружение легких танков недостаточно, поэтому в начале 1942 года тот же конструкторский коллектив создал новую машину - Т-70 с 45-мм пушкой и усиленным бронированием: листы корпуса и башни, установленные с рациональными углами наклона, соединялись клепкой или сваркой. Позднее башни изготовлялись литыми. С сентября того же года Т-70 выпускался с усиленной ходовой частью (в частности, ширину гусениц увеличили с 260 до 300 мм). Эти машины с боевой массой 9,8 т получили обозначение Т-70М. Они оснащались двумя автомобильными двигателями ГАЗ-70 по 70 л. с., а толщина их бортовой брони достигала 15 мм. Командир Т-70М (как и во всех уже описанных машинах с экипажем 2 человека) выполнял несколько функций, что приводило к снижению прицельной скорострельности из пушки. В связи с этим в начале 1943 года Т-70 был снят с производства и заменен Т-80, который можно назвать "зенитным" танком, так как угол возвышения пушки и пулемета составлял 60°. Из него, оснащенного зенитным коллиматорным прицелом, танкисты могли вести огонь по самолетам, а также по верхним этажам зданий во время уличных боев. В увеличенной башне Т-80 размещались два члена экипажа. Бортовая броня машины стала толще, увеличились мощность двигателя, масса и высота танка.
Но строительство Т-80 длилось недолго: осенью 1943 года из-за недостаточно сильного вооружения и бронирования легких танков их выпуск полностью прекратился.
Т-70 и Т-80, несмотря на отмеченные недостатки, остались лучшими легкими танками второй мировой войны, к тому же Т-70 - второй по массовости советский танк (построено 8315 штук). В 1942 году наша промышленность наладила выпуск средних танков в достаточном количестве, и Т-70 стал применяться только для разведки и охранения.
Англичане, "увлекавшиеся" разведывательными танками в 30-е годы, с началом второй мировой воины полностью прекратили их строительство, предпочитая им американские машины МЗ и М5.
Легкий МЗ (не путать с МЗ средним!) с усиленным бронированием и измененной ходовой частью появился в конце 1940 года. Он был создан на базе танке М2А4, выпущенного в небольших количествах годом раньше. Американцы планировали использовать эти разведывательные машины для действий в пустынных и лесистых местностях. МЗ легкий производился до 1943 года в четырех модификациях (всего их по строено около 13,5 тыс.). В середине 1941 года эти машины оснащались стабилизатором вооружения. А год спустя с танка модификации М3А1 (дабы снизить силуэт) убрали командирскую башенку, чуть позже - курсовые пулеметы и установили электропривод башни. Машины третьей модификации имели сварной корпус совершенно новой формы с рациональными углами наклона лобовых и бортовых броневых листов. Увеличенным был боекомплект и запас горючего. Часть машин имела дизельные двигатели.
МЗ приняли боевое крещение в ноябре 1941 года в Африке. Англичане именовали их "Генерал Стюарт". Надежность ходовой части и механизмов и подвижность этих танков оказались высокими. Помимо всего прочего, они обладали самой наибольшей скоростью среди танков того времени.
С июля 1943 по 1944 год маркой М5 (модификации М5 и М5А1) выпускался улучшенный вар| ант танка. Внешне схожий с М3А3 он имел два новых бензиновых двигателя, установленных в корме машины, и трансмиссию. Крутящий момент через гидромуфты и КП с гидравлическим управлением передавался двухступенчатому планетарному редуктору. В конструкции М5 предусматривались автоматическое переключение передач и двойной дифференциал в качестве механизма поворота.
Во время войны и германские специалисты пытались создать быстроходный разведывательный танк, считая, что находившийся на вооружении Т-II из-за малой скорости не в состоянии эффектно выполнять функции разведчика. Поэтому фирма MAN, получив в сентябре 1939 года заказ на разработку такой машины, решила использовать свои заделы - экспериментальные танки VK901 и VKI601. Прототип новой машины - VK1301 - унаследовал от них торсионную индивидуальную подвеску расположенных в шахматном порядке опорных катков, широкие гусеницы, а следовательно, достаточную проходимость. Были улучшены приборы наблюдения и связи. Башня не имела смотровых щелей. Вместо этого у командира и наводчика имелись перископы кругового обзора. Этот танк под названием T-IIL, или "Лухс" ("Рысь"), выпускался в 1943-1944 годах. Фирма первоначальный заказ на выпуск 800 машин не выполнила (всего построено 100 штук). Осталось "на бумаге" и намерение вооружить "Лухс" 50-мм пушкой. Причина - поспешный перевод промышленности на выпуск противотанковых СУ и основных танков, которые позарез требовались гитлеровским войскам, терпящим сокрушительные поражения от советской техники.






Рис. 57. Американский легкий танк МЗА1 "Стюарт III". Боевая масса - 12,7 т. Экипаж - 4 чел. Вооружение - одна 37-мм пушка, три 7,62-мм пулемета. Толщина брони: лоб корпуса - 43 мм, борт - 25 мм, башня - 38 мм. Двигатель - дизель Гиберсон Т1020-М, 220 л. с. Скорость по шоссе - 57 км/ч. Запас хода по шоссе - 110 км.




Рис. 58. Немецкий легкий танк "Лухс". Боевая масса - 13 т. Экипаж - 4 чел. Вооружение - одна 20-мм пушка, один 7,92-мм спаренный пулемет. Толщина брони: лоб корпуса - 30 мм, борт - 20 мм, башня - 30 мм. Двигатель - Майбах HL66P, 180 л. c. Скорость по шоссе - 60 км/ч. Запас хода по шоссе - 290 км.
Библиография:
Техника молодежи №10 за 1980 год

  • - После демонстрации макета A7V высшее командование предложило разработать более крупные "сверхтанки". Такое задание вскоре выдали Фольмеру...

    Энциклопедия техники

  • - Конструкторы, создавая танки, с самого начала думали и о том, что неплохо было бы заставить машины плавать и тем самым быстро форсировать с их помощью водные рубежи...

    Энциклопедия техники

  • - Нарком ВМФ в годы войны - адмирал Н. Г. Кузнецов справедливо считал, что о моряках наших героических речных флотилий "сказано незаслуженно мало"...

    Энциклопедия техники

  • - ПЕРВЫЕ ТАНКИ Статьи по теме Артиллерия на гусеничных тракторах Мастодонты на колесах Великобритания Средние танки: Уиппет Mk A Тяжелые танки: Mk I – MkVIII Германия кайзера Германский ответ Тяжелый...

    Энциклопедия техники

  • - Блицкриг - это похожее на выстрел слово известно, наверное, всем. Оно обычно ассоциируется с жарким летом 1941 года, с трагическим началом Великой Отечественной войны...

    Энциклопедия техники

  • - Легкие танки БТ начали поступать на вооружение Красной Армии в 1931 г. Их главная особенность - колесно-гусеничный движитель...

    Энциклопедия техники

  • - Конфликт на Китайско-Восточной железной дороге заслуживает отдельного освещения, поскольку не все в нем так гладко, как это описывали раньше...

    Энциклопедия техники

  • - Рис.1. Танки с приставкой Сверх На протяжении почти четырех десятилетий военные теоретики и конструкторы мечтали о мощных сверхтяжелых танках...

    Энциклопедия техники

  • - Вашему вниманию предлагается краткая статья Владимира Петрусенко, посвященная французской технике, которая побывала на учениях в Украине в этом году. Статью иллюстрируют...

    Энциклопедия техники

  • - ТНК....

    Словарь бизнес-сленга

  • - двухместные самолеты с мощным мотором, соответственно оборудованные для производства воздушной разведки и бомбометания. Самолеты Р. называются также легкими бомбардировщиками...

    Морской словарь

  • - 1. Дон., Одесск. Танцевать хороводные танцы. КСРГО. СДГ 3, 153. 2. Одесск. Хлопотать, возиться с чем-л., с кем-л. КСРГО...
  • - у кого. Жарг. мол. Шутл. О растрёпанных волосах. Максимов, 90...

    Большой словарь русских поговорок

  • - кого. Разг. Ирон. О твёрдом намерении выполнить намеченное. НРЛ-79; Мокиенко 2003, 118...

    Большой словарь русских поговорок

  • - Жарг. мол. Шутл. Сходить в туалет. Максимов, 334...

    Большой словарь русских поговорок

  • - ВПЕРЁД, межд. ...

    Словарь русского арго

"Танки-разведчики" в книгах

«РАЗВЕДЧИКИ» ИЗ БУДУЩЕГО

Из книги По следам минувшего автора Яковлева Ирина Николаевна

«РАЗВЕДЧИКИ» ИЗ БУДУЩЕГО Суров мир раннего палеозоя, породивший позвоночных. Куда более суров, чем мир Великого Ледника, когда-то увиденный глазами первобытного человека.Солнце, ворвавшись в просвет облаков, то рассыпается на ослепительных гранях ледяных гор, то глохнет

Разведчики

автора

Разведчики

Из книги Маленькие труженики гор [Муравьи] автора Мариковский Павел Иустинович

Разведчики Улучив свободную минуту, я присаживаюсь на скамеечку возле муравейника в самом дальнем и заросшем месте пустыря. Что-нибудь увижу интересное!Сегодня я заметил уже знакомое. Перебираясь с травинки на травинку, к муравейнику подобрался прыткий муравей формика

Разведчики

Из книги Мой брат Юрий автора Гагарин Валентин Алексеевич

Разведчики Тра-та-тра...Дробью рассыпался стук по оконцу. Проснулся отец, прислушался. Снова стучат.- Мать, слышишь, что ли? Кто бы это?- Кому же еще быть... Они. Детей угнали - теперь за нами явились.Тра-та-тра...- Да вроде бы стук не нахальный.Не запаляя каганца, прошлепал

Разведчики

Из книги Боевые самолеты Туполева автора

Разведчики Когда в Омске начался выпуск Ту-2, начальник разведывательного управления ВВС РККА генерал Грендаль добился постройки нескольких машин в варианте разведчика и отправки их на войсковые испытания во 2-й дальний разведывательный авиаполк (апдр) Главного

Разведчики

Из книги «Отважный-1» уходит в море автора Даниловский Александр Пахомович

Разведчики В тихий предутренний час, когда туман окутал плавни, часовые особенно зорко следили за подступами к партизанской стоянке. Со сторожевого поста поступило сообщение: «Замечен человек. Скрытно пробирается в сторону отряда».Усилили наблюдение, послали бойцов с

РАЗВЕДЧИКИ

Из книги Альпинист в седле с пистолетом в кармане автора Рубинштейн Лев Михайлович

РАЗВЕДЧИКИ Прошло несколько дней. Горнострелковая бригада в новгородских песках и болотах ворочалась с бока на бок как кит, выброшенный на пляж. Начальник штаба, с драной амбицией, сутками улаживал непорядки в штабе и частях, а десять альпинистов лежат на траве подле его

Разведчики

Из книги Непобежденные автора Азаров Илья Ильич

Разведчики Во второй половине дня 16 июня немцы ворвались на Братское кладбище. Обороняла этот район 95-я стрелковая дивизия, штаб которой расположился в укрытии между могилами и под невысокой башней, напоминавшей египетскую пирамиду.Прорыв гитлеровцев грозил полным

Разведчики

Из книги Два рейда автора Бережной Иван Иванович

Разведчики Разведывательная рота заняла несколько домов в центре Руды Ружанецкой рядом со штабом дивизии. Для командования роты Зяблицкий подобрал просторный дом. Видно, когда-то здесь был достаток. Теперь хозяйство запущено. Старые ворота перекосились. Сарай

Разведчики

Из книги Корабли атакуют с полей автора Фрейберг Евгений Николаевич

Разведчики Мальчики миновали заставу моряков и вошли в лес. Стояла осень. Деревья роняли листья, и они с шуршанием падали на землю. В воздухе пахло прелью. Прозрачную тишину утра нарушали лишь хриплые крики соек. В лиственном лесу золотой ковёр устилал землю и ярко

Разведчики

Из книги Ту-16 Ракетно бомбовый ударный комплекс Советских ВВС автора Сергеев П. Н.

Разведчики Па базе бомбардировщика Ту-16 был разработан и разведчик. Машина задумывалась как универсальное средство для ведения фоторазведки, радиотехнической разведки и подавления радиотехнических средств ПВО противника. 3 июля 1953 г. вышло Постановление Совмина СССР,

Разведчики

автора Якубович Николай Васильевич

Разведчики Функциональные возможности МиГ-15 постоянно расширялись и в соответствии с апрельским 1950 года постановлением правительство ОКБ-155 обязали разработать на базе МиГ-15бис и в том же году предъявить на государственные испытания фронтовой самолет-фоторазведчик с

Разведчики

Из книги Неизвестный «МиГ» [Гордость советского авиапрома] автора Якубович Николай Васильевич

Разведчики Разработка разведчика Е-7Р началась в 1963 году на базе МиГ-21ПФ в соответствии с октябрьским постановлением правительства и приказом ГКАТ от 19 ноября. Для этого требовалось дооборудовать МиГ-21ПФ унифицированными контейнерами с аппаратурой фото и

Разведчики

Из книги О нефти и газе доступным языком автора Пронин Сергей

Разведчики Конечно, мы с вами перебрали далеко не все известные науке типы ловушек, не все способы их образования. Но и этих сведений достаточно, чтобы понять простую мысль: на поиск подземных кладовых должен отправляться человек, вооруженный знаниями о строении

Разведчики

Из книги Крылья 7 автора Автор неизвестен

Разведчики В августе 1939 г. военный летчик М.Лонгботтом представил командованию британских ВВС меморандум, в котором предложил новый подход к стратегической воздушной разведке территории возможных противников. В то время в Англии, как и во многих других странах,