Лилия Шанина
«Матрёшкина деревня». Сценарий театрализованной игровой программы на фольклорном материале для младших школьников

«Матрёшкина деревня »

Сценарий театрализованной игровой программы

на фольклорном материале

для младших школьников

Персонажи :

Федот – простой деревенский парень

Матрёна – веселая девушка , умница и красавица

Кикимора болотная – нечисть лесная, не очень злая

Бабка Ненила – мастерица

Две Матрешки – хохотушки

Оформление сценической площадки – под русскую деревню . Слева – фасад домика, окно занавешено, плетень, лавка. Справа – ширма, ярмарочный прилавок

(накрыт платком) . Рядом стоит указательный камень.

Под веселый русский наигрыш выбегают герои

Федот. Здравствуйте, гости дорогие!

Матрена . Старые и молодые!

Всем ли видно? Всем ли слышно?

Всем ли места хватило?

Федот. Поудобнее садитесь,

Веселиться не ленитесь!

Ждут вас шутки, озорство

И улыбок штук по сто!

Матрена . Пожалеете едва ли,

Что на ярмарку попали!

Поведем на этот раз

Об игрушках наш рассказ!

Федот : А расскажем мы вам сказку новеньку,

Из диковинок диковинку!

Матрена . А было это, голубчики, в старину,

Когда дед Архип задумал залезть на луну.

Тогда сказки по воздуху летали,

А их за крылышки хватали!

Федот. Я за ними на золотом коне скакал

Да в мешок эти сказки собирал!

Матрена : Так вот. В те стародавние времена жил-был Иван! (Федот надевает шапку)

Федот : Да не Иван, а Федот!

Матрена . А всего-то у Федота родни – только что лапти одни!

(вешает ему на шею лапти)

Федот. Да моими лаптями – хоть щи хлебай! Больно уж хороши и прочны.

Эх, гуляй веселей, не жалей лаптей!

Батька лыка надерет , лапти новые сплетет!

Матрена (дает ему решето, накрытое платком) :

Ходил Федот с решетом на болото!

За клюквой, за морошкой,

А однажды заблудился он немножко…

Притомился да под корягу

Спать и завалился… (Федот садится на лавку и «засыпает» )

Тревожные звуки леса, кукует кукушка и т. д.

Матрена : А под корягой этой

Жила болотная Кикимора!

Хитрющая, но не очень злющая!

Открывается окошко в домике, выглядывает Кикимора.

Кикимора : Ой, беда, беда, беда.

Во лесу – то скукота!

На болоте я скучаю,

И с тоски я помираю!

Щас немножко почудю, ха-ха!

Всю клюкву изведу!

А в решете я лучше сказку заведу! (Колдует)

Набросаю 7 сморчков,

7 зеленых лягушек

Из волшебных кадушек!

Старым мхом все посыпаю,

И помелом все размешаю!

И на все это три раза начихаю! (чихает)

А что получилось - я не знаю! (Исчезает в окошке) .

Матрена : Как проснулся Федот…

Глядь, не ладно что-то!

Федот : Да я спросонья не пойму!

Вот чудное дело…

Матрена : Ой, гляди-ка, в решете

Вместо ягоды морошки…

Федот. Тарарушки, тарарушки (вытаскивает из решета игрушки и показывает) .

Это ж русские игрушки!

Очень славные!

Да забавные!

Матрена . А какие нарядные!

Ух, вы все мои ненаглядные!

Расписные, озорные. (рассматривают игрушки )

Решето «вырывается» из рук, «тянет» Федота в сторону!

Федот : Ты гляди-ка, ты гляди!

Скачет решето по горам!

Скачет оно по лесам! (Федот бегает то в одну, то в другую сторону)

Матрена : Над рекою закружилось…

И на перепутье оно остановилось!

Подходят к волшебному камню

Федот (читает) : Прямо пойдешь – вникуда попадешь,

Налево пойдешь – в город Ванькино-Встанькино попадешь!

А направо пойдешь – в Деревню Матрешкино попадешь !

О, знать, туда нам надо – в деревню эту !

Матрена . А отправимся мы туда вместе с ребятами… (вызываем 10 человек, делимся на две команды, чья команда быстрее пройдет эстафету с помощью столбиков – та и победила)

Игра «Столбоходы»

Матрена : Вот и Федот - три раза перекрестился,

Вокруг себя оборотился…

И в деревне Матрёшкино очутился !

Федот : Жили в деревне Матрёшкино русские игрушки да бабка Ненила, котора

игрушки-то мастерила!

Матрена : Сидит, бывало, Ненила на лавке, матрещку мастерит да песни поет…

(Федот и Матрена садятся на лавку )

НХС – песня, ансамбль «У околицы»

Федот : Вот так все от души

Поют и пляшут на Руси!

Ненила (выглядывает в окошко) : Ну и ну! Вот это да! Сколько ж вас пришло сюда?

У вас, молодых, и ныне гуляшки, и завтра гуляшки… А игрушка-то русская –

она тишину любит, да руки ласковые!

Матрена (встает) . Здравствуйте, бабушка Ненила. От людей мы слыхали, будто в

вашей деревне Матрёшкино небылицы сидят в теремах-светлицах, щелкают

орешки да творят насмешки. Поглядеть пришли, и ребят с собой привели…

Ненила (выходит) . Ну ладно, ставьте ушки на макушке, покажу свои игрушки!

Моя хата утехами богата!

Расчески-гребешки, свистульки-петушки!

Тушки-татушки, ребятам игрушки!

Глиняные зайчики девочкам и мальчикам!

Кони вороные, гривы расписные!

А вот мои Матрешеньки , и все они милешеньки.

Все с аленькими щечками под пестрыми платочками.

Выходят две Матрешки . Ненила уходит в домик

Матрешка 1 . Очень любим мы, матрешки ,

Разноцветные одежки.

Все расписаны на диво –

Очень ярко и красиво!

Матрешка 2 . Мы игрушки знатные,

Складные да ладные.

Сами ткем и прядем,

Сами в гости к вам придем!

Матрешка 1 . Вам расскажем небылицы,

Да не простые, а в лицах!

Матрешка 2

Берут игрушки из подручного материала : медведь – валенок, свинья – горшок. Матрена и федот натягивают платок.

Матрешка 1 . По поднебесью сер медведь летит,

Он ушками, лапками помахивает,

Он черным хвостом принаправливает.

Матрешка 2 . На дубу свинья гнездо свила,

Гнездо свила, деток вывела!

Малы деточки, поросяточки,

По сучкам сидят, по верхам глядят,

По верхам глядят, улететь хотят.

Матрешка 1 . У нас лошади – в галошах,

А коровы в сапогах.

У нас пашут на телегах,

А боронят на санях!

Матрешка 2 . А у нас не так как у вас.

У вас собака лает, ворона лежит,

А дурак на нее глядит!

Матрешка 1 . Ну, а у вас?

Матрешка 2 . А у нас наоборот : собака лежит,

А ворона на хвосте сидит

Да и посмеивается!

Матрешка 1 . Федот, что губы надул?

Федот. Кафтан прожег.

Матрешка 1 . А велика ль дыра?

Федот. Один ворот остался…

Матрешка 2 . А ваш дедушка Иван,

Посадил кота в карман.

Котик плачет и рыдает,

Громко дедушку ругает.

Матрешка 1 . Небылица в лицах, небывальщина,

Небывальщина, да неслыхальщина.

Матрешка 2 . А слыхали мы,

Что девочки ваши

Поют и пляшут,

А парни хмурые, как мхи!

Федот. Вот неправда! Хи-хи-хи!

И вовсе мы не хмурые. Парни, а ну, по-мужски – басом – крикнем «ура» !

Чтобы у девчонок лопнули перепо… Кстати, ребята, как правильно писать :

«пирипонные барабанки» или «перепонные барабанки» ?

Матрешка 1 . Перепонные барабанки!

Матрешка 2 . Да нет! Пирипонные барабанки!

Федот. Эх, вы, барабанки! Правильно – барабанные перепОнки!

Матрешки садятся на лавку

Федот. Итак, мальчишки, кричим – «ура!» . Молодцы. А теперь, по моей команде –

когда я шапку вверх подброшу – вы кричите : «ха-ха-ха» ! Поехали!

Подбрасывает шапку. Мальчишки кричат «ха-ха-ха» .

Матрена . А мы – девчонки – тоже не лаптем щи хлебаем! Мы не хуже ребят! Вот я

платочек подброшу – пока он летит – мы скажем мальчишкам своё «хи-хи-

хи»! Как платочек упадет – замолкаем!

Подбрасывает платок. Девчонки хихикают.

Федот. На ваше визгливое девчоночье «хи-хи» ответим нашим мужским,

мальчишечьим «Ха! Ха! Ха!»

Подбрасывает шапку. Мальчишки «хахакают» .

Матрена . А вот теперь и посмотрим – кто круче?

Небылицу вам расскажем, сложим с музыкой стихи.

Все девчонки нам помогут, ну-ка, дружно – хи-хи-хи.

Девчонки кричат : «хи-хи-хи» .

Федот. А мальчишки возражают – это просто чепуха!

Ну-ка, парни, вместе грянем – ха-ха-ха!

Мальчишки кричат : «Ха-ха-ха»

Матрена . Экий ты, Федот, чудак!

Говоришь ты все не так,

Вот потеха так потеха,

Девчонки падают от смеха!

Девчонки кричат : «хи-хи-хи» .

Федот. Вот пристала, непоседа! Расскакалась, как блоха.

Ничего у вас не выйдет, скажем прямо – ха-ха-ха!

Мальчишки кричат : «Ха-ха-ха» .

Матрена . Что за дело, что ты, право, это просто – чепуха!

Скажем мы сейчас друг другу – хи-хи-хи да ха-ха-ха!

Девчонки кричат : «хи-хи-хи» .

Мальчишки кричат : «Ха-ха-ха» .

Матрешка 1 . Ты чего на весь зал раскричался,

Будто в суп тебе мух попался?

Федот. Кто, кто попался?

Матрешка 2 . Мух.

Федот. Кто это : мух?

Матрешка 1 . Ну как же… Вот у воробьихи муж – воробей,

Матрешка 2 . У соловьихи муж – соловей,

Матрешка 1 . У курицы муж – петух,

Матрешка 2 . А у мухи муж будет… - мух!

Федот. Еще чего! Такого слова не бывает!

Матрена . Ребята, а вы как думаете?. Конечно, у мухи муж – тоже муха!

Федот. А пусть ребята сами подберут к словам мужского рода подходящие слова

женского рода, а к словам женского – мужского рода!

Матрешка 1 . Хорошо. Повар… - повариха (дети отвечают)

Матрешка 2 . Портной… – портниха.

Матрешка 1 . Купец… – купчиха.

Матрешка 2 . Храбрец… Ха-ха-ха! Нет такого слова – «храбриха» !

Матрешка 1 . Коза – козел.

Матрешка 2 . Оса… Ну вот – какой «осел» ? Это – шмель, или трутень.

Федот. Ну, Матрешки , ну вертушки, озорные хохотушки…

Матрена . Распотешили вы нас. Впору нам пустить в пляс!

Матрешки убегают . Федот и Матрена садятся на лавку .

НХС – цирк, номер с хула-хупами

Федот (стучит в окно) : Ох, бабка Ненила, хватит вам дома сидеть!

Пора людей повидать, да себя показать! Поедемте - ка с нами в город Ванькино

Встанькино на ярмарку! За новыми ведрами!

Ненила (выглядывает) . А что? Город повидать! Да за самоварами, да за юбками!

Матрена . И ребят с собой возьмем. Они давно хотели там побывать!

Федот. В игры поиграть!

Матрена . Людей посмотреть и себя показать!

Федот. Они образцово-показательные!

Матрена . И оч-ченно обязательные!

Ненила. Запрягай тогда тройку коней - да и отправимся.

Федот. Да где ж я коней возьму? Ребята, без вашей помощи нам не обойтись… (вызывают на площадку 10 человек, формируют 2 команды, эстафета на игрушечных лошадях – кто быстрее)

Игра «Лошадки»

Матрена . Ну что ж, и мы поехали… (Федот впереди, Матрена и Ненила по бокам , как будто скачут на лошадке, делают круг по площадке)

Ай, да сани – едут сами!

Ай, да тройка мчится бойко!

А от топота копыт

По дороге пыль летит!

Федот : Скачет весело возок!

Он не низок, не высок!

Ай, да кони! Не бежит, а мчится,

Колесница словно птица!

Раздаются колокола, шум толпы, ярмарки - это подъехали к городу.

Ненила : А вот и к городу подъехали!

Это не потеха ли!

На горе дома – хоромы!

И любуется народ,

Как девицы чернобровы

Водят с песней хоровод!

НХС – песня, ансамбль «У околицы»

На прилавках расставлена ярмарка – куклы, игрушки всех видов.

Все сопровождается игрой на балалайке . Матрена снимает платок с прилавка

Матрена : Широко раскинувшись, ярмарка шумит :

Живая, многолюдная! Душу веселит!

Ненила : Ой, ярмарка!

Глазеет, улыбается,

Знакомится, ругается!

Ситцами румяная!

Квасом русским пьяная!

Эй, эй, шевелись!

У кого деньги завелись!

Федот : На Торжок народ валит!

Коромыслом дым стоит!

Угощайся, публика,

Дыркою от бублика!

Матрена : Коль явился на базар.

Купи для женушки самовар!

Федот : Покупайте горшки

Тратьте тыщи!

Даже то, не знаю что,

Здесь отыщите!

Вот горшок хороший!

Варит, что попросишь!

Хочешь кашу,

Хочешь щи,

Хоть картошечку вари!

Матрена . А поиграть с твоим горшком можно?. (вызывают 3-4 человека, с завязанными глазами с помощью ухвата нужно подцепить горшок)

Игра «Горшок»

Ненила : А на площади народ

Распевает, веселится!

Покупает, продает!

А какие все красивые кругом :

В ярко-алом, золотистом, голубом!

Может, я схожу с ума?

Как в дурмане голова.

НХС - цирк (жонглер)

Матрена : Совсем Федот с Ненилой загрустили : все кругом нарядные, гуляют!

Ненила : Одни мы - одноцветные!

И сани у нас простые,

Да неприметные!

Федот : Тут сбежался народ!

Кисти, краски берет!

Расписали узорами спинку саней

И передок, и заодно коней! (вызывают детей – 2 команды по 4 человека, они

раскрашивают рисунок – кто быстрее)

Конкурс «Узоры»

Матрена . Спасибо, ребята, что в цветное платье нас нарядили!

В повозку посадили! Да и домой проводили!

Ненила : Накупили мы товар!

Приглашаем к нам на самовар!

Матрена . Поехали…Ай, да сани – едут сами!

Ай, да тройка мчится бойко!

А от топота копыт по дороге пыль летит!

Делают по площадке круг, как будто скачут на лошадке.

Опять деревня Матрешкино и дом Ненилы

Ненила. Уф! Домой добрались, да и опять за привычное дело взялись!

(уходит в домик)

Матрена . Ненила игрушки мастерит!

Федот. Песни поет да ребятишек веселит!

Матрена . И все город Ванькино-Встанькино вспоминают!

Федот. А тут и сказочке моей конец,

А кто слушал – молодец!

Матрена . Дарили мы вам шутки – прибаутки, небылицы из бабушкиных сундуков,

да не из запечных, а их хрустальных, сердечных!

Федот. Прощайте, прощайте! Нас не забывайте!

На следующий год к нам опять приезжайте!

Сценарий конкурсно- игровой программы для детей «День русских забав»

Данная методическая разработка мероприятия предназначена для работы с детьми школьного возраста.

Цель - активизация детей к совместной деятельности.

В зале всех встречают скоморохи :

Заходи, честной народ,

В зал, где много игр вас ждёт!

В день забав повеселимся,

Поиграем, порезвимся!

Будем вместе забавляться,

Танцевать и развлекаться!

Скоморох 1: Здравствуйте гости дорогие, маленькие и большие!

Скоморох 2: Здравствуйте гости, милости просим!

Скоморох 1:

Не хотите ль поиграть,

Свою удаль показать?

Скоморох 2 :

Отчего ж не поиграть?

Всегда мы играм рады!

А будут ли награды?

Скоморох 1:

А наградой будет смех

Задорный и веселый!

Ведущая:

Времена теперь другие,

Как и мысли и дела -

Далеко ушла Россия

От страны, какой была.

Умный, сильный наш народ,

Далеко гляди вперед.

Но приданья старины

Забывать мы не должны.

Ребята, как вы думаете, как развлекались и отдыхали от работы люди на Руси в старые давние времена, когда не было ни телевизоров, ни компьютеров..? (ответы детей)

Да, люди играли. А весело играть получается не в одиночку, а когда много участников игры!

Для начала наши скоморохи загадают вам «Богатырские загадки», ведь в народе русском всегда любимы сказки о богатырях. А мы с жюри (представление жюри) проверим вашу смекалку.

Игра «Богатырские загадки» (загадки имеют богатырскую специфику. Сначала предлагаются несложные и забавные задания).

Богатырская цифра (три);

Не один в поле (воин);

Ведьмолёт (помело);

Отчество Змея (Горыныч);

Ну, а теперь пойдут загадки посложнее- старинные! Справитесь?

5. Чёрное семя руками сеют, ртом собирают (буквы);

6. Зубов много, а ничего не ест (гребень);

7. Потайная кладовая со всей обновкой: тут и спички, и табак, и медный пятак (карман);

8. В лесу родился, в лесу вырос, в дом пришёл, всех вокруг себя собрал (стол);

9. Не крылата, а перната, как летит, так и свистит, а сидит, так молчит (стрела);

10. Сидит Пахом на коне верхом, грамоты не знает, а читает (очки).

Молодцы! Справились достойно!

Давайте вспомним ещё раз о богатырях. Без кого не может богатырь отправиться в далёкие края на исполнение благих дел? (ответы детей). Правильно, у богатыря обязательно должен быть хороший конь, который тоже должен быть крепким и сильным, готовым к любым испытаниям.

Эстафета «Переездной конь»

Все участники делятся на две команды: одни - "кони", другие - "наездники". "Наездники" садятся на "коней" и образуют круг. Одному из "наездников" вручается мяч. "Наездники" передают мяч по кругу в ту или иную сторону, например, вправо. И нужно, чтобы мяч прошел несколько кругов, по договоренности до игры. После чего команды меняются местами, но, как правило, игра складывается иначе. Если во время переброски мяча он оказывается на земле, то команды моментально меняются местами: "кони" становятся "наездниками", а "наездники" - "лошадками".

Вот мы и посмотрели каковы наездники и кони бывают в бою. А теперь проверим вашу ловкость и быстроту!

Эстафета «Бег в калошах»

Для эстафеты используются калоши 45-го размера. Игрокам необходимо добежать до указанного места и, вернувшись обратно, передать эстафету следующему участнику.

Скоморохи: Теперь бой скороговорок разрешите нам начать. Кто-то пусть скороговорит, остальных прошу молчать.

Слушайте, запоминайте,
Да складно, быстро повторяйте.

*Три сороки-тараторки
Тараторили на горке.

*Дали Клаше каши с простоквашей.
Ела Клаша кашу с простоквашей.

Следующее состязание нам покажет силу и ловкость участников.

«Бой петухов»

Игроки, прыгая на одной ноге, закладывают руки за спину и толкаются не ладошками, а плечо в плечо. Побеждает игрок, которому удастся вытолкнуть соперника за пределы круга или же если соперник встанет на обе ноги. Побеждает команда, набравшая большее количество индивидуальных побед.

Ведущий : А теперь отгадайте такую загадку:

В этом доме печь стоит,

Да не каждый день дымит.

Есть и веник, вот беда-

Не метёт он никогда.

Уважают в доме жар,

А хозяин в доме - пар.

(Баня)

Конкурс «Русская баня»

Кто попариться желает

Кто парную уважает,

Приходи скорей-

Есть и веник, и вода,

Веник в руки и, как встарь,

Сам соперника попарь.

Побеждает только тот,

Кто веник быстро обобьёт!

(По два человека «парятся» вениками из газеты)

Конкурс проходит под музыкальное сопровождение- песня «Русская баня»

Игра «Перетягивание каната»

Скоморох: Всех ребят, парней, девчат

Вызываю на канат.

Десять слева, десять справа

Только мускулы трещат!

(Дети встают по обе стороны каната, по сигналу начинают тянуть в разные стороны. Выигрывает та команда, которой удастся перетянуть канат через черту).

Игра со всем залом.

Я вас по очереди буду говорить начало пословицы, а вы мне будете отвечать ее окончание.

1. Семь раз отмерь. (один раз отрежь) .

2. Без труда. (не вытащишь рыбку из пруда) .

3. Дареному коню. (в зубы не смотрят) .

4. Один в поле. (не воин) .

5. С кем поведешься,. (от того и наберешься) .

6. Слово не воробей. (вылетит не поймаешь) .

7. Лучше синица в руках,. (Чем журавль в небе) .

8. Не имей сто рублей,. (а имей сто друзей) .

9. Любишь кататься,. (люби и саночки возить) .

10. Поспешишь. (людей насмешишь) .

Продолжаем наше состязание. Следующий конкурс- русская народная игра «Прыжки».

Для игры нужно наметить линию, это будет линия старта. Игроки по очереди прыгают с места в длину. Представитель первой команды прыгает от линии старта, место, куда он приземлиться, отмечается. Представитель второй команды должен прыгать от линии отметки в противоположную сторону. И так пока не прыгнут все игроки. Чья команда победит зависит от прыжка последнего игрока. Если игрок приземлится за линией старта, то команда, которой принадлежит этот игрок, выигрывает, если же игрок не допрыгнет до линии старта и приземлится перед ней, то его команда проигрывает.

А теперь ответьте мне: какая обувь является визитной карточкой Руси? (лапти). Правильно!

Конкурс «Лапти».

Участники снимают с одной ноги обувь и относят в указанное место. Далее все выстраиваются в колонны, а ведущий перемешивает обувь. По сигналу старта каждый из участников должен подбежать к этой куче, обуться в свою обувь и в обуви добежать до своей команды, передав эстафету следующему. Выигрывают умеющие быстро обуваться!

Эстафета «У Салохи»

Конкурс по мотивам известного произведения Н. В. Гоголя. Салоха «упаковывает» всех своих поклонников в мешки так, чтобы мешок доходил до пояса, а одна рука его придерживала. Участники должны по очереди доскакать до указанного места и, вернувшись обратно, передать эстафету следующему.

«Брось предмет в цель»
Это достаточно старая игра, в ней используется по традиции предмет, который дети, возможно, раньше никогда не видели.
Прищепку для белья можно заменить монетой, конфетой или другим небольшим предметом.
Дети по очереди становятся но колени на стул и пытаются забросить небольшой предмет (который вы выберите для игры) в коробку или корзину.
Тот, кто смог забросить большее количество предметов в корзину, победил.
Если в игре используются конфеты, ребенок в конце игры забирает все, что попало в корзину, в качестве приза.

Игра с залом «Пол, нос, потолок»

Эта игра также является хорошей проверкой внимательности. Она очень проста, ее правила легко объяснить.
Правой рукой покажите на пол и назовите: «Пол».
Затем покажите на нос (лучше будет, если вы его коснетесь), скажите: «Нос», а потом поднимите руку вверх и произнесите: «Потолок».
Делайте это не торопясь.
Пусть ребята показывают с вами, а называть будете вы.
Ваша цель запутать ребят. Скажите: «Нос», а сами покажите в это время на потолок. Ребята должны внимательно слушать и показывать правильно.
Хорошо, если вы весело прокомментируете происходящее: «Я вижу, у кого-то нос упал на пол и там лежит. Давайте поможем найти отвалившийся нос».
Игра может повторяться много раз с убыстрением темпа.
В конце игры можно торжественно пригласить на сцену обладателя «самого высокого в мире носа».

Конкурс капитанов: Борьба «вручную»
Игроки становятся напротив друг друга, ноги на ширине плеч, правая нога одного участника находится рядом с правой ногой второго участника.
Затем они сжимают правые руки и по сигналу начинают толкать или тянуть друг друга, пытаясь заставить другого потерять равновесие.
Кто первый сдвинулся с первоначальной позиции - проиграл.

Конкурс «Достань яблоко»
Для игры необходим большой таз с водой.
В таз бросают несколько яблок, а затем игрок встает на колени перед тазом, держа руки за спиной, и пытается зубами поймать яблоко и достать его из воды.

Жюри подводит итоги.

Пока жюри подводит итоги, я приглашаю всех желающих поиграть в русскую народную игру «Ручеёк»

Эту игру знали и любили еще наши прабабушки и прадедушки, и дошла она до нас почти в неизменном виде. В ней нет необходимости быть сильным, ловким или быстрым. Эта игра иного рода — эмоциональная, она создает настроение, веселое и жизнерадостное. Правила просты. Играющие встают друг за другом парами, обычно мальчик и девочка, юноша и девушка, берутся за руки и держат их высоко над головой. Из сцепленных рук получается длинный коридор. Игрок, кому пара не досталась, идет к «истоку» ручейка и, проходя под сцепленными руками, ищет себе пару. Взявшись за руки, новая пара пробирается в конец коридора, а тот, чью пару разбили, идет в начало «ручейка». И проходя под сцепленными руками, уводит с собой того, кто ему симпатичен. Так «ручеек» движется — чем больше участников, тем веселее игра, особенно весело проводить под музыку.
Ни один праздник в старые времена не обходился у молодых людей без этой игры. Тут вам и борьба за любимую, и ревность, и испытание чувств, и волшебное прикосновение к руке избранной. Игра замечательная, мудрая и крайне многозначительная.

Озвучивание жюри результатов состязания.

Скоморох 1:

Отдохнули мы на славу,

Победили все по праву.

Порезвились, наигрались,

С настроеньем все остались!

Литература:

1 «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»-О. Л. Князева, М. Д. Маханева.Учебно-методическое пособие 2006г.

2 « Детские подвижные игры народов СССР» под редакцией Т.И.Осокиной 1988 г.

3 «Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста»-составители: Н.П.Ильчук, В.В.Гербова, Л.Н.Елисеева, Н.П.Бабурова. 1998г.

4 «Музыкальная палитра»-№7. 2010г.

Государственное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 72

с углубленным изучением немецкого языка

Калининского района Санкт-Петербурга

Сценарий игровой программы

«По страницам русского фольклора…»

для учащихся 2 класса

учитель начальных классов,

Санкт-Петербург

2010-2011 учебный год

Пояснительная записка

Цель:


  • Развитие интереса учащихся к истории и культуре русского народа,

  • Формирование дружеских отношений в классе в процессе игрового взаимодействия.
Задачи:

  • Способствовать развитию познавательного интереса к устному народному творчеству,

  • Развивать смекалку, эрудицию и кругозор учащихся,

  • Вовлечь всех учащихся класса в игровое взаимодействие и способствовать формированию сплоченного классного коллектива,

  • Формировать игровую культуру учащихся: умение работать сообща (в парах, командах), согласовывать свои действия, умение порадоваться за победившую команду, поддержать тех, кто не стал победителем игры.

  • Вызвать положительные эмоции и радость от общения со сверстниками во время игры.
Условия и особенности реализации:

Данная игровая программа рассчитана на один класс (не более 30 человек). Для проведения отдельных игр требуется пространство для активного взаимодействия: целесообразно проводить в актовом зале или игровой комнате. Программа рассчитана на 30-40 минут. Чтобы проникнуться и почувствовать быт и культуру русского народа всем участникам предлагается придти в русских народных костюмах (или элементах костюма).

Оборудование:


  • Мультимедийное устройство и ноутбук,

  • Магнитофон или музыкальный центр,

  • Музыкальные записи народных мелодий,

  • Игровое поле для подсчета баллов,

  • Мяч,

  • Карточки с заданиями для ведущего,

  • Корзинка,

  • Маски-шапочки для игры «Теремок», теремок.
Ход игры:

Василиса Прекрасная: Девчонки и мальчишки!

Оставь на парте книжки!

Петрушка: Бегом, скорее, все сюда

У нас веселая игра!

Ведущий: - Ребята, посмотрите, кто к нам в гости пришел?

Давайте посмотрим, что они в корзинке с собой принесли?

Герои показывают, что в корзинке у них находятся карточки с загадками.
Василиса Прекрасная: А Вы любите загадки отгадывать?

Ведущий предлагает ребятам разделиться на две команды согласно эмблеме, которая прикреплена заранее каждому ребенку. После этого каждая команда по очереди вытягивает по одной загадке и отгадывает. За каждую верно отгаданную загадку команда получает балл. По итогам игры «Загадки» выставляется общее число баллов за этот конкурс в игровое поле.

Игра «ЗАГАДКИ»

Василиса Прекрасная

Петрушка:


  1. Слаще меда, мягче пуха.
Отдохни! – все шепчет в ухо.

Тот, кто будет с ней дружить,

Будет очень плохо жить. (ЛЕНЬ)


  1. В каждой книжке и тетрадке
Можно встретить эти грядки. (СТРОЧКИ)

  1. Одной ручкой - всех встречает,
Другой ручкой – всех провожает. (ДВЕРЬ)

  1. Межи деревянные, а поля стеклянные. (ОКНО)

  2. Таять может, да не лед.
Не фонарь, а свет дает. (СВЕЧА)

  1. Из избы идут – пляшут,
А в избу идут – плачут. (ВЕДРА)

  1. У носатого у Фоки
Постоянно руки в боки.

Фока воду кипятит

И как зеркало блестит. (САМОВАР)


  1. Купили новенькое,
Такое кругленькое,

Качают в руках,

А оно все в дырах. (СИТО)


  1. Маленький Ерофейка
Подпоясан коротенько,

По полу скок-скок

И сел в уголок. (ВЕНИК)


  1. В землю теплую уйду,
К солнцу колосом взойду,

В нем тогда таких, как я,

Будет целая семья! (ЗЕРНО)
Петрушка и Василиса раздирают последнюю одиннадцатую загадку, пытаясь завладеть ей.

Ведущий: Дорогие наши герои, разве можно так? Ребята, давайте рассудим ситуацию, ведь любой конфликт надо решать мудро! Где мы черпаем народную мудрость?
Игра «ПОСЛОВИЦЫ»

Ведущий выдает каждой команде разрезанные на две части пословицы и предлагает их соединить. Каждая правильно собранная пословица оценивается в один балл.


  1. Учись смолоду, пригодится в старости.

  2. Лентяй не дела ищет, а от дела рыщет.

  3. Где смелость, там и победа.

  4. Делаешь наспех – сделаешь на смех.

  5. Не стыдно не знать, стыдно не учиться.

  6. Учись доброму, худое на ум не пойдет.

  7. Кто родителей почитает, тот вовек не погибает.

  8. Пилу точат, чтобы стала острее, человека учат, чтобы стал умнее.

  9. Чем дальше в лес, тем больше дров.

  10. Умел ошибаться, умей и поправиться.

Ведущий вместе с детьми проверяют, правильно ли ребята составили пословицы. И на игровом поле устанавливают общее число правильно составленных пословиц.
Игра «БЛИЦ-ТУРНИР»

На экране появляются зашифрованные слова – названия видов устного народного творчества. Право ответа получает та команда, которая первая поднимет руку и назовет верное слово. За каждое правильно отгаданное слово команда получает балл.


  1. П. . . Ш. И (потешки)

  2. З А. . . . И (загадки)

  3. П. . .И (песни)

  4. Ч А. . . . . И (частушки)

  5. П. . . . . . ЦЫ (пословицы)

  6. С К. . . . . . . . . И (скороговорки)

  7. П. . . . . Р. И (поговорки)

  8. Б. Л. . И (былины)

  9. С К. . . И (сказки)

  10. С Ч. . . . . И (считалки)
Игра «СКАЗКИ»

Дети встают в круг, чередуясь с игроками другой команды. Игроки передают мяч по кругу, пока играет музыка. Когда музыка останавливается, мяч остается в руках одного ребенка. Ведущий говорит первое слово из названия русской народной сказки, а игрок договаривает. Если ответ правильный, команда получает балл.


  1. «Петушок и …» (бобовое зернышко)

  2. «У страха …» (глаза велики)

  3. «Лиса и …» (журавль)

  4. «Каша из …» (топора)

  5. «Гуси - …» (лебеди)

  6. «Король - …» (дроздобород)

  7. «Поп и …» (мужик)

  8. «Как мужик …» (гусей делил)

После этой игры ведется общий подсчет баллов и выявляется команда-победитель.

Чтобы все ребята почувствовали себя единым дружным и сплоченным коллективом, завершить игровую программу предлагается игрой, направленной на формирование доверительных отношений, взаимодействие со всеми одноклассниками.
Игра «ТЕРЕМОК»

Сюжет сказки переворачивается: мышка-норушка всем зверюшкам, просящим пристанище, отказывает, говоря: «Нет, не пущу, мне и без тебя хорошо!». Из класса выбираются герои сказки, которые произносят слова «Кто, кто в теремочке живет? Пустите меня к себе жить». Все остальные ребята обращаются к мышке-норушке «Дорогая мышка!» и приводят разнообразные аргументы в пользу персонажа. Только после этого мышка пускает их жить в свой теремок.
После игры, все участники игровой программы встают в круг. Ведущий благодарит всех и предлагает ответить на следующие вопросы:


  • Было ли Вам интересно?

  • Что понравилось больше всего?

  • Что Вы узнали нового?

  • Когда Вам было весело?

Список литературы


  1. «Школьные игры и конкурсы» №3-2008 год. Приложение к газете «Педсовет».

  2. «Сборник загадок» Пособие для учителя. Составитель М.Т.Карпенко. Москва, «Просвещение», 1988 год.

  3. Н.Е.Щуркова «Собранье пестрых дел», Смоленск, 1996 год.

  4. «Литературные чтения» 2 класс, часть1. Программа «Школа России», Москва, «Просвещение», 2010 год.

  5. «Стихи, рассказы, сказки…», под редакцией Г.П.Веселова, Москва, «Просвещение», 1985 год.

Фольклорная игровая программа

«Жили – были, хоровод водили»

Цель: расширить знания учащихся о традициях, русской народной культуре и прелести её обычаев.

Задачи:

1. Знакомство со старинными русскими песнями, пословицами, поговорками.

2. Формирование интереса и уважения к традициям на Руси.

3. Активизацию интереса у учащихся к истокам и истории своего народа.

4. Воспитание нравственных качеств личности.

Оборудование: мультимедийное оборудование

Ведущий . Богато народное творчество пословицами да загадками, сказками да потешками, песнями да прибаутками, играми да шутками. И мы будем тому свидетелями.

1. Собирайся народ!

Интересное вас ждет:

Много песен, много шуток

И веселых прибауток.

2. Открываются ворота,

Выходи кому охота!

Вбегают два скомороха – Фома да Ерема

Ф. Где тут масляный праздник?

Е. Не шути проказник! Вот он - праздник!

Вместе. Здравствуйте честной народ!

Фома и Ерема низко поклонились, колпаки свалились.

Ф. Колпаки надеваем.

Е. Снова начинаем.

Вместе. Здравствуйте честной народ!

Мы пришли к вам оба: Фома да Ерема.

Ф. На праздник посмотреть

Е. С вами поиграть – себя показать.

Вместе. Да потешки рассказать.

Звучит музыка, дети рассказывают потешки (начинают Фома да Ерема)

1. - Фома, что из леса не идешь? . 2. - Ерема, у тебя дома тепло?

Да медведя поймал! - Тепло, на печи в шубе согреется можно.

Так веди сюда!

Да он не идет.

Так сам иди

Да он меня не пускает.

3. - Федул, что губы надул? 4. - Сынок, сходи за водицей на речку!

Кафтан прожег. - Брюхо болит!

Можно зашить - Сынок, иди кашу есть!

Да иглы нет. - Что ж, раз мать велит – надо идти.

А велика ли дыра?

Один ворот остался.

5. Инсценировка «Уля и Филя»

У: Здорово, Филя!

Ф: Здорово, Уля!

Ф: Мать прислала лепешек – оладушек.

У: А где же они?

Ф: Я их под лавку положил.

У: Экий ты, Филя, чудак!

Ф: А ты бы, Уля, как?

У: Я бы их в печку положила, ты бы пришел и поел.

У: Здорово, Филя!

Ф: Здорово, Уля!

У: Что, мать гостинцев прислала?

Ф: Мать прислала сарафан.

У: А где же он?

Ф: Я его в печку положил.

У: Экий ты, Филя, чудак!

Ф: А ты бы, Уля, как?

У: Я бы его повесила

(звучит музыка, дети расходятся по кругу и сходятся опять вместе)

У: Здорово, Филя!

Ф: Здорово, Уля!

У: Что, мать гостинцев прислала?

Ф: Мать прислала барана.

У: А где же он?

Ф: Я его повесил.

У: Экий ты, Филя, чудак!

Ф: А ты бы, Уля, как?

У: Я бы его в хлев завела, водой напоила, сена дала.

(звучит музыка, дети расходятся по кругу и сходятся опять вместе)

У: Здорово, Филя!

Ф: Здорово, Уля!

У: Что, мать гостинцев прислала?

Ф: Мать прислала сестренку Настьюшку.

У: А где же она?

Ф: А я ее в хлев завел, водой напоил, сена дал.

У: Экий ты, Филя, чудак!

Ф: А ты бы, Уля, как?

У: Я бы ее на стул посадила, да чаем напоила!

(звучит музыка, дети расходятся по кругу и сходятся опять вместе)

У: Здорово, Филя!

Ф: Здорово, Уля!

У: Что, мать гостинцев прислала?

Ф: Мать прислала свинью.

У: А где же она?

Ф: Я ее за стол посадил, чаем напоил.

У: Ах ты, Филя, простофиля!

А у нас…

Таракан дрова рубил, комар водушку носил,

В грязи ножки увязил.

Вошка парилася, да ударилася ненароком –

Правым боком: ребро вывихнула.

Клопы подымали, живот надорвали.

Не в том углу сидишь, не те песни поешь.

Так без запевалы и песня не поется.

Где песня льется, там легче живется.

Не спеть ли нам русскую песню «Бояре»?

Музыкальная игра «БОЯРЕ»

1. Мы вам спели от души, наши песни хороши

Хороши и шутки, шутки –прибаутки

Ведущий

Сяду рядышком на лавке

Вместе с вами посижу, загадаю вам загадки,

Кто смышленей погляжу…

1. Кто приходит, кто уходит –

Все ее за ручку водят. (дверь)

2. Межи деревянные,

А поля стеклянные. (окна)

3. В избе – изба, на избе – труба.

Зашумело в избе, загудело в трубе.

Видит пламя народ, а тушить не идет.. (печь)

4. В небо дыра, в землю дыра,

А в середине огонь, да вода. (самовар)

5. Собой не птица, петь не поет,

Кто к хозяину идет, она знать дает. (собака)

5. И на горке, и под горкой,

Под березой и под елкой,

Хороводами и вряд

В шапках молодцы стоят. (грибы)

Ведущая

Не зря в народе говорится: старинная пословица, не мимо молвится!

А сейчас мы посмотрим, знают ли дети пословицы.

Игра «Собери пословицу» (на доске «рассыпалась» пословица)

1. Кто любит трудиться, тому без дела не сидится!

2. Мала пчела, и та работает!

3. Труд человека кормит, а лень портит!

4. Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож!

Ой, ребята, та-ра-ра,

На лугу стоит гора.

Выходи скорей играть,

Звонки песни распевать!

Игра «Ворон»

Русская народная прибаутка

Ведущий . Затей у нас большой запас

А для кого они? Для вас.

Песни петь или играть?

Ведущая: Мы и пели, и плясали,

А играть мы не играли.

У кого там хмурый вид?

Снова музыка звучит!

Собирайся детвора,

Ждёт вас русская игра!

А как нам выбрать ведущего? Правильно надо посчитаться. Какие считалочки вы знаете?

Игра «Лавочка - суковаточка»

Ведущий выбирается по считалке

Чищу овощи для щей. Сколько нужно овощей?

Три картошки, две морковки, луку полторы головки,

Да петрушки корешок, да капустный кочешок.

Потеснись – кА ты, капуста, от тебя в кастрюле густо!

Раз, два, три, огонь зажжем, кочерыжка, выйди вон!

Дети садятся на лавочку. Водящий прохаживает мимо, потом легонько ударяет по колену одного из сидящих. Чем внезапнее, неожиданнее этот удар, тем лучше. Водящему вместе с избранным игроком надо оббежать вокруг лавки, и занять освободившееся место. Кто не успел, исполняет частушку и становится водящим.

Ведущий : Раз, два, раз, два

И закончилась игра!

Игра «Колышки» («Я на камушке сижу»р. н. м.)

Я на камушке сижу,

Мелки колышки тешу,

Мелки колышки тешу,

Огород свой горожу.

Ай ли, ай люли, огород свой горожу.

Девочки-подружки, разбирайте колышки!

Девочки выбирают мальчиков и встают за ними, образуя круг.

Водящий ходит вокруг круга, подходит к любой паре.

Водящий : Кума, кума, продай колышки!

А что стоит?

Кочан капусты, веник да рубль денег.

Ну, по рукам, да в баню!

Ударяют по рукам и бегут в разные стороны. Кто прибежит первым, тот встает у «колышка». Проигравший становится водящим.

Ведущая. Так даже повелось на Руси: работали да частушки пели.

Частушки

Мы частушки сочиняем,

Можем их пропеть сейчас.

Мы для вас споем, сыграем –

Попросите только нас!

Мы с веселой песней дружим,

И по русски говорим,

Хорошо живем, не тужим,

Со сметаной хлеб едим!

Эх, сторонушка родная,

Дорогая сторона.

Здесь по всюду нас встречает

Русская старина!

Старину мы уважаем,

Старину мы бережем.

О старинном русском крае

Песни звонкие поем!

Приезжайте в гости к нам,

Очень рады мы гостям!

Мы вас чаем угостим,

С нами в пляску пригласим!

Мы играли и плясали

Забавлялись, забавляли

А теперь настал черед песни

СЦЕНАРИЙ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ИГРОВОЙ ПРОГРАММЫ для детей и подростков «Приданье старины глубокой…»

Автор работы: Ледовская Ольга Владимировна, педагог – организатор Муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Центра внешкольной работы «Подросток».
Целью данного сценария является приобщение детей и подростков к русским народным традициям и культуре своего народа через театрализованную игровую деятельность.
Задачи:
познакомить с традициями народного праздника Святки и в игровой форме
закрепить знание русских народных святочных обрядов;
воспитывать интерес и уважение к традициям и культуре своего народа;
развивать активность детей в игровой деятельности;
поддерживать стремление детей к добрым поступкам;
формировать чувство сотрудничества друг с другом и со взрослыми в театрализованной деятельности.
Описание работы:
в сценарии обыгрываются традиции празднования Сочельника, Святок и обряда колядования. В связи с этим мероприятие несет бытовой характер, отображает уклад жизни народа.

Методическая разработка
предназначена для работы педагогов-организаторов детских клубов с детьми и подростками младшего и среднего школьного возраста во внеурочное время. Данный сценарий содержит материал, способствующий формированию уважительного отношения детей к традициям и культуре своего народа. Интересные сведения, игры и конкурсы помогут организовать и сделать запоминающимся досуг детей и расширить их кругозор.

СЦЕНАРИЙ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ИГРОВОЙ ПРОГРАММЫ

«Придание старины глубокой…»
Трек 1.(Сигнал к началу)
Трек 2. (Музыка меняется на хороводную).
Под музыку друг за другом выходят персонажи: группа девушек (6 человек) в народных костюмах, у двух девушек мешок, который они ставят возле елки и заводят хоровод. В конце хоровода одна из девушек останавливается и восклицает.
Девушка 1 : Девчонки! Подружки мои, как хорошо, что Святки наступили!
Рассматривают содержимое мешка: достают коробочки и обратно складывают.
Девушка 2 : Ой, Святки!!! Как я люблю этот праздник. Давайте посмотрим, что мы на колядовали! Да тут какие-то красивые коробочки, кто-то нам сюрприз приготовил.
Девушка 3 : Девушки, скорее берите мешок, ведь нам на праздник пора!
А то вон уже и ряженые идут!
Со смехом убегают.
Трек 3. (Звуковой эффект «Шаги по снегу»).
На сцене появляется еще один персонаж: Черт.
Он съежился и дрожит от холода..
Черт: Эх! Веселится народ…Мне бы их попугать, ужас наводить, ведь раз в год такой шанс для нас, для нечисти бывает. А я злодей со стажем занимаюсь не понятно чем! А все потому, что моя хозяйка «Ее Злодейшество» свой рабочий инструмент потеряла, а мне приказала его найти, да пригрозила лишить меня моего хвоста. А какой я Черт без хвоста.
Смотрит на детей с подозрением.
Черт: Эй вы, ребятня, вы тут ничего не находили?
Дети: «Нет!»
Трек 4. (Звуки веселой мелодии). Черт поворачивается на звук.
Черт: А эти все веселятся! Вот я им свою сейчас коробочку с сюрпризом подкину. Вот тогда они и повеселятся. Ха-ха!
Кидает коробку возле елки. Грозит детям кулаком.
Черт: А я пойду дальше искать, а вы смотрите мне, ни слова.
Уходит.
Трек 5. (Народная ритмичная мелодия).
Выбегают девушки, в руках у одной мешочек с сюрпризами.
Девушка 1: Здравствуйте, ребята!
Девушка 2: Здравствуйте, дорогие гости!
Открывайте окна, двери.
Святки к нам уж прилетели.
В зимнюю седую стужу.
Очень праздник этот нужен.
Девушка 3 : Зима – не только самое холодное время года, но и самое богатое праздниками. Один из них – новогодние святки - «Васильев день», так его еще называют.
Девушка 4 : Вот и мы сегодня с вами попоем, да поиграем!
Девушка5 : Как когда-то наши прадедушки,
Ну, а с ними прабабушки.
Девушка6 :Приходили на веселые святки,
На песни всем миром, да загадки.
Девушка 1 : А что такое Святки?
Девушка2: Праздник этот самый длинный.
Он веселый и старинный.
Наши предки пили, ели,
Веселились две недели.
Девушка3 : От Рождества и до Крещения,
Приготовив угощение,
Пели разные колядки,
По дворам ходили в Святки.
Девушка4 : Наряжались и шутили,
Праздник ждали и любили.
Так давайте же сейчас
Встретим мы его у нас.
Увидев коробочку в стороне, вскрикивает.

Девушка 1 : Вот ты растеряха, мы не успели еще мешок открыть, а ты уже все подарки растеряла.
Берет коробочку, бросает в мешок.
Девушка 5 : Ребята, мы вот что узнали, что мешок - то наш не простой, в нем полно коробочек с сюрпризами. Хотите узнать, что это за сюрпризы?

Девушка 6: Давайте выберем помощника, и он откроет первую коробочку.
Давай-ка не затягивай, а наш мешок развязывай!
Выбирает одного ребенка, который достает коробочку, в ней записка. Ребенок читает записку из коробочки.
Помощник: «На Святки обязательно колядовали. Основная цель колядования - пожелание счастья, богатства и важнецкого урожая. По улицам и по домам ходили ряженые и пели песни, в которых желали разных благ в наступившем году. А хозяева, в свою очередь, щедро одаривали и угощали гостей. Вот и вам, ребята, сейчас предстоит посоревноваться в красноречии и пожеланиях.
Трек 7. (Народная веселая музыка, звучит фоном). Игра «Святочные желалки».
Ребята произносят пожелания всем присутствующим с праздником.
Девушка1: Святки – радостное время,
На дворе мороз,
В доме – праздник и веселье,

Подарков целый воз.
Пора смотреть, что еще интересного есть в нашем мешке.
Вызывают следующего ребенка, он достает коробочку из мешка. Читает записку.
Помощник: «Этот праздник знаменит еще тем, что всякая нечисть, под видом добрых граждан, могла пробраться и испортить своими проделками все веселье».
Девушка 2: Ой! А как они могут к нам пробраться?
Девушка 3: К нам! Ну, ты глупая. К нам они не проберутся, а я вот, пока бежала к ребятам на праздник, метлу нашла. Вот!
Показывает.
Девушка 1: А мы только что говорили о нечисти, а не метла ли это какой-нибудь злой колдуньи? А вдруг она ее потеряла? А если она волшебная?
Пугает метлой ребят.
Девушка 4: Давайте тогда поколдуем!
Девушка 5: Да ну тебя! Даже страшно стало, давай вернем ее на место?
Девушка 1: Вот ты, трусиха. А вы, ребята, тоже напугались? Но мы - то с вами в безопасности. Ну что, сыграем?
Трек 8. (Народная ритмичная мелодия). Игра «Ведьмина метелка».
1. Участники становятся в круг и, передавая метлу по кругу, перескакивают через нее, пока играет музыка. Участник, у которого останется в руках метла, когда остановится музыка, должен отгадать загадку о зиме. По окончании игры ребятам предлагают занять свои места в зале. Я вода, да по воде же и плаваю (лед).
2. Гуляет в поле, да не конь,
3. Летает на воле, да не птица (метель).
4. Летом спят, а зимой бегут (сани).
5. В гору деревяшка, под гору – коняшка (сани).
6. Упрятались голышки во мохнатые мешки, четверо вместе, один на шесте (рука в рукавичке).
7. Идет Егорка – бела шубенка (снег).
8. Глянули в оконце - лежит белое суконце (снег).
9. Трескуч, ядрен, намостил мостов; по дворам пробежал, все окна расписал (мороз).
10. Текло, текло и легло под стекло (лед).
Девушка 6 : Ну, вот и метла пригодилась. Хорошая метла в хозяйстве всегда нужна. Отнесу-ка я ее кузнецу, да попрошу у него взамен гребешок.
Убегает.
Девушка1: Веселое время - зимние Святки!
Можно немножко нарушить порядки,
И погулять, и пошалить,
И про игры не забыть.
Ребята, давайте скорее откроем еще одну коробочку. А можно я теперь открою? Ну, пожалуйста? Ой, какая странная коробочка, я такой не припомню.
Достает ту коробочку, которую подбросил Черт.
Трек 9. (Тревожная мелодия с нарастающим развитием). Открывает коробочку, свет гаснет и загорается. Слышен шум, свист. Появляется Черт. Девушки испуганно смотрят на него. Черт обходит их, величественно делает поклон головой девушкам и ребятам.
Черт: Ха-ха!-ха! Ну что замолчали, язык проглотили? А где ваше здрасьте?
Девушки здороваются, не отрывая глаз от Черта.
Девушка 2 : Ззздрасте…
Черт: Чего уставились? Сюрприза ждали? Праздничка захотели? А мне не до праздника! Я Черт в тысячном поколении прибыл по специальному поручению: найти и вернуть утерянную секретную вещь самой ведьмы с регистрационным номером АК 1122334455. Вы
случайно ее не видели?
Д[ b]евушка 3: Ой! Нет, не видели. Простите, а вы черти всегда так без приглашения врываетесь?
Черт: Так дело срочное! Уж скоро полночь, а без этой вещи мы как без рук! Мы, знаете ли, в отличие от вас, работаем в такой праздник.
Девушка 4: Ой! Ой! Да разве это работа людей пугать! Простите, а это правда, что когда вы черти злитесь, у вас рога краснеют?
Черт злится и его рога краснеют (рожки с подцветкой), пугает девушек. Они удивлены, но не испуганы.
Черт: Сколько лет людей пугаю, а таких бесстрашных впервые встречаю. И чего я с вами время теряю. Ох, и дети пошли….
Трек 10. (Спокойная мелодия).
Черт уходит, ворчит. Девушка облегченно вздыхает.
Девушка 2: Ой! Ребята, не знаю как вы, а я очень испугалась. Это же надо сама нечистая сила нас посетила.
Вбегает другая девушка, радостно вскрикивает.
Девушка 1 : Отдала! Отдала метлу кузнецу, а он нам за это смастерит из хрусталя гребешки.
Девушка 2 : Ой! Как хорошо! А у нас тут такое произошло… Нас так напугали…
А в прочем, кто нам праздник может испортить. Давайте скорей играть. Ну, кто следующий в мешок полезет?
Выбирают помощника. Ребенок открывает коробочку.
Трек 6. (Волшебный перезвон).
Помощник: «Детвора в этот праздник соревновалась в строительстве самого большого замка из снега»
Приглашает поиграть в игру.
Трек 10. (Народная стилизованная мелодия).
Игра «Снежный замок».
Две команды по 5 человек, у всех по 10 снежков. Задание: построить замок из снежков. Ведущая подходит и дует на них, чей замок не распадется, та команда и победит.
Девушка 3: Кто еще желает достать следующую коробочку?
Выбирают помощника.
Трек 6. (Волшебный перезвон).
Открытие коробочки. Достает и читает записку.
Помощник: Зимние святки были главным временем гаданий. Начиная Новый год, все стремились узнать, что их ждет в будущем.
Вот и мы сегодня с вами погадаем
и свою профессию будущую узнаем.
Сейчас тот, к кому я подойду, достанет из мешочка любой предмет, он и определит твою профессию.

Девушка берет мешок с гаданием.
Трек 12. (Ритмичная мелодия в народном стиле).
Игра «Гадание».
Дети, не глядя, достают из мешка разные предметы. Ведущие, увидев, что достал ребенок, говорит: «Будешь художником» (кисти, краски), «Сапожником» (ботинки), «врачом» (бинт), «Учителем» (указка), «Шофером» (руль), «Писателем» (очки), «Бухгалтером» (калькулятор), «Банкиром» (кошелек)
Девушка3: Святки, святки наступили,
Нас весельем покорили!
Мы играем, колядуем,
И поем мы и танцуем!
Выходите к нам, ребята, на веселый танец, но сначала отгадайте загадку.
Дети отгадывают загадку и становятся в круг.
Девушка4: Не ботинки, не сапожки,
Но их тоже носят ножки.
В них мы бегаем зимой:
Утром – в школу,
Днём – домой. (Валенки)
Девушка 3: Конечно, это валенки! А теперь задание для вас: оденьте воображаемые валенки и приготовьтесь танцевать. Повторяйте все движения за мной.
Трек 13. Игра - танец «Валенки».
Во время исполнения танца Черт пробирается в зал и садится на стул.
После исполнения танца, дети остаются в кругу. И вдруг первая девушка, вскрикивает и указывает в зал на Черта.
Девушка 4: Ой, смотрите! Опять этот Черт на праздник к нам явился? И что тебе от нас все нужно?
Девушка 5: Да не у нас вашей, как ее … АК 112233… или как ее еще там…
Не там вы ее ищете, вы ошиблись.
Черт : А моя хозяйка говорит, что это я ошибся и позволил себя обдурить. Не хотите по хорошему отдавать, значит, не видать вам больше новогодних праздников, верну вам старый год.
Черт: делает три хлопка.
Трек14. (Нагнетающая мелодия, подразумевающая опасность).
Выход ведьмы. Свет гаснет, воет ветер. Раздается жуткий смех.
Девушка 1 : Ой, ой! Что ты наделал, нечисть! Как тебе не стыдно лишать ребят такого праздника!
Черт: А это не я! Я ничего не делал!!! Спрячьте меня! Спрячьте! Это моя хозяйка сама идет!!!
Черт пугается и прячется за ребятами. Медленно появляется сама Ведьма, она величественно обходит ребят, ищет Черта, но не найдя, останавливается
Ведьма: Где он?
Девушка 2: Ну, во-первых, здравствуйте!
Ведьма: Шутить со мной вздумали!
Девушка 3 :Да, уж какие шутки! А если вы о Черте, то вот он, забирайте. Он нам весь праздник испортил.
Девушка отходит в сторону, а за ней сидит Черт. Увидев ведьму, Черт падает на колени и бормочет, заикаясь. Показывает на детей.
Черт: Ваше Зззлейшество… Я ее пооочти нашел, а они ее не ооотдают…
Ведьма: С детьми справиться не можешь?
Черт: Ваше Злейшество! Да я старался… Устал я, мне бы в отпуск …
Ведьма: Я тебе сейчас такой отпуск устрою, да я тебя в жабу превращу
Начинает колдовать (делает круговые движения руками) Девушка перебивает Ведьму.Черт, тем временем, прячется за девушку.
Девушка 4: Стойте! Зачем же так сразу?
Девушка 5: Ой! Не надо его в жабу превращать. Может, мы вам с ребятами поможем найти вашу потерю…
Черт: АК1122334455, она у вас, это точно…
Девушка 6: Ребята, мы сейчас во всем разберемся!
Ведьма: Но если и вы мне ее не вернете, то не видать вам вашего праздника! Это секретное летающее средство было утеряно в ваших краях, регистрационный номер которого АК 1122334455. Оно мне 1000 лет служило, а теперь ….
Девушка 1: Почти шепотом. Кажется, я знаю, что это…
Это же метла, которую мы нашли и отнесли кузнецу. Как же я сразу не догадалась.
Девушка 2: Ой, а он нам за нее гребешки обещал…
Девушка 3: Тут праздник нужно спасать, а ты все о побрякушках думаешь. Отвлеки их, а я мигом...
Девушка убегает.
Девушка 4: Ваше Злейшество, вы, наверное, устали с дороги, присаживайтесь, да песню нашу праздничную послушайте.
Концертный номер.
Ведьма: В ярости. Ну, довольно с меня! Вижу, обмануть меня вздумали! Ведь скоро полночь, а моего летательного аппарата все нет!
Девушка выносит целую охапку метелок и кладет возле Ведьмы.
Девушка 3: Вот, это все, которые у нас есть!
Ищет Черта и обращается к нему.
Ведьма: Ну, что ж, будем искать. Черт!
Черт: Я здесь!
Ведьма: Искать!
Черт пытается найти метлу и не находит.
Девушка 3: Да что ж он один - то будет, мы поможем вам найти метлу.
Трек 15. (Народная быстрая мелодия). Игра «Найди метлу».
Две команды по 4 человека. Метлы лежат в одной стопке, участники из разных команд по очереди подбегают, берут метлу (на каждой метле индивидуальный номер) и возвращаются к ведьме, сообщая ей номер метлы. Игра продолжается, пока будет найдена метла Ведьмы. Метла найдена.
Ведьма радуется, обнимает метлу.
Ведьма : Вот она моя, родимая!..
Обращается к Черту.
Ты прощен и можешь быть свободен … до следующего года! И чтоб мои глаза тебя не видели!
Ведьма грозит Черту метлой, он прячется за елкой.

Обращается к ребятам.
Ведьма: Ну что ж, ребятушки, нашлась моя пропажа. Прощайте, не до вас мне! Неси меня моя метла в дом на Лысой горе! И-хо-хо!
Звуковой эффект: свист, шум.
Ведьма садится на метлу и «улетает»
Трек16. (Спокойная мелодия)
Девушка 1: Как хорошо, что ведьма улетела и не испортила наш праздник! А где же Черт?
Черт выбирается из-под елки, пятится спиной и сталкивается с Девушкой.
Оба вскрикивают.
Девушка 2 : Так ты еще не ушел?
Черт: Спасибо вам, если бы вы мне не помогли, я бы тут сейчас квакал.
За это я вас отблагодарю, загляните в последнюю коробочку. (Убегает).
Девушка 3: Ой, что-то не доверяю я Черту!
Девушка 4: А, была, не была!
Девушки достают последнюю коробочку, открывают ее и находят там конфеты.
Девушка 5: А Черт не обманул. Вот вам сладости от Черта!
Трек16. (Спокойная народная мелодия). Девушки раздают конфеты, а они не настоящие.
Девушка 6 : Ну, Черт! Ну, попадись нам.
Не расстраивайтесь, ребята. Мы сегодня целый мешок наколдовали, и без угощения вы не останетесь.
Девушка машет кулаком в сторону, куда убежал Черт. Девушки поднимают мешок со сладостями. Раздают конфеты.
Трек 17.(Финальная ритмичная мелодия, звучит фоном)
Девушка 1: Друзья! Вот мы и вспомнили наши с вами традиции, наши с вами обычаи. Что и говорить, древние понимали толк в веселье!
Девушка 2: Такими были на Руси Святки - с ряжением, гаданием, праздничным гулянием. Но и мы от них не отстали, правда?
Девушка 3 : Веселитесь и гуляйте, Вот он праздник без забот. И пусть вам и вашим близким. Будет радость круглый год.
Девушка 4: Будьте же здоровы и счастливы, дорогие друзья!
Девушки : С праздником вас! До новых встреч!