Пока одни ждут на диванах лучших времен, другие исполняют давно задуманное. Паша и Сергей - еще недавно официанты, а сегодня уже создатели одного из первых полностью автономных фуд-траков (закусочная на колесах - ред.) в Украине Obama Burger Truck , за первые три дня работы продали 400 бургеров и столько же напитков (средний чек сразу составил 93 грн).

Путь от задумки до реализации занял 11 месяцев. И хотя новая закусочная бороздит просторы столицы всего пару недель, Сергей и Паша уже планируют сделать еще парочку фуд-траков, но уже другой кухни, основать мастерскую по созданию закусочных на колесах «под ключ», а также открыть стационарное заведение. AIN.UA пообщался с молодыми предпринимателями и узнал, где взять стартовый капитал, как сделать ремонт грузовика своими руками, какие нужны разрешения, как правильно оформиться, есть ли рэкет и почему «Обама».

Как родилась идея закусочной

Тема еды была Паше интересна еще с юности. В 16 лет он пошел учиться в Киевский национальный торгово-экономический университет (КНТЭУ) на «менеджмент отельно-ресторанного бизнеса» и уже с первого курса подрабатывал летом официантом в «Козырной карте». Он всегда хотел узнать как стать идеальным предпринимателем .

Совершенно случайно Паша познакомился с Сергеем, у которого такая же специальность. На этой почве, несмотря на разницу в возрасте, они и сошлись. Когда Паша заканчивал четвертый курс и поступал на магистратуру на заочку, он стал задумывался над тем, что делать дальше. У Сергея на тот момент был опыт директора и администратора в ресторанном бизнесе. Парни подумывали открыть какое-нибудь заведение, но революция внесла свои коррективы.

Глядя на колебания курса, друзья решили, что нужно думать в другом направлении - не ресторан, не стационарное заведение, а закусочная на колесах. В Украине практически нет настоящих (полностью автономных) фуд-траков, так почему бы не стать первыми?

У Сергея была идея делать фургончики с заготовленными холодными сендвичами. Но Паша хотел продавать что-то более основательное. Решили остановиться на бургерах.

Рынок фуд-траков в Украине представлен, в основном, шаурмичными и их вариациями. Это не автономные автомобили, а скорее МАФы на колесах, которые подключены к электричеству и воде на правах «кумовьев». По словам Паши, в Америке такой бизнес организован иначе - там у всех стоят генераторы и запрещено подключаться посреди города в столб или билборд.

Название закусочной родилось совершенно случайно - когда друзья в очередной раз прорабатывали рецепты и пробовали разные ингредиенты, Сергей сказал - а давай назовем этот бургер Обамой. Паша согласился, и в итоге весь проект превратился в Obama Burger Truck. Просто так.

На реализацию задумки Паше и Сергею требовалось $50 000. По их расчетам этой суммы должно было хватить на покупку грузовика ($6000) и все ремонтные и отделочные работы, включая капремонт двигателя, работы по утеплению, установку холодильников, вытяжки и кондиционера.

Прежде чем пускаться во все тяжкие, друзья оформили в печатном виде бизнес-план и приготовились защищать его как диплом. В роли «комиссии» выступали друзья родителей Паши, которые на общепите и ресторанном бизнесе съели не одну собаку. Отстрелявшись на «защите», Паша и Сергей решили не искать инвесторов, а взять денег в долг у друзей. Отбить вложения планируют в течение двух лет.

Приключения на дороге

Подходящий автобус Паша с Сергеем нашли в Днепропетровске через интернет. У владельца был перелом пятки, поэтому он не мог сам перевезти его. Пришлось брать с собой товарища с категорией С1 для грузового автомобиля и ехать в другой город.

Оказалось, что у владельца арест на имущество, в том числе на автомобиль. Выяснилось это уже на стадии оформления, когда инспектор в МРЭО начал цокать языком, глядя на документы. Продавец предложил ребятам забрать машину, а документы получить потом, по почте. Но киевляне решили, что лучше лишний раз смотаться в Днепропетровск, чем потом схлопотать какой-нибудь «сюрприз».

В итоге владелец заплатил все штрафы и снял авто с ареста. Через неделю друзья вернулись в Днепропетровск, чтоб забрать машину. В 200 км от Днепропетровска начались приключения: сначала, при открытии окна, стекло выпало наружу и разбилось, потом в двигателе начало что-то стучать, и машина заглохла. Накрылся стартер. Печка тоже не работала, что при морозе -5 и разбитых окнах было, мягко говоря, неприятно.

Друзьям помогли дорожные строители, которых они случайно обнаружили по дороге на заправку - взяли их на буксир. В процессе буксировки оказалось, что сломался не только стартер, но и двигатель. В итоге за ребятами приехал брат Паши. Дядя Паши помог ему найти в Полтаве эвакуаторную службу, которая влетела парням в копеечку. Пришлось ехать со скоростью 50 км в час. А поскольку у них был «негабарит», до Киева добирались объездными путями.

В столице ребят до самой ночи ждал Андрей - владелец и мастер СТО, с которым они заранее договорились о наружных работах. Преимуществом этой СТО была высота, позволяющая упрятать их 3,5-метровый автобус.

Ремонт и отделка

Капремонт двигателя хлопцы решили оставить на потом, дав приоритет ремонту всего остального. Ребята пришли к выводу, что можно было бы все сделать самим - и внутри, и снаружи.

Начали смотреть открытые каналы на YouTube, о том, как американцы делают фуд-траки, и перенимать их опыт. Зачем что-то изобретать, если есть люди, которые это уже делают на очень высоком уровне?

Но были свои нюансы. Например, фуд-траки в Лос-Анджелесе никто не утепляет, потому что у них тепло круглый год. Поэтому парням пришлось изобретать износоустойчивое утепление самим. Мебель тоже делали сами.

Так Паша с Сергеем научились клеить, резать и придумывать. Когда столкнулись с тем, что зимой в ангаре стало очень холодно, так как не было отопления, построили котельную и поставили батареи.

Когда ребята только купили машину, Сергей работал администратором в ресторане «Прага». Договорились, что Паша работает над автобусом фул-тайм, а Сергей - по выходным. И хотя изначально ребята планировали управиться за пару месяцев, ремонт затянулся почти на год. Самым ужасным были вопросы друзей и родственников: «Привет! Ну что? Когда?», «Сделали фары?», «Решетка готова уже?». Молодые предприниматели даже начали избегать близких и друзей, чтобы не отвечать на неудобные вопросы.

После Нового года, когда примерно вырисовался реальный объем работ, Сергей ушел с работы, и они с Пашей уже вдвоем каждый день работали над автобусом.

Теперь в фуд-траке «Обама» установлен полностью безопасный американский 8-кВт генератор на газу (предназначен для резервного питания загородных домов), который питает электричеством всю кухню, холодильники, кондиционер и вытяжку. Из неэлектрического оборудования в автобусе установлены жарочные поверхности, которые работают на газу. Имеется два бака на 200 литров - один с чистой водой, второй для слива. Проточный нагреватель, который позволяет пользоваться и горячей и холодной водой. Помпа, которая прокачивает давление и дает нормальный напор - все как дома на кухне.

По словам продавца, автобус жрет 13-15 литров дизеля на 100 км. Но поскольку со всем оборудованием он теперь весит 5,5 тонн, расход может быть и выше.

Лишь в самом конце был сделан капремонт двигателя: новые вкладыши, прокладки, новый блок цилиндров, расточка. В итоге со всем фаршем, отделочными работами и дизайном фуд-трак обошелся в $50 000.

Оформление и разрешения

Удобство закусочной на колесах в том, что она не требует разрешения пожарных, как и санитарно-эпидемиологической службы. Подобные разрешения нужны МАФам и выдаются по адресу предприятия. Но какой адрес у водителя? В налоговой Паша указал адресом предпринимательской деятельности Киев. Инспектору ничего не оставалось, как дать «добро», потому что для передвижной кухни больше ничего и не напишешь. Парни указали при оформлении ФОПа свою деятельность (мобильное питание) и можно было начинать работу.

Первый раз - это всегда незабываемо

Когда было покончено с капремонтом двигателя, друзья впервые за долгое время завелись и поехали на заправку. «Когда я сел за руль - это было незабываемо”, - вспоминает Паша. А молодой отец Сергей чувство от первого выезда сравнивает с рождением дочери.

«Я могу сравнить это с послеконцертными чувствами - той эйфорией, когда вы с ансамблем отыграли (Павел также является основателем и барабанщиком группы Mova ) , концерт получился отличный, все аплодируют, всем было весело, и ты стоишь мокрый и счастливый», - продолжил Паша, - Здесь тоже самое, только “концерт” длился год. Это было просто невероятно».

Первых покупателей Паша мог бы даже по именам назвать. При этом, почин продажам был положен не на автобусе, а стационарно. Ребят пригласили в мае на Тату-фест на «Арт-заводе». Первый же полноценный выезд и продажи бургеров случились, когда ребят пригласили на фестиваль Big Apple WKND на Владимирскую горку, который проходил 2-4 октября.

«Когда стоишь в автобусе, который вы перебрали до последнего винтика, и все светится, блестит, рядом жарится мясо и шуршит упаковочная бумага - все то, что мы с Сергеем представляли себе каждый день уже почти год, тебя накрывает перманентно. Целый день как под кайфом», - вспоминает Паша.

Obama Burger Truck за месяц поучаствовал в четырех мероприятиях. Половина оказались убыточными. Причина - плохая организация и высокая арендная плата. Например, на Best Fest в Лавре ребятам обещали, что кроме них там будет одна точка с бургерами, один мангал и фургон с кофе. В итоге там оказалось четыре точки с бургерами, две шашлычные, пельмени, чебуреки и три точки с кофе. И все это на очень небольшой площадке, где и людей было совсем мало. Мало того, что парни за аренду заплатили 2000 грн, так в конце мероприятия с них еще пытались содрать мзду за электроэнергию и подключение. Хотя они подключались сами.

На «Бумбоксе» мы тоже заплатили 2000 грн» - делится Паша, - «Причем сначала они хотели 3000 грн. Концерт длился ровно час, и все люди ушли. Зато на Владимирской горке организаторы действительно большие молодцы. Как и организаторы Финала Чемпионата Украины по американскому футболу. Они честно сказали, кто из участников будет и сколько намечается людей. За аренду мы тогда заплатили вполне адекватную сумму - 500 грн», - делится Паша.

Бизнес во время кризиса

Концепт закусочной на колесах ловко вошел в пазы нынешнего кризиса. Не нужно вбухивать деньги в ресторан, платить за аренду и тратиться на сумасшедший ремонт. Автомобиль всегда можно продать как готовый бизнес. Под ключ. Если ты его припарковал и он год не работал, ты никому ничего за это не платишь.

Не говоря уже о том, что это уличная еда, которая не рассчитана на средний счет в 500 грн, как в ресторане. «Ресторанное качество при в два раза меньшей стоимости - это тот контраст, который цепляет. В ресторане ты не купишь бургер почти в полкило за 75 гривен», - говорит Паша.

С рэкетом ребята пока не сталкивались. Недавно стояли на Терещенковской, возле Парка Шевченко, где стоит мобильная кофейня «Бонапарт». Там им рассказали, как в августе приезжала милиция и просто так, без особых оснований, забрала из авто «Бонапарта» холдера (куда идет кофейная закладка). Сказали: «Заплатите нам столько-то, и мы вернем». Кофейня стоит там почти год, по законодательству ничего не нарушает - оформлены как ФОП, стоят на парковке, никому не мешают.

«Обама Бургер» действуют так же и пока проблем с законом у ребят не было. Недавно полиция вежливо намекнула им, что цвет их автобуса не совпадает с цветом, указанным в техпаспорте. Но закон есть закон - пришлось свернуть торговлю и ехать на переоформление.

Автоматизация и бухгалтерия

Паша с Сергеем пользуются облачной украинского производства со всеми нюансами, вроде складского учета и печати чеков. Удобная штука, особенно если ты собственник бизнеса. «Допустим, ты уехал по делам и тебе стало интересно, что там происходит в твоем фуд-траке. Заходишь на страничку, смотришь - только что продали 10 бургеров», - рассказал Паша. За эту штуку парни платят по 1000 грн в месяц, называется .

Пока Паша и Сергей все делают вдвоем, иногда приглашают Машу, которая в группе с Пашей играет на клавишах. Штат не нанимают, хотят самостоятельно прочувствовать все моменты. «Мы должны знать, чему учить людей. Потому что совсем неправильно, когда делают какой-то проект, открывают бизнес, сразу же пускают туда наемных работников и не знают, чего от них требовать», - говорит Паша.

Проблемы

По словам Паши, В 90% случаев они с Сергеем сталкивались с людьми, которым даешь деньги, а они не хотят работать. Говоришь человеку - «Слушай, ты трубами занимаешься, верно? Мне нужно две нержавеющих», а он отвечает - «Да нет, я сейчас занят, ты мне сначала скинь предоплату, а я потом тебе почтой перешлю».

По ходу своих приключений парни набрали контакты людей, которые действительно хотят работать. С ними теперь только и сотрудничают. «Мы поняли, что главная работа менеджера по продажам абсолютно в любой сфере - это сначала взять предоплату. Когда человек берет предоплату, он пропадает сначала на месяц, а потом еще два месяца делает работу, которую можно было сделать за день», - рассказал Паша.

К сожалению, обслуживать как в ресторане (заказал-покушал-рассчитался) у ребят не получается. Люди могут не со зла забыть заплатить, потому что в заведении ты привык, что уходя нужно попросить счет. Когда же человек на улице, у него немного другая философия - голова чем-то занята. «Шел ты к себе домой, тут оказался у фуд-трака, провал памяти», - моделирует Паша, - «Куда я там шел? Ах да, домой!». Так человек и уходит, не заплатив. Поэтому приходится работать только по предоплате.

Когда ударили осенние дожди и люди вообще перестали выходить из своих домов и офисов, парням стало ясно, что им нет смысла выезжать в город и стоять, ожидая непонятно кого. Поэтому они организовали доставку. Для этого они выезжают со своей ночной стоянки, становятся на парковке на улице, чтоб можно было удобно подъехать на легковушке, включают телефон и принимают заказы. Паша садится за свой легковой автомобиль и развозит заказы. Все просто.

Планы на будущее

У ребят в планах целых три идеи:

  1. Заняться переоборудованием фуд-траков под заказ. Уже есть потенциальные заказчики. Паша и Сергей прошли весь процесс, и утверждают, что так как они - в Украине никто не делает. На вопрос зачем им это нужно, Паша с Сергеем признаются, что хотят развивать этот рынок не только для себя, но и для людей, которые тоже хотят делать фуд-траки, ездить, готовить вкусную еду и кормить людей.
  2. Сделать еще несколько траков. Планируются другие жанры, с иными кухнями и блюдами.
  3. Открыть стационарное заведение. По словам Паши, это будет хорошим дополнением к фуд-траку, так как иногда тяжело делать все заготовки в фуд-траке. Наличие стационарной кухни намного бы удешевило и упростило работу.

Наверное каждый видел в американских фильмах фургончики, которые разъезжают по городу и продают уличную еду: фаст-фуд, свежую выпечку, мороженое или напитки. Это явление появилось в Америке в начале 60-х и сегодня действительно распространено и очень популярно.

Российские предприниматели в свою очередь переняли бизнес-идею американских коллег и активно развивают ее на нашей земле. Для того, чтобы перспективная бизнес-идея превратилась в дело, приносящее прибыль, особое внимание нужно обратить на три составляющие: вкусная еда, привлекательный вид фургона и эргономичность внутреннего пространства. И все это нужно продумать заранее. Как запустить свой фуд-трак, что для этого нужно и какие трудности могут ожидать владельца трака, читайте ниже.

Что говорит закон?

По сути нет определённой категории людей, которые могут или, наоборот, не могут воспользоваться данной бизнес-идеей. А если у вас в гараже без дела стоит фургон или грузовик в рабочем состоянии, то начать реализовывать бизнес-идею можно хоть сегодня.

Михаил Глинский

Как-то, будучи на автодроме, я понял, что там нет места, где люди могли бы поесть. Бизнес-идея пришла сразу же: я договорился с руководством автодрома, и уже через полторы недели мы поставили точку на колесах, которая продавала хот-доги. Продажа хот-догов - идеальный формат для автодрома: фуд-трак за сезон принес хорошую прибыль, поэтому мы решили на этом не останавливаться.

Для фуд-трака требуется такой же перечень документов (кроме тех, что касаются непосредственно помещения), как и для стационарного заведения. Для начала вы регистрируетесь в качестве ИП, получаете разрешение на работу от санитарно-эпидемиологической службы, которая требует меню в печатном виде, медицинские книжки персонала и разрешение органов пожарного надзора. Помимо этого вы должны уведомить Роспотребнадзор о начале своей деятельности. Внутри фургончика должен быть уголок потребителя, свидетельство о регистрации и постановке в налоговую службу.

Где работать? Бизнес вне правового поля

Идея фуд-траков проста: они продают еду, разъезжая по улицам и останавливаясь в местах с наибольшей проходимостью. Как правило, фургончики можно встретить у метро, офисных центров, университетов, школ и на центральных улицах. Траки буквально «ловят» свою аудиторию.

В отличие от Америки, которая законодательно закрепила деятельность фуд-траков еще в 2008 году, в России нормативной базы, регулирующей работу еды на колесах, не существует. Однако, для предпринимателей есть важная новость: закон о мобильной торговле должен вступить в силу уже в третьем квартале этого года, и бизнес на продаже уличной еды в фургончике станет законным. Правительство обещает разработать и специальную схему маршрутов, по которым могут передвигаться мобильные кухни, не мешая общему потоку автомобилей и пешеходам.

С одной стороны, закон о мобильной торговле обеспечит свободную деятельность владельцев передвижных кухонь, но с другой стороны, когда бизнесмены прочувствуют открытие новых возможностей и перспектив малого бизнеса в сегменте общественного питания, количество фуд-траков может возрасти. А пока вопросы «как ездить?» и «где стоять?» юридически остаются открытыми.

На сегодняшний день фуд-трак попадает под действие федерального закона № 381 о нестационарной торговле. Это значит, что продавать еду на колесах можно, оставаясь только на одном месте. А если вы хотите работать так, как в принципе и должен работать фуд-трак, то есть продавая еду в разных точках города, договор на аренду земли должен заключаться за каждое место и платить, соответственно, придется в разы больше.

Для работы на муниципальных землях, например, в парках, проводятся тендеры. Однако, по словам владельцев бизнеса на колесах, выиграть такой тендер все равно что улететь на Луну.

Но судя по количеству работающих траков в России, все-таки можно найти возможность для заработка.

Как правило, фуд-траки работают на различных городских фестивалях, которые получают разрешение на временную торговлю. Под защиту этого разрешения и ставятся мобильные точки.

Второй способ законной работы кухни на колесах - аренда частной территории по договору аренды с частным лицом. Волокиты меньше, а шансов начать бизнес - больше. Однако отсюда вытекает важный момент: нужно найти подобную площадь с высоким трафиком, ведь при небольшой проходимость не стоит рассчитывать на высокую прибыль.

Конкуренция особо не чувствуется, во всяком случае пока. В Петербурге, например, фуд-траков мало. Когда фуд-траки будут стоять почти на каждом углу, как, например, в Лос-Анджелесе или Нью-Йорке, тогда можно будет говорить о конкуренции.

Вложения

Бизнес на фуд-траке не требует миллионных инвестиций, но и отнести его к бизнесу с минимальными вложениями нельзя. Главным пунктом в листе расходов будет приобретение фургона и переоборудование автомобильного кузова.

1. Купить подержанный фургончик или прицеп - в среднем 200-500 тыс. рублей.

2. Установить оборудование - 300 тыс. рублей.

Количество и характер оборудования зависит от того, в каком формате будет работать ваш фуд-трак. В стандартный набор входит фритюрница, кухонная печь, холодильник, кофе машина, фасовочная станция и гриль. Оборудование может быть газовым, работать от генератора или от стационарного источника.

3. Внешняя отделка - 20 тыс. рублей.

Определённых правил или схем оборудования кухни нет. Практически каждый владелец трака сам решает, что и как ему установить. Идеальный вариант организации пространства и установки необходимого оборудования приходит только с опытом. По словам Светланы Малышко, владельцы фуд-траков, которые уже успешно работают, иногда даже помогают своим коллегам - сообщество фуд-траков очень дружное.

совладелец фуд-трака «Белки и Углеводы»

Наш фуд-трак обошелся нам (вместе с покупкой машины) чуть больше, чем 1 млн. рублей. Наверное, можно было бы сделать всё дешевле, но опыта у нас было мало, мы учились на своих ошибках и несколько раз подтверждали своими действиями верность правила «скупой платит дважды». Точно не стоит экономить на внутренней отделке кухни пищевой нержавеющей сталью, на самом автомобиле и на внешней отделке.

Помимо этого, нужно продумать меню, найти персонал и можно смело нажимать на педаль газа. Кстати, на «кухне» вполне достаточно два человека: первый занимается приготовлением еды и раздачей, второй работает на кассе. А меню зависит только от вашей фантазии и может включать все, что можно быстро приготовить или «доготовить». Для конкурентного преимущества и просто приятного бонуса для клиентов создайте запоминающуюся эксклюзивную упаковку.

Михаил Глинский

владелец фуд-трака Rainbow Hot-dogS

Все оборудование, которые мы приобрели для начала работы, обошлось нам в 300 тыс. рублей. Самой дорогой оказалась кофемашина - 80 тысяч. Вложенные инвестиции окупились в первый же сезон.

В любом случае фуд-трак намного дешевле, чем стационарное заведение: здесь практически не нужно платить арендную плату, которая забирает значительную часть дохода, а если трак расположен на частной территории, придется платить незначительную сумму. Тем более предприниматель без проблем может «перевезти» свой бизнес в любую точку города, если прежнее местоположение оказалось не прибыльным. К существенным преимуществам можно отнести и небольшие текущие расходы предприятия.

совладелец фуд-трака «Белки и Углеводы»

Сначала мы хотели открыть кафе, но грянул кризис и мы после недолгих подсчетов решили, что фуд-трак гораздо выгоднее и надежнее, чем стационарная точка. Во-первых, он в собственности, в отличие от помещения в аренду, из которого, даже не смотря на договор, арендодатель может попросить съехать в любой момент. Во-вторых, строительство фуд-трака гораздо дешевле, чем кафе - меньше площадь кухни, не нужно тратиться на дизайн и строительство красивого зала для посетителей, согласовывать вытяжку, тратить безумные деньги на электричество и т.д. В-третьих - мобильность: если с кафе на непроходной улице уже ничего не поделаешь, то на фуд-траке можно запросто переехать на новое место. В-четвертых, больше свободы - захотел и можно не работать несколько дней или вообще закрыться на несколько месяцев и уехать на зиму в другое полушарие

Разница ведения бизнеса на фуд-траках в Америке и в России только в том, что калифорнийский климат позволяет продавать еду на улице круглый год, а вот нашим предпринимателям приходится подстраиваться под сезонность.

Если вы заинтересовались идей мобильного бизнеса на колесах, то сейчас самое время пробовать свои силы. Во-первых, сезон продажи уличной еды только начинается. Во-вторых, уже скоро деятельность фуд-траков закрепится на законодательном уровне. К этому времени вы на личном опыте разберетесь в наиболее выгодном обустройстве кузова, оцените потенциал рынка в своем регионе и наметите перспективы развития.

  • 1 Что такое бургерная на колесах
  • 2 Преимущества еды на колесах
  • 5 Фудтрак с точки зрения законодательства. Закон о мобильной торговле
  • 6 Аренда фуд трака — выгодно ли это?
  • 7 Как получить разрешение на торговлю
  • 8 Сколько может принести харчевня на колесах

Найти свою нишу в ресторанном бизнесе может быть непросто. Один из вариантов для нового проекта - бургерная на колесах: точка приготовления стрит-фуда, которая может ездить по городу в любых направлениях.

Разберем, что представляет из себя подобная бургерная, как составить бизнес-план для ее открытия, что нужно знать о законе о мобильной торговле и аренде фудтрака.

Что такое бургерная на колесах

Закусочная на колесах представляет собой полностью оборудованный фургон, внутри которого находится небольшая кухня. На этой кухне можно готовить практически любые блюда, однако для фудтрака подходят в основном закуски и фаст-фуд . Также закусочную на колесах называют бургерной, поскольку эта статья меню приносит больше всего дохода.

Закусочные на колесах разделяются на бургерные небольшого размера, которые могут выезжать за пределы вашего города, и на полноценные передвижные точки стрит-фуда. Выберите наиболее подходящий для вас вариант и используйте его при составлении бизнес-плана.

Преимущества еды на колесах

Ниже перечислены основные плюсы бургерной на колесах в качестве бизнес-проекта.

  1. Требует меньше вложений, чем обычная точка стрит-фуда

Если для открытия полноценного кафе вам понадобится от 1 до 5 миллионов рублей, то закусочная будет стоить гораздо дешевле — особенно если фургон вы возьмете в аренду.

  1. Не нужно нанимать большое количество сотрудников

В такой закусочной может работать максимум двое наемных сотрудников. Обычно это два повара или повар и кассир. Часто в фургоне присутствует лишь повар, который также принимает оплату. При большом наплыве людей можно взять второго человека.

Бухгалтерию вы можете отдать на аутсорс, а менеджер и технолог в силу физической невозможности (в классическом фургоне недостаточно места для трех человек и полноценной кухни) не сможет присутствовать в бургерной постоянно.

  1. Быстро окупается

Срок окупаемости подобного бизнеса - от одного месяца. Это значительно меньше, чем срок окупаемости стандартного кафе или точки стрит-фуда.

  1. Может передвигаться в любых направлениях

При получении специального разрешения закусочная на колесах может передвигаться внутри вашего города или выезжать за его пределы в область. Вы можете опытным путем найти лучшие точки для продажи еды и продавать там бургеры в самое лучшее время. Это также способствует увеличению продаж и быстрому выходу на окупаемость. Однако для получения такого разрешения вам нужно будет собрать пакет документов и нанять опытного водителя.

  1. Низкая конкуренция и возможность хорошо заработать на каждом блюде

Низкая конкуренция и высокая мобильность делают возможным накинуть на обычные цены бургеров определенного вида от двадцати процентов. Если закусочную поставить на день в проводном месте, где больше нет ресторанов или кафе подобного типа, бургеры и другие блюда будут покупать по любой установленной вами цене — в пределах разумного.

Перед началом своего бизнеса вам нужно подробно прописать план, включающий все характеристики проекта, анализ рынка, затрат, предполагаемых доходов. .

  1. Описание проекта

В описании объясните, чем ваша закусочная на колесах будет отличаться от других похожих бизнесов, открытых в регионе. Сюда же вы можете вставить таблицу с аналитикой конкурентных бизнесов, описанием их плюсов и минусов, что поможет при раскрутке вашего фуд трака.

Напишите, чем ваш бизнес будет отличаться от обычной бургерной и какие преимущества вы видите в его открытии. Если вы ищете инвестиции, бизнес-план можно показать потенциальным инвесторам или спонсорам

  1. Анализ целевой аудитории

Проанализируйте аудиторию, которой может быть интересно ваше предложение. Анализ складывается из описания возраста, дохода, места проживания и фуд-привычек. Аудитория может быть разделена на несколько потоков - студенты, выходящие на перекус на большом перерыве, офисные работники, ищущие вариант недорогого обеда поблизости от бизнес-центра, гости города и так далее.

  1. Постановка целей

Поставьте определенную цель — например, желаемый период выхода на окупаемость. Бизнес-план, ориентированный на следующую цель, потребуется подготовить на втором-третьем месяце работы вашего бизнеса.

  1. Производственный план

Что вы будете подавать? Какие блюда будут предлагаться покупателям уже готовыми, а какие нужно будет готовить при клиенте? Какие продукты для этого потребуются? Какое оборудование нужно будет закупить, по каким ценам и где? Пропишите ответы на эти вопросы.

  1. Финансовый план

Самый объемный блок всего бизнес-плана будет содержать подробную информацию о том, что нужно будет закупить и на что придется потратиться. В финансовом плане указывайте траты на открытие ИП или ООО , заработную плату всем сотрудникам, которых планируете нанять, расходы на аренду или покупку фуд-трака, закупку ингредиентов и оборудования, приобретение кассового аппарата с лицензией на обслуживание и так далее. Финансовый план должен содержать все возможные статьи расходов не только для стартового этапа, но и для полноценного продолжения деятельности закусочной на колесах.

Каждый месяц вам нужно будет платить заработную плату сотрудникам, продлевать аренду на фуд-трак (если вы не приобрели его), закупать ингредиенты и, возможно, докупать или менять вышедшее из строя оборудование, что случается нечасто.

Финансовый план обычно содержит расчет стоимости блюд и уже готовых продуктов, напитков, подающихся в фуд-траке, расчет их конечной цены для покупателя и выгоды для вас, а также формулы выхода на окупаемость и примерного получения прибыли. Не забывайте и о налогах, которые также нужно прописать в конце плана.

Проанализируйте, какую стоимость вы сможете поставить на бургеры, исходя из средней рыночной цены. Посмотрите, какая прибыль будет уходить вам после продажи одного бургера и на что вы сможете потратить полученные средства.

Еще одна статья расходов - внутреннее и внешнее оформление фуд-трака. Заложите определенный бюджет на вывеску, оформление экстерьера и видимых частей интерьера, фирменную продукцию, форму для сотрудников. На первых порах вам понадобится нанять только повара и водителя.

  1. Маркетинговый план

Вы можете закупить рекламу на наружных носителях и в печатных изданиях города, где будет находиться ваш фуд-трак, указав места его дислокации в определенное время суток. Нелишним будет прописать начальный план передвижений хотя бы на месяц вперед. Затем создайте макет для билборда или небольшой вывески.

Реклама в интернете может быть намного успешнее и полезнее для вашего бизнеса, чем реклама на физических носителях. Обратите внимание на доступные варианты - к примеру, баннеры на городских порталах и популярных среди вашей аудитории сайтах. Можно обратиться и к рекламе в социальных сетях - ее проще настраивать, она будет высвечиваться в общей ленте вашей целевой аудитории, а по стоимости выйдет меньше, чем покупка рекламы на сайте. Также можно выбрать баннерную или таргетированную рекламу.

Оборудование, которое понадобится вам для открытия подобного проекта, — это кухня и ее составляющие. В конце фургона вы можете расположить небольшой склад ингредиентов - вам понадобится рассчитать, сколько продуктов нужно закладывать в фуд-трак на день.

Приобрести оборудование для кухни и полки для мини-склада можно в специализированных магазинах. Однако намного дешевле будет обратиться к оптовым поставщикам, которые также торгуют оборудованием в розницу.

Обычно такие компании находятся в крупных городах, а их склады расположены в области. Чтобы не тратиться на доставку, забрать заказанное оборудование вы сможете на том же фургоне, который планируется превратить в закусочную позже. Но для начала вам нужно будет получить разрешение на передвижение по городу и области.

Разница в стоимости оборудования (холодильники, сухожары, кухонное пространство и так далее) может составлять до тридцати процентов у различных поставщиков. Оформите все найденные данные в таблицу, чтобы наглядно видеть, где вы сможете приобрести необходимые товары с максимальной скидкой. Акционные программы начинаются в конце сезона - будьте внимательны ко скидкам, которые производитель предлагает на кухонные комплекты.

Фудтрак с точки зрения законодательства. Закон о мобильной торговле

Закон о мобильной торговле пока что не принят на территории РФ. Окончательные чтения пройдут в апреле 2019 года. В законопроект на данный момент входят:

  1. Сохранение за бизнесом определенного места основной дислокации
  2. Продление договоров на оказание услуг с любыми подрядчиками без торгов
  3. Рамочные правила по отношению к фуд-траку

Мобильная торговля подразумевает под собой получение разрешения на продажу определенных типов товаров и блюд, а также на передвижение вашей закусочной по городу и - отдельно - по области.

Аренда фуд трака — выгодно ли это?

Арендовать фургон для закусочной на колесах гораздо дешевле, чем приобретать такой фургон. Однако если вы планируете развивать закусочную и заниматься этим бизнесом не один год, проще будет приобрести автомобиль, чем каждый месяц тратиться на его аренду.

Стоимость аренды фургона начинается от 40 тысяч рублей (данные по Москве и Московской области). Оформление фуд-трака будет стоить как минимум 10 тысяч.

Быстрый выход на окупаемость вы сможете достичь только в том случае, если арендуете уже готовый для оформления закусочной фургон. Но приобретение небольшого фуд-трака, которое можно заложить в стартовый капитал в 1,5 -2 миллиона рублей, сыграет вам на руку в будущем. Если не хотите зависеть от арендодателя, который может не продлить с вами договор и забрать свое имущество, покупайте готовый фуд-трак, но в этом случае рассчитывайте на более долгий выход на окупаемость.

Как получить разрешение на торговлю

Для того, чтобы получить разрешение на торговлю, вам нужно будет заполнить форму для предпринимателей на сайте налоговой службы. Там нужно указать, какие конкретно продукты будут продаваться в вашем фуд-траке. Разрешение получается отдельно на уже готовые продукты и отдельно - на блюда и ингредиенты, из которых они будут создаваться.

После заполнения формы подойдите в офис налоговой службы РФ в вашем городе с пакетом документов (их полный перечень можно узнать на официальном сайте соответствующего ведомства). Вам нужно будет заполнить еще несколько бумаг, подтверждающих наличие бизнеса, ИП или ООО и всех перечисленных продуктов.

Решение о выдаче разрешения на торговлю принимается за одну рабочую неделю. За это время вы успеете выбрать персонал, который будет работать в вашем фуд-траке, найти возможные пути замены ингредиентов, на которые сложно получить разрешение, и решить любые проблемы с документацией.

Пошаговый план получения разрешения на торговлю:

  1. Получение разрешений на торговлю готовыми продуктами (Налоговая служба). Потребуется перечень продуктов и ингредиентов.
  2. Подача уведомления о начале функционирования точки питания в местные органы власти (управу района или города). Указать ФИО владельца предприятия, юридический адрес, ИНН, ОГРН, вид деятельности и перечень выполняемых работ.
  3. Подать заявку на получение разрешения на открытие нестационарного торгового объекта (Департамент торговли вашего города). Нужно будет предоставить уведомление о начале деятельности и договор подряда с выбранной вами компанией-поставщиком.
  4. Разрешение на продажу алкоголя заполняется только в том случае, если вы планируете торговать соответствующими напитками в ближайшие полгода функционирования бизнеса. Вы сможете оформить такой договор в Департаменте торговли и услуг отдельного города.

Все лицензии оформляются бесплатно за одну рабочую неделю в случае необходимости рассмотрения заявки. Разрешение выдаётся в день получения заявки и документов (если они требуются).

Важно собрать все требуемые справки и получить все необходимые разрешения, без которых ваш бизнес можно будет легко «свернуть». Не забудьте оформить:

  • договор на вывоз мусора,
  • договора поставки воды,
  • сертификаты всех продуктов питания,
  • медицинские книжки персоналу.

Эти документы вместе со всеми лицензиями и разрешениями нужно предоставить в Роспотребнадзор.

Сколько может принести харчевня на колесах

Фуд-трак на первых порах может приносить от трехсот тысяч рублей в месяц. Стандартный выход на окупаемость составляет от четырех месяцев, в случае с арендой закусочной на колесах он сокращается до одного-двух месяцев.

До выхода на окупаемость сумма, которую фуд-трак приносит в месяц, может разниться от сезона к сезону. Лучшее время для открытия закусочной на колесах - это весна и лето. Осень и особенно зима — периоды затишья. Но все будет зависеть от города, в котором вы захотите открыть свой бизнес, и во многом — от погодных условий.

После выхода на окупаемость вы сможете рассчитывать на прибыль от пятисот тысяч рублей в месяц и выше. Такая цифра особенно актуальна для теплого времени года, когда закусочная на колесах станет для клиентов отличным вариантом замены классического кафе или бургерной для клиента.

Открыть такой бизнес с нуля сможет практически любой человек. Перед началом деятельности убедитесь, что вся документация в порядке, чтобы не потерять свои вложения из-за закрытия фуд-трака представителями власти.

Профессиональные бизнес-планы