Тема профессиональных стандартов особенно активно обсуждалась в 2015 году в связи с принятием большого количества профстандартов. По итогам 2015 года введено в действие 508 профстандартов, еще 296 стандартов находятся в разработке. Для сравнения, в 2014 году было введено в действие 129 стандартов, а в 2013 - только три. Особенно острым этот вопрос стал, когда стало ясно, что после введения соответствующих поправок в Трудовой Кодекс РФ профстандарты станут обязательными для применения.


Введенные в действие профстандарты, 2013-2015гг.:


Профстандарты, введенные в действие и находящиеся в разработке на 11.01.2016.:

Первые шаги к профстандартам в России

Впервые термин «профессиональный стандарт» был использован в 1997 г . в Программе социальных реформ в Российской Федерации на период 1996-2000 годов.

Несмотря на то, что Федеральные министерства и ведомства включили разработку профстандартов в свои программы, никаких значимых действий для осуществления поставленной Правительством задачи в последующие десять лет предпринято не было.

Только в 2006 году на базе Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) , который уже тогда возглавлял Шохин Александр Николаевич, появилось Национальное агентство развития квалификаций . Создание агентства стало важным шагом на пути создания национальной системы квалификаций в РФ.

В 2007 году НАРК впервые разработало макет профессионального стандарта, а также Положение о профессиональном стандарте.

Первые профстандарты и Национальная рамка квалификаций

Первые профессиональные стандарты появились в 2007-2008 гг . Вдохновленные успехом, руководители министерств надеялись, что стандарты будут применяться при разработке образовательных стандартов нового поколения (ФГОС). Однако бизнес-сообщество оказалось не заинтересовано в разработке профстандартов, поэтому вузам пришлось разрабатывать образовательные программы самостоятельно.

В 2008 году появляется Проект Национальной рамки квалификаций РФ , основанный на идеях Европейской рамки. В разработке Национальной рамки квалификаций приняли участие Минобразования, Федеральный институт развития образования, РСПП, НАРК.

Национальная рамка квалификаций Российской Федерации (НРК) - обобщенное описание квалификационных уровней, признаваемых на общефедеральном уровне, и основных путей их достижения на территории России.

Отсутствие продуктивного взаимодействия бизнеса при разработке профстандартов привело к несоответствию выпускаемых вузами специалистов реальным требованиям бизнеса. Проблема стыковки академического и бизнес-сообщества отразилась на многих ФГОС и привела к появлению ряда документов, в которых впервые предлагалось частично (а в перспективе полностью) передать вовне право вузов присваивать профессиональные квалификации. Эти документы:

  • «Положение о формировании системы независимой оценки качества профессионального образования»;
  • «Положение об оценке и сертификации квалификации выпускников образовательных учреждений профессионального образования, других категорий граждан, прошедших профессиональное обучение в различных формах».

В том числе, для реализации этой идеи было решено отказаться от специальностей и присвоения соответствующих квалификаций, укрупнить перечень направлений подготовки ФГОС ВПО/ВО, постепенно исключить детальные описания к содержанию подготовки студентов.

В этом же году была создана Межведомственная рабочая группа по разработке профессиональных стандартов (квалификационных требований) к должностям работников высокотехнологичных отраслей экономики . Рабочей группе, в первую очередь, было необходимо определить методологические подходы к разработке профессиональных стандартов в высокотехнологичных отраслях экономики.

В 2010 году состоялось заседание Госсовета РФ и Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России, на котором президент страны Дмитрий Медведев заявил о необходимости завершения разработки профессиональных стандартов, отметив, что профессиональный заказ на будущих специалистов должно формировать бизнес-сообщество. По итогам заседания были определены сроки разработки профстандартов в высокотехнологичных отраслях (энергоэффективность, ядерные технологии, медицинская техника и фармацевтика) - около двух лет.

Новые исполнители, прежние проблемы

В том же 2010 году был создан Общественно-государственный совет Системы независимой оценки качества профессионального образования , председателем Совета стал Шохин Александр Николаевич. Совет утвердил ряд документов:

  • «Порядок оценки и сертификации квалификаций выпускников...»,
  • «Порядок конкурсного отбора организаций для наделения полномочиями экспертно-методических центров (ЭМЦ)»,
  • «Центра оценки и сертификации квалификаций (ЦОСК)…»,
  • «Общие требования к экспертам…», «Положение о квалификационном сертификате» и т.д.

В 2011 году появился Проект федерального закона «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации (в части определения понятия профессиональных стандартов, порядка их разработки, утверждения и применения)».

В этом же году Правительством РФ было учреждено Агентство стратегических инициатив (АСИ) , которое принялось за разработку дорожной карты «Создание Национальной системы квалификаций и компетенций».

Кроме того, Агентство одно из первых стало продвигать идею создания не только системы квалификаций, но и компетенций. Был утвержден новый план разработки профстандартов (на 2012-2015 гг.), а также утвержден очередной макет профстандарта, разработаны нормативные документы и методические рекомендации.

В 2012 году в свое предвыборной статье Путин В.В. отметил, что государство переоценило степень интереса бизнес-сообщества к национальной системе квалификаций.

Новая волна разработки профстандартов началась после Указа Президента РФ от 07.05.2012 №597 . Именно во исполнения Указа в Трудовой Кодекс РФ было введено понятие профессионального стандарта, разработаны подзаконные акты и методические документы, Министерством труда и социальной защиты РФ было объявлено множество конкурсов на создание профстандартов: были выделены бюджетные средства - порядка 600 тысяч рублей на каждый лот. К концу 2014 планировалось разработать не менее 800 профстандартов.

Национальный совет по профессиональным квалификациям, прямой контроль Президента

Но что-то снова пошло не так. Первые стандарты были разработаны только к октябрю 2013 года. Президент России Путин В.В. решил взять процесс под свой прямой контроль. В конце 2013 года на совещании по вопросам разработки профстандартов он вновь обозначил важность разработки профстандартов и подчеркнул необходимость обязательной экспертизы профессионального сообщества. В ежегодном Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Владимир Путин поставил задачу создать Национальный совет профессиональных квалификаций для разработки профстандартов, по-настоящему востребованных экономикой страны и отечественным бизнесом.

В 2014 году стало ясно, что заинтересованность бизнеса в разработке профстандартов так и осталась на низком уровне. В связи с этим Минтруда решило полностью изменить формат разработки профстандартов и выделить на разработку Российскому союзу промышленников и предпринимателей около 140 миллионов рублей из федерального бюджета.

31 марта 2014 года вышло Постановление Правительства № 487-р, утверждающее комплексный план мероприятий по разработке профессиональных стандартов, их независимой профессионально-общественной экспертизе и применению на 2014 - 2016 годы, а 16 апреля Президент страны подписал Указ о создании Национального совета профессиональных квалификаций при Президенте РФ .

Эти два документа положили начало новому подходу к решению проблемы, о которой говорилось в течение семнадцати (!) лет.

Постановление Правительства вызвало определенный скепсис, так как оно не давало разъяснений, как именно и чего конкретно можно потребовать от «объединений работодателей». РСПП подошел к решению проблемы по-своему: было организовано бесплатное обучение по программе «Разработка профессиональных стандартов», что позволило бы переложить часть ответственности по разработке профстандартов на компании и предприятия. В результате было несколько громких случаев разработки одних и тех же профстандартов двумя конкурирующими организациями, закончившиеся скандалом.

Профстандарт оценщика

В декабре 2014 года была создана Ассоциация участников финансового рынка «Совет по развитию профессиональных квалификаций» , который уже в мае 2015 года был наделен полномочиями отраслевого совета по профессиональным квалификациям финансовых рынков, куда была отнесена и оценочная деятельность. Ассоциация разработала профстандарт «Специалист в оценочной деятельности», который был утвержден Минтруда и вступил в действие 12 сентября 2015 .

Несмотря на то, что профстандарт не обсуждался широко оценочным сообществом, дальнейшие события развивались стремительно. В октябре 2015 года в Совете создана Комиссия по апробации и применению профессиональных стандартов в сфере труда и образования в оценочной деятельности РФ, а уже в ноябре был зарегистрирован Центр оценки квалификации, уполномоченный проводить оценку квалификации в соответствии с профстандартом «Специалист в оценочной деятельности».

Как только требования к квалификации будут установлены в отраслевом законе (ФЗ №135 «Об оценочной деятельности»), применение профессионального стандарта оценщика станет обязательным. Поэтому оценочному сообществу необходимо как можно активнее участвовать в разработке системы компетенций и квалификаций.

«Если система будет организована неправильно, возможны злоупотребления при оценке квалификаций. Оценочным компаниям придется сокращать штат или вовсе уходить из отрасли», - отметила Елена Петровская, генеральный директор СРО «АРМО».

«Как только эти изменения появятся, мы утратим возможность влиять на ситуацию», - объяснила Наталья Владимирова, Президент НП СОО «СИБИРЬ».




Краткая схема истории профстандартов:


Статью подготовила Наталья Ничкова

товку к учительской профессии получает в структурах, подобных нынешней системе повышения квалификации педагогических кадров, хотя и существенно обновленных.

В заключении выделим основные тенденции развития непрерывного педагогического образования в России, характерные для конца XX - начала XXI вв.: расширение структуры и усложнение содержания социального заказа, предъявляемого к педагогическому образованию со стороны образовательных структур; постепенный переход от «специализированной» модели подготовки учителей к «университетской» модели; снижение значимости

традиционного педагогического образования и одновременное повышение роли дополнительного педагогического образования и повышения квалификации учительских кадров; внутрирегиональная интеграция учреждений педагогического образования; рост противостояния личностно-ориентированной и традиционной «знаниевой» парадигм педагогического образования; усиление значимости блока психолого-педагогических дисциплин в структуре содержания педагогического образования; повышение уровня проблем, решение которых предусматривается в процессе развития педагогического образования

Литература

1. Лобанов И.В. Технологическое обеспечение трансляции инновационного продукта в образовании // Образование в XXI веке: эксперимент и инновации: Сб. науч.-практ. материалов / Сост. и науч. ред. А.С. Сиденко. М., 2004.

2. Коган Е.Л. Система повышения квалификации педагогов требует модернизации / Е. Калмыкова, 24 декабря 2003 // http://news.samaratoday.ru

3. Ушаков К.М. От отрицания до вовлеченности. Модель поведения администратора, внедряющего инновации // Директор школы. 1996. № 5.

4. Сергеев И.С. Основы теневой педагогики. Введение в педагогическую имитацию // Лицейское и гимназическое образование. 2001. № 4.

В.И. Блинов

НАЦИОНАЛЬНАЯ РАМКА КВАЛИФИКАЦИЙ И КАЧЕСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Центр профессионального образования ФГУ «Федеральный институт развития образования»

Во время совместного заседания комиссий Общественной палаты по вопросам конкурентоспособности, экономического развития и предпринимательства и по вопросам интеллектуального потенциала нации 29 мая 2006 года была вынесена резолюция, в которой, в частности, отмечалось, что ситуация в сфере развития профессионального образования сопровождается рядом тревожных тенденций. В числе наиболее серьезной была названа проблема общего упадка системы профессиональной подготовки кадров для рынка труда. Система имеет дефекты на всех уровнях - вузовской и прикладной науки, профтехобразования, школы. Для решения целого комплекса проблем нужна активная позиция, предполагающая всесторонний анализ ситуации и разработку на его основе практикоориентированной системы мер.

В первую очередь, по мнению участников встречи, необходимо учесть изменяющиеся требования рынка труда. Динамика рынка труда характеризуется изменением состава и разной востребованностью массовых специальностей и разворачивается на фоне сложнейшей демографической ситуации.

Разбалансировка потребностей рынка труда в новых экономических условиях требует осмысления, которое может быть эффективным только в том случае, если будет проводиться в диалоге работодателей с производителями образовательных услуг. Участники собрания отметили необходимость выработки конкретных инструментов участия бизнеса в развитии российской системы образования. Представители и эксперты Комиссий Общественной палаты Российской Федерации по вопросам конкурентоспособности, экономического развития и предпринимательства и по вопросам интеллектуального потенциала нации обращают внимание на необходимость первоочередного развития системы оценки квалификации участников рынка труда.

Задача состоит в построении современной национальной системы квалификаций для обеспечения прозрачности, сравнимости, сопоставимости и признания квалификаций, дипломов и свидетельств об образовании и обучении. В качестве первого проекта нового поколения поддержано создание на базе Российского союза промышленников и предпринимателей Национального агентства развития

В.И. Блинов. Национальная рамка квалификаций и качество профессионального образования

квалификаций и центров оценки профессиональных компетенций. Их деятельность будет способствовать развитию гибкости рынка труда, улучшению связи квалификаций со знаниями и умениями работников. В перспективе создается возможность построения национальной системы квалификаций, включая оценку и сертификацию компетенций, квалификаций.

Одна из важнейших задач в сегодняшних условиях острого недофинансирования российского образования - укрепить налаживающийся диалог образовательного и бизнес сообществ. Диалог образования, бизнеса и общества сегодня закладывает основу для создания конкурентноспособной образовательной среды, которая позволит России укрепить национальный рынок трудовых ресурсов, и позволит партнерству профессионалов сотрудничать на благо страны.

Для того, чтобы такой диалог был конструктивен, а социальное взаимодействие - эффективным, необходимы особые инструменты, обеспечивающие приведение «к одному знаменателю» требований, предъявляемых к профессиональной деятельности, специалисту разных уровней квалификации, профессиональному образованию, - со стороны работодателя и со стороны образования. Задача разработки таких инструментов является принципиально новой, а следовательно, и весьма сложной для отечественной науки и практики. Не секрет, что имеющиеся инструменты слабо отвечают обозначенному требованию. Так, образовательные стандарты профессионального образования далеко не всегда «прозрачны» и понятны для работодателя; в свою очередь, профессиональные стандарты или «непрозрачны» для системы образования, или вовсе отсутствуют.

Эффективным инструментом, призванным способствовать процессу сопряжения сферы труда и сферы образования в современной России, является Единая система квалификации Российской Федерации (ЕСК РФ), разработка которой ведётся по заказу Министерства образования и науки РФ Центром профессионального образования Федерального института развития образования.

ЕСК РФ является национальной квалификационной рамкой, или национальной системой квалификации Российской Федерации. Согласно принятому в Евросоюзе определению, национальная система квалификаций (National framework of qualifications) - это описание национальной системы образования, однозначно определяющее сущность и взаимосвязь всех уровней квалификации и иных возможных результатов обучения в единственной для данной страны схеме. Таким образом, ЕСК РФ является инструментом, позволяющим создавать и классифицировать квалификации на ос-

нове ряда критериев, сопоставимых с уровнем образования с учётом особенностей российского образования. Одновременно ЕСК РФ выступает главным инструментом, определяющим качество профессионального образования по уровням и в соответствии с требованиями современной экономики, являясь своего рода «стандартом стандартов», т.е., рамочным документом, в соответствие с которым должны быть приведены все Государственные образовательные стандарты профессионального образования - основные документы, определяющие качество профессионального образования по отдельным направлениям, специальностям, профессиям.

Таким образом, в обозримой перспективе именно ЕСК РФ призвана стать базой для разработки или модернизации целого ряда документов, определяющих развитие общего и профессионального образования и обучения. ЕСК РФ сопрягается с Общероссийским классификатором образовательных программ (ОКОП), Классификатором профессий и отраслевыми квалификационными системами, которые должны разрабатываться или модернизироваться на основе требований ЕСК РФ. Это повлечет за собой модернизацию Государственных образовательных стандартов, Федеральных и отраслевых профессиональных стандартов. В результате ожидается существенное продвижение в плане приведения формата стандарта профессионального образования к новому, универсальному формату, который должен быть одинаково понятен как для сферы образования и науки, так и для сферы экономики и производства, - и, в конечном счёте, должен сделать процесс подготовки специалиста более открытым и прозрачным для общества.

Поскольку основной задачей ЕСК РФ является сопряжение сферы труда и сферы образования, её построение осуществляется на основе компетент-ностного подхода. Это, как предполагается, должно позитивным образом повлиять на образовательные стандарты, программы обучения, систему работы преподавателей, привести к значительным изменениям, необходимым для повышения качества результатов образования, поскольку использование компетентностного подхода неизбежно требует смены характера содержания образования со зна-ниевого на деятельностный. Такое существенное изменение позволит:

Согласовать цели обучения на различных ступенях системы образования;

Подготовить обучающихся к сознательному и ответственному выбору траектории обучения в рамках стратегии «образование в течение всей жизни»;

Сформировать способность обучающихся ориентироваться в быстро меняющихся условиях жизни и рынка труда;

Обеспечить конкурентоспособность выпускников в условиях рыночной экономики;

Повысить мотивацию граждан к самообразованию и самосовершенствованию и укрепить представление о такой мотивации как о залоге успеха в жизни.

ЕСК РФ строится на основании принципов, свойственных рамочным структурам и других европейских стран: преемственности уровней и прозрачности квалификаций; иерархии квалификаций (уровней), связанных с инфраструктурой системы образования РФ; сопоставимости с Европейской системой квалификации.

Как показывает европейская практика, рамочные структуры квалификации имеют ряд преимуществ, поскольку они:

Помогают правительству сравнивать квалификации и устанавливать надежные стандарты;

Позволяют обеспечить мобильность (возможность переноса) квалификаций;

Обеспечивают ясность в отношении компетенций, умений и квалификаций, востребованных сферой труда;

Способствуют созданию механизмов обеспечения качества, например, в случае их использования для целей аккредитации;

Позволяют обеспечить эффективную работу обучающих структур путем предоставления единых, понятных всем критериев описания квалификаций и механизмов обеспечения качества;

Помогают работодателям посредством единых понятных всем критериев описания квалификаций и механизмов обеспечения качества и способов определения отличия национальных квалификаций от квалификаций, не имеющих этого статуса;

Помогают гражданам в описании широкого уровня их компетенции при найме на работу.

По своей структуре ЕСК РФ представляет собой основанную на дескрипторах (шаблонов описаний) рамку квалификаций, являющуюся инструментом развития и классификации квалификаций в соответствии с рядом критериев, установленных для определения уровней полученного обучения. Этот набор критериев заложен в содержание в виде дескрипторов квалификаций. За счет дескрипторов устанавливается преемственная связь между квалификациями различных уровней, существующих на разных ступенях системы образования.

Дескрипторы разработаны на основе общепринятых для них правил:

Дескриптор каждого уровня должен быть независимым от других дескрипторов, за исключением мест перехода на более высокий уровень, в этом случае дескриптор должен четко соотносится с дескрипторами верхнего и нижнего уровней;

Дескрипторы должны быть сформулированы в утвердительной форме;

Должны быть конкретными и ясными, без слов с абстрактным лексическим значением («узкий», «хороший», «приемлемый» и т.п.);

Не должны содержать профессиональных жаргонизмов, чтобы быть понятными для непрофессионала;

Должны быть сформулированы предельно коротко, чтобы обеспечить ясное понимание сути данного уровня.

В качестве терминов, определяющих содержание дескрипторов уровней, выделены: «применение умений», «применение знаний», «профессионально-личностные компетенции». При этом описание уровней квалификаций строится как описание собственно деятельности, а не качеств человека. Именно в силу этого на первое место в системе дескрипторов предлагается поставить графу «применение умений», как доминантную характеристику деятельности. В формулировках дескрипторов на первое место выходит описание самой деятельности как процесса, поэтому в соответствии с особенностями русского языка дескрипторы прописаны с помощью отглагольных существительных, наилучшим образом характеризующих именно понятие «процесс», «деятельность».

Для составления дескрипторов были предварительно выделены 10 наиболее значимых показателей профессиональной деятельности человека: работа с информацией, рефлексия, познание и умение учиться, деловое общение, ответственность, мотивация, целеполагание, самостоятельность, умение учить, широта видения. Развитие перечисленных показателей от уровня к уровню образования и составляет основное содержание дескрипторов.

Таким образом, предлагаемая структура ЕСК РФ представляет собой двухмерную матрицу, составленную в координатах «Уровень образования» (1-9) - «Дескрипторы по основным результатам образования» (применение знаний, применение умений, профессионально-личностные компетенции»). При этом каждый уровень образования соответствует, с одной стороны, Европейской системе квалификации, с другой - той или иной ступени системы непрерывного образования РФ (1, 2 и 3 -начальное, основное и полное среднее образование; 4 и 5 - начальное и среднее профессиональное образование; 6 - бакалавриат; 7 - магистратура; 8 и 9 - две ступени послевузовского образования). Это отвечает инфраструктуре системы образования РФ, определяемой в Законе «Об образовании», способствует обеспечению преемственности всех квалификаций и придает ЕСК РФ национальный характер.

По окончании каждого уровня образования выпускник получает диплом или свидетельство о квалификации. Однако система дипломов и свидетельств не закрывает перед гражданами России воз-

Н.П. Гальцова, Т.И. Мезенцева, И.А. Швадленко. Использование электронных..

можности строить иные траектории обучения. Предполагается, что разработка ЕСК РФ будет продолжена на отраслевом уровне. Таким образом, специалисты по отдельным отраслям, учитывая специфику входящих в отрасли профессий, смогут разработать свои отраслевые системы квалификаций с учетом ЕСК РФ, где будет четко определяться, какие компетенции, степень их развития могут считаться соответствующими определенному уровню квалификации. Подразумевается, что достаточно высокие уровни квалификации могут быть достигнуты гражданами не только на основании полученного образования, но и на основании практического опыта, саморазвития и самосовершенствования. Решением экспертной комиссии им может быть присвоена соответствующая квалификация. Очевидно, это также потребует разработки законодательной базы и новых образцов дипломов и свидетельств, соответствующих индивидуальной траектории обучения.

Как видим, роль ЕСК отнюдь не сводится к решению чисто ведомственных задач системы образования. Напротив, разработка ЕСК РФ обеспечивает возможность системных реформ и связь с другими

сферами национальной политики. Таким образом, на основе ЕСК РФ могут быть в обозримой перспективе решены многие задачи образовательной политики:

Установление национальных стандартов знаний, умений и широких компетенций;

Совершенствование качества образования и обучения;

Организация системы координации и сопоставимости квалификаций путем установления связей между различными квалификациями;

Обеспечение гарантированной возможности осуществлять принцип «обучение в течение всей жизни» любому гражданину РФ, включая выбор им траектории обучения и возможности перехода с одной траектории на другую;

Способствовать инвестиционной привлекательности системы образования для социальных партнеров;

Обеспечить конкурентоспособность и мобильность выпускников разных ступеней системы образования РФ на мировом рынке труда;

Служить основой интеграции РФ в мировое образовательное пространство.

Н.П. Гальцова*, Т.И. Мезенцева**, И.А. Швадленко*

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ПОДДЕРЖКИ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

* Томский государственный педагогический университет

** Томский политехнический университет

Одной из главных задач высшего образования в России является вовлечение талантливой молодежи в научно-педагогическую деятельность, формирование высококвалифицированных специалистов со знанием иностранных языков, а также всемерное содействие укреплению кафедр и научных лабораторий, вокруг которых обычно формируются научные школы. Перед российским образованием открываются огромные перспективы в расширении академической мобильности студентов, аспирантов, преподавательского корпуса, научной общественности с целью обучения, обмена опытом, установления меж-культурных и научных контактов. Эти процессы, с одной стороны, означают укрепление отношений с другими европейскими странами, с другой - позволяют совместно создавать условия для развития как общества в целом, так и отдельной личности.

В связи с концепцией модернизации российского образования, автоматизацией и информатизацией высшего образования реализация идеи формирования единой информационно-образовательной среды осуществляется через создание условий для про-

фессионального образования студентов, аспирантов, молодых ученых и повышения квалификации профессорско-преподавательского состава. Активизации и укреплению этих тенденций способствует внедрение и применение в образовательных структурах новых технологий, сопровождающихся радикальными изменениями в педагогических приемах, в организации труда преподавателей и студентов, в методологии современного образования.

В ходе создания, освоения и распространения инноваций в сфере образования формируется новая современная образовательная система открытого, гибкого, индивидуализированного, созидающего знания, непрерывного образования человека в течение всей его жизни. Существенному расширению множества педагогических методов и приемов, которые оказывают воздействие на развитие всей педагогической системы в целом и значительно влияют на характер преподавательской деятельности, способствуют технологические инновации.

Компьютерные системы и сети радикальным образом изменили способы доступа к информации и

В. БЛИНОВ, профессор Федеральный институт развития образования

Одной из наиболее серьезных проблем современного российского профессионального образования является несогласованность сфер труда и образования, свидетельствующая об общем упадке качества подготовки кадров для рынка труда. В сегодняшних условиях острого недофинансирования российского образования важнейшей задачей становится укрепление налаживающихся связей образовательного сообщества и сообществ работодателей. Диалог образования, сферы труда и общества закладывает сегодня основу для формирования конкурентоспособной образовательной среды, которая позволит создать национальный рынок трудовых ресурсов.

При этом нужно иметь в виду, что Россия вместе с другими странами - участницами Болонского процесса выразила готовность осуществлять меры, обеспечивающие качество образования на институциональном, национальном и европейском уровнях, используя для этого общие критерии и методологии.

Разработка систем квалификаций, основанных на компетенциях, ведущаяся в ряде европейских стран и в России, указывает на то, что в системах образования происходит смена парадигм, обусловленная общими объективными причинами, прежде всего экономического характера. Именно экономическая сфера стала во многом определять оценку качества подготовки специалистов. Российские работодатели заинтересованы в найме высококвалифицированного работника, который способен качественно выполнять свои обязанности сразу после окончания обучения.

Участие работодателей - необходимое условие при разработке федеральных государственных образовательных стандар-

Национальная рамка квалификаций в Российской Федерации

тов (ФГОС). В новых стандартах должна быть заложена идеология интерпретации содержания образования, формируемого «от результата »: от характеристик профессиональной деятельности к целям - результатам профессионального образования и далее к выбору соответствующих организационных форм, методов обучения. Формированию и реализации нового содержания образования способствует компетент-ностный подход в обучении, ставший одной из ведущих инноваций в современной системе общего и профессионального образования.

До сегодняшнего дня система образования и сфера труда России существовали достаточно изолированно. На «уровне подсознания» практически любой гражданин РФ может сказать, какое образование необходимо человеку для профессиональной деятельности определенного уровня на том или ином рабочем месте. При этом требования к выпускникам по уровням образования определяются в государственных образовательных стандартах, и существует система свидетельств, аттестатов и дипломов, соответствующих тому или иному уровню образования. Между тем у нас нет точного описания уровней профессиональной деятельности, к которой готовы их обладатели, а функции профессиональных стандартов выполняют по сложившейся в нашей стране традиции Единый тарифноквалификационный справочник (ЕТКС) и Единый квалификационный справочник должностей руководителей (ЕКСДР). Российское законодательство ориентировано на эти справочники.

Уровень квалификации в них определяется тарифным разрядом. Тарифная сетка служит базой для организации повышения

квалификации с разряда на разряд. Однако в современных условиях определение уровня квалификации через разряд устарело. Тарифный разряд не дает возможности установить различия в уровне квалификации работников, имеющих одинаковые разряды в разных видах профессиональной деятельности, не позволяет определить рост квалификации, неустойчив из-за изменений, вносимых в тарифные сетки.

В России в 1995 г. была предпринята попытка найти более четкое основание для упорядочивания всех видов деятельности (и их описания) и создать их единый классификатор - Общероссийский классификатор занятий (ОКЗ). «Классификационной единицей ОКЗ является вид трудовой деятельности (занятие), основу которого составляет квалификация (профессиональное мастерство) и профессиональная специализация. В отличие от профессии, подразумевающей обязательную профессиональную подготовку, под занятием понимают любой вид деятельности, в том числе не требующий специальной подготовки, приносящий заработок или доход». Классификатор состоит из 9 укрупненных групп

От руководителей до неквалифицированных рабочих. При классификации занятий учитывалось, что определенный уровень квалификации может быть достигнут не только профессиональным образованием или специальной подготовкой, но и опытом практической работы. Была сделана попытка при описании деятельности использовать набор профессиональных функций. Этим ОКЗ принципиально отличается от ЕТКС И ЕСКДР. Но и ОКЗ имеет ряд недостатков.

Критерием квалификации в ОКЗ был установлен все же уровень образования (профессиональная подготовка) и опыт (стаж) практической работы, которые сами по себе не определяют уровень квалификации работника. Выделено четыре уровня квалификации, но первый уровень объединяет основное общее и среднее полное образование, а четвертый - высшее и послевузовское

профессиональное, что неминуемо приводит к смешению разных уровней квалификации. В квалификационныххарактеристиках ОКЗ дается слишком длинный (до 15-18) список профессиональных функций, которые часто не рядоположены или повторяются и могут быть объединены.

На схеме в общем виде показан механизм разработки нормативно-правового обеспечения профессионального образования, отвечающего современным международным требованиям. Эта разработка предполагает встречное движение как со стороны представителей рынка труда (разработка профессиональных стандартов, осуществляемая в профессиональных сообществах), так и со стороны образовательной сферы (разработка классификатора образовательных программ, перечня направлений подготовки, специальностей и профессий, Государственных образовательных стандартов профессионального образования). Важно, что при этом единым документом, выступающим своеобразным регулятором для разработки нормативного обеспечения и со стороны профессиональной, и со стороны образовательной сферы, является Национальная рамка квалификаций Российской Федерации - НРК РФ.

Так, в макетах ФГОС начального, среднего и высшего профессионального образования в разделе «Требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы» предусмотрен подраздел, отражающий требования к общим компетенциям, которыми должен владеть выпускник и которые соответствуют уровню квалификации. Непосредственным источником содержания данных общих компетенций призвана выступать именно НРК РФ. Такой механизм позволяет:

♦ во-первых, согласовать требования к общим компетенциям в рамках одного уровня квалификации в рамках ФГОС по различным профессиям, специальностям, направлениям подготовки;

♦ во-вторых, обеспечить преемственность различных уровней профессиональ-

ного образования в рамках одного направления (одной специальности) одновременно с чётким различением уровней квалификации. Этот момент оказывается особенно значимым и актуальным в ситуации, когда требуется развести требования к результатам подготовки бакалавра и магистра по одному и тому же направлению.

Сейчас в Европе и в России идут про-

цессы, направленные на упорядочение всех видов деятельности (и описание их по общим принципам) на основе требования ответственности и самостоятельности работника, что является критерием при определении его уровня квалификации. Дескрипторы рамки Европейской системы квалификаций характеризуют деятельность в целом, что достигается даже на лек-

сическом уровне - через использование сочетания «work or study» (дословно - «работа или исследование »). Наиболее точным и верным переводом сочетания «work or study» будет «деятельность». Это слово вбирает в себя все виды деятельности в сферах физического и умственного труда.

Цели разработки Европейской структуры квалификаций (ЕСК) - European Qualifications Framework - были поставлены в совместном докладе Совета по образованию и Европейской комиссии (2004 г.), посвященном реализации рабочей программы «Образование и обучение 2010».

В Маастрихтском коммюнике (14 декабря 2004 г.) по вопросам приоритетов развития европейского сотрудничества в области профессионального образования и обучения министры образования из 32 стран ЕС приняли решение о первоочередной разработке открытой и гибкой Европейской системы квалификаций, охватывающей как профессиональное (начальное, среднее и высшее), так и общее среднее образование, в целях обеспечения признания и переноса квалификаций.

В области высшего образования решение о разработке комплексной системы квалификаций было принято на конференции министров образования европейских стран по вопросам развития Болонского процесса (Берлин, сентябрь 2003 г.). На конференции министров образования в Бергене (2005 г.) был принят документ «Принципы системы квалификаций для европейского пространства высшего образования», где указывалось на необходимость обеспечения взаимосвязи и взаимодополняемости между европейской системой квалификаций высшего образования и европейской системой квалификаций.

Разработка ЕСК в значительной мере вызвана потребностью в реализации стратегии образования в течение всей жизни в свете происходящих технологических, экономических и демографических изменений, а также необходимостью устранения барьеров, существующих между странами и

институтами и препятствующих эффективному использованию знаний и компетенций граждан из-за отсутствия прозрачности квалификаций.

В течение последних трех лет в европейских странах происходит активная разработка национальных систем квалификаций, направленных на упорядочение существующего разнообразия форм образования. Задача национальных систем квалификаций состоит в обеспечении возможности выстраивания множественных траекторий обучения, приводящих к получению конкретной квалификации и повышению квалификационного уровня, а также в определении четких процедур официального признания полученных квалификаций.

Основные задачи ЕСК:

■ установить общую систему координат для результатов обучения и уровней компетенции, для чего уровни и их описания формулируются в общем виде, что обеспечивает охват всего многообразия квалификаций, существующих на уровне национальных систем и отраслей;

■ стать «средством перевода» (ключом), позволяющим сравнивать результаты обучения в различных системах;

■ определить общую систему координат для обеспечения качества и развития образования;

■ задать общую систему координат для структур, ответственныхза признание результатов образования и обучения;

■ избрать общую систему координат для органов управления образованием и учебных заведений в части сравнения предлагаемого обучения с обучением в других странах.

Таким образом, ЕСК представляет собой методический и концептуальный подход, направленный на оптимизацию реформирования образования на национальном уровне, где также должны быть разработаны соответствующие системы квалификаций.

В документах, анонсирующих ЕСК, подчеркивается, что она не заменяет национальные системы квалификаций и не яв-

ляется автоматическим механизмом сравнения квалификаций друг с другом. ЕСК направлена на поддержку и изменение национальных систем квалификаций. Таким образом, предполагается, что реформирование национальных рамочных структур квалификаций будет усилено за счет наличия единой структуры более высокого статуса, признаваемой всеми партнерами.

Важно подчеркнуть, что перед Россией не стоит задача разработки некой новой национальной системы квалификаций (НСК). Национальная система профессиональных квалификаций в нашей стране, имевшей в недалеком прошлом плановую экономику, сформирована, жестко задана и формализована. В России строго определены: условия присвоения тех или иных квалификаций, их иерархия, единые для всей страны документы, подтверждающие квалификационный уровень, и т.д.

В рамках интернациональной гармонизации образовательных систем и рынков труда перед Россией стоит задача разработки национальной рамочной структуры квалификаций (НРК РФ), одной из задач которой является обеспечение условий сопоставимости НСК РФ и ЕСК. Это не исключает, а, скорее, предполагает внесение необходимых изменений в саму систему квалификаций РФ, которая и до этого постоянно развивалась и совершенствовалась. Разработка НРК РФ задаст ориентиры дальнейшего развития национальной системы квалификаций России, обеспечивающие её интернациональную гармонизацию.

Серьезной проблемой современного российского профессионального образования является нарастающая рассогласованность структуры и качества подготовки рабочих и специалистов и спроса рынка труда. В этой связи задача сопряжения сферы труда и образования становится одной из ведущих. Для ее решения необходимы особые инструменты, обеспечивающие единство требований,предъявляемых к специалисту разных уровней квалификации со стороны работодателей и со стороны об-

разования. Эффективным инструментом, призванным способствовать процессу сопряжения сферы труда и сферы образования в условиях современной России, и может стать сопряженная с европейской Национальная рамка квалификаций Российской Федерации, разработка которой ведется в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 гг.

Разработка Национальной рамки квалификаций для РФ актуализируется следующими обстоятельствами:

1) необходимостью нормативно-правового оформления исторически сложившейся в России системы квалификаций с учетом новых социально-политических и экономических условий развития страны как основы для повышения качества образования и подготовки кадров для рынка труда;

2) потребностью в инструменте, обеспечивающем сопряжение сферы образования и труда как основы для стандартизации профессиональной деятельности и образования, методологической и методической основы разработки профессиональных и образовательных стандартов;

3) развитием интеграционных тенденций в рамках Болонского процесса, завершением (2006 г.) разработки проекта Европейской рамки квалификаций и началом разработки странами - участницами Болонского процесса сопрягаемых с ней национальных рамочных структур квалификаций.

Итак, НРК РФ является нормативным документом, предназначенным для:

Однозначного определения и четкого разведения уровней квалификации при проведении процедур оценки квалификации и сертификации работников, а также выпускников учреждений профессионального образования;

Формирования вертикальной подсистемы классификации и кодирования образовательных программ в Общероссийском классификаторе образовательных программ (ОКОП) и их качественной оценки с позиций компетентностного подхода;

Обновления содержания единого тарифно-квалификационного справочника должностей рабочих и служащих и квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих;

Обеспечения единства методологических (компетентностный подход) и методических (использование системы описания уровней квалификации при формулировании общих и профессиональных компетенций) подходов в разработке профессиональных и образовательных стандартов;

Определения целей и результатов всех уровней профессионального образования с учетом требований работодателей и потребностей личности;

Установления преемственности всех ступеней системы образования РФ;

Реализации принципа «обучение в течение всей жизни » любым гражданином РФ, включая выбор им траектории обучения и возможности перехода с одной траектории на другую;

Обеспечения конкурентоспособности и мобильности выпускников разных ступеней системы образования РФ на мировом рынке труда и интеграции РФ в мировое образовательное пространство.

Концептуальной основой разработки Национальной рамки квалификаций РФ является компетентностный подход: описание уровней квалификации строится на описании различий в результатах обучения, выраженных в терминологии ответственности, самостоятельности и степени сложности рабочей ситуации (контекста).

Одна из важнейших функций НРК РФ

Обеспечение сопоставимости национальных квалификаций с квалификационными уровнями по ЕСК и через них с уровнями квалификаций других стран.

НРК РФ представляет собой основанную на дескрипторах рамку квалификаций, являющуюся инструментом классификации квалификаций в соответствии с рядом критериев, установленных для определения уровней полученной профессиональ-

ной подготовки. НРК РФ сопрягается с ОКОП, классификатором профессий, отраслевыми квалификационными системами, которые должны разрабатываться или модернизироваться на основе требований НРК РФ.

Дескрипторы НРК РФ формулируются в соответствии с общими принципами, свойственными рамочным структурам квалификаций других европейских стран:

■ преемственностью уровней и прозрачностью квалификаций;

■ иерархией квалификаций (уровней), связанной с инфраструктурой системы образования РФ;

■ сопоставимостью с ЕСК.

Важное место в дескрипторах НРК РФ

отводится описанию уровней ответственности и самостоятельности. Именно степень их развития позволяет наиболее четко разграничивать различные уровни компетенции. Эти уровни определяют способность справляться со сложными непредсказуемыми ситуациями и изменениями без посторонней помощи.

Ключевое различие между квалификациями разных уровней определяется степенью развития ответственности и самостоятельности в управлении обучением и самой деятельностью в более сложных ситуациях, контекстах.

Сложность работы как критерий оценки уровня квалификации, соответствующего должностям служащих и рабочим профессиям, наполняется различным содержанием и включает в себя: степень стандартизации работы, умственные усилия (для служащих), монотонность, тяжесть труда, уровень внимания (для рабочих профессий). К показателю ответственности близок показатель цены ошибки и масштабов привлекаемых для ее исправления сил. Но показатели не тождественны, так как при достаточно высокой цене ошибки работника его действия может контролировать руководитель, который и будет нести ответственность за конечный результат профессиональной деятельности (напри-

мер, за действия медицинской сестры несет ответственность врач, который обязан проконтролировать, каким образом она выполняет его назначения).

Таким образом, для описания компетенций (деятельности) в дескрипторах НРК РФ были выделены 12 наиболее значимых показателей профессиональной деятельности человека. Нумерация (порядок представления) показателей не имеет принципиального значения. Логически их можно сгруппировать следующим образом:

Показатели самостоятельности и ответственности, отражающие вектор развития профессиональной деятельности (в том числе умственной/ физической) и человека (показатели «самостоятельность» и «ответственность», «цена ошибки», «сложность работы»);

Показатели мотивации и целеполага-ния как направляющие и системообразующие факторы любой деятельности («целе-полагание», «мотивация»);

Показатели развития познавательной деятельности («работа с информацией», «анализ результатов собственной деятельности», «познание и умение учиться», «умение учить», «широта видения»);

Показатель развития коммуникативной составляющей («деловоеобщение»).

НРК РФ призвана стать одним из документов новой системы нормативно-правового обеспечения сопряжения сфер труда и образования, ориентированной на условия рыночного статуса российской экономики и её гармонизацию с общеевропейскими рынками труда и образовательных услуг. Перестройка профессионально-квалификационной структуры подготовки кадров с учетом новых социально-эконо-

мических условий России потребовала комплексного пересмотра системы документов, регламентирующих отношения государства и экономики в сфере труда, охраны прав граждан, прав на социальное страхование и пенсионное обеспечение, смежных прав. Среди этих документов -перечни должностей рабочих и служащих, тарифно-квалификационные справочники, новые классификаторы сферы труда (занятости, профессий, видов деятельности).

Таким образом, НРК в Российской Федерации может быть использована в целях:

■ систематизации всех квалификаций, существующих на территории РФ, безотносительно к предметной области с учетом как формального, так и неформального образования, повышения квалификации, самосовершенствования работника и его практического опыта;

■ методологической и методической основы стандартизации профессиональной деятельности и образования, а следовательно,

■ обеспечения качества образования и подготовки кадров.

НРК РФ является одним из ключевых элементов инновационной системы стандартизации в российском профессиональном образовании и включает системное описание различий квалификаций в зависимости от их уровня и профессиональной направленности. Описания требований к знаниям, умениям и компетенциям выпускников системы профессионального образования являются концептуальной основой разрабатываемых ФГОС. Задачей НРК РФ является обеспечение системной сопряженности и преемственности ФГОС по всем уровням профессионального образования.

Утверждаю

Заместитель Министра

здравоохранения

и социального развития

Российской Федерации

А.Л.САФОНОВ

ПО РАЗРАБОТКЕ ОТРАСЛЕВОЙ РАМКИ КВАЛИФИКАЦИЙ НА ОСНОВЕ

НАЦИОНАЛЬНОЙ РАМКИ КВАЛИФИКАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. Общие положения

Термины, их определения и сокращения:

Национальная рамка квалификаций РФ (НРК) - основа национальной системы квалификаций РФ, представляет собой обобщенное описание квалификационных уровней и основных путей их достижения на территории России;

отраслевая рамка квалификаций (ОРК) - составная часть национальной системы квалификаций РФ, представляет собой:

Обобщенное описание по установленным показателям квалификационных уровней в рамках отрасли, признаваемое ведущими в данной отрасли организациями;

Иерархически упорядоченную по квалификационным уровням классификацию видов трудовой деятельности, сформированную по показателям НРК и другим значимым для отрасли показателям;

квалификационный уровень - структурная единица (ступень) НРК, характеризующаяся совокупностью требований к компетенциям, характеру умений и знаний, предъявляемых к работнику и дифференцируемых по параметрам сложности деятельности, а также ответственности и широты полномочий, требующихся в ней;

дескриптор - обобщенное описание совокупности требований к компетенциям, характеру умений и знаний работника соответствующего квалификационного уровня НРК, дифференцируемым по параметрам сложности деятельности, ответственности и широты полномочий, требующихся в ней;

область профессиональной деятельности - совокупность видов трудовой деятельности, имеющая общую основу (аналогичные или близкие назначения, объекты, технологии, в т.ч. средства труда) и предполагающая схожий набор трудовых функций и соответствующих компетенций для их выполнения;

вид трудовой деятельности - составная часть области профессиональной деятельности, образованная целостным набором трудовых функций и необходимых для их выполнения компетенций;

квалификация - готовность к выполнению определенного вида трудовой деятельности.

2. Предназначение отраслевой рамки квалификаций

Используя национально признаваемый словарь для описания системы квалификаций, ОРК призвана обеспечить простоту и ясность связей между различными квалификациями.

ОРК предназначена для различных групп пользователей (объединений работодателей, органов управления образованием, компаний, образовательных организаций, граждан) и позволяет:

формировать общую стратегию развития рынка труда и системы образования в конкретной отрасли, в том числе планировать различные траектории образования, ведущие к получению конкретной квалификации, повышению квалификационного уровня, карьерному росту;

формировать большую трудовую мобильность;

описывать с единых позиций требования к квалификации работников и выпускников при разработке профессиональных и образовательных стандартов, программ профессионального образования;

разрабатывать процедуры оценки результатов образования и сертификации квалификаций, формировать систему сертификатов;

создавать тарифные системы, обеспечивать прозрачность и управляемость системы оплаты труда.

3. Принципы разработки отраслевой рамки квалификаций

ОРК разрабатывается на основе НРК с учетом следующих принципов:

отражение приоритетов отрасли и учет бизнес-интересов компаний;

преемственность и непрерывность развития квалификационных уровней от низшего к высшему;

прозрачность описания квалификационных уровней для всех пользователей;

соответствие иерархии квалификационных уровней структуре разделения труда и системы образования Российской Федерации;

описание квалификационных уровней ОРК через показатели профессиональной деятельности;

описание видов трудовой деятельности, а не работников, их выполняющих, и качества исполнения ими должностных обязанностей.

4. Квалификационные уровни и дескрипторы отраслевой

рамки квалификаций

ОРК образуют представленные в форме таблицы характеристики (дескрипторы) квалификационных уровней и подуровней, раскрываемые через основные показатели профессиональной деятельности: широта полномочий и ответственность, сложность и наукоемкость деятельности.

Таблица 1

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Показатель профессиональной деятельности

Широта полномочий и ответственность

Определяет общую компетенцию работника и связан с масштабом деятельности, ценой возможной ошибки, ее социальными, экологическими, экономическими и т.п. последствиями, а также с полнотой реализации в профессиональной деятельности основных функций руководства

Сложность деятельности

Определяет требования к умениям и зависит от ряда особенностей профессиональной деятельности: множественности (вариативности) способов решения профессиональных задач, необходимости выбора или разработки этих способов; степени неопределенности рабочей ситуации и непредсказуемости ее развития

Наукоемкость деятельности

Определяет требования к знаниям, используемым в профессиональной деятельности, зависит от объема и сложности используемой информации, инновационности применяемых знаний и степени их абстрактности

При необходимости при разработке ОРК могут быть использованы дополнительные показатели, характеризующие специфику профессиональной деятельности конкретной отрасли.

5. Структура отраслевой рамки квалификаций

Макет ОРК для одного квалификационного уровня представлен в Приложении 1 .

ОРК состоит из следующих элементов:

1) наименование отрасли (области профессиональной деятельности);

2) номер квалификационного уровня - указывается в соответствии с НРК;

3) требования НРК - приводятся дескрипторы НРК для конкретного квалификационного уровня;

4) требования ОРК:

квалификационный подуровень ОРК - приводятся квалификационные подуровни, выделяемые в рамках конкретного квалификационного уровня;

показатели профессиональной деятельности, соответствующие каждому квалификационному подуровню ОРК - приводятся показатели и дескрипторы, отличные или уточняющие дескрипторы конкретного квалификационного уровня НРК;

пути достижения квалификации соответствующего подуровня - приводятся сведения о путях достижения квалификации, уточняющие пути достижения квалификации соответствующего уровня согласно НРК;

основные виды трудовой деятельности - приводится перечень видов трудовой деятельности в соответствии с выделяемыми квалификационными подуровнями ОРК;

В соответствии с предложенным макетом формируются все квалификационные уровни ОРК.

6. Общая процедура разработки отраслевой рамки квалификаций

Разработка ОРК является длительным процессом, предполагает привлечение экспертов, обладающих знанием стратегии и приоритетов развития отрасли, специфики конкретных видов трудовой деятельности, квалификационных требований, предъявляемых к работникам, программ и форм профессионального образования и обучения.

Разработку ОРК целесообразно начинать с выделения приоритетных областей профессиональной деятельности и видов трудовой деятельности. Формирование ОРК осуществляется, прежде всего, для данных областей и видов деятельности с последующим расширением рамки на основе уточнения и выявления новых приоритетов.

Основные виды работ по разработке ОРК представлены в Приложении 2 .

Приложение 1

ОТРАСЛЕВАЯ РАМКА КВАЛИФИКАЦИЙ

Отрасль (область профессиональной деятельности) ___________

квалификационный уровень ______

Требования Национальной рамки квалификаций

Требования отраслевой рамки квалификаций

Рис. 1. Макет отраслевой рамки квалификаций

< 1 > Указывается в формате "х.у", где Х - номер квалификационного уровня в соответствии с НРК, У - номер квалификационного подуровня в соответствии с ОРК.

< 2 > Приводятся дескрипторы, отличающиеся от дескрипторов НРК.

< 3 > Приводятся сведения о путях достижения квалификации, уточняющие пути достижения квалификации соответствующего уровня согласно НРК.

Приложение 2

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ РАБОТ ПО РАЗРАБОТКЕ ОРК

Виды работ

Основной результат

Выделение приоритетных областей профессиональной деятельности и видов трудовой деятельности

Анализ нормативных правовых документов, определяющих приоритеты развития и профессионально-квалификационную структуру отрасли, в т.ч. общероссийских классификаторов и корпоративных документов в области труда, профессионального образования и обучения и пр.

Список приоритетных областей профессиональной деятельности и видов трудовой деятельности

Исследование содержания и классификация по квалификационным уровням приоритетных видов трудовой деятельности

Описание и оценка содержания видов трудовой деятельности в соответствии с параметрами основных показателей профессиональной деятельности (широта полномочий и ответственность, сложность и наукоемкость деятельности), определяемыми НРК. Классификация видов трудовой деятельности по квалификационным уровням НРК

Описания видов трудовой деятельности в терминах дескрипторов НРК

Конкретизация квалификационных границ ОРК и выделение квалификационных подуровней

На основе результатов описания и оценки содержания видов трудовой деятельности определение квалификационных уровней, образующих ОРК.

При необходимости внутри конкретных квалификационных уровней выделение подуровней, дифференцирующих виды трудовой деятельности по анализируемым параметрам

Квалификационные границы ОРК.

Квалификационные подуровни в рамках конкретных квалификационных уровней

Конкретизация содержания дескрипторов ОРК

При необходимости конкретизация параметров основных показателей профессиональной деятельности (широта полномочий и ответственность, сложность и наукоемкость деятельности) в соответствии с отраслевой спецификой.

Введение и описание дополнительных показателей

Уточненное содержание дескрипторов ОРК

Описания видов трудовой деятельности по параметрам ОРК

Описание видов трудовой деятельности через параметры дескрипторов ОРК.

Выделение типичных должностей в видах трудовой деятельности.

Конкретизация привязки видов трудовой деятельности к уровням системы образования России. Уточнение путей достижения конкретной квалификации

Для каждого вида трудовой деятельности приводятся:

Квалификационный уровень (подуровень);

Описания дескрипторов;

Пути достижения квалификации

Классификация видов трудовой деятельности по квалификационным уровням и формирование ОРК

Объединение видов трудовой деятельности в иерархическую структуру в рамках конкретного квалификационного уровня и их объединение в ОРК

Сформированная ОРК

Согласование ОРК

Согласование ОРК с заинтересованными государственными органами и общественными структурами работодателей

Согласованная ОРК

ОБРАЗОВАНИЯ

И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ

ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ

ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКИЙ

СОЮЗ

ПРОМЫШЛЕННИКОВ

И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

НАЦИОНАЛЬНОЕ

АГЕНТСТВО РАЗВИТИЯ КВАЛИФИКАЦИЙ

НАЦИОНАЛЬНАЯ РАМКА КВАЛИФИКАЦИЙ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МОСКВА

УДК 37.001.76

ББК 65.24 – 6

Национальная рамка квалификаций Российской Федерации: Рекомендации / ,
[и др.] - М.: Федеральный институт развития образования,
2008. - 14 с.

ISBN 978-5-85630-021-4

Представлен текст Национальной рамки квалификаций Российской Федерации как совместный реко­мендательный документ Федерального института развития образования Министерства образования и науки РФ и Национального агентства развития квалификаций Российского союза промышленников и предпринимателей. Адресован разработчикам профессиональных стандартов, федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования , отраслевых квалификационных и тарифных систем, процедур оценки результатов образования и сертификации квалификаций.

Национальная рамка квалификаций является одним из элементов новой системы нормативно-правового обеспечения сопряжения сфер труда и образования в условиях рыночной экономики.

УДК 37.001.76

ББК 65.24 – 6

ISBN 978-5-85630-021-4 Ó Федеральный институт

Ó Национальное агентство

развития квалификаций, 2008

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Национальная рамка квалификаций Российской Федерации (НРК) является инструментом сопряжения сферы труда и сферы образования и представляет собой обобщенное описание квалификационных уровней, признаваемых на общефедеральном уровне, и основных путей их достижения на территории России.


Национальная рамка квалификаций Российской Федерации разработана на основании Соглашения о взаимодействии Министерства образования и науки Российской Федерации и Российского союза промышленников и предпринимателей (далее – Соглашение) с учетом опыта построения Европейской рамки квалификаций, национальных рамок стран - участниц Болонского и Копенгагенского процессов. В последующем по инициативе Координационной комиссии, сформированной сторонами Соглашения, в текст НРК могут вноситься изменения, отражающие опыт ее практического использования.

Национальная рамка квалификаций является составной частью и основой разработки Национальной системы квалификаций Российской Федерации, в которую должны войти также отраслевые рамки квалификаций, профессиональные и образовательные стандарты, национальная система оценки результатов образования и сертификации, предусматривающая единые для всех уровней профессионального образования механизмы накопления и признания квалификаций на национальном и международном уровнях.

Как обобщенное описание квалификационных уровней, НРК может служить базой для создания отраслевых квалификационных рамок, обеспечивая тем самым межотраслевую сопоставимость квалификаций. При этом специфика отраслевых квалификационных требований может быть отражена путем введения дополнительных показателей и подуровней.

Национальная рамка квалификаций предназначена для различных групп пользователей (объединений работодателей, органов управления образованием, предприятий, образовательных организаций, граждан) и позволяет:

· формировать общую стратегию развития рынка труда и системы образования, в том числе планировать различные траектории образования, ведущие к получению конкретной квалификации, повышению квалификационного уровня, карьерному росту;

· описывать с единых позиций требования к квалификации работников и выпускников при разработке профессиональных и образовательных стандартов;

· разрабатывать процедуры оценки результатов образования и сертификации квалификаций, формировать систему сертификатов;

· создавать отраслевые квалификационные и тарифные системы.

В основу разработки НРК положены принципы, свойственные аналогичным рамочным структурам стран ЕС и других стран:

· непрерывность и преемственность развития квалификационных уровней от низшего к высшему;

· прозрачность описания квалификационных уровней для всех пользователей;

· соответствие иерархии квалификационных уровней структуре разделения труда и национальной системы образования Российской Федерации;

· учет мирового опыта при разработке структуры и содержания НРК.

Национальную рамку квалификаций образуют представленные в виде таблицы характеристики (дескрипторы) квалификационных уровней, раскрытые через ряд обобщенных показателей.

Аналогично Европейской рамке квалификаций в НРК включены дескрипторы общей компетенции, умений и знаний, которые раскрываются через соответствующие показатели профессиональной деятельности : широту полномочий и ответственность, сложность деятельности, наукоемкость деятельности (табл. 1).


Показатель «Широта полномочий и ответственность» определяет общую компетенцию работника и связан с масштабом деятельности, ценой возможной ошибки, ее социальными, экологическими, экономическими и другими последствиями, а также с полнотой реализации в профессиональной деятельности основных функций руководства (целеполагание, организация, контроль, мотивация исполнителей).

Показатель «Сложность деятельности» определяет требования к умениям и зависит от ряда особенностей профессиональной деятельности: множественности (вариативности) способов решения профессиональных задач, необходимости выбора или разработки этих способов, степени неопределённости рабочей ситуации и непредсказуемости ее развития.

Показатель «Наукоемкость деятельности» определяет требования к знаниям, используемым в профессиональной деятельности, зависит от объёма и сложности используемой информации, инновационности применяемых знаний и степени их абстрактности (соотношения теоретических и практических знаний).

Таблица 1

ТАБЛИЦА ДЕСКРИПТОРОВ НРК РФ

Сложность
деятельности
(характер умений)

Наукоемкость деятельности
(характер знаний)

Действия под руководством.

Выполнение стандартных практических заданий в известной ситуации

Применение

простейших

фактологических знаний с опорой на обыденный опыт. Получение

информации в

процессе краткосрочного обучения (инструктажа) на рабочем месте или краткосрочных курсов

Деятельность под руководством

с проявлением

самостоятельности только при решении хорошо известных задач.

Индивидуальная ответственность

Решение типовых практических задач. Выбор способа действий из известных по инструкции.

Корректировка действий с учетом условий их выполнения

Применение

фактологических знаний с опорой на практический опыт. Получение информации в процессе

профессиональной подготовки

Продолжение табл. 1

Широта полномочий и ответственность (общая компетенция)

Сложность
деятельности
(характер умений)

Наукоемкость деятельности
(характер знаний)

Деятельность под руководством

с проявлением

самостоятельности только при решении хорошо известных задач или аналогичных им.

Планирование

Собственной

деятельности,

исходя из

оставленной

руководителем

Индивидуальная

ответственность

Решение типовых практических задач.

Выбор способов

действий из известных на основе знаний и практического опыта.

Корректировка действий

условий их выполнения

Применение

практико-ориентированных профессиональных знаний с опорой на опыт.

Получение

информации

в процессе

профессиональной подготовки

Продолжение табл. 1

Широта полномочий и ответственность (общая компетенция)

Сложность
деятельности
(характер умений)

Наукоемкость деятельности
(характер знаний)

Деятельность

под руководством, сочетающаяся

с самостоятельностью при выборе

путей ее осуществления из известных.

Планирование

собственной

деятельности и/или деятельности других, исходя из поставленных задач.

Наставничество.

Ответственность за решение поставленных задач

Деятельность, предполагающая решение различных типов практических задач, требующих самостоятельного анализа рабочей ситуации и ее предсказуемых изменений.

Выбор путей осуществления деятельности из известных.

Текущий и итоговый контроль, оценка и коррекция деятельности

Применение

профессиональных знаний

и информации,

их получение

в процессе

профессионального образования и практического профессионального опыта

Продолжение табл. 1

Широта полномочий и ответственность (общая компетенция)

Сложность
деятельности
(характер умений)

Наукоемкость деятельности
(характер знаний)

Самостоятельная деятельность.

Постановка задач

подразделения.

в управлении

выполнением

поставленных задач в рамках

подразделения.

Ответственность

на уровне

подразделения

Деятельность, предполагающая решение практических задач на основе

выбора способов решения

в различных условиях рабочей

ситуации.

и итоговый контроль, оценка

и коррекция деятельности

Применение

профессиональных знаний,

полученных

в процессе

профессионального образования

и практического профессионального опыта.

Самостоятельный поиск

информации,

необходимо

для решения

поставленных

профессиональных задач

Продолжение табл. 1

Широта полномочий и ответственность (общая компетенция)

Сложность
деятельности
(характер умений)

Наукоемкость деятельности
(характер знаний)

Самостоятельная профессиональная деятельность,

предполагающая

постановку целей собственной работы и/или подчиненных.

Обеспечение

взаимодействия

сотрудников

и смежных

подразделений.

Ответственность

за результат

выполнения работ на уровне

подразделения

или организации

Деятельность, направленная на решение задач

технологического или методического характера, предполагающих выбор

и многообразие способов решения.

Разработка, внедрение, контроль, оценка

и коррекция компонентов профессиональной деятельности

профессиональных знаний и опыта

(в том числе,

инновационных).

Самостоятельный поиск,

анализ и оценка

профессиональной информации

Продолжение табл. 1

Широта полномочий и ответственность (общая компетенция)

Сложность
деятельности
(характер умений)

Наукоемкость деятельности
(характер знаний)

Определение

стратегии,

управление

процессами

и деятельностью

(в том числе

инновационной)

с принятием

решения на уровне крупных институциональных структур и их подразделений

Деятельность, предполагающая решение задач развития, разработки

подходов,

использования разнообразных методов

(в том числе, инновационных)

Синтез профессиональных знаний и опыта. Создание новых знаний прикладного характера в определенной области и/или на стыке областей.

Определение

источников и

поиск информации, необходимой для развития деятельности

Определение

стратегии, управление процессами

и деятельностью

(в том числе

инновационной)

с принятием

решения и ответственности

на уровне крупных институциональных структур

Деятельность, предполагаю­щая решение проблем исследовательского

и проектного характера, связанных с повышением эффективности управляемых процессов

Создание и синтез новых знаний междисциплинарного

характера.

Оценка и отбор информации,

необходимой для развития

деятельности

Окончание табл. 1

Широта полномочий и ответственность (общая компетенция)

Сложность
деятельности
(характер умений)

Наукоемкость деятельности
(характер знаний)

Определение

стратегии,

управление

сложными

социальными,

производственными, научными

процессами.

Ответственность

за результат

в масштабе отрасли, страны,

на международном уровне

Деятельность, предполагающая решение проблем методологического, исследовательского

и проектного характера,

связанных

с развитием

и повышением эффективности сложных

социальных, производственных, научных процессов

Создание и синтез новых

фундаментальных знаний

междисциплинарного и

межотраслевого

характера.

Оценка и отбор информации,

необходимой

для развития

деятельности.

Управление

информационных потоков

Квалификация всегда является результатом освоения определенной образовательной программы и/или практического опыта (табл. 2). Для приращения квалификации или изменения ее профиля на каждом уровне возможно обучение по дополнительным образовательным программам системы повышения квалификации и переподготовки кадров в учреждениях, имеющих соответствующие лицензии. Уровень квалификации может нарастать по мере обретения практического опыта работы, самообразования и обучения. Учет различных форм образования и обучения будет происходить внутри отраслевых квалификационных систем. Возможно построение индивидуальной образовательной траектории посредством учета практического опыта работника, курсов повышения квалификации и т. п., что дает возможность продвигаться как по вертикали уровней квалификации, так и по горизонтали.

Таблица 2

Основные пути достижения

квалификационных уровней

Продолжение табл. 2

Квалификационный уровень

Пути достижения квалификации

соответствующего уровня

Практический опыт / или профессиональная подготовка (курсы на базе образовательного учреждения по программам профессиональной подготовки до одного года или корпоративное обучение) при наличии общего образования не ниже среднего (полного) общего или начальное профессиональное образование без получения среднего (полного) общего образования на базе основного общего образования

Начальное профессиональное образование с получением или на базе среднего (полного) общего образования и практический опыт или профессиональная подготовка (курсы на базе образовательного учреждения по программам профессиональной подготовки до одного года и дополнительные профессиональные образовательные программы), практический опыт

Среднее профессиональное образование с получением или на базе среднего (полного) общего образования или начального профессионального образования, практический опыт

Окончание табл. 2

Квалификационный уровень

Пути достижения квалификации

соответствующего уровня

Как правило, бакалавриат. В отдельных случаях возможно среднее профессиональное образование с получением или на базе среднего (полного) общего образования, практический опыт

Магистратура (на основе освоенной программы бакалавриата), практический опыт. Специалитет (на основе освоенной программы среднего (полного) общего образования), практический опыт. Бакалавриат и дополнительное профессиональное образование (программы МВА и др.), практический опыт