Всех приветствую! Эта статья посвящена наиболее острой теме — социального неравенство в современной России. Кто из нас не задумывался, почему одни люди богатые, а другие бедные; почему одни перебиваются с воды на компот, а другие ездят на Бентли и все им нипочем? Уверен, что эта тема волновала тебя, дорогой читатель! Неважно, сколько тебе лет. Всегда есть ровесник, который удачливее, счастливее, богаче, лучше одет…. и пр. В чем причина? Каковы масштабы социального неравенства в современной России? Читай дальше и узнаешь.

Понятие социального неравенства

Социальное неравенство — это неравный доступ людей к социальным, экономическим и прочим благам. Под благом мы понимаем то (вещи, услуги и пр.), что человек считает полезным для себя (чисто экономическое определение). Вы должны понимать, что это понятие тесно связано с термином , о которой мы писали ранее.

Общество устроено так, что люди имеют неравный доступ к благам. Причины такого положения вещей разнообразны. Одна из них — ограниченность ресурсов для производства благ. На Земле сегодня свыше 6 миллиардов человек, и все хотят вкусно есть и сладко спать. А еды, земли, в конце концов крайне становится все меньше и меньше.

Понятно, что географический фактор тоже играет свою роль. В России при всей ее территории живет всего 140 миллионов человек, и население стремительно сокращается. А вот например в Японии — 120 миллионов — это на четырех островах-то. При дикой ограниченности ресурсов японцы неплохо живут: строят искусственную сушу. Китай при населении свыше миллиарда человек — тоже в принципе неплохо живет. Такие примеры вроде бы опровергают тезис о том, что чем больше людей, тем меньше благ и неравенство должно быть больше.

На самом деле на него влияют и множество других факторов: культура данного общества, трудовая этика, социальная ответственность государства, развитость промышленности, развитость денежных отношений и финансовых институтов и пр.

Кроме того, на социальное неравенство сильно влияет естественное неравенство. Например, человек родился без ног. Или потерял ноги и руки. Вот например, как этот индивидуум:

Разумеется, живет он за границей — и в принципе, я думаю неплохо живет. А вот в России он бы, я думаю, не выжил. У нас люди с руками и ногами с голоду умирают, а социальным службам никто вообще не нужен. Так что социальная ответственность государства крайне важна при сглаживании неравенства.

Очень часто на своих занятиях слышал от людей, что если они заболевают более-менее серьезно, то компания, в которой они работают, предлагает им уволиться. И они ничего сделать не могут. Даже свои права защитить не знают как. А если бы знали, то компании бы эти “попали” на приличную сумму и в следующий раз сто раз подумали бы, стоит ли так поступать со своими работниками. То есть, правовая безграмотность населения может быть фактором социального неравенства.

Важно понимать, что при исследовании этого явления, социологи используют так называемые многомерные модели: оценивают людей по нескольким критериям. К ним относятся: доход, образование, власть, престиж и пр.

Таким образом понятие это охватывает множество разных аспектов. И если Вы пишете эссе по обществознанию на эту тему, то раскрывайте эти аспекты!

Социальное неравенство в России

Наша страна одна из тех, в которой социальное неравенств проявляется в высшей степени. Очень большая разница между богатыми и бедными. Вот например, когда я еще был волонтером, к нам в Пермь приехал волонтер из Германии. Кто не в курсе, в Германии вместо службы в армии можно отволонтерить год в любой стране. Так вот, пристроили его жить в семью на год. Через день немецкий волонтер оттуда ушел. Потому что по его словам, даже по меркам Германии — это шикарная жизнь: шикарная квартира и пр. Он не может жить в таких шикарных условиях, когда видит что на улицах города просят подаяние бездомные и нищие.

Плюс в нашей стране социальное неравенство проявляется в крайне большой форме в отношении разных профессий. Школьный учитель — получает за полторы ставки дай Бог 25 000 р., а какой-нибудь маляр может получать и все 60 000 р., зарплата крановщика начинается от 80 000 рублей, газосварщика — от 50 000 р.

Причина такого социального неравенства большинство ученых видит в том, что в нашей стране наблюдается трансформация социальной системы. Она сломалась в 1991 году, в одночасье, вместе с государством. А новой не построено. Потому и мы имеем дело с таким вот социальным неравенством.

Другие примеры социального неравенства вы можете найти и . А на сегодня пока все — до новых публикаций! Не забывайте ставить лайки!

С уважением, Андрей Пучков

12. Расслоение общества

Неравенство между людьми существует в любом обществе. Это вполне закономерно, если учесть, что все люди имеют различия, и сделать их равными так же невозможно, как невозможно сделать всех одинаковыми внешне и внутренне. Даже при одинаковых доходах одни живут экономно, другие испытывают постоянную нехватку средств. Абсолютное равенство - мечта, позволяющая надеяться, что когда-то будет построено общество полной социальной справедливости.

Люди уже не раз предпринимали попытки построить социально справедливое общество. Практически постоянно, с разной интенсивностью, происходит борьба между богатыми и бедными слоями населения. Слои с низкими и средними доходами не желают мириться с тем, что значительная часть общественных богатств принадлежит узкому кругу лиц, поэтому пытаются устранить имеющуюся несправедливость.

Алчность богачей, их нежелание делиться средствами с остальным обществом - вот одна из причин, ведущая к безудержному расслоению. Кровавые революции, смена политических режимов - это последствия безразличного отношения "элиты" к простым людям, к тем, кто собственно и создает все материальные блага, мало что получая взамен.

На настоящий момент добиться социальной справедливости в обществе не удалось. Ни одна революция не смогла устранить неравенство, и после любой из них вновь возникало расслоение, по новой закручивалась спираль классовой иерархии, накапливая энергию для следующих общественных потрясений.

Значительное неравенство поляризует общество, закрепляет социальную несправедливость, делая хозяевами жизни одних и вечными исполнителями (рабами) других. Неравенству сопутствует бедность, создающая благоприятную почву для маргинализации населения, подстрекающая человека на вступление в криминальные сообщества, в экстремистские, террористические организации. Именно из-за бедности люди часто попадают под дурное влияние, следуют туда, где обещают быстрый заработок и хорошую жизнь.

Кажется, самый легкий путь устранить неравенство, взять и равномерно поделить все общественные богатства. Но, как тогда оценивать труд бездельника и трудолюбивого человека, как поощрять лучших? В этом вопросе не следует искать простых решений. Добиться равенства среди людей непросто, хотя бы потому, что существует слишком много причин, из-за которых возникает расслоение среди людей. Цивилизованный подход заключается не в стремлении полностью искоренить причины неравенства , а в борьбе с тем, чтобы оно не приобретало чрезмерные, удручающие формы.

Возникновение неравенства в обществе можно объяснить:

  • естественными различиями между людьми;
  • социально-общественными факторами;
  • особенностями социально-государственного устройства.

1. Естественные различия между людьми (различия, обусловленные природными данными человека)

Все люди различаются между собой по обладанию:

  • умственными способностями, талантами;
  • предпринимательскими способностями;
  • знаниями и опытом;
  • нравственными, ценностными ориентирами;
  • физическими, внешними данными.

Умственные способности помогают человеку в любой деятельности. Они позволяют приобретать знания, помогают решать задачи, находить нестандартные решения, делать открытия, вырабатывать правильную стратегию поведения. Всё это способствует материальному благополучию человека и появлению неравенства.

Неравными возможностями по сравнению с остальными обладают талантливые люди. Если их уникальные природные дарования востребованы обществом, а не растрачиваются понапрасну, то они достигают успеха и признания.

Предпринимательские способности включают в себя набор качеств, умений, позволяющих человеку находить возможности для извлечения прибыли при занятии каким-либо видом деятельности, принимать разумные последовательные решения, создавать и применять новшества, идти на допустимый, оправданный риск. Предпринимательские способности в какой-то степени связаны с умственными, но все-таки имеют некоторые отличия. К ним дополнительно можно отнести способности к общению, налаживанию связей, установлению контактов с людьми и поддержанию отношений с ними. Ещё существует предпринимательское чутье, позволяющее человеку интуитивно принимать верные решения.

Знания и опыт важны в любом деле. Опытный человек обладает неоспоримыми преимуществами перед человеком, который впервые решается на новое для себя дело. Без опыта и знаний легко совершить ошибки. Для накопления опыта требуется время, и в этот период человек часто поступает опрометчиво, действуя "наудачу". Впрочем, гораздо рациональнее изучить знания, полученные другими людьми. Это позволит избежать многих неверных действий.

В современном мире нравственные установки не помогают, а, наоборот, мешают зарабатывать большие деньги. Положительные моральные качества не позволяют использовать нечестные приёмы для обогащения. Те же, кто пользуется такими приёмами обычно оказывается в выигрыше. Однако для создания равной конкурентной среды, где каждый добивается успеха своими навыками и умениями, а не хитростью и обманом, соблюдение нравственных правил - необходимое условие.

Внешние данные играют немалую роль в жизни. Красивому человеку легче добиваться большего успеха у противоположного пола, проще удачно выйти замуж, жениться, а также получить работу, где внешние данные имеют значение.

Физические данные позволяют человеку хорошо себя чувствовать, работать без значительного напряжения. Отсутствие физических данных может стать ограничением для работы в некоторых сферах. Человеку с плохим здоровьем или инвалиду бывает тяжело трудиться, даже на самой легкой работе.

Увы, но в современном обществе нередки случаи, показывающие, что описанные выше преимущества, не работают. Так, в коллективах возникают ситуации, когда в общей массе сотрудников самого умного, талантливого человека "затирают", не дают ему возможности раскрыться, показать себя в полной мере. Часто руководство опасается умных, ответственных работников, предполагая, что они могут занять их место.

2. Неравенство, обусловленное социально-общественными факторами:

  • обладание неравными возможностями при рождении;
  • разный уровень образования;
  • неравенство по половому признаку;
  • неравенство, обусловленное возрастом;
  • неравенство по национальной, расовой принадлежности;
  • неравенство по месту проживания;
  • неравенство из-за состава семьи;
  • обладание выгодной профессией, должностью;
  • удачное стечение обстоятельств, способствующих обогащению человека.

Обладание неравными возможностями при рождении

Ребенок, рожденный в семье обеспеченных родителей, имеет больше возможностей. Его родители могут позволить нанимать репетиторов для индивидуальных занятий, оплачивать занятия в кружках, спортивных секциях, заботиться о досуге ребенка. Финансовые средства выступают гарантией хорошего образования и полноценного развития. Конечно, всё это справедливо, если родители действительно заботятся о своих детях и их будущем, а не озабочены демонстрацией собственного превосходства, превращая ребенка в обязательный атрибут выражения личного успеха.

Материальные возможности диктуют образ жизни, создают иллюзию, что стоит лишь пожелать, как всё будет исполнено. В богатых семьях весьма распространена проблема, связанная с недостатком любви и внимания. Люди, занятые работой, удовлетворением личных амбиций, лишают детей самого необходимого - общения в семье. У ребенка, запертого в "золотой клетке", сужается круг общения, он становится чужим для сверстников из менее обеспеченных семей.

В малообеспеченных семьях дети, порой, лишены самого необходимого: полноценного питания, качественной одежды, нормальных жилищных условий. Но, случается так, что трудности не всегда действуют отрицательно, порой, они закаляют, учат бороться, отстаивать собственную позицию. В итоге, человек лучше адаптируется к жизненным условиям, привыкает добиваться всего самостоятельно, ни на кого не надеясь.

Разделение людей на классы, основанное на их происхождении, ошибочно. Человек из бедной семьи, получивший образование, проявивший трудолюбие и прошедший несколько ступеней социальной иерархии, может быть гораздо лучше, чем человек, обладающий богатством от рождения, лишенный понимания того, как трудно достичь высокого общественного положения.

Разный уровень образования

Отсутствие образования в современном обществе рассматривается, как серьёзный недостаток, создающий препятствия в трудоустройстве. Даже на неквалифицированные позиции работодатель предпочитает брать на работу человека с образованием, т.к. оно повышает трудовую дисциплину и культурный уровень. Люди без образования чаще работают в менее доходных отраслях экономики и почти всегда находятся на более низких должностях, что приводит к малым доходам.

Продолжающееся проникновение во все сферы жизни информатики, электроники, техники предъявляет новые требования к современным работникам, увеличивает спрос на квалифицированных, образованных специалистов. Теперь от человека требуется высокий уровень знаний, способность быстро обучаться, усваивать новую информацию и т.д.

Неравенство по половому признаку

Биологические различия между мужчинами и женщинами создают непреодолимый барьер в устранении гендерного неравенства. Чтобы полностью преодолеть различия, женщине, например, придется стать такой же сильной, как мужчина, а мужчине научиться рожать детей. Различия между полами проявляются в мышлении, темпераменте, восприятии, психике и т.д.

Женщина не сможет работать во многих мужских профессиях, особенно, где требуется физическая сила, а мужчина - в женских. Разделение профессий по половому признаку вполне закономерно. Так, редко можно встретить женщину, стремящуюся работать грузчиком, каменщиком, охранником или водителем. Также тяжело найти мужчину-воспитателя, няню, сиделку, швею и т.д.

Общество по-разному оценивает женский и мужской труд. Почему-то именно женские профессии обычно являются низкооплачиваемыми, даже за одинаковую с мужчиной работу женщина часто получает меньшую зарплату. Возможно, так происходит потому, что низкая заработная плата у женщины не рассматривается, как серьезная проблема, так как предполагается, что большинство из них должны содержаться за счет средств супруга. Но это лишает женщин самостоятельности и не учитывает того, что, на самом деле, большая их часть не получает никакой поддержки от мужчин.

Рождение ребенка женщиной служит препятствием для построения карьеры. Женщина на какой-то период выпадает из трудовой деятельности, беря на себя значительный объем неоплачиваемой, неоцененной домашней работы. Обремененная детьми, она просто вынуждена уделять значительную часть своего времени дому.

Структура современного общества до сих пор весьма патриархальна: высокооплачиваемой и престижной работой, как правило, занимаются мужчины. В странах с невысоким уровнем жизни, низкой грамотностью и образованием важнейшим источником занятости женщин остается сельское хозяйство или другие работы с преобладанием физического труда. В развитых странах женщины имеют возможность учиться и работать. Они больше заняты в здравоохранении, образовании, других областях, связанных с интеллектуальной деятельностью.

Двойной стандарт в отношении женщин обуславливается традициями, обычаями, семейными ценностями, существующей этикой и моралью. Половое неравенство наносит ущерб всему обществу и негативно отражается на экономическом развитии. Страны, в которых женщины пользуются равными правами, являются более развитыми и состоятельными.

Неравенство, обусловленное возрастом

В каждом возрасте человек обладает разными способностями к обучению, разной творческой и физической активностью. Ожидать от пожилого человека, что он будет таким же, как молодой, не приходится. В силу физиологических изменений с возрастом становится тяжелее усваивать и запоминать информацию, тяжелее работать. Во многом с этим связано негативное отношение работодателей к людям предпенсионного возраста.

Проблемы с трудоустройством возникают и у молодежи. Молодому человеку, недавнему выпускнику учебного заведения, трудно найти работу из-за отсутствия опыта. Получается замкнутый круг, когда нет опыта и его негде приобрести. Некоторые работодатели дискриминируют молодежь, платят меньшую зарплату, по сравнению с более старшими сотрудниками, считая, что прежде нужно заслужить равноценное отношение. Если общество нацелено на будущее, на развитие, то молодые люди должны максимально быстро интегрироваться во взрослую трудовую жизнь на равных правах. Человеку в молодом возрасте хочется зарабатывать, хорошо жить, создать семью, для этого требуются значительные средства.

Неравенство по национальной, расовой принадлежности

Видимо, еще не полностью удалось устранить пережитки рабовладельческого строя, если люди иной национальности, расы оказываются ограниченными в выборе работы и вынуждены идти на низкооплачиваемый, тяжелый труд, менять местожительство, страну в поисках лучшей жизни. Интеграция в нормальную жизнь в другой стране может занять не одно десятилетие, и все это время будут возникать препятствия для равноправного членства в обществе, особенно, если имеются внешние отличия, слабое знание местных традиций, языка.

Но не только приезжие сталкиваются с трудностями. Современные миграционные потоки набирают такую силу, что в неравном положении, в меньшинстве может оказаться население, исторически проживающее на данной территории. Национальные диаспоры и кланы отстаивают свои интересы, игнорируя законы, принятые в обществе, создают нужную для себя среду, откровенно вытесняя коренное население из некоторых сфер деятельности.

Работодатель, который нанимает мигранта, согласного работать за "копейки", наносит вред, прежде всего, своим согражданам, лишая их возможности трудоустройства. Избыточное количество мигрантов приводит к падению зарплат в некоторых отраслях экономики. Когда доступна дешевая рабочая сила, нет необходимости совершенствовать производственные процессы, повышать производительность труда.

Неравенство по месту проживания

Дискриминация по месту жительства связана с неравным доступом к образовательным, медицинским и прочим услугам, с невозможностью найти работу по специальности. Это хорошо заметно в городах, где есть всего лишь одно градообразующее предприятие, или в сельской местности, где круг занятий ограничен сельским хозяйством.

Препятствием для перемещения человека в более благополучные регионы может служить недостаток средств, отсутствие жилья, нежелание расставаться с близкими людьми. Если же человек решится сменить страну проживания, то дополнительно возникнут трудности с получением гражданства.

Обычный человек не виноват, что он родился, вырос и живет в депрессивном регионе или стране, что его социальный статус заранее определен неравными территориальными возможностями.

Государство само дифференцирует регионы, устанавливая различия между ними. Люди за равный труд, в зависимости от региона, получают разную заработную плату. Такие отличия могут быть обоснованными только, если есть острая необходимость в привлечении недостающих специалистов, или, как компенсация за тяжелые климатические условия. Во всех других случаях дискриминация людей по месту проживания ничем не может быть оправдана.

Обладание выгодной профессией, должностью

Обычно молодые люди желают выучиться и получить одну из престижных профессий, чтобы в будущем быть востребованными, высокооплачиваемыми специалистами. Но не всегда этого удается достичь по разным причинам, одна из них - неравный доступ к образовательным услугам. Человек, способный от природы, может учиться в школе со "слабыми" учителями. В итоге, его способности так и останутся никем не раскрытыми.

Большая разница в заработных платах по отдельным профессиям порождает общественное неравенство. Переоцененность некоторых из них приводит к значительной разнице в зарплатах в десятки раз, по отношению к средним значениям заработка всех остальных работающих. Непонятны критерии такой дифференциации. Ведь при соответствующей организации обучения можно восполнить дефицит любых специалистов в течение нескольких лет, а то и месяцев. Только человек, обладающий уникальными способностями, талантами, действительно заслуживает высокой оценки общества, в том числе и в материальном выражении. Однако таких людей относительно немного.

Самые высокие зарплаты сегодня у управленцев. Менеджер, даже среднего звена, может получать зарплату, равную зарплате небольшого коллектива. Неужели его вклад в работу столь значителен? Скорее всего, нет. Просто сложилась такая система, при которой вполне законным, обычным делом стало присвоение результатов общественного труда, что проявляется в виде завышенных выплат управленческому аппарату. Иначе, как узаконенным воровством, такое положение вещей не назовешь. Врач, спасающий жизни, или ученый, проводящий важные исследования, получает мизерное денежное вознаграждение, по сравнению с директорами крупных компаний, на зарплаты которых можно содержать целые организации. Польза от деятельности руководства несопоставима с их доходами, к тому же следует учесть, что назначение на руководящие позиции не всегда происходит честным, открытым способом.

Неравенство из-за состава семьи

Возьмем для примера семью из двух человек. Они успешны, вместе хорошо зарабатывают. Их вполне можно отнести к пресловутому среднему классу. В какой-то момент они решаются родить ребенка. По истечении определенного срока женщина уходит в декрет, доходы семьи снижаются. С появлением ребенка возрастают расходы, что дополнительно снижает жизненный уровень семьи. В результате, семья из среднего класса приблизится к менее обеспеченным слоям населения. А что, если детей в семье уже несколько?

Чтобы обеспечить среднедушевой доход среднего класса для семьи из четырех, пятерых человек, главе семейства придется усиленно работать, теряя здоровье, жертвуя личным временем, жизнью. Еще хуже ситуация складывается, когда женщина является матерью-одиночкой, лишенной поддержки. Её социальное положение очень шатко и почти всегда граничит с бедностью.

Удачное стечение обстоятельств, способствующих обогащению человека

Редко, кто выигрывает в лотерею, но всё-таки такое случается. Человек в один миг может стать миллионером. Случай играет в нашей жизни большое значение. Даже многие научные открытия были сделаны совершенно случайно.

Одни люди вечно находятся в поиске своей второй половинки и никак не могут её найти, всю жизнь меняют место работы в поисках большего заработка и ничего не могут заработать. В противоположность, другие сразу устраиваются на хорошее место, зарабатывают приличные деньги, женятся и живут с одним человеком всю жизнь. Здесь немалую роль играет удачное стечение обстоятельств, случай. Выигрыш в лотерею, получение наследства, неожиданный успех в бизнесе - все эти события имеют случайную природу и оказывают заметное влияние на жизнь человека.

Повысить вероятность удачного стечения обстоятельств поможет активная жизненная позиция, ведь, как известно, под лежачий камень вода не течет.

3. Неравенство, порождаемое особенностями социально-государственного устройства

Неравенство, связанное с существованием государства, выражается:

  • в необходимости поддержания иерархии;
  • в обладании материальными ценностями, собственностью;
  • в принадлежности к определенной группе лиц, партии, диаспоре, секте и т.д. ;

Иерархия в государстве

В любой системе управления существует определенная иерархия, есть центры управления и передаточные звенья, через которые осуществляется руководство отдельным объектом или объектами. При устранении иерархии произойдёт разрушение системы, как единой целостной конструкции.

В государстве иерархия выражена в виде наличия ветвей власти и структур, которые выполняют в обществе функции управления, исполнения и контроля. Власть самим своим существованием создает неравенство между теми, кто ей обладает и теми, у кого она отсутствует. Устранить такое неравенство не представляется возможным, иначе, придётся уничтожить само государство.

Необходимость поддержания управления в обществе порождает разделение людей на классы:

  • управленцы, непосредственно кому принадлежит власть;
  • люди, приближенные к власти, т.е. чиновники, призванные контролировать и исполнять волю власти;
  • люди, защищающие власть: полиция, другие силовые структуры;
  • люди, занимающие привилегированное положение в обществе, благодаря должности, богатству;
  • простые люди: рабочие, служащие, интеллигенция, выполняющие основную работу по поддержанию и обслуживанию всей государственной системы.

У людей, облечённых государственной властью, есть особые полномочия, посредством которых они могут воздействовать на любую организацию, что ставит их в иерархии выше любого руководителя коммерческой компании. Крупный бизнес, понимая это, старается приводить во властные структуры нужных для себя людей, организовывает отстаивание своих интересов. Сращивание бизнеса и власти - проблема современного общества, ведущая к тому, что относительно небольшая прослойка самых богатых людей начинает обладать всей полнотой власти, действуя в сугубо личных интересах, не обращая внимания на мнение большинства, ставя собственнические интересы выше государственных.

Обладание материальными ценностями, собственностью

Обладание средствами производства, финансовыми активами, другими видами собственности служит одним из источников социального неравенства между людьми. Собственность может быть получена путем наследования, дарения, приобретена на личные или заимствованные средства, захвачена насильственно или посредством финансовых махинаций.

Собственность, при правильном распоряжении ею, способна приносить прибыль своим владельцам. Деньги, которые находятся в обороте, создают новые деньги и делают того, кто ими обладает, ещё богаче, увеличивая общественное расслоение.

При капиталистической системе капитал имеет свойство сосредотачиваться у относительно небольшой прослойки общества - финансовой элиты. Концентрация значительных ресурсов в одних руках создает препятствие для реализации способностей других людей. Большая часть общества вынуждена наниматься на работу к уже ранее преуспевшим людям. Простые люди отчасти лишаются возможностей для реализации своих профессиональных предпочтений, ведь для организации собственного бизнеса у них может быть недостаточно средств, да и пробиться на уже занятые рыночные ниши весьма сложно. И все же, иногда, обычному человеку удается начать собственное дело и успешно его развивать.

В любой сфере деятельности успеху помогает несколько факторов, среди которых особенно значимыми являются личные качества человека и удачное стечение внешних обстоятельств. Накопив некоторые средства , владелец собственного дела стремится его расширить, чтобы чувствовать себя увереннее. Достигнув определенного уровня в бизнесе, он вливается в особую привилегированную часть общества. Люди, имеющие финансовые средства, обладают значительными возможностями, осуществляют управленческие функции. Они могут создавать предприятия, нанимать работников, устанавливать размер заработной платы. Владельцы крупных коммерческих компаний оказывают заметное влияние на экономику, на жизнь обычных людей.

Класс собственников старается зафиксировать своё исключительное положение в обществе, создавая особые условия жизни для себя. Накопленные богатства передаются от поколения к поколению, порождая неравенство в независимости от способностей человека.

Принадлежность к определенной группе лиц

Группа людей, объединённая какими-то общими интересами, способна аккумулировать силы и средства для поддержания своего существования. Примыкание человека к группе сулит ему определенные выгоды. В случае возникновения жизненных проблем будет к кому обратиться за помощью. Самый простой и известный пример группы людей - это семья. Именно в ней, чаще всего, человек находит духовную и материальную поддержку.

Принадлежность к политической партии, к религиозной секте или даже криминальной структуре - все это примеры групп, к которым обычно относятся люди. Они помогают своим членам в продвижении по карьерной лестнице, оказывают содействие в бизнесе. Делается это с расчетом на то, что, в дальнейшем, от преуспевшего человека удастся получить какие-либо дивиденды для всей остальной группы.

Способы устранения неравенства

1. Невозможно устранить причины неравенства, обусловленные внутренними и внешними отличиями между людьми. Несправедливо всё сводить к простой "уравниловке", не обращая внимания на личные достижения и результаты. Люди, работающие лучше, должны больше зарабатывать, это вполне логично. Но следует понимать, какими бы уникальными талантами не обладал человек, он востребован только благодаря тому, что живет в обществе. Без общества ни один из нас не смог бы проявить себя, реализовать свои способности.

Что бы делал человек со своими талантами, если бы вдруг оказался один в глухом лесу или же на необитаемом острове? Наверняка бы вел постоянную борьбу за своё существование, стараясь элементарно выжить. Из его жизни исчезнет привычный комфорт, не будет вещей, которыми люди пользуются каждый день, особо не задумываясь. Любая болезнь станет крайне опасной, когда рядом нет врачей и лекарств. В такой ситуации максимум, чего сможет добиться человек, построить скромное жилье и создать орудия труда, подобные тем, которые использовались в каменном веке. Как бы он ни старался, одному ему не сделать того, чего добиваются люди, живя в обществе.

Приведенный пример показывает существование зависимости человека от общества и говорит о том, что не следует переоценивать заслуги отдельных личностей. Все, чего достигла современная цивилизация, есть продукт совместного творчества множества людей, на протяжении нескольких поколений и нельзя допускать, чтобы даже очень способные люди жили в роскоши, так как они не смогли бы проявить себя вне общества.

Деньги никогда не имели решающего значения в развитии общества. Множество ученых, исследователей двигала вперед, прежде всего, любознательность и желание понять истину, а не стремление получить выгоду. Не деньги и размер зарплаты являются стимулами к изучению, получению чего-то нового, а природный интерес человека ко всему неизвестному, стремление к познанию, к пониманию окружающего мира.

2. В цивилизованном обществе должна существовать система, обеспечивающая контроль доходов и расходов людей. Делать это нужно для того, чтобы было понимание о происхождении средств, уверенность в том, что они не получены каким-либо нечестным путем. Превышение расходов над доходами говорит о получении денег из неучтенных источников, и их происхождение следует объяснить. В принципе, не нужен тотальный контроль, вполне достаточно проверять на какие средства совершаются крупные покупки, особенно предметы роскоши.

Контроль над доходами позволит избежать существования в государстве теневого, неофициального рынка труда, на котором отношения между работодателем и работником не регулируются законодательством, и, где невозможно определить занятость человека, его доходы. Такое явление, как зарплата "в конверте", пример несправедливого распределения денег и обмана государства. Дополнительно контроль поможет выявлять руководителей, пользующихся служебным положением для личного обогащения.

Желание человека заработать выгодно обществу, поскольку оно постоянно нуждается в активных, заинтересованных в собственном благополучии людях. Денежное вознаграждение помогает дополнительно мотивировать человека к достижению высоких показателей в работе. Когда деньги заработаны честным трудом, а не нажиты обманом, то это выгодно самому человеку и обществу.

3. Государство обязано сглаживать разницу в доходах между самыми низкооплачиваемыми и высокооплачиваемыми слоями населения. Недопустимо, когда одни сводят концы с концами, а другие не знают, куда еще потратить свои деньги. Разница в доходах ни в коем случае не должна достигать значительных размеров, иначе, это негативно сказывается на всем обществе. При достижении значительной разницы между доходами граждан остро встает проблема неравенства. Социально незащищенным слоям населения, людям с низкими доходами государство обязано оказывать поддержку, а, еще лучше, чтобы оно действовало на опережение и не допускало появления категории нуждающихся граждан.

Сегодня деньги стали определять лицо власти. Самыми богатыми становятся люди, находящиеся во власти, приближенные к ней или обслуживающие её интересы. В государстве не будет достигнуто социальной справедливости до тех пор, пока оно не перестанет действовать в соответствии с волей людей, обладающих большими деньгами, не начнет принимать и исполнять выгодные всему обществу решения.

4. Равный доступ к образовательным услугам независимо от социального происхождения, места проживания и т.д., даст возможность человеку раскрыть свои способности. Отсутствие равного доступа фактически означает закрепление экономического, социального и культурного неравенства.

Обязательным условием для соблюдения равенства при обучении является доступность бесплатного образования на всех его ступенях, создание достаточного количества мест в учебных заведениях, чтобы каждый желающий учиться смог реализовать свои предпочтения. Единственной помехой к получению образования может стать неверная оценка собственных возможностей самим человеком, отсутствие у него достаточных физических и умственных данных, необходимых для обучения по выбранной профессии. Впрочем, в качественной системе образования выявляются способности, и рекомендуется обучение в соответствии с ними.

Государство, которое вкладывается в образование, инвестирует в человеческий капитал, делает общество более культурным и развитым.

5. Очень сложно устранить социальное неравенство, пока в обществе сохраняются законы, позволяющие наследовать материальные ценности без всяких ограничений. За счет наследования человек из богатой семьи будет обладать явными преимуществами от рождения.

Для устранения этой причины неравенства следует проработать меры, ограничивающие размеры наследуемого имущества и денежных средств. Мотив накопления богатства для детей и внуков, как стимул увеличения сбережений, постепенно должен быть разрушен. Такие меры позволят обеспечить социальную справедливость и равный старт для молодежи, в независимости от того, кем были их родители.

6. Структура экономического устройства в любой стране неоднородна. Существуют высокодоходные отрасли, связанные с добычей полезных ископаемых, торговлей, IT и т.д., а есть отрасли, которые по определению никогда не смогут приносить прибыль (образование, медицина, наука). Без перераспределения в государстве финансовых ресурсов организации, выполняющие социальные функции, не смогут существовать. Работа учителя или врача не менее важна, чем работа нефтяника, газовика или программиста. Чтобы не возникало несправедливости, государству следует отслеживать размер оплаты труда в разных секторах экономики и выравнивать его насколько это возможно.

7. Справедливая оплата труда подразумевает, что люди за одну и ту же работу получает равную зарплату. Это возможно, если в организации принята прозрачная, открытая система, отражающая доходы каждого сотрудника. Однако сегодня не принято декларировать собственные доходы, что объясняется имеющейся несправедливостью при распределении денежных средств. Если бы всё было без обмана, то нечего было бы скрывать. Сегодня сплошь и рядом люди, работая в одном коллективе, выполняя одинаковую работу, получают разную зарплату.

Поддержанию неравенства способствуют работодатели, создавая атмосферу скрытности. Истинная цель такого поведения - сэкономить на сотрудниках, извлечь максимум выгоды для себя. Они учитывают психологию людей, понимая, что кто-то, возможно, согласится работать за меньшие деньги.

Цивилизованный подход заключается в том, чтобы все работающие в одном коллективе люди, знали доходы своих коллег. Тогда станет понятно, насколько справедливо производится оплата труда, и соответствует ли она реальной отдаче от каждого конкретного человека.

Конечно, труд людей, которые вносят больший вклад в общее дело, должен оцениваться выше, но эта разница не должна отличаться в разы. Следует учитывать, что результат труда в коллективе имеет общественную природу.

Для предотвращения расслоения людей нужно обеспечить справедливое распределение прибылей, получаемых в организации, и устранить значительную разницу в доходах между руководителями и подчиненными.

8. Если в какой-либо стране происходят неуправляемые миграционные процессы, значит, в ней имеются внутренние источники нестабильности, способствующие неконтролируемому перемещению людей. Обычно люди не от хорошей жизни покидают родину. Для большинства из них миграция - вынужденная необходимость, попытка убежать от войн, насилия, голода, бедности и т.д.

На страны, принимающие мигрантов, ложатся обязанности по интеграции приезжающих в общество. Предоставление жилья, обучение языку, профессии - затратные мероприятия. Средства на всё это берутся из бюджета, а, значит, забираются у местных жителей. Проявление гуманизма, безусловно, хорошее дело, но ни одной экономически развитой стране не удастся принять всех желающих в неё приехать, приютить обездоленных людей со всего мира. Массовая миграция - отрицательное явление, и следует бороться не с последствиями, а с причинами её вызывающими.

Для снижения миграционных потоков требуется: предотвращение военных конфликтов, преодоление отсталости в культурной и образовательной сферах, устранение экономического неравенства между странами.

9. В любой организации всегда есть люди, которые выполняют управленческие функции. Они занимают особое положение в обществе, из-за этого возникает неравенство. Для его устранения, существует один универсальный рецепт, нужно обеспечить периодическую смену руководителей.

Принцип сменяемости руководства вполне может применяться в масштабах государства. Сменяемость управленческого состава создает условия для обеспечения социальной мобильности и подразумевает под собой перемещение людей из одной социальной группы в другую.

На работе начальники должны периодически сменять друг друга, в государстве - политики, и все это нужно воспринимать, как обязательное правило, для поддержания общественной справедливости. Чтобы на руководящие должности не попадали неспособные или корыстные люди, необходимо проведение тщательного отбора, прежде всего, по нравственным и умственным качествам человека.

10. Полностью устранить неравенство весьма сложно. Поэтому у людей требуется воспитывать адекватное его восприятие. Осуждать крайние проявления неравенства, выставление напоказ богатства, роскоши. Не следует измерять успешность человека исключительно по обладанию материальными ценностями и достатку. Настоящее богатство человека - это его интеллект и нравственные качества. Люди должны осознавать исключительную ценность человеческой жизни, и, что никакие вещи не сравнятся с ней по значению.

Ежедневник

Капитальный обман

Утром - деньги, вечером - стулья. Такой вариант еще кажется приемлемым, по сравнению с тем, что нам предлагают современные чиновники: деньги - сегодня, а услуга - через несколько лет. Разве это не похоже на мошенническую схему?

Про ЖКХ

В России стало уже обычным делом ежегодное повышение тарифов на услуги ЖКХ. Необходимость этого объясняется тем, что обслуживающим компаниям и поставщикам ресурсов требуется компенсировать потери от инфляции.

- 30.91 Кб

ВВЕДЕНИЕ

Среди важнейших теоретических проблем социологии можно выделить проблему социального неравенства. Социальное неравенство существовало на протяжении всей истории человечества.

Все развитые общества характеризуются неравным распределением материальных и духовных благ, вознаграждений и возможностей. Порождать социальное неравенство может принадлежность людей к тем или иным социальным, профессиональным и социально-демографическим группам. Даже естественные генетические или физические различия между людьми могут вызывать неравные отношения.

Во все века многие ученые задумывались над природой отношений между людьми, над тяжелой участью большинства людей, над проблемой угнетенных и угнетателей, над справедливостью или несправедливостью неравенства. Еще древний философ Платон размышлял над расслоением людей на богатых и бедных. Он считал, что государство представляет из себя как бы два государства. Одно составляют бедные, другое - богатые, и все они живут вместе, строя друг другу всяческие козни. В таком обществе людей преследует страх и неуверенность. Здоровое общество должно быть иным.

1.Социальное неравенство

Социальное неравенство - форма социальной дифференциации, при которой отдельные индивиды, социальные группы, слои, классы находятся на разных ступенях вертикальной социальной иерархии и обладают неравными жизненными шансами и возможностями удовлетворения потребностей.

В самом общем виде неравенство означает, что люди живут в условиях, при которых они имеют неравный доступ к ограниченным ресурсам материального и духовного потребления.

Выполняя качественно неравные условия труда, в разной степени удовлетворяя общественные потребности, люди иногда оказываются заняты экономически неоднородным трудом, ибо такие виды труда имеют разную оценку их общественной полезности. Учитывая неудовлетворенность членов общества существующей системой распределения власти, собственности и условий индивидуального развития, все же нужно иметь в виду универсальность неравенства людей.

Основными механизмами социального неравенства являются отношения собственности, власти (господства и подчинения), социального (т.е. социально закрепленного и иерархизированного) разделения труда, а также неконтролируемая, стихийная социальная дифференциация. Эти механизмы преимущественно связаны с особенностями рыночной экономики, с неизбежной конкуренцией (в т.ч. на рынке труда) и безработицей. Социальное неравенство воспринимается и переживается многими людьми (прежде всего безработными, экономическими мигрантами, теми, кто оказывается у черты или за чертой бедности) как проявление несправедливости. Социальное неравенство, имущественное расслоение общества, как правило, ведут к росту социальной напряженности, особенно в переходный период. Именно это характерно в настоящее время для России.

2.Сущность социального неравенства

Сущность социального неравенства заключается в неодинаковом доступе различных категорий населения к социально значимым благам, дефицитным ресурсам, ликвидным ценностям. Сущность экономического неравенства состоит в том, что меньшинство населения всегда владеет большей частью национального богатства. Иными словами, самые высокие доходы получает наименьшая часть общества, а средние и наименьшие – большинство населения.

Неравенство характеризует общество в целом, бедность – только часть населения. В зависимости от уровня экономического развития страны бедность охватывает значительную или незначительную часть населения.

Для измерения масштаба бедности социологи выявляют удельный вес той части населения страны (обычно выраженный в процентах), которая проживает у официальной черты, или порога, бедности. Для обозначения масштаба бедности применяются также термины «уровень бедности», «границы бедности» и «коэффициент бедности».

Порог бедности – это сумма денег (обычно выражается, например, в долларах или рублях), официально установленная в качестве минимального дохода, которого индивиду или семье хватает лишь на приобретение продуктов питания, одежды и жилья. Его также называют «уровнем бедности». В России он получил дополнительное название – прожиточный минимум.

В социологии различают абсолютную и относительную бедность.

Под абсолютной бедностью понимается такое состояние, при котором индивид на свой доход не способен удовлетворить даже базисные потребности в пище, жилище, одежде, тепле либо способен удовлетворить только минимальные потребности, обеспечивающие биологическую выживаемость. Численным критерием здесь выступает порог бедности (прожиточный минимум).

Под относительной бедностью понимается невозможность поддерживать уровень приличествующей жизни, или некоторый стандарт жизни, принятый в данном обществе. Как правило, относительная бедность составляет менее половины среднего дохода семьи в данной стране. Относительная бедность показывает, насколько конкретный индивид или семья бедны в сравнении с другими людьми. Она является сравнительной характеристикой по двум параметрам. Во-первых, показывает, что человек (семья) беден относительно того изобилия или достатка, которым обладают другие члены общества, не считающиеся бедными. Первое значение относительной бедности заключается в сравнении одной страты с другими стратами, или слоями. Во-вторых, она показывает, что человек (семья) беден относительно некоторого стандарта жизни, например стандарта достойной, или приличествующей, жизни.

Нижней границей относительной бедности является прожиточный минимум или порог бедности, а верхней – так называемый приличествующей уровень жизни. Приличествующий уровень жизни отражает количество материальных благ, позволяющих человеку удовлетворять все разумные потребности, вести достаточно комфортный образ жизни, не чувствовать себя ущемленным.

Универсального для всех слоев и социальных групп уровня приличествующей или «нормальной» жизни просто не существует. Для каждого класса и категории населения он свой, и разброс значений весьма существенный.

3.Причины социального неравенства

Функционализм объясняет неравенство исходя из дифференциации социальных функций, выполняемых различными слоями, классами, общностями. Функционирование, развитие общества возможны только благодаря разделению труда, когда каждая социальная группа осуществляет решение соответствующих жизненно важных для всей целостности задач: одни занимаются производством материальных благ, другие создают духовные ценности, третьи управляют и т. д. Для нормальной жизнедеятельности общества необходимо оптимальное сочетание всех видов человеческой деятельности. Некоторые из них являются более важными, другие - менее. Так, на основе иерархии социальных функций складывается соответствующая иерархия классов, слоев, их выполняющих. На вершину социальной лестницы неизменно ставятся те, кто осуществляет общее руководство и управление страной, ибо только они могут поддержать и обеспечить единство общества, создать необходимые условия для успешного выполнения других функций.

Наблюдения за действиями, поведением конкретных индивидов дали толчок к развитию статусного объяснения социального неравенства. Каждый человек, занимая определенное место в обществе, обретает свой статус. Социальное неравенство - это неравенство статусов, вытекающее как из способности индивидов выполнять ту или иную социальную роль (например, быть компетентным, чтобы управлять, обладать соответствующими знаниями и навыками, чтобы быть врачом, юристом и т. д.), так и из возможностей, позволяющих человеку достичь того или иного положения в обществе (владение собственностью, капиталом, происхождение, принадлежность к влиятельным политическим силам).

Рассмотрим экономический взгляд на проблему. В соответствии с этой точкой зрения первопричина социального неравенства заключена в неравном отношении к собственности, распределении материальных благ. Наиболее ярко этот подход проявился в марксизме. По его версии, именно появление частной собственности привело к социальному расслоению общества, образованию антагонистических классов. Преувеличение роли частной собственности в социальном расслоении общества привело Маркса и его последователей к выводу о возможности ликвидировать социальное неравенство путем установления общественной собственности на средства производства.

Отсутствие единого подхода к объяснению истоков социального неравенства обусловлено тем, что оно всегда воспринимается по крайней мере на двух уровнях. Во-первых, как свойство общества. Письменная история не знает обществ без социального неравенства. Борьба людей, партий, групп, классов - это борьба за обладание большими социальными возможностями, преимуществами и привилегиями. Если неравенство - неотъемлемое свойство общества, следовательно, оно несет позитивную функциональную нагрузку. Общество воспроизводит неравенство, потому что нуждается в нем как в источнике жизнеобеспечения, развития.

Во-вторых, неравенство всегда воспринимается как неравные отношения между людьми, группами. Поэтому естественным становится стремление найти истоки этого неодинакового положения в особенностях положения человека в обществе: в обладании собственностью, властью, в личных качествах индивидов. Этот подход получил в настоящее время широкое распространение.

Неравенство многолико и проявляется в различных звеньях единого социального организма: в семье, в учреждении, на предприятии, в малых и больших социальных группах. Оно является необходимым условием организации социальной жизни. Родители, обладая преимуществом в опыте, навыках, в распоряжении финансовыми средствами по сравнению со своими малолетними детьми, имеют возможность влиять на последних, облегчая их социализацию. Функционирование любого предприятия осуществляется на основе деления труда на управленческий и подчиненно-исполнительский. Появление в коллективе лидера помогает его сплочению, превращению в устойчивое образование, но одновременно сопровождается предоставлением лидеру особых прав.

4.Виды социального неравенства

Мы можем выделять неравенство по ряду признаков:

I) Неравенство по физическим признакам, которое можно разделить на три типа неравенств: 1) Неравенство на основе физических различий; 2) Сексуальное неравенство; 3) Неравенство по возрасту;

К причинам первого неравенства можно отнести принадлежность к какой-либо расе, национальности, определенный рост, полнота или худость тела, цвет волос, и даже группа крови. Очень часто распределение социальных благ в обществе зависит от какой-либо физической характеристики. Особенно сильно проявляется неравенство, если носитель признака входит в «группу меньшинства». Очень часто группа меньшинства подвергаются дискриминации. Одни из видом данного неравенства является «расизм». Некоторые социологи считают, что причиной этнического неравенства является экономическая конкуренция. Сторонники этого подхода подчеркивают роль конкуренцию между группами рабочих за дефицитные рабочие места. Люди, имеющие работу (особенно те, кто занимает низшие должности), чувствуют угрозу со стороны тех, кто её ищет. Когда последние являются членами этнических групп, может возникнуть или усилится враждебность. Также одной из причин неравенства этнического неравенства можно считать личностные качества индивида, проявляя которые он считает другую расу неполноценной.

К сексуальному неравенству приводят в основном гендерные роли и сексуальные роли. В основном различие полов приводят к неравенству в экономической среде. Женщины имеют гораздо меньшие жизненных шансов поучаствовать в распределении социальных благ: начиная от Древней Индии в которой девочек просто умерщвляли до современного общества, в котором женщинам трудно найти работу. Это связанно, прежде всего, с сексуальными ролями - место мужчины на работе, место женщины дома.

Вид неравенства связанный с возрастом в основном проявляется в разных жизненных шансах разных возрастных групп. В основном, оно проявляется в молодом и в пенсионом возрасте. Возрастное неравенство всегда касается всех нас.

II) Неравенство вследствие различий предписанных статусов

Предписанный (аскриптивный) статус включает в себя унаследованные факторы: раса, национальность, возраст, пол, место рождения, проживания, семейное положение, какие-то аспекты родителей. Очень часто предписанные статусы человека мешают вертикальной мобильности человека, из за дискриминации в обществе. Это тип неравенства включает в себя большое количество аспектов, поэтому очень часто приводит к социальному неравенству.

III) Неравенство на основе владения богатством

IV) Неравенство на основе владения властью

V) Неравенство престижа

VI) Культурно-символическое неравенство.

3.1.Социальные классы

Несмотря на то, что социальный класс является одним из центральных понятий в социологии, относительно содержания этого понятия у ученых до сих пор нет единой точки зрения. Впервые развернутую картину классового общества мы находим в работах К. Маркса. Можно сказать, что социальные классы у Маркса – это экономические детерминированные и генетически конфликтные группы. Основой разделения на группы является наличие или отсутствие собственности. Феодал и крепостной в феодальном обществе, буржуа и пролетарий в капиталистическом обществе – это антагонистические классы, которые с неизбежностью появляются в любом обществе, имеющим сложную иерархическую структуру, основанную на неравенстве

Несмотря на пересмотр, с точки зрения современного общества, многих положений классовой теории К. Макса, некоторые его идеи остаются актуальными в отношении существующих в настоящее время социальных структур. Это в первую очередь относится к ситуациям межклассовых конфликтов, столкновений и борьбы класса за изменение условий распределения ресурсов. В связи с этим учение Маркса о классовой борьбе в настоящее время имеет большое количество последователей среди социологов и политолог многих стран мира.

Описание работы

Все развитые общества характеризуются неравным распределением материальных и духовных благ, вознаграждений и возможностей. Порождать социальное неравенство может принадлежность людей к тем или иным социальным, профессиональным и социально-демографическим группам. Даже естественные генетические или физические различия между людьми могут вызывать неравные отношения.

Автор анализирует различные типы социального неравенства, выделяя специфику неравенства в области образования. Укажите главное отличие неравенства, определяемого образованием, от иных типов неравенства. Опираясь на текст, знание обществоведческого курса, фактов общественной жизни, приведите три иных проявления неравенства в современном обществе.


Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Образование как социальный институт Образование в современных странах – это очень широкие и высокоразвитые дифференцированные многоуровневые социальные системы (подсистемы общества) непрерывного совершенствования знаний и навыков членов общества, выполняющие важнейшую роль в социализации личности, ее подготовке к получению того или иного социального статуса и выполнению соответствующих ролей, в стабилизации, интеграции и совершенствовании общественных систем. Образованию принадлежит очень важная роль в определении социального статуса личности, в воспроизводстве и развитии социальной структуры общества, в поддержании социального порядка и стабильности, осуществления социального контроля.

Образование, наряду с армией, церковью и производством, - один из лифтов социальной мобильности. Получив знания и высокую квалификацию в современном обществе гораздо легче сделать карьеру, чем а)это было в доиндустриальном и индустриальном обществе, б) если бы человек ими не обладал.

С давних пор и по сей день образование как социальный институт выступает основным механизмом социального тестирования, отбора и распределения индивидов по социальным слоям, группам. На систему образования возлагались функции социального контроля за процессами интеллектуального, нравственного, физического развития молодого поколения. А на систему профессионального образования, кроме того, еще и функции контроля за распределением поколения, вступающего в самостоятельную трудовую жизнь, по различным ячейкам социальной структуры общества: классам, социальным группам, слоям, производственным коллективам.

Таким образом, образование является одним из основных каналов социальной мобильности, играя важную роль в социальной дифференциации членов общества, распределение их как по социальным слоям, так и внутри этих слоев. Положение индивида в обществе, возможности для его успешного продвижения по служебной лестнице определяются качеством полученного образования, во многом связанного с престижем учебного заведения.

Так оно и есть. Необразованный человек не может получить высокооплачиваемую и ответственную работу, какого бы социального происхождения он ни был. У образованного и необразованного неравные жизненные шансы, но ситуацию всегда можно исправить, повысив свою квалификацию, стоит только приложить индивидуальные условия. Тем и отличается неравенство в области образования от других видов неравенства, скажем, унаследованного, что оно ставит человека в непривилегированное положение временно. А вот если вы родились сыном короля или потомственного дворянина, то это уже навсегда. С таким неравенством, основанным на предписанных статусах, поделать ничего нельзя.

(Г.Е. Тадевосян)

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) Указано главное отличие неравенства в области образования, допустим:

Неравенство в области образования зависит от воли и желания самого человека, его можно исправить, повысив свою квалификацию.

2) Приведены иные типы неравенства, характерные для современного общества, допустим:

Неравенство, основанное на предписанных статусах, например, этнической принадлежности или социальном происхождении;

Неравенство, основанное на месте проживания человека, столичном или провинциальном;

Неравенство, связанное с особенностями внешнего облика или состоянием здоровья, условиями воспитания в семье.

Могут быть приведены и иные проявления социального неравенства.

Предметная область: Социальные отношения. Социальная стратификация и мобильность

Социальное неравенство

    Неравенство людей и социальное неравенство.

    Социальная стратификация.

    Социальная мобильность.

Проблемы социального неравенства очень близки повседневному, обыден­ному сознанию и чувствам людей. Люди с древней­ших времен замечали и переживали, что одни люди неравны другим. Это вы­ражалось разными способами: в восприятии и определении существующих различий в качестве справедливых или несправедливых; в светских и религи­озных идеологиях, которые обосновывали, оправдывали или, напротив, опро­вергали, критиковали существующее неравенство; в политических доктринах и программах, которые или акцентировали неизбежность неравенства и даже утверждали его полезные социальные функции или, напротив, формулирова­ли идеи равенства, требования выравнивания жизненных шансов; в развитых философских концепциях, включающих поиски источников неравенства в ос­новополагающих признаках человеческого рода или в социальных условиях его существования; в этических теориях, трактующих равенство и неравен­ство как моральные категории (ценности). Проблема неравенства и неспра­ведливости была той темой, вокруг которой формировалась почва для массо­вых бунтов, социальных движений, революций. Все это свидетельствует о том, что неравенство представляет собой чрезвычайно важный признак, отличи­тельную черту человеческого сообщества.

Тот факт, что индивиды, отдельные, конкретные люди не равны другим, - банальная истина, очевидный факт. Люди бывают высокого и низкого роста, худые и толстые, более умные и более глупые, способные и тупые, старые и молодые. Каждый человек имеет неповторимый состав генов, неповторимую биографию и не­повторимый склад личности. Это очевидно. Однако не о таком неравенстве идет речь, когда мы говорим об социальном неравенстве, то есть о неравенстве, имеющем соци­альные, а не индивидуальные признаки и особенности. А самыми важными из этих социальных признаков для человека являются характер групп, к которым он принадлежит, и характер позиций, которые он занимает.

Социальное неравенство - неодинаковый доступ (или неодинаковые шансы доступа) к общественно ценимым благам, вытекающий из принадлежности к различным группам или из занятия различных общественных позиций

Социальное неравенство - это такое явление, которое особенно остро за­трагивает сферу интересов людей и вызывает сильные эмоции. Поэтому рас­суждения на эту тему нередко оказываются замкнутыми в рамках идеологии, то есть таких систем мышления, которые подчиняются и слу­жат определенным групповым интересам. Но неравенство остается также важ­ным предметом теоретических размышлений, целью которых является не столько оправдание или критика неравенства, сколько выяснение сущности этого феномена.

Идеологии неравенства .

Несмотря на множество конкретных формулировок и аргументов, все иде­ологии неравенства можно отнести к трем типам. Первый - это идеологии элитарные. Они утверждают, что существуют такие группы, которые в силу самой своей природы «выше» других и поэтому должны занимать более высо­кую позицию в обществе, что находит выражение в их привилегиях, полно­стью обоснованных и оправданных. Такие группы могут формироваться по праву рождения, как это имеет место, например, при формировании динас­тий, аристократических кругов, граждан древнего Рима, каст в Индии. В них могут также оказаться люди, имеющие для этого особые предпосылки, выдающиеся способности, интеллект, люди, как бы приближенные к Богу. Примерами могут служить племенные старей­шины, шаманы, представители духовенства.

Другой тип - это эгалитарные идеологии, созданные дискриминируемыми группами или от их имени. В своем наиболее радикальном варианте они выс­тупали против любого социального неравенства и привилегий, требуя одинаковых условий жизни для всех людей.

Третий тип идеологии - меритократический (от англ. merit - заслуга). Согласно этой идеологии, неравенства в обществе оправданы в той мере, в какой они являются результатом собственных заслуг. Как же это понимать, что определенные группы, слои, классы имеют особые заслуги? Определяю­щими здесь являются два взаимосвязанных фактора. Во-первых, уровень соб­ственных усилий, интенсивности приложенного труда или уровень понесен­ных затрат и жертв, а также обладание исключительными и редкими таланта­ми, навыками или предпосылками. Во-вторых, это тот вклад, который данная группа вносит в общество в целом, та мера, в какой эта группа удовлетворяет потребности всего общества, те выгоды или те удовольствия, которые деятель­ность данной группы приносит другим людям и группам общества. С этих двух точек зрения группы сильно отличаются друг от друга. Социальное неравен­ство становится своего рода справедливым вознаграждением за собственные усилия и общественную пользу.

Теории неравенства

Рассуждения о неравенстве составляют не только предмет идеологических обоснований. Эта тема проникает также в сферу наук, прежде всего в сферу философии, а позднее в область общественных наук. Распространенность и болезненная чувствительность проявлений социального неравенства с древ­нейших времен вызывали стремление выяснить причины этого явления.

Функциональная теория рассматривает социальное неравенство как явление вечное, неустра­нимое, более того, неизбежное, необходимое для существования и функцио­нирования человеческих сообществ. Социальное неравенство обеспечи­вает мотивацию для обязательного обучения и тренинга, что создает опреде­ленный запас кандидатов для овладения нужными профессиями, для испол­нения работы, необходимой в обществе данного типа, гарантирующей само существование этого общества. Отсюда естественно вытекает вывод: в каж­дом существующем обществе (ибо если оно существует, значит, выжило и функционирует) обнаруживается социальное неравенство. Социальное нера­венство является обязательной, непременной, универсальной, вечной состав­ляющей любого общества.

Существу­ют три важнейшие разновидности дихотомического неравенства: противосто­яние класса собственников и класса лишенных собственности в том смысле, в каком впервые сформулировал это противостояние Карл Маркс; далее, про­тивостояние групп, формирующих большинство и меньшинство (в частности, наций и этнических меньшинств), а также противостояние полов - мужчин и женщин, что является главной темой феминистских концепций, обретающих ныне все большее звучание.

Социальная стратификация

Все блага, или ценности: богатство, власть, престиж, образование и здоровье, имеют иерархический характер. Ими мож­но обладать в большей или меньшей степени. От самых высоких до самых низких уровней разворачивается целая шкала градаций, или иерархия. Су­ществуют, как известно, иерархии богатства - от миллионеров до бездом­ных, иерархии власти - от императоров до рабов, иерархии престижей - от идолов до ничтожеств, иерархии образования - от ученых с высокими зва­ниями и степенями до безграмотных, иерархии здоровья и физической кон­диции - от победителей олимпийских игр до инвалидов. На таких шкалах сравнения можно найти место отдельным людям. Более того, можно посчи­тать, сколько людей окажется на каждом таком уровне иерархии. Тогда мы получим определенные статистические категории, например: очень бога­тых, богатых, состоятельных, людей среднего достатка, бедных, наибедней­ших. Можно делать это еще точнее, устанавливая какие-либо количествен­ные пределы заработка. Можно говорить в таком случае о стратифи­кационных слоях.

Социальная стратификация (расслоение) - иерархия социальных групп, имеющих боль­ший или меньший доступ к какому-либо общественно ценимому благу: к богатству, власти, престижу, образованию.

Термин «социальная стратификация», или раз­деление на социальные слои, используют для описания групповых или статусных, но не индивидуальных различий в приближении к ценимым общественным целям. Каждое благо, или ценность, из пяти представленных выше имеет свою собственный уровень стратификации. Группы и позиции занимают определенные уровни, определенные места на каждой из таких иерархий. Например, в стратификации по уровню доходов врач окажется на более высоком уровне, чем сестра милосердия. В стратификации относитель­но власти директор будет расположен на более высоком уровне, чем рабочий. Престижной телеведущий займет более высокое место, чем учитель. Но су­ществуют ли эти системы стратификации сами по себе, независимо друг от друга? Уже при описании отдельных благ, входящих в эту стратификацию, мы упоминали, что одни из них могут иметь вспомогательное значение в об­ретении других благ. Богатство может обеспечить власть и престиж. Власть может помочь получить состояние, а также обрести престиж. Престиж может оказать влияние и на процесс достижения власти, и на получение высоких заработков и доходов. Если происходит такое взаимодействие, его результа­том может оказаться такая ситуация, в которой одна и та же группа или по­зиция примерно одинаково расположены на всех трех уровнях стратифика­ции. Так, Президент Соединенных Штатов - это позиция, которая связана с высокими доходами, большим состоянием, с огромной властью и значи­тельной славой. В таком случае мы должны говорить о совпадении пара­метров стратификации. Однако гораздо чаще мы имеем дело с примерами определенной дисгармонии между системами стратификации, что основа­но на различии мест, которые занимает одна и та же группа, различии уров­ней, на которых она оказывается в разных системах стратификации. Про­фессор университета в Польше имеет высокий престиж, средний уровень доходов и небольшую власть, политик, наоборот, - высокие доходы и власть, но чудовищно низкий престиж, футболист - неплохой престиж, высокие доходы и никакой власти, полицейский - большую власть, нич­тожный заработок и низкий престиж. Комбинаций такого рода может быть множество. В таком случае мы говорим о расхождении (несовпадении) па­раметров стратификации.

Такое расхождение может иметь различные последствия. Среди членов данной группы или лиц, занимающих данную позицию, это может вызвать ощущение определенного диссонанса или своеобразно понимаемой не­справедливости. Например, человек может рассуждать таким образом: я та­кой богатый, так многого достиг, а люди показывают на меня пальцами и называют меня «выскочка».

Существуют и другие черты, признаки, которые позволяют поставить раз­ные явления на близкие или те же самые уровни стратификационной иерар­хии: сходный образ жизни, вкусы и пристрастия, обычаи и нравы, религиоз­ные практики, идеологические взгляды, развлечения и т.п. Например, бога­тые люди по своему образу жизни и мышления похожи на других богатых людей, и этот образ жизни и мышления - совершенно иной, чем у бедных людей. Богатые люди строят себе похожие друг на друга резиденции, ездят в автомобилях сходных марок, одеваются у тех же самых «законодателей моды», отдыхают на тех же самых островах и постоянно едят лососину, за­пивая ее шампанским. По многим параметрам сходным оказывается образ жизни политиков или менеджеров. Особый характер имеет повседневная жизнь звезд телеэкрана, кино или музыки. Обычные люди лишь робко, кра­ешком взгляда проникают в этот мир с помощью иллюстрированных ежене­дельников.

Обратим внимание, что сходство как бы сопутствует целостности тех групп или позиций, которые представляют отдельные индивиды. Богатые люди создают определенную, реальную социальную среду, довольно цельную группу, сплоченную общность, несмотря на то, что входят в такую общность и врачи, и адвокаты, и бизнесмены, и политики, и представители телевиде­ния, и мафиозные боссы. Сходство в уровне состоятельности получает выражение в сходных интересах (например, в желании защитить себя от налогов).

Сходство в потребительских возможностях находит выражение в сходном образе жизни. Со­ответственно этому между людьми, обладающими таким сходством, фор­мируются определенные социальные связи, товарищеские контакты, возни­кают взаимодействия и устанавливаются даже более прочные общественные отношения, прежде всего инструментальные, связанные с обеспечением так называемых деловых интересов. Иного характера связи, особенности быта, вку­сы в потребительской сфере характеризуют, скажем, среду менеджеров или так называемые «руководящие кадры». И опять же иной характер все это об­ретает у той широкой группы людей так называемого среднего класса, занятых в разных сферах производства и иной профессиональной деятельности, тре­бующей высокого образования и квалификации, а также выступающих в роли предпринимателей, имеющих собственные небольшие фирмы или предприя­тия, обеспечивающие им достаточный, хотя и не элитарный материальный уро­вень жизни. Такие сплоченные общности - группы, разновидности опреде­ленной среды, комплектуемые из людей, имеющих приблизительно одно и то же положение в иерархиях, в системах социальной стратификации, независи­мо от их иной групповой принадлежности или иных занимаемых ими пози­ций, мы называем социальными слоями.

Социальная мобильность

Люди меняют свои социальные позиции, а также свою групповую принад­лежность. Когда они перемещаются между позициями и группами, находя­щимися на разных уровнях стратификационных иерархий, мы говорим об со­циальной мобильности, точнее, о вертикальной мобильности, что позволяет отличить этот процесс от перемещения людей в пространстве - от миграций, путешествий, туризма, выездов на работу, которое мы называем горизонталь­ной мобильностью. Об этой второй форме мобильности мы уже говорили рань­ше. Теперь попробуем определить важнейшие аспекты вертикальной мобиль­ности, непосредственно связанной с социальным неравенством.

Самым простым примером вертикальной мобильности может служить про­движение по службе, что означает обретение более высокой профессиональ­ной позиции или вхождение в более высокую профессиональную группу по сравнению с той позицией, которую ныне занимает данный человек, или с той группой, к которой он принадлежит в данное время. Школьный учитель, ко­торый получает предложение работы в университете; журналист, который становится министром, - таковы примеры изменения человеком своей про­фессиональной принадлежности, смены ее на такую, которая приносит бо­лее солидный заработок, более высокий престиж, а во втором случае также дает больше власти. Чаще всего примеры такого служебного продвижения встречаются в рамках одной профессиональной группы, в которой обычно имеют место несколько уровней иерархии. Ассистент, который переходит на должность адъюнкта; референт, который становится начальником отдела, - это первые попавшиеся примеры такого рода. Последовательность таких продви­жений образует феномен, который мы называем карьерой. Обращаясь к приме­рам, которые мы только что привели, заметим: ассистент - адъюнкт - доцент - профессор - это одна схема карьеры; референт - начальник отдела - директор - это схема другого рода. Разумеется, направление изменений может быть проти­воположным, люди могут терять прежние, более высокие позиции и перехо­дить в состав групп, занимающих более низкие уровни в системе стратифика­ции. Работник, которого уволили и который стал безработным; руководитель отдела, которого в виде дисциплинарного наказания понизили в должности и сделали референтом - таковы примеры деградации, которая иногда заключа­ется в полном выходе человека из состава данной профессиональной группы, а иногда ограничивается только понижением его позиции в пределах данной группы. И здесь также имеет место некоторая последовательность. Когда кто- либо утрачивает более высокую позицию, которую он занимал в различных об­щественных контекстах, например теряет работу, вынужден оставить клуб, чле­ном которого он был, оказывается исключенным из спортивной команды, раз­водится и т.п., мы говорим, что он «катится вниз».

Во всех выше приведенных примерах речь шла о продвижении вверх или о падении отдельного человека в системе существующих, постоянных, прочных стратификационных иерархий. Однако мобильность может заключаться так­же в перемещении целых групп на тех же самых уровнях стратификации, а также в изменении самой стратификационной иерархии, благодаря чему те же самые группы или позиции вдруг оказываются на иных, чем прежде, уровнях, более высоких или более низких, то есть подлежат продвижении вверх или деградации.

Рассмотрим сначала первый случай. Профессиональное продвижение мо­жет охватить целую социальную категорию. Это было характерно для сель­ского населения в период модернизации: мигрируя в города, сельские жители занимали там, как правило, более высокие с точки зрения заработка и прести­жа профессиональные позиции, проникая в среду рабочего класса.

К изменению относительного положения данной группы может привести также изменение самой шкалы стратификации. Это обычно происходит как результат глубоких и радикальных социальных изменений, революций, пере­воротов, приводящих к установлению нового строя, а также технологических и цивилизационных переломов. Тогда определенные профессиональные груп­пы или иные круги могут обрести доступ к более высоким заработкам, к власти или престижу. В то время как другие, наоборот, потеряют свое привилегиро­ванное положение. Все описанные выше перемещения и изменения могут происходить в раз­личных масштабах: в границах жизни одного человека, одного поколения, в гораздо более длительном, охватывающем несколько поколений историческом периоде. Соответственно, мы можем говорить о внутрипоколенческой и межпоколенческой мобильности. Для межпоколенческой активности особенно ха­рактерным является продвижение в образовательной сфере. Межпоколенческая активность - типичное явление в среде эмигрантов, отправившихся в дру­гие страны в поисках работы и заработка: как правило, в новой стране они обретают шансы радикально улучшить свою жизнь. Огромное число подоб­ных примеров дают нам Соединенные Штаты Америки. Какой-нибудь бед­ный деревенский житель азиатского происхождения в первом поколении от­крывает там ресторанчик (как это часто делают китайцы и индусы) или зани­мается продажей овощей и зелени (как вьетнамцы), но своих детей он уже посылает учиться в университет, и во втором поколении эти люди оказыва­ются представителями медицинской или научной элиты.

Американские примеры наталкивают нас на то, чтобы рассмотреть такие общие социальные условия, которые способствуют мобильности. Дело в том, что США являются типичным открытым обществом, в котором индивиду­альное или групповое продвижение не только возможно в широкой области, но и оказывается «культурно востребованным», ожидаемым, общественным требованием. Именно здесь постоянно случаются карьеры «от чистильщика сапог до миллионера.

На другом полюсе находятся общества, которые называются закрытыми. Они исключают или во всяком случае в огромной степени ограничивают воз­можности социальной мобильности. Таким было феодальное общество, где многоступенчатая иерархия, от монархов, магнатов через вассалов и вплоть до зависимых крестьян, представляла собой окаменелую структуру, а каждое отдельное сословие было закрыто, недоступно для проникновения в него пред­ставителей других сословий. Трудно представить себе, чтобы крепостной кре­стьянин мог оказаться при королевском дворе. Сегодня нечто подобное мож­но наблюдать в Индии, где переход человека из одной касты в другую чрезвы­чайно ограничен, а для низших каст, так называемых «неприкасаемых», это абсолютно невозможно. Термин «каста» уже принято употреблять не толь­ко по отношению к этой конкретной ситуации, но шире - как определение любого замкнутого сословия, замкнутой группы, принадлежность к которой четко ограничена кругом людей, и войти в этот круг можно только по праву рождения.

Разумеется, между моделями открытого и закрытого общества, которые являются только «идеальными типами» и нигде не выступают в таком чис­том виде, где-то посередине между этими крайними полюсами размещается целая гамма различных ситуаций. Системы стратификации этих явлений могут иметь достаточно гибкий характер, допускающий возможность пере­скочить через некоторые промежуточные уровни. Но могут быть и очень стро­гие системы стратификации, требующие четкого, неукоснительного прохож­дения всех ступеней. Симптомом первого типа стратификации является стремление взять во внимание выдающиеся достижения отдельного человека, а симптомом второго типа - жесткое требование «выслуги лет», соответству­ющего уровня доходов или жизненного опыта. Поучительно в этом плане сравнить Соединенные Штаты и Японию. Насколько в США выдающиеся результаты работы обеспечивают возможность быстрого, «скачкообразно­го» карьерного продвижения, настолько в Японии жесткой является необ­ходимость пройти в установленные отрезки времени все ступени професси­ональной карьеры, чтобы только потом достичь вершины в этой иерархии. Такая разница может выявиться и независимо от культуры, а в зависимости от той профессиональной области, в которой разворачиваются соответству­ющие процессы. Можно сравнить, к примеру, артистическую карьеру, в ко­торой победа на каком-нибудь важном музыкальном конкурсе сразу даже перед самыми молодыми людьми открывает возможность выступать на луч­ших сценах и крупнейших эстрадах мира, и научную карьеру, в которой, как правило, надо пройти через все ступени, для которых предусмотрены опре­деленные сроки.

В рамках различных профессиональных сфер отдельные группы отли­чаются друг от друга степенью эксклюзивности, то есть жесткостью крите­риев и процедур, которые требуются и исполняются для того, чтобы допу­стить в соответствующий круг новых членов. Иногда появляются особые организации или институты, стоящие на страже «врат», через которые надо пройти, чтобы оказаться в более высоком элитарном кругу. Эти институты занимаются селекцией кандидатов, рассчитывающих на продвижение, с помощью сложных экзаменационных процедур; такую роль играют, напри­мер, специальные медицинские комиссии, коллегии адвокатов, научные советы на факультетах университетов, государственные экзаменационные комиссии, через которые надо пройти для назначения на более высокую административную должность, комиссии сейма, организующие разного рода слушания, например заседания, на которых предстают и отвечают на вопросы кандидаты на должности послов, и т.п. В демократических обще­ствах вхождение в политическую элиту обусловлено сложной процедурой выборов, в которой роль отбирающей инстанции берут на себя все гражда­не - избиратели.

Социальная мобильность - это та сфера, в которой особенно ярко высту­пают характерные для данного общества стереотипы, предрассудки и дискри­минация. Крайней формой является полное исключение какой-либо группы, которая лишается всяких шансов на продвижение. Так, например, определен­ным группам эмигрантов или беженцев может быть отказано в праве полу­чить работу. Более часто встречается ситуация, для которой характерна час­тичная дискриминация, проявляющаяся в трех формах. Первая - для опреде­ленных социальных групп закрывается возможность продвижения на самые высокие позиции независимо от того, какой области это касается. Создается своего рода барьер возможных достижений, и преодолеть этот барьер пред­ставители данных социальных групп не могут. Исследования показывают, что несмотря на всю открытость американского общества там де-факто существу­ет определенный барьер продвижения для этнических и расовых меньшинств.