ГКОУ «Дзержинский санаторный детский дом»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

«ПЕРЕЛЁТНЫЕ ПТИЦЫ»

Учитель-логопед

Ерышева О.Н.

Цели:

    Обучающие:

Учить употреблять предлоги в самостоятельной речи детей.

Работать над слоговой структурой слов, обозначающих перелётных птиц.

Составлять описательные рассказы с опорой на схему.

    Коррекционные:

Уточнить имеющиеся знания по теме «Весна» и «Перелётные птицы».

- Рас ширя ть активный словарь по теме «Перелётные птицы».

- Совершенствовать навык составления разных типов предложений с предлогами и союзами.

- Работать над грамматическим строем речи:

Родительный падеж ед.и мн.числа;

Согласование числительных с существительными.

Учить выделять «4-й лишний» с объяснением.

3. Развивающие:

Развивать высшие психические функции: внимание, мышление, память;

Развивать общую и мелкую моторику.

4. Воспитывающие:

Учить вежливости, такту, взаимовыручке, доброжелательному отношению, чувству коллективизма, доброму отношению к природе и птицам.

Оборудование: костюмы лягушки, аиста; шапочки грача, жаворонка, сороки, жаворонка; разрезные картинки перелётных птиц; картинки с изображением птиц; схема пересказа о ласточке; запись с голосами птиц.

1. Организационный момент. (Отработка пространственных представлений, употребление слов после, перед.

Какое сейчас время года?(Сейчас время года весна).

Какое время года было перед весною?(Перед весною была зима)

Какое время наступит после весны?(После весны наступит лето).

Какая часть весны сейчас?(Сейчас середина весны)

Логопед . Ребята, перед началом занятия скажем наш девиз:

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать.

Всё правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

Если снег повсюду тает,

День становится длинней.

Если всё зазеленело и в полях звенит ручей. Если солнце ярче светит.

Если птицам не до сна,

Если стал теплее вечер,

Значит, к нам пришла…(весна)

Логопед. Да, с приходом весны всё оживает вокруг. А хорошо ли вы знаете приметы весны? Сейчас проверим. Предлагаю вам отгадать весенние загадки:

(отвечать предложением, начинать со слова «весной»)

1. Что весной греет, светит, припекает?(солнце)

2.Что весной голубое, высокое, чистое?(небо)

3. Что весной бежит, журчит, поёт?(ручьи)

4. Что с крыши свисает, капает, тает?(сосульки)

5.Что весной темнеет?(снег)

Что весной, капает, звенит, поёт?(капель)

Давайте представим, что мы попали в весенний лес .

Закройте глазки и считайте со мною до трёх. 1-2-3 чудо произойди!

(включается запись со звуками леса, пением птиц).

- Ну, что чудо произошло? –Да!

Ребята, мы с вами попали в весенний лес! Лес – это большой и настоящий друг. А ещё это дом для зверей и птиц. Послушайте, кто же это поёт в лесу?

Это птицы!

Логопед. Конечно, ребята. А ещё ребята, весной к нам возвращаются птицы, которые улетели осенью в тёплые страны.

Как называются эти птицы?(перелётные)

Логопед . Правильно. Сегодня на занятии мы будем говорить о перелётных птицах. ( Зеленеет первая травка, солнце светит ярче и теплее, весело звенят ручьи, звонко заливаются птицы. Из тёплых стран возвращаются перелётные птицы. Они летят стаями и кричат. Птицы то же рады весне.)

Логопед. . Почему они называются перелётными?

Дети . Перелётные птицы летом живут у нас, вьют гнёзда, выводят птенцов, а с наступлением холодов улетают на всю зиму в жаркие страны, чтоб весной вернуться в родные края.

Логопед . А сейчас поиграем в игру «Доскажи словечко » и узнаем какие птицы прилетают весной.

1.В деревянный свой дворец

Прилетел весной …(скворец)

2.Песен звонких не жалей

Нам весною …(соловей).

3.Клином печальным в небесной дали

С криком печальным летят…(журавли)

4. Пёстры грудка, хвост, макушка

В лесу и в часах кукует..(кукушка).

5.С буквы «А»начинается

Имя птицы…(аиста).

6.По весне к нам с юга мчится

Чёрная как ворон птица.

Всех перелётных птиц черней,

Чистит пашню от червей,

Для деревьев наших врач,

Ест букашек разных…(Грач).

Логопед . Назовите, ребята, каких перелётных птиц вы знаете?(грач, соловей, кукушка, ласточка, дикие утки, скворцы…

Пальчиковая гимнастика «Перелётные птицы»

Тили-тели, тили-тели – (скрещивают большие пальцы, машут ладошками)

С юга птицы прилетели!

Прилетел к нам скворушка –(поочерёдно сгибают пальцы на обеих руках, начиная с мизинца левой руки)

Серенькое перышко.

Жаворонок, соловей

Торопитесь, кто скорей?

Цапля, лебедь, утка, стриж,

Аист, ласточка и чиж –

Все вернулись, прилетели ,(снова, скрестив большие пальцы, машут ладошками)

Песни звонкие зап е ли!( указательным и большим пальцем делают клюв – «птицы поют»)

Логопед . «4-лишний» -Какая птица лишняя?(Соловей, аист, кукушка, сорока)

Дети . Лишняя сорока – она зимующая птица.

Ворона, воробей, голубь, грач

Дети. Лишняя птица грач–это перелётная птица.

Логопед. Рассказ о птицах.(Грачи прилетают одними из первых на родину. Они не боятся холодов. И пока поля не освободились от снега, грачи ищут зерно и остатки пищи у жилья человека. Потом начинается строительство гнёзд. Грач приносит прутики, а грачиха строит гнездо. На одном дереве можно насчитать 15-20 гнёзд.)

Грач

Грач – птица большая. Она похожа на ворону. У неё большой толстый клюв. Грач прилетает к нам весной первый. Он поедает жуков, личинок, червей. Грач делает гнездо из тонких прутьев и соломы на верхушках деревьев.

Поиграем в игру «Почини предложение» ( подобрать нужный по смыслу предлог(из, в, к, над, на, по)

Грач вылетел (из) гнезда. Грач прилетел (в) гнездо. Грач подлетел (к) гнезду. Грач кружит (над) гнездом. Грач сел (на) ветку. Грач ходит (по)земле. Грач сидит (под)деревом.

2) Детки домик смастерили

И на дерево прибили.

Поселился в нём певец.

А зовут его?... (Скворец )

Скворец

Скворцы прилетают вслед за грачами. Птица небольшого размера, перья чёрного цвета с белыми пятнышками. Клюв мощный, на голове чёрный хохолок. Питается червями, гусеницами, бабочками. Они охраняют леса и сада от вредителей. Скворец живёт в скворечнике.( летом за долгий световой день оба родителя прилетают к гнезду до 300раз! Вот и представьте, сколько гусениц, жуков и червяков уничтожит одна пара скворцов.)

Игра « Подбери словечко»

Логопед.

- Как назвать скворца ласково ?(Скворушка )

- Кто у скворца птенец, птенцы?( Скворчонок, скворчата )

- Как называется их мама?( Скворчиха)

- Какой домик строят люди для скворцов весной ?(Скворечник)

Логопед .

3) Кто без нот и без свирели

Лучше всех выводит трели,

Кто же это…(соловей) Назовём соловья ласково(соловушка).

Соловей

Соловьи прилетают, когда деревья и кустарники одеваются листьями. Эта маленькая, серенькая птичка, очень красиво поёт. Его жилище – гнездо. Питается насекомыми и семечками. Прочитать. В народе есть примета : «Соловей всю ночь поёт – к хорошей погоде».

4) Длинноногий, длинношеий,

Длинноклювый, телом серый

А затылок, голый, красный

Бродит по болотам грязным,

Ловит в них лягушек, бестолковых попрыгушек.(Журавль)

Журавль крупная птица. У журавля длинная шея, длинный клюв, широкие крылья, длинные ноги. Журавли бывают серые и белые.

Образование родственных слов . Птенцы у журавля – журавлята, журавлёнок, мать журавлят – журавлиха, стая журавлей – журавлиная, ласково назовём - журавлик, журавушка.

Сюрпризный момент.(стук по стеклу, как птичка клювом)

Ребята, как- будто птичка клювом в окно постучала, да и кажется письмо принесла.

Голубь бросил к нам в оконце о кого-то письмецо.

Видно он заторопился, очень быстро удалился,

Почты много набралось, он не всю её разнёс.

Что ж вам прочитаю, от кого оно узнаю.

«Здравствуйте, мои маленькие друзья!

Хочу услышать рассказ о птичке, которая весной возвращается к вам из тёплых стран.

А пока высылаю ребус с фотографией этой птички.

(Ла 100 чка).

Ласточки и стрижи прилетают позже других птиц, ведь им нужно, чтобы появилось достаточно много летающих насекомых.

Логопед . Давайте попробуем составить рассказ по картинкам о ласточке. (Дети переворачивают подснежники и составляют предложения).

Ласточка – красивая перелётная птица.

У ласточки головка чёрненькая, грудка беленькая с красно-синим гастуком. Хвост и крылья длинные, острые.

Живёт ласточка в гнезде под крышей дома. Строит гнездо из веточек, травинок, глины.

Враг ласточки – кошка. Ласточки дружно защищаются от врагов.

Питается ласточка насекомыми: гусеницами, комарами, червячками, жучками.

Ласточка красиво поёт. Своим звонким, весёлым щебетаньем она радует людей.

Игра «Птицы улетели».

Ласточка – ласточки – нет ласточек

Журавль – журавли – нет журавлей.

Скворец – скворцы – нет скворцов.

Соловей – соловьи – нет соловьёв

Жаворонок – жаворонки – нет жаворонков

Лексико-грамматическая игра «Скажи наоборот»

К ороткий хвост – длинный хвост

Чёрный клюв – белый клюв

Тонкая шея – толстая шея

Острый клюв – тупой клюв

- Впиши буквы в фигурки в соответствии с образцом. Прочитай название птиц и соедини с образцом. (на парте).

Индивидуально(собрать разрезные картинки перелётных птиц)

-Упражнение «Закончи предложение »

Мне очень понравились все ваши рассказы и стихи. Но остались ещё некоторые вопросы. Попробуем ответить на них ответить на них.

Весной птицы строят гнёзда, потому что…(дети повторяют фразу и договаривают её до конца) они выводят в них птенцов.

Первыми улетают на юг птицы, которые питаются насекомыми, потому что… насекомые прячутся и им нечем питаться.

Осенью последними улетают лебеди, утки и гуси, потому что…водоёмы долго не замерзают и дают им пищу.

Все люди любят слушать соловья, потому что … он замечательно поёт.

Гусеницы не могут уничтожить урожай, потому что … птицы их уничтожают.

Кукушка не высиживает своих птенцов, потому что…(она не вьёт себе гнезда).

Птиц нужно любить и охранять, потому что… они приносят большую пользу(украшают нашу природу, замечательно поют и т.д.)

Логопед . А теперь наша театральная страничка «Встречи в весеннем лесу»

Аист и лягушка

Поспорила лягушка с аистом, кто красивее.

- Я! – Посмотри, какие у меня красивые ноги!

-Зато у меня их четыре, а у тебя только две!

-Да, у меня только две ноги, но они длинные!

- А я квакать умею, а ты нет!

- А я летаю, а ты только прыгаешь!

- Летаешь, а нырять не можешь!

- А у меня есть клюв!

- Подумаешь, клюв! На что он нужен?

- А вот на что!

(рассердился аист и проглотил Лягушку).

Не зря говорят, что аисты глотают лягушек, чтобы понапрасну с ними не спорить.

(С.Михалков).

Чья проталина

(Под музыкальное сопровождение выходят сорока, грач, жаворонок)

Сорока: Тра-та-та! Никак проталина? Моя, моя! Моя проталина, раз я первая её увидела!

Грач : Здрасьте, уже явилась! И прямо на мою проталину! Некрасиво!

Сорока: Это почему же она твоя? Я первая её увидела!

Грач: Ты увидела, а я к ней издалека летел! Тёплые страны покинул. Где проталина – там и мы, грачи! Моя проталина!

Жаворонок: А я родился на ней!

Логопед : Не ссорьтесь друзья, проталина, как проталина. А зачем она вам?

Сорока. А семена? А ростки зелёные?

Грач . Посидеть, походить, размяться! Носом в земле порыться.

Жаворонок. А петь-то над проталиной как хорошо! Сколько в поле проталин, столько и жаворонков над ними и все поют! Нет ничего лучше нашей проталины!

Логопед: А что вы тогда спорите, раз она ваша? Жаворонок хочет петь – пусть поёт, грач хочет ходить – пусть ходит.

Итог занятия:

Ребята, скажите, пожалуйста, о каких птицах сегодня мы говорили на занятии?

Что вам понравилось на нашем занятии?

Цель: Закрепить знания о перелетных птицах.

Задачи:

образовательные

  • уточнение и расширение словаря по теме «Перелётные птицы»;
  • закрепление в речи названий перелетных птиц;
  • Подбор прилагательных к существительным, согласование в роде;
  • Подбор глаголов к существительным, согласование в роде и числе;
  • закрепление навыков звукослогового анализа;
  • закрепление обобщающего понятия "Перелётные птицы";

развивающие:

  • развитие навыков синтеза слов из слогов;
  • развитие связной речи детей: умение составлять рассказ по опорным схемам;
  • развитие общей и мелкой моторики, координирование речи и движений;
  • развитие наглядно - образного восприятия;

воспитательные:

  • воспитание умения взаимодействовать друг с другом;
  • воспитание бережного отношения к природе родного края, птицам.

Содержание занятия:

I .Организационный момент.

Здравствуй, сегодня у нас урок логопедии. Посмотрите на наших гостей, поздоровайтесь с ними, поздоровайтесь друг с другом:

Здравствуй, здравствуй,

Не зевай и ладошки мне давай (берут друг друга за руки)

Вместе с солнцем мы встаем (поднимают руки вверх)

Вместе с птицами поём (взмахи руками - крыльями)

С добрым утром! (ритмичные хлопки)

С ясным днём! (шаги на месте)

Вот как славно мы живем! (показать большие пальцы обеих рук).

II .Введение в тему. Ребята, какой у нас год?2017. А каким годом он объявлен Указом президента России?

2017 год объявлен в России — годом экологии.

ЭКОЛО́ГИЯ - наука о том, что нас окружает (леса, реки, горы, животные, птицы) и как мы должны к ним относится. Мы сегодня постараемся больше узнать о представителях окружающей нас среды.

III .Основная часть.

  1. Сообщение темы и целей занятия.

Послушайте загадку:

Наступает до лета,

Приносит много света,

Под снегом воду

Отпускает на свободу(весна).

Логопед: Какие приметы весны вы знаете?

(картинки с приметами - на слайде)

Ученики : Солнце ярче светит, становится теплее, тает снег, появляются проталины, на реках ломается лед, на деревьях распускаются почки, появляются первые цветы, просыпаются дикие животные леса.

Логопед: Какие звуки мы слышим весной? (аудиофайлы с журчанием ручья, голосами птиц).

Логопед: Какие звуки понравились вам больше всего?

Ученики : Голоса птиц.

Логопед : Ребята, еще одна примета весны - прилет птиц из жарких стран.

Сегодня мы с вами поговорим о перелетных птицах, постараемся больше узнать о них. У вас на столах есть картинки птиц: в конце занятия вы покажете мне одну из картинок. Если вам занятие понравилось, вы узнали что - то новое - покажете радостную птичку, если вам было неинтересно, у вас что - то не получилось - покажете грустную птицу. Начнем наше занятие.

Логопед: Как мы уже отметили, весной к нам возвращаются птицы из теплых краев, чтобы вывести здесь птенцов. Ребята! Как вы думаете, почему их назвали перелётными? (ответы учеников).

  1. Уточнение и расширение словаря.

Давайте посмотрим на слайд и проверим, каких перелетных птиц вы знаете, а каких нет.

На слайдах изображения птиц- скворец, ласточка, жаворонок, журавль, кукушка, лебедь, гусь, утки.

  1. Слоговой анализ.

Логопед: Я думаю, этих птиц вы видели чаще других. Ой, ребята, беда!

Подул шаловливый весенний ветерок и разбросал слоги в названиях некоторых птиц, нужно это исправить, собрать из слогов слова (на слайде).

  1. Звукослоговой анализ.

А вот эти птицы вас знакомы? (иволга, чибис, цапля, аист, зяблик, малиновка, стриж, соловей). Выберите одну птицу и сделаем звуковой анализ названия этой птицы.

5. Игра «Четвертый лишний». На карточках изображения четырех птиц, одна из них лишняя. Ученики должны назвать одну птицу и объяснить, почему она лишняя.

6.Дидактическая игра - подобрать признаки к словам - названиям птиц.

Логопед: Мы с вами посмотрели много картинок птиц и теперь вы сами расскажете о птицах - какие они?

Например, зяблик (какой?) - стройный, нарядный, певчий.

Иволга (какая?) -желтая, яркая, красочная

Лебедь (какой?) - белый, крупный, благородный

Грач(какой?) - черный, важный, с блестящими крыльями

Соловей (какой?) - маленький, незаметный, голосистый .

Кукушка (какая?) - пестрая, хитрая, коварная.

7.Дидактическая игра «Сложные слова».

Логопед: Ребята, если у цапли острый клюв, то это … (остроклювая цапля).

Если у журавля длинные ноги, то это … (длинноногий журавль).

Если у ласточки быстрые крылья, то это … (быстрокрылая ласточка).

Если у соловья звонкий голос, то это … (звонкоголосый соловей)

Физкультминутка «Лебеди».

Лебеди летят, крыльями машут,

Прогнулись над водой,

Качают головой.

Прямо, гордо умеют держаться

И бесшумно на воду садятся.

Взмахи руками;

Наклон вперед, руки в стороны,

Медленно поворачиваем голову вправо - влево

Выпрямить туловище, прогнуть спину, руки отвести назад;

Сесть на места.

8.Логопед: Давайте продолжим нашу игру и нам нужно к каждой птице подобрать слова-действия.

Ласточка (что делает?) -летает, щебечет, ловит мошек.

Лебедь (что делает?) - плавает, машет крыльями, летает.

Цапля (что делает?) - стоит на одной ноге, ходит, ест лягушек.

Мухоловка (что делает?) - сидит на ветке, летает, ловит мух.

Кукушка - летает, откладывает свои яйца в чужие гнёзда.

9. Дидактическая игра «Кто как голос подает».

Логопед : Ребята, мы знаем, что многие птицы очень красиво поют. Но голоса разных птиц звучат по- разному. Давайте вместе разберемся в этом.

На доске - картинка с изображением птицы, у логопеда на столе - карточки со словами. После прослушивания голосов птиц, подобрать карточку и прикрепить к изображению птицы.

Пальчиковая гимнастика «Здравствуй, солнце золотое».

Запись предложений в тетрадь.

Кукушка - кукует, ласточка - щебечет, скворец - поет,

журавль - курлыкает, утка - крякает, гусь - гогочет.

10. Игра «Кто чем питается?».

Логопед: Ребята! Вы любите птиц? За что вы любите птиц?

Ответы учеников: За то, что они красивые. За пение.

11.Логопед: Знаете ли вы, какую пользу нам приносят птицы? Чем питаются птицы? (ответы учеников).

— Молодцы! А теперь мы с вами поиграем в игру «Кто чем питается?». Вам помогут картинки. Я буду называть птицу, а вы должны полным предложением сказать, чем они питаются.

Грач питается червяком, журавль питается рыбой, скворец питается жуками, ласточка питается комарами, кукушка — гусеницами, мухоловка питается мухами.

Логопед: — Молодцы! Знаете, чем питаются наши птицы! Они приносят нам огромную пользу, защищают наши леса, сады от вредителей. Как же мы с вами должны относиться к нашим пернатым друзьям? (ответы учеников).

Мы должны сделать для них скворечники, не разорять птичьи гнёзда, не бросать в них камнями.

Логопед : Международный день птиц отмечают ежегодно 1 апреля с 1906 года, когда была подписана «Международная конвенция об охране птиц».

Праздник Жаворонки Старинный славянский праздник Жаворонки празднуют 22 марта - в день весеннего равноденствия. Считалось, что в этот день возвращаются на родину жаворонки , а за ними летят и другие перелетные птицы. По прилету жаворонков определяли, когда можно пахать и начинать прочие весенние работы.

12. Развитие связной речи.

Логопед: Мы многое узнали о перелетных птицах. Попробуйте рассказать об одной из перелетных птиц. Вам помогут картинки на таблице и опорные слова на слайде.

1.Серый журавль - улетает в августе.2. Прилетает в марте или апреле. 3.Живет в болотистых лесах. 4.Питается ягодами, насекомыми и их личинками. 5.В нашей стране серый журавль охраняется в десятках заповедников и национальных парков, в том числе и в Белозерском заказнике Гафурийского района.

Итог занятия.

Я думаю, вы многое узнали сегодня о птицах, и будете бережно относится к ним не только в год экологии, но и всегда.

Рефлексия. Оцените свое настроение при помощи картинок птиц.

Задание на самоподготовку: раскраски с перелетными птицами.

Разделы: Логопедия

Этап: Автоматизация звуков в словах, в предложениях, в связной устной речи.

Цели:

образовательные:

  • Учить детей отгадывать загадки. Понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки.
  • Читать слова и предложения.
  • Учить образовывать родственные слова.
  • Учить согласованию числительных с существительным.
  • Учить образовывать притяжательные прилагательные.
  • Продолжать учить проводить звуко-слоговой анализ слов.

коррекционные:

  • Развивать внимание.
  • Развивать логическое мышление, устанавливать причинно-следственные связи между событиями.
  • Развивать мелкую моторику рук.

воспитательные:

  • Воспитывать умение понимать учебную задачу и разрешать её самостоятельно.
  • Формировать навык самоконтроля и самооценки.

Оборудование: Пластмассовая «синяя птица», предметные картинки, репродукция картины А.К. Саврасова «Грачи прилетели», карточки-схемы слов, карточка со словом грачевник, мяч, карточка-план описания птицы.

План:

  1. Орг. момент.
  2. Проверка домашнего задания. Загадывание загадок детьми. Тема занятия.
  3. Перелётные птицы.
  4. Чтение логопедом рассказа «Грачи открыли весну» В. Бианки из «Лесной газеты» на фоне картины А.К. Саврасова «Грачи прилетели» без установки на запоминание и пересказ.
  5. Физминутка.
  6. Повторное чтение логопедом рассказа «Грачи открыли весну» с установкой на запоминание и пересказ.
  7. Пересказ по цепочке по составленному плану, чётко произнося звуки «Р» и «Рь».
  8. Итог занятия.
  9. Домашнее задание.

Ход занятия

I. Орг. момент.

Логопед: Здравствуйте, ребята! Определите, пожалуйста, 3-й звук в слове здравствуйте и 1-й звук в слове ребята.

Ученики: В слове здравствуйте 3-й звук «Р». В слове ребята 1-й звук «Рь».

Логопед: Сегодня на занятии мы будем отгадывать загадки, закреплять звуки «Р» и «Рь».

II. Отгадывание загадок. Тема занятия.

1. А вот о чём ещё мы будем говорить вы узнаете, если отгадаете загадки.

1-й ученик загадывает загадку, чётко произнося звуки «Р» и «Рь» (проверка домашнего задания):

Светает рано по утрам,
Проталины и тут, и там.
Ручей шумит, как водопад.
Скворцы к скворечнику летят.
Звенят под крышами капели.
Медведь с еловой встал постели.
Всех солнышко тепло ласкает.
Кто это время года знает?

Ученики: Это время года – весна.

2-й ученик загадывает загадку, чётко произнося звуки «Р» и «Рь» (проверка домашнего задания):

Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку:
Длинный клюв и два крыла…
Прилетит – плохи дела!
А кого паук боится?
Угадали? Это …

Ученики: Это птица.

Логопед: Сегодня на занятии мы будем говорить о весне и о птицах.

2. К нам прилетела «синяя птица удачи». Существует поверие, что если поймаешь её, то тебе во всём будет сопутствовать удача. Назовите, пожалуйста, части тела птицы.

Ученики: У птицы есть: голова, туловище, хвост, крылья, глаза, клюв, перья, лапки, когти.

Логопед: Как называется детёныш птицы?

Ученик: Детёныш птицы называется птенец.

3. Игра «Большой – маленький» с перекидыванием мяча.

Голова – головка, глаза – глазки, клюв – клювик, перо – пёрышко, хвост – хвостик, крылья – крылышки, лапы – лапки.

III. Перелётные птицы.

1. Беседа с опорой на вопросы логопеда.

Логопед: Что делают птицы весной? Все ли птицы весной возвращаются к нам из тёплых краёв? Как называют птиц, которые весной возвращаются к нам из тёплых краёв? Назовите перелётных птиц, которых вы знаете (по цепочке).

Логопед выставляет картинки птиц, которых называют ученики (если таковые имеются). Затем логопед добавляет ещё несколько картинок, называя их, в том числе и «воробья».



2. Игра: «Кто лишний?»

Логопед: Уберите лишнюю картинку и объясните, почему вы считаете, что она лишняя?

Ученики: Лишний воробей, потому что он не перелётная, а зимующая птица.

Логопед: Верно, молодцы! А теперь, пожалуйста, выберите картинки птиц, в названии которых есть звук «Р» или «Рь».

Ученики выбирают картинки, на которых изображены: скворец трясогузка, грач, жаворонок.

Логопед: Верно, молодцы! Итак, они прилетают к нам весной. Давайте покажем, как они летели.

3. Упражнение для мелкой моторики рук: «Птички»

Птички полетели («Птички» – ладони к себе, перекрестив большие пальцы),
Крыльями махали (махи ладонями).
На деревья сели («Деревья» – ладони с широко расставленными пальцами),
Вместе отдыхали. («Птички»)

4. Логопед: Сейчас ребята вам загадают загадки , а вы попробуйте их отгадать, только выслушайте до конца (проверка домашнего задания):

3-й ученик загадывает загадку, чётко произнося звук «Р»:

Чёрный,
проворный,
кричит «крак» –
червякам враг.

4-й ученик загадывает загадку, чётко произнося звук «Р»:

Ты его узнаешь сразу:
белоклювый, черноглазый,
Он за плугом важно ходит,
червяков, жуков находит.
Верный страж и друг полей,
первый вестник тёплых дней.

Ученики: Эти загадки про грача.

Логопед: В загадке описывается грач. Какой он?

Ученики: Грач белоклювый, черноглазый.

Логопед: Если сравнить по размеру воробья, грача и цаплю, грач какой?

Ученики: Грач мельче цапли, но крупнее воробья.

5. Образование притяжательных прилагательных.

Логопед: У грача чья голова? хвост? крыло? перья? клюв?

Ученики (по цепочке с перекидыванием мяча): У грача грачиная голова. У грача грачиный хвост. У грача грачиное крыло. У грача грачиные перья. У грача грачиный клюв.

Логопед: Подберите, пожалуйста, схему слова грач и объясните, почему вы её выбрали.

На выбор предлагается несколько звуковых схем:

Ученики: К слову грач подходит вторая схема, потому что в этом слове один слог, четыре звука: Г – твёрдый звонкий согласный звук, Р – твёрдый звонкий согласный звук, А – гласный звук, Ч – мягкий глухой согласный звук.

Логопед: Правильно.

6. Образование родственных слов от слова грач:

  • Птенец (птенцы) грача – грачонок, грачата
  • Их мать – грачиха
  • Их гнёзда – грачиные
  • Скопление гнёзд – грачевник (Выставляется карточка со словом грачевник)

7. Согласование числительного с существительным.

Логопед: Перед вами картина А.К. Саврасова «Грачи прилетели». Попробуйте сосчитать сколько грачей вы видите.

Ученики: Один грач, два грача, три грача, четыре грача, пять грачей, шесть грачей, семь грачей, восемь грачей, девять грачей, десять грачей. …

Логопед: Достаточно. Одним словом скажем – много грачей прилетело.

IV. Чтение логопедом рассказа «Грачи открыли весну»

на фоне картины А.К. Саврасова «Грачи прилетели» без установки на запоминание и пересказ.

Грачи – перелётные птицы, но зимуют они не в жарких странах, а недалеко от родных мест, потому что не боятся морозов. От холода их защищает плотное оперение. Перелетают они в поисках корма.
И возвращаются грачи с зимовки первыми, едва начинает таять снег. С громкими и радостными оглушительными криками «гра-гра-гра» грачи осматривают старые гнёзда, ремонтируют их и вьют новые по несколько гнёзд на одном дереве.
Свои грачевники они устраивают в парках, рощах, скверах, застраивая все вершины деревьев.
Грачи – самые дружные и общительные птицы. Вместе они строят гнёзда, сообща защищают свои жилища от врагов, будь то кот или крупная хищная птица. Грачи всей стаей с громкими криками налетают на врага, клюют и щиплют его до тех пор, пока не обратят его в позорное бегство.
Грачи умны и понятливы, хорошо подражают разным звукам, пению других птиц, голосам некоторых зверей.
Они очень полезны человеку, так как уничтожают вредителей растений на полях и огородах, в лесах и садах.
Грачи поедают жуков, личинок, истребляют полевых мышей.

Беседа по содержанию.

  • Где зимуют грачи?
  • Какие птицы возвращаются первыми весной?
  • Когда возвращаются грачи?
  • Как грачи вьют гнёзда?
  • Как грачи устраивают свои грачевники?
  • Как грачи защищают свои жилища?
  • Чем питаются грачи?
  • Какую пользу приносят грачи?

V. Физминутка.

Руки подняли и помахали –
Это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они сядут – покажем,
Крылья сложили назад.

VI. Повторное чтение логопедом рассказа «Грачи открыли весну» с установкой на запоминание и пересказ.

VII. Пересказ по цепочке по составленному плану, чётко произнося звуки «Р» и «Рь».

  • Как зимуют грачи?
  • Где и как строят жилища?
  • Как ведут себя грачи в грачевнике?
  • Чем питаются грачи?
  • Какую пользу приносят грачи?

VIII. Итог занятия.

IX. Домашнее задание.

Пересказать родителям рассказ «Грачи открыли весну», чётко произнося звуки «Р» и «Рь».

Использованная литература:

  1. В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко Развитие связной речи. Фронтальные логопедические занятия по лексико-семантической теме «Весна» в подготовительной к школе группе. М., 2003.

Конспект итогового логопедического занятия по формированию грамматического строя речи на тему «Перелетные птицы»

Коррекционно-образовательные цели:

— закрепить представление о перелетных птицах, их внешнем виде, образе жизни, части тела, умение обобщать;

— продолжать расширять и активизировать словарь по теме (перелетные птицы, грач, грачиха, скворец, скворчиха, кукушка, лебедь, журавль, журавлиха, ласточка, жук, гусеница;

— пассивный словарь: проворный, примостилась, касаточка;

— продолжать совершенствовать грамматический строй речи(образование существительных с суффиксами -ат, -ят);

Образование множественного числа существительных в именительном падеже;

Коррекционно — развивающие цели:

— продолжать развивать речевую активность, связную и диалогическую речь; слуховое и зрительное внимание, восприятие, мышление, артикуляционную и общую моторику;

Коррекционно-воспитательные цели:

— продолжать формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, инициативность, воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование : предметные картинки перелетных птиц, магнитофон, мольберт, указка, волшебная палочка.

Предварительная работа:

Чтение стихотворений, рассказов о перелетных птицах,

— разучивание пальчиковой игры « Ласточка»;

— загадывание загадок;

— рассматривание картинок;

(дети сидят полукругом)

— Ребята сегодня у нас необычное занятие, сказочное и полное разных, чудес. Чудеса поможет совершить вот эта волшебная палочка. Стоит взмахнуть ею, сказать волшебное слово и произойдет чудо. Вы хотите увидеть чудо? Тогда все закройте глаза и считайте со мной до трех. 1-2-3 — чудо произойди! (Включается запись со звуками леса, пением птиц).

— Ну, что чудо произошло? — Да!

— Ребята, мы с вами попали в сказочный лес! Послушайте, кто же это так поют?

— Это птицы!

Если снег повсюду тает, День становится длинней.

Если все зазеленело,

И в полях звенит ручей. Если солнце ярче светит. Если птицам не до сна, Если стал теплее ветер, Значит, к нам пришла… (весна).

— Да, с приходом весны все оживает вокруг. Зеленеет первая травка, солнце светит ярче и теплее, весело звенят ручьи, звонко заливаются птицы. Домой возвращаются перелетные птицы, улетавшие на зиму в теплые края. А какие птицы прилетели? Вы их узнаете, отгадав загадки. Слушайте внимательно.

Черный, проворный, Кричит: «Крак!» Червякам враг.

На шесте дворец, Во дворце певец, А зовут его…

(скворец).

По поднебесью веревка протянулась.

(Журавль).

Не ворона, не синица,- Как зовется эта птица? Примостилась на суку, Раздалось в лесу «ку-ку».

(Кукушка).

— Молодцы! (выставляю на наборное полотно птиц).

— А как, этих птиц можно назвать одним словом?

— Каких еще перелетных птиц вы знаете?

— Почему они называются перелетными?

— Молодцы! А теперь мы с вами поиграем в игру «Чем мы угостим?». Я буду называть птицу, а вы должны сказать, чем они питаются.

— Грача — червяком, журавля — рыбой, скворца — жуком, ласточку — комаром, кукушку — гусеницей.

— Молодцы! Знаете, чем питаются наши птицы!

А теперь встали возле своих стульчиков, поиграем с нашими пальчиками. (Проводится пальчиковая гимнастика «Ласточка»).

Ласточка, ласточка,

Милая касаточка,

Ты где была,

Ты с чем пришла?

За морем бывала,

Весну добывала.

Несу, несу

Весну — красну.

— Поиграем еще в одну игру, это игра называется «Назови сколько птенцов?»

Я вам показываю картинку, где нарисована взрослая птица и ее птенцы, а вы должны сказать, как эта птица называется и сколько с ней птенцов.

— У кукушки один кукушонок.

— У скворчихи два скворчонка.

— У грачихи три грачонка.

— У журавлихи четыре журавленка.

— У лебедя пять лебедят.

— Молодцы! Следующая игра называется « Чего не хватает?» Вы должны отгадать чего не хватает у птицы.

— У птицы не хватает клюва и т.д.

— Молодцы ребята! Вы мне сегодня очень понравились. А что вам сегодня запомнилось больше всего?

— О чем мы сегодня с вами говорили?

— Почему они называются перелетными птицами?

— Молодцы! Вы знаете птенцов перелетных птиц, живущих в наших лесах, знаете, как называются взрослые птицы и ее птенчики, чем они питаются, можете определить из каких частей состоят птицы.

(Раздается стук. Сюрпризный момент — появляется скворец).

— Кто же это к нам в гости пришел, вы узнали его?

— Да, я скворец. Я пролетал мимо вашего детского сада и услышал, что вы так много знаете о нас перелетных птицах и мне это очень понравилось. Я за хорошие ваши познания хочу вручить вам подарки эти раскраски, в которых изображены птицы. Я вижу, вы любите природу и будете заботиться о нас.

Учитель-логопед

МАДОУ №12

г. Учалы, респ. Башкортостан

Загирова Альбина Шавкатовна

На данном занятии можно закреплять представления детей о перелетных птицах.

Закрепить название птиц, их внешние признаки, строение, питание, повадки, условия проживания.

Систематизировать знания детей о видах птиц, упражнять в классификации перелетных и зимующих птиц и выделении лишнего объекта.

Активизация словаря по теме.

Формирование грамматического строя речи.

Упражнять в образовании сложных прилагательных.

Развитие конструктивного праксиса в составлении разрезных картинок.

Развитие внимания, памяти, мышления.

Воспитывать у детей интерес к пернатым обитателям природы, бережное отношение к ним.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №147 «Улыбка» комбинированного вида»

в старшей группе детей с ОНР 5 - 6 лет

Тема: «Перелетные птицы. Весна.»

Место проведения: Группа «Сказка»

Дата: май 2012 года

Учитель – логопед: Афанасьева

Ольга Владимировна

Г. Чебоксары

2012 год

Конспект логопедического занятия

в старшей группе №3 «Сказка» детей с ОНР

МБДОУ «Детский сад» №147 «Улыбка» комбинированного вида»

города Чебоксары Чувашской Республики

Учителя-логопеда Афанасьевой Ольги Владимировны

Тема занятия: Перелетные птицы. Весна.

С использованием ИКТ Обучающей презентации.

Задачи:

Закреплять представления детей о перелетных птицах.

Закрепить название птиц, их внешние признаки, строение, питание, повадки, условия проживания.

Систематизировать знания детей о видах птиц, упражнять в классификации перелетных и зимующих птиц и выделении лишнего объекта.

Активизация словаря по теме.

Формирование грамматического строя речи.

Упражнять в образовании сложных прилагательных.

Развитие конструктивного праксиса в составлении разрезных картинок.

Развитие внимания, памяти, мышления.

Воспитывать у детей интерес к пернатым обитателям природы, бережное отношение к ним.

Оборудование: Обучающая презентация «Перелетные птицы», Презентация игры «Четвертый лишний», ноутбук, экран, проектор, картинки с изображением птиц, разрезные картинки.

Литература: Кузнецова Е.В., Тихонова Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет Москва 2007г.; Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. С-Петербург 2001г.; Вохринцева С.В. Окружающий мир. Птицы. Дидактический материал.

Интернет ресурсы: Картинки: yandex.ru; Звуки природы: viкi.rdf.ru

http://zvuki-tut.narod.ru/zaryanka_malinovka/

http://allsoundsaround.com/

Предшествующая работа: Знакомство детей с перелетными птицами на занятиях воспитателей, чтение художественной литературы по теме, загадывание загадок о птицах.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

1-4 слайды Наступила долгожданная, теплая, солнечная весна. Из теплых стран возвращаются перелетные птицы. Они тоже рады весне.

5-7 слайды Они летят стаями и кричат. Птицы торопятся, ведь за весну им надо успеть построить и отремонтировать свои дома, отложить яйца, высидеть их и вывести свое потомство – птенцов. А когда птенцы вылупятся из яиц, родители – птицы их будут выкармливать, учить летать. А осень снова соберутся в стаи и улетят зимовать в теплые страны.

Сегодня мы с вами продолжим разговор о перелетных птицах.

2. Беседа о птицах с демонстрацией презентации.

8-11 слайды Грач. Самые первые к нам прилетают черные грачи. Они первые вестники весны. Грачи крупные птицы, покрыты черными перьями. У них крупный, немного изогнутый клюв. Грачи строят гнезда на деревьях. Питаются насекомыми, семенами. Послушайте, как они кричат.

12-17 слайды Журавль. Журавль крупная птица. У журавля длинная шея, длинный клюв, широкие крылья, длинные ноги. Журавли бывают серые и белые. Послушайте, как кричит журавль, вытягивая свою длинную шею. Вот семья журавлей: папа, мама и их птенец. Посмотрите на гнездо журавля. Чье это гнездо? – Гнездо журавля.

18-21 слайды Аист. Он похож на журавля. Аист тоже крупная птица. Перья белого цвета, по краю крылья черные. Клюв – длинный, острый, красный. Крылья широкие, длинные, большого размаха. Хвост кроткий, широкий, Лапы длинные, тонкие, мощные. Питается аист лягушками, рыбой, насекомыми и растительной пищей. Посмотрите на гнездо аиста с птенцами. Послушайте, какие они издают звуки. Чье это гнездо? – Гнездо аиста.

22-25 слайды Цапля. Цапля крупная птица. Живет она у водоемов. У цапли крупное тело, длинные, мощный клюв, длинные ноги. Посмотрите, как она важно вышагивает по воде и послушайте как она кричит. Бывают цапли с белым и серым опереньем. Питается цапля лягушками, рыбой, насекомыми и растениями. Цапля может подолгу стоять, и даже спать на одной ноге. Давайте попробуем постоять как цапля.

Упражнение статистическое «Цапля».

Дети стоят на одной ноге, согнув вторую в колене, руки на поясе. Затем меняют ногу.

26-31 слайды Лебедь. Это гордая, грациозная птица средних размеров. У лебедя длинная изогнутая шея. Клюв плоский и сильный. Лебеди бывают белого и черного цвета. Лапки у лебедя короткие, с перепонками. Лебедь водоплавающая птица, живет на озерах, прудах и реках. Питается рыбой, водорослями и мелкими рачками.

32-37 слайды Скворец. Птица небольшого размера. Перья черного цвета с фиолетовым отливом и белыми крапинками. Клюв скворца мощный. На голове черный хохолок. Скворец живет в скворечнике. Питается скворец жуками, гусеницами, бабочками и другими насекомыми.

38-40 слайды Соловей. Соловей маленькая, серенькая, неприметная птичка. Но поет соловей прекрасно, заслушаешься. Послушайте песню соловья. Соловей живет в гнезде. Питается насекомыми.

41-44 слайды Кукушка. Кукушка небольшая серенькая, пестренькая птичка. Живет кукушка поодиночке. Свои яйца подкидывает в чужие гнезда. И кукушат выкармливают другие птицы. Послушайте, как кукует кукушка.

45-50 слайды Щегол. Щегол пестренькая, маленькая птичка. На головке красные, белые и черные пятнышки. Грудка светлая, спинка коричневая. На крыльях черные и желтые перышки. Питается щегол насекомыми. Послушаете, как поет щегол. Щегол живет в гнезде.

51-55 слайды Ласточка. Ласточка маленькая птичка. Прилетают ласточки самые последние, когда становится тепло и появляется насекомые. Спинка, крылья, головка покрыта темными перьями, на животе белые перышки. Хвост у ласточки длинный, раздвоенный. Голос негромкий, послушайте, как ласточки кричат. Ласточки бывают городские, деревенские и береговые. Живет ласточка в гнезде. Большую часть времени ласточки летают в воздухе, в погоне за добычей. Ловит комаров, мошек, мух, мелких насекомых.

56-59 слайды Стриж. Маленькая птичка похожа на ласточку. Оперенье у стрижа серенькое. Хвост короче, чем у ласточки, тоже раздвоенный. Питаются стрижи насекомыми. Послушайте, как поют стрижи.

60-63слайды Жаворонок. Маленькая серенькая птичка. Летает жаворонок высоко. Трели жаворонка можно услышать рано утром. Послушайте, как поет жаворонок.

3. Физкультминутка.

Подвижная игра «Ласточки летели» Координация речи с движением.

4. Игра «Какой? Какая?» Образование сложных прилагательных.

Ребята мыс вами познакомились с перелетными птицами. Они очень красивые и разные. Скажите, как можно назвать аиста, если у него длинный клюв.

Аист какой? – Длинноклювый.

У Аиста красный клюв – красноклювый.

У Грача черные глаза – черноглазый.

У Лебедя длинная шея – длинношеий.

У журавля широкие крылья – ширококрылый.

У Цапли длинные ноги – длинноногая.

У Лебедя короткие лапы – коротколапый.

5. Игра «Перелетная или зимующая»

На столе разложены картинки с изображением разных птиц. Детям предлагается выбрать только перелетных птиц. Затем детям предлагается превратиться в выбранных птиц и полетать. Подвижная пауза.

6. Физкультминутка.

Птички прыгают, летают. Дети прыгают,

Крошки птички собирают. «клюют»,

Перышки почистили, изображают,

Клювики почистили.

Птички летают, поют, машут руками,

Зернышки клюют. Приседают и клюют.

7. Игра «Четвертый лишний?» Презентация.

На слайдах демонстрируются изображение разных птиц, а дети выбирают лишний объект и словесно обосновывают свой выбор.

Голубь , ласточка, скворец, кукушка. Кто лишний? – голубь, так как он зимующая птица.

Ворона, воробей, голубь, скворец .

Соловей, жаворонок, воробей , ласточка.

Сорока, грач , снегирь, синица.

Лебедь, цапля, голубь , аист.

8. Игра «Собери разрезную картинку»

Каждому ребенку даются конверты с разрезными картинками с изображением птиц. По ходу выполнения задания с детьми закрепляется названия птиц.

9. Итог занятия.

О ком мы сегодня с вами говорили? Какие птицы прилетают к нам весной из теплых стран? Птицы приносят большую пользу в природе. Они поедают вредных насекомых. Поэтому птиц нужно беречь. Зимой мы птиц подкармливали. А летом птицы сами могут находить себе корм. Птиц нельзя пугать, обижать, и нельзя разорять гнезда.