Организация: МБДОУ центр развития ребенка – детский сад № 34

Населенный пункт: Приморский край, г. Владивосток

Во время занятия динамично задействовано все пространство групповой комнаты.

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Время занятия: 30 минут.

Цель: Расширять и уточнять представления о живой природе. Учить наблюдать, развивать любознательность.

Задачи по образовательным областям:

Познавательное развитие:

Расширить и закрепить представления детей о перелетных птицах;

Способствовать самостоятельному использованию действий эксперементального характера, для выявления скрытых свойств;

Воспитывать доброе отношение ко всему живому в природе, чувство ответственности за судьбу птиц, вызвать желание заботиться о них.

Речевое развитие:

Совершенствовать навыки вопросно-ответной беседы;

Упражнять детей в образовании уменьшительно-ласкательных слов;

Активизировать словарь: зимующие, перелетные.

Художественно-эстетическое развитие:

Упражнять в раскрашивании, не выходя за контур.

Оборудование:

Иллюстрации перелетных и зимующих птиц; аудиозапись с пением птиц; мяч резиновый средний; 1 большой магнит; магниты по количеству детей; скрепки большие; раскраски с изображением птиц на каждого ребенка; семена подсолнечника, тыквы, гороха, мелкие игрушки, пробки; 2 контейнера; 4 миски; 2 условных знака на подставках; перья птиц.

Ход занятия:

Дети находятся в группе с воспитателем.

Организационный момент: (1 мин)

Проводится вводная малоподвижная хороводная игра «Маланья». По ходу игры все дети становятся в круг.

I. Введение в игровую ситуацию. (1мин)

Ребята, посмотрите, что я нашла сегодня утром, когда шла в садик

(демонстрирую детям перья различных птиц).

Дети: - Перья.

Ребята, а чьи это перья?

Дети:- Птичьи.

Верно. И мы сегодня поговорим о птицах, которые остаются с нами зимой, и вспомним тех, которые улетели.

Предлагаю сесть на стульчики.

II.Актуализация знаний. (8 мин)

А как вы думаете, зачем птицам перья?

Ответы детей.

Где же можно встретить птиц?

Ответы 2-3 детей. (Обобщаю ответы - повсюду)

Расскажите, где живут птицы?

Ответы 2-3 детей. (Обобщаю ответы - строят гнезда)

Кто скажет, чем похожи птицы?

Ответы 2-3 детей. (Обобщаю ответы - умеют летать, есть крылья)

Уже завтра наступит зима, и многие птицы улетели в теплые края. Эти птицы называются….

Ответы детей. (Обобщаю ответы - перелетные). Закрепить в речи детей - повторить 2 раза.

Ребята, а птицы, которые остаются зимовать в наших краях, как называются?

Ответы детей. (Обобщаю ответы - зимующие), повторить 2 раза.

Посмотрите, сколько птиц к нам прилетело (обращаю внимание на доску, где расположены картинки с птицами).

Вместе с детьми переходим ближе к доске. Дети рассматривают некоторое время картинки.

Каких из них вы знаете, назовите.

Ответы детей.

Птиц много. Ветерок случайно перепутал картинки всех птиц, давайте разберемся, какие из них перелетные, а какие зимующие.

Ставлю на пол два условных знака на держателях. Обговариваем каждый знак.

Ребята, посмотрите, что обозначает этот знак (на картинке №1 изображены силуэты птиц, летящих клином).

Дети: - Перелетные птицы.

Ребята, посмотрите, что обозначает этот знак (на картинке № 2 изображена кормушка для птиц).

Дети: - Зимующие птицы.

Молодцы, правильно догадались.

Давайте построимся в 2 команды. Зимующие и перелетные птицы. Возьмите все по одной картинке, внимательно рассмотрите ее и подумайте, какая у вас птица и решите к какому знаку вам нужно подойти.

Дети называют птицу на своей картинке и переходят к соответствующему знаку.

Например:

Ребенок: - У меня на картинке нарисована Ворона, это зимующая птица, я встану возле знака с кормушкой….. и т.д.

Все дети становятся возле знаков.

Молодцы! Вы правильно разделили птиц на зимующих и перелетных.

Положите картинки возле знаков. (Фото № 2)

Почему же птицы улетают на юг, как вы думаете?

Ответы детей. (Обобщаю ответы - холодно, нет пищи)

III Затруднение ситуации (1 мин)

Птиц ждет нелегкий путь на юг, но весной они возвратятся назад. Интересно, а как птицы находят дорогу на юг и обратно?

Ответы детей.

Оказывается, они ориентируются днем по солнцу, а ночью по звездам и луне. А еще, ученые установили, что птицы чувствуют магнитные поля, которые окружают Землю. Хотите узнать, как это происходит?

IV Введение нового (1 мин)

Вместе с детьми передвигаемся к столу, на котором лежат магниты в коробочке и скрепки, рассыпанные по столу.

Наша планета Земля – это огромный природный магнит. А магнит умеет притягивать.

У меня есть магнит. (Показываю детям).

Представим, что наш магнит - это Земля. А скрепки - птицы. Как вы думаете, что будет со скрепками, если поднести к ним магнит?

Дети предлагают разные варианты действия магнита.

Давайте попробуем.

V Включение нового знания в систему знаний (10 мин)

Опыт с магнитом. Дети проверяют действие магнита. Объясняют увиденное.

Видите, как скрепки тянутся к магниту. Так происходит действие магнитных сил Земли. Земля притягивает к себе птиц. (Фото № 1)

А сейчас поиграем? Я буду называть птиц. Если вы услышите название перелетной птицы – машите руками, если я назову зимующую птицу – присядьте.

Здорово! Молодцы! Садитесь на стульчики.

Поиграем?

Дидактическая игра «назови ласково».

Я буду бросать вам мяч, и называть птицу, а вы возвращайте мне мяч и называйте эту птицу ласково.

Воробей. Дети: - Воробышек.

Синица. Дети: - Синичка.

Галка. Дети: - Галчонок, галочка.

Журавль. Дети: - Журавушка. И т.д.

Молодцы!

А сейчас давайте сравним человека, животных и птиц.

У человека дети, а у птиц? Дети: - Птенцы.

У кошки шерсть, а у птиц? Дети: -Перья.

У собаки нос, а у птиц? Дети: - Клюв.

У человека руки, а у птиц? Дети: - Крылья.

Заяц бегает, а птицы? Дети: - Летают.

Корова мычит, а птицы?…..

Дети произносят разные звуки.

Какие звуки вы услышали?

Ребята, оказывается, что разные птицы произносят звуки по-разному. Вот, например:

Гуси – гогочут.

Воробей?

Ворона – каркает.

Дятел – стучит.

Кукушка – кукует.

Сова – ухает.

Сорока – стрекочет.

Соловей – поет.

Голубь – воркует.

Ласточка – щебечет.

Журавль – курлычет. И т.д.

(Можно добавить или убрать название 2, 3 птиц.)

А еще птицы могут шипеть, свистеть, галдеть и даже говорить по-человечьи.

Физкультминутка. (1 мин)

Давайте представим, что мы с вами разные птицы и каждая говорит по-своему, полетели за мной.

Дети передвигаются по группе и произносят различные звуки, одновременно выполняют действия вместе с воспитателем.

Разминка: Летели птички, собой невелички.

Как они летели, все люди глядели. Дети бегут и машут руками,

Как они садились, все люди дивились. Дети садятся на корточки,

Сели, посидели, взвились, полети.

Летели, летели, в небе песни пели. Дети бегут и машут руками.

Молодцы!

Работа в командах. (2 мин)

Ребята, а вы знаете, что едят птицы?

Ответы детей.

Правильно. Зимой птицам очень трудно находить корм, особенно во время снегопадов.

Мы с вами должны помогать пернатым друзьям пережить холодную зиму. А как мы можем помочь?

Ответы детей.

Правильно, делать кормушки, насыпать в них корм. У меня есть угощение для птиц, но мне кажется, что ветерок опять все перепутал. Давайте приготовим корм, который возьмем на прогулку и покормим птиц.

Дети вместе с воспитателем переходят на ковер.

Вот задание команде девочек.

А вот задание команде девочек.

Дети перебирают семена, камни, пуговицы и т.д. лакомство для птиц в одну миску, игрушки и другие предметы в другую миску.

Молодцы, ребята. Птицам понравится ваше угощение. (Фото № 3)

Я знала, что вы справитесь, и подготовила для вас стихотворение Александра Яшина «Покормите птиц».

Покормите птиц зимой.

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.

Горсть зерна нужна,

Горсть одна -

И не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их - не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

Рефлексия. (3 мин)

Еще у меня для вас есть раскраски. Рассаживайтесь за столы.

Раздаю детям раскраски. Дети раскрашивают птиц.

Работа индивидуально. (Фото № 4)

Как называется твоя птица? (Угадай по контуру). Она перелетная или зимующая? Какого цвета карандаши тебе понадобятся?

V Осмысление (Итог) (1- 2 мин)

Ребята, скажите, о чем мы сегодня беседовали? Что нового узнали? Кому помогли? (Дети осмысливают свои действия, фиксируют достижение цели.)

- Мне очень понравилось, как вы сегодня слаженно работали в командах, как дружно играли.

А теперь

Воспитатель развешивает готовые работы на магнитной доске, просит детей подойти.

Воспитатель просит детей оценить свою работу и работы других ребят.

Хвалит детей, отмечая интересные особенности работы каждого ребенка.

Список использованной методической литературы:

О.С.Ушакова «Развитие речи и творчества дошкольников», Сфера, 2015

О.С.Ушакова «Придумай слово», Москва: Просвещение, 1996

О.И.Крупенчук «Научите меня говорить правильно», Литера, 2015

О.А.Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду», Мозаика-Синтез, 2014

Хрестоматия для детей старшего возраста, Москва, 2000гО.А. Скоролупова «Занятия с детьми старшего дошкольного возраста» Москва, 2016г

О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина «Неизведанное рядом» (опыты и эксперименты для дошкольников) Сфера 2016

Интернет ресурсы.


Зимой холодно и голодно нашим пернатым друзьям - зимующим птицам. Именно о них мы и поговорим на нашем Интернет-уроке по окружающему миру.

Давайте разберемся какие же есть птицы.

  • Перелетные - птицы, которые с наступлением холодных дней улетают в места богатые пищей,
  • Зимующие (оседлые) - те наши пернатые друзья, которые остаются с нами зимовать.

Какие птицы зимуют в наших лесах?

Клёст


Птица получила своё название за клюв, напоминающий клещи. Клесты всю зиму кормятся семенами ели и сосны. У этих растений семена созревают к зиме. Значит, и корма больше всего для клестов бывает в это время года. Поэтому эти птицы выводят своих птенцов зимой. Кругом снег и мороз, а в гнезде - малыши. Но стужа им не страшна, потому что они всегда сыты.

Снегири

За свойство появляться с первым снегом - и назвали его снегирём. Чаще всего на фото или картинах эти пичуги изображены сидящими на ветках рябины. Ее ягоды - их излюбленный корм. Причем мякоть они не едят, а выклевывают только семена. Из-за этого под деревом на снегу всегда рассыпаны распотрошенные красные крошки ягод. Зимой снегири поедают семена ольхи, клена, ясеня, граба, ягоды бузины. Летом, на полях, они лакомятся семенами лебеды, репейника, конского щавеля и других трав.

Дятел

Кто из нас не слышал, как стучит, долбит по дереву неугомонный барабанщик наших лесов – дятел. Но распознать дятла можно не только по стуку, но и по характерному крику, похожему на «ки-ки-ки». Его все называют лесным доктором за то, что он лечит деревья - вытаскивает из ствола и из-под коры вредных насекомых и их личинки. Своим конусообразным острым клювом дятел ежечасно долбит кору дерева. В глубину до 10 см он продалбливает воронку и липким языком достает насекомое. Язык длинный, до 4 см.

Свиристель


Этуптицу увидишь у нас только зимой - прилетает к нам зимовать с севера. Узнаешь её по красивому оперению, большому хохолку и резкому громкому голосу. Название свое свиристель получила от звуков, которые издаёт при пении: сви-ри-ри. Зимой основная их пища – это ягоды рябины, калины, шиповника, брусники, да и вообще любых ягодных кустарников. Едят свиристели много, набивают желудки плотно. Но большинство из этих ягод не переваривается, поэтому зимой место, где пировали хохлатые красавцы, узнать легко. Под голым деревом снег бывает весь усыпан яркими пятнами полупереваренных ягод с семенами и расклеванной кожурой.

Воробей

Воробей – это одна из самых известных птиц, обитающих по соседству с жилищем человека. Здесь он находит хорошие условия для устройства гнезд и много корма, гнездится отдельными парами, иногда колониями. Воробьиные гнезда можно встретить в щелях зданий, в норках в глинистых оврагах, в дуплах деревьев. Птица также может занять скворечник и нору ласточки. Питаются воробьи семенами. Обожают коноплю, подсолнечник, пшеничные зерна, но будут клевать и хлебные крошки. Понаблюдайте, как умело воюют они во дворе с голубями за свой кусок хлеба.

Голубь

Пожалуй, самая известная горожанам птица – это голубь. Эти птицы настолько привыкли к жизни в городе, что совершенно не боятся людей, зачастую беря корм прямо с ладони человека. Кроме семечек и хлеба, голуби едят разные зерна, семена, растения, ягоды. Еще голуби пьют много воды, чтобы быстрее размягчалась твердая пища. Эти птицы находят места где они могут прятаться от холода, но в то же время вылетать каждый день на поиски пропитания. Чаще всего таким убежищем служат для них чердаки жилых домов. Зимой птичкам очень трудно найти себе покушать, а без еды им трудно справиться с морозом, поэтому надо не забывать о них и периодически подкармливать пернатых в холодное время года, чтобы они не погибли.

Синица

Синица – очень подвижная и вертлявая птичка: не усидит на месте. Клюв у неё острый и сильный, а лапки очень цепкие, что позволяет птице цепляться за ветку и висеть вниз головой. Поёт звонко: «Синь-синь, пинь-пинь», умеет свистеть и трещать. За своё пение она и получила название «синица». Свои гнезда синицы устраивают в дуплах, мышиных норах, различных щёлках и пустотах. Живут синицы повсеместно: в лесах, горах, селениях, парках и садах. Зимой синицы летят поближе к человеку. Едят эти птицы всё подряд: зёрна, крупу, крошки хлеба, кусочки мяса, сало и даже творог.

Сорока

Сорока живет в лесу. Гнездо вьет высоко на дереве из веток. Летает сорока по лесу – стрекочет, а к гнезду подлетает - замолкает, никому его не хочет показывать. Сорока находит для себя разную пищу: ест она жуков, личинок, гусениц, очень любит птичьи яйца, крадет их из гнезд других птиц. За это и прозвали ее сорокой-воровкой. Ловит сорока мышей, лягушек, может утащить и цыпленка. Сорока находит корм в любое время года, не страшна ей зима. Зимой жуки и личинки не показываются, прячутся от холода под корой деревьев, нет зимой в птичьих гнездах яиц. Вот и летит сорока из леса поближе к людям.

Ворона

. Ворона - всеядная птица. Всякого рода пищевые отходы - привычная и излюбленная пища вороны, поэтому большое скопление этих птиц часто наблюдается на городских свалках. Ворона питается личинками насекомых, кишащими в навозе. В отсутствии животной пищи ворона ест растения и их семена, фрукты и овощи. Современная городская ворона может распечатать пакет молока, разбить грецкий орех, размочить в луже сухарь, вскрыть консервную банку. В сильные морозы, можно наблюдать их огромные стаи, которые перелетают с места на место. Продолжительность жизни вороны в природе составляет 15-20 лет.

Проверь свои знания о зимующих птицах

http://LearningApps.org/1216046 Птицы нашего края 1 класс

http://LearningApps.org/1141459 Мозаика

http://LearningApps.org/1891928 Зимующие птицы

Почему нужно подкармливать птиц зимой

Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна -
И не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их - не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.

Столовая для птиц


Наблюдаем за птицами в зимней столовой

Можно не только подкармливать птиц, но и наблюдать за ними. А все свои наблюдения записывать, т.е. попробовать себя в роли ОРНИТОЛОГА .

Вопросы, которые помогут тебе в наблюдении за птицами.

  1. Можно писать по дням какие птицы прилетают в кормушку.
  2. Как они себя ведут, ссорятся ли друг с другом, отгоняют ли от кормушки других птиц.
  3. Что предпочитают из корма.
  4. Летают ли они стайками или поодиночке.
  5. В какое время прилетают птицы в зимнюю столовую.
  6. Едят ли корм прямо в кормушке или хватают зернышко и улетают на другую ветку.

В.Бианки

Кто сыт, тому холод не страшен http://www.miksike.net/documents/main/lisa/teksty/golodno.htm

В.Бианки

Лесная газета №12. Месяц Дотерпи до весны.

Видео о зимующих птицах

Зимующие птицы

https://youtu.be/aIQXxL8wRkM

Зимующие птицы. Обучающее видео для малышей

Я люблю наблюдать за косяками улетающих журавлей. Есть в этом что-то печальное и в то же время красивое. Интересно видеть, как они сначала сбиваются в кучу на воде, долго кричат, затем сначала взлетает вожак, за ним другие, и выстраивается клин, улетая все дальше и дальше. Прощайте, птицы! Возвращайтесь снова!

Почему птицы путешествуют

Птицы вынуждены перелетать, так как ищут более благоприятные условия для жизни в зависимости от времени года. С приходом холодов большинство насекомых, которыми они питаются, погибают, и птицам не хватает корма. Поэтому они летят туда, где теплая зима и много еды. Они меняют место жительства, чтобы как можно больше особей их вида выжило в период зимы. Весной же птицы возвращаются на свои привычные места, чтобы вывести птенцов, окрепнуть и затем осенью, снова улететь. Но не все птицы путешествуют. Например, вороны и воробьи ведут оседлый образ жизни. Им хватает еды и зимой, так они не брезгуют кормиться на свалках и помойках в черте населенных пунктов.


Какие птицы перелетные

Кроме журавлей, есть еще очень много птиц, улетающих зимой на юг. Это ласточки, дрозды, скворцы, дикие гуси, цапли, утки, грачи и многие другие. Летят же птицы в такие места, которые примерно схожи с тем местом, где они жили до этого. Например, если птицы жили в лесу, то на новом месте они также поселяются в лесной зоне, если жили на реках возле зарослей, то и там находят подобное место. Но как они находят дорогу? Ученые предполагают, что птицы ориентируются:

  • днем по солнцу, а ночью по звездам;
  • по магнитному полю Земли;
  • по местности;
  • а также помнят запахи и двигаются по ним;

Вы никогда не задумывались, почему одни птицы, улетая, выстраиваются клином, а другие летят беспорядочной стаей? Дело в том, что птицы своими крыльями создают вокруг себя воздушные вихри и чем больше особь, тем сильнее воздушный поток, и птицам, летящим сзади, очень трудно.


Поэтому крупные птицы, выстраиваясь клином, уже не мешают друг другу. У маленьких птичек такие воздушные потоки слабые, поэтому они могут размещаться в стае хаотично.

Названия перелетных и зимующих птиц.

Все они ведут похожий образ жизни, но одни из них с приходом холодов улетают в теплые края, а другие спокойно остаются на выбранной ими территории и пережидают дождь, снег и мороз в укромном месте. В нашей статье мы попытаемся более подробно разобраться в поведении птиц, а также расскажем какие именно из них относятся к перелетным, а какие к зимующим.

Чем отличаются перелётные птицы от зимующих: презентация для дошкольников

Слайд № 5

Выше вы можете увидеть презентацию, из которой сможете узнать, чем отличаются друг от друга перелетные и зимующие птицы. Помимо этого, вы узнаете, что едят одни и другие виды, и в каких гнездах живут. Наша презентация поможет вам получить полное представление о жизни птиц, обитающих на нашей территории, а также увидеть, как они выглядят в природе.

Перелётные, кочующие птицы: список с названиями, фото

Щегол . Эта птица имеет довольно яркий окрас, делающий ее заметной даже среди зеленой листвы. Ее перышки окрашены в белый, желтый, красный и черный цвет. По своим размерам щегол даже меньше воробья, но его юркость и выносливость позволяет ему с легкостью преодолевать большие расстояния, практически не делая больших перерывов. Чаще всего они поселяются в садах или лиственных рощах, где и выводят свое потомство.

Чиж. Эта перелетная птица чем-то похожа на щегла. Она тоже имеет яркий окрас и меленькие размеры. Желто-черный окрас делает эту птичку очень пестрой и благодаря этому она не теряется на фоне хвойных деревьев, на которых чаще всего и поселяется. Эти птицы не любят сидеть на одном месте, поэтому все время находятся в движении.

Ласточка . Еще одна мелкая птичка, которая на зиму перебирается в теплые края. Все виды ласточек имеют черный, практически угольный окрас верха туловища, большой рот и легко узнаваемые острые крылья и хвост. Придвигается эта птица исключительно по воздуху, а по земле практически не ходит. На землю она спускается только для того, чтобы собрать материал для своего будущего гнезда.

Грач. Достаточно часто люди путают грача и ворону. Да, эти птицы имеют одинаково черное оперение и похожую форму тела. Но все же грачи имеют характерные отличия, которые и помогают отличить их от ворон. Они имеют меньшие размеры и неоперённый очаг кожи на голове.

Эти птицы не любят шум, поэтому стараются селиться подальше от городов, в хвойных и лиственных лесах. Питаются они совершенно разной едой. В зависимости от места обитания и времени года, это могут быть насекомые или семена растений.

Дрозд . Этот вид птиц имеет серо-рыжий окрас, на котором присутствуют темные пятна. Чаще всего они располагаются в области брюшка и на крыльях. Дрозды не очень привередливые птицы, поэтому могут жить везде где есть еда и кустарники, в которых они могут гнездиться. Питаются эти птички в основном червяками, мошками и бабочками.

Дрозды относятся к тем видам, птиц, которые очень внимательно относятся к своему потомству. Как правило, они надолго не оставляют своих птенцов, а если и отлучаются, то стараются отлетать на такое расстояние чтобы услышать их крик.

Соловей . Эта маленькая и неприметная птичка знакома практически всем, но как показывает практика, чаще всего ее узнают не по внешнему виду, а по красивому и запоминающемуся пению. Идеальной средой обитания соловьев считаются лиственные леса. В случае если они по каким-то причинам селятся ближе к людям, то как правило, выбирают сады, в которых есть густые кустарники.

Скворец. Данный вид перелетных птиц имеет темный окрас, который меняет свой отлив в зависимости от времени года и от возраста. Как правило, летом и осенью они имеют черное оперение с розоватым, голубым или бронзовым отливом. Весной, когда скворцы возвращаются с зимовки, у них начинается период интенсивной линьки, и цвет и перышек становится немного блеклым и приобретает слегка бурый отлив.

Кукушка . Имеет небольшой размер и серо-бурый окрас. Бурый иногда даже и рыжий цвет оперения больше присущ самкам. А вот самцы в любое время года остаются темно-серыми. Единственной схожей чертой представителей этого вида являются заметные желтые лапки. Кукушки чаще всего живут в лесах, но при этом они не привязываются к одному месту. Более того, даже свое потомство они подкладывают другим птицам. Позаботившись о продолжении своего рода, она сразу же улетает и больше никогда не возвращаются к своему птенцу.

Утка. Этот вид птиц предпочитает жить и гнездятся подальше от людей. Как правило, для этого они выбирают максимально уединённые места возле воды или на маленьких островах, расположенных на лесных болотах или озерах. Питаются утки в основном растительностью, но иногда едят еще и мелкие желуди.

Стриж. С недавних пор он стал считаться городской птицей, которая комфортно себя чувствует на крышах высотных домов. Именно здесь он вьют свои гнезда, откладывает яйца и растит птенцов. С приходом осени стрижи без сожаления бросают обжитое место и отправляются со своими сородичами в теплые края на зимовку.

Трясогузка. Теплолюбивая птица, которая не переносит холод. Именно поэтому с приближением холодов она срывается с насиженных мест и отправляется в теплые края. В летний период трясогузка живет в низких дуплах или между кореньев больших деревьев и питается различной мошкарой.

Перепел. Несмотря на свои маленькие размеры и хрупкость, дикий перепел тоже является перелетной птицей. Как правило, с зимовки эти птицы возвращаются, когда воздух прогревается основательно и появляется молодая устойчивая зелень. Обычно они появляются на насиженных местах в конце апреля в начале мая.

Журавль. Предпочитает жить на болотистой местности подальше о шумной цивилизации. В поисках пищи может залетать в небольшие поселки и села, но, как правило, спускается на землю только на заболоченные места или мокрые луга.

Цапля. Перелетная птица, которая может покинуть насиженные места уже в августе. Чаще всего она улетает так рано, если чувствует приближение холодов. В случае же если осень будет теплая, то она может остаться на обжитом месте до середины октября.

Аист . Является болотной птицей, для которой предпочтительно жить максимально близко к воде. Но так как аисты очень выносливы, то они спокойно селятся на крышах домов и периодически отправляются на охоту.

Зяблик. Юркая птица, которая одинаково хорошо чувствует себя как в городской черте, так и в лесной глуши. Питается мошками, почками, семенами и молодой растительностью.

Жаворонок. Предпочитает жить на земле и только изредка поднимается в небо. На большие расстояния перелетает только, когда отправляется на зимовку. Гнездится в высокой траве возле небольших кустарников.

Чайка. Прекрасно чувствует себя в зарослях камыша. Предпочитает именно здесь гнездиться и растить своих птенцов. За малышами ухаживают оба родителя. После того как птенцы поднимаются на крыло, они живут самостоятельно.

Иволга. Относится к тем птицам, которые очень рано отправляются на зимовку. Чаще всего уже в середине октября она прилетает в теплые края и располагается на новом месте. Возвращается обратно иволга только в середине мая.

Лебедь. Очень красивая птица, которая предпочитает жить подальше от людей. Селятся лебеди на мелких озерах, где на отмели и откладывают яйца и выращивают птенцов.

Сокол. Любит одиночество, поэтому старается никого не подпускать к своей территории. Считается хищной птицей, которая охотится на мелких грызунов. Гнездиться старается очень высоко, иногда поселяется даже на крышах домов.

Осёдлые, зимующие птицы: список с названиями, фото

Дятел. Зимующая птица, которая с легкостью переносит холод и морозы. Поселяются они в дуплах старых деревьев подальше от шумных мест. Как правило, выбирают деревья, которые служат и домом и дают корм зимой.

Клест. Иногда эту птицу еще называют христовой. Такое название она получила из-за своеобразно изогнутого клюва, который визуально напоминает православный крест. На самом же деле к религии эта птичка никакого отношения не имеет, а такая интересная форма клюва помогает ей добывать семена из еловых и сосновых шишек.

Еще одной отличительной чертой этих птиц является умение висеть головой вниз. В этом ей помогают тонкие цепкие лапки, которые надежно фиксируют ее на ветках любой толщины.

Сова. Эта птица является хищницей, которая ведет ночной образ жизни. Как правило, днем она практически не двигается и находится в спокойном состоянии. Охотится сова в большинстве случаев ночью и питается мышами или мышевидными грузинами.

Воробей. Эти маленькие птички спокойно сживаются с человеком, поэтому для своего жилья могут выбрать крышу дома или летней беседки. Питаются они чем попало. Могут есть семена, калину, рябину, зерно и даже отходы человеческой пищи. Размножаться начинают ранней весной, причем чаще всего не строят собственные гнезда, а откладывают яйца в оставленные другими птицами.

Сорока. Имеет очень своеобразный окрас, не дающий спутать ее с другими птицами. У сороки, проживающей на нашей территории, черная спина и голова и белый животик, и бочка. Жить сорока может везде где есть деревья. Поэтому ее можно встретить как в лесу, так и в городском парке.

Голубь . Очень распространенный вид птиц, который не боится людей. В случае если они длительное время живут на одной территории, то не заморачиваются с поиском пищи и едят все то, что остается после людей. В дикой природе питается семенами, которые находит возле различных кустарников.

Ворона. Еще одна зимующая птица, которая не боится лютых морозов. Так как она не слишком переборчива в еде, то с приходом холодов старается перебраться поближе к людям и питаться тем, что они не успели спрятать. Эти птицы любят одиночество, поэтому в стаи собираются редко.

Гаичка. Относится к виду синицевых, предпочитающих вести оседлый образ жизни. Но в отличие от более привычных нам синиц, селится подальше от людей, в густых лесах где есть много ягодных кустарников. Различные ягоды и семена являются основным источником ее питания.

Снегирь. Зимующая птица, которая зимой старается держаться ближе к человеку. Живут снегири стаями, что позволяет им отбиваться от более крупных и хищных птиц. Питается в основном почками, побегами, семенами и молодыми листьями.

Филин . Так как он является близким родственником совы, то тоже остается зимовать. Правда в отличие от своих остальных сородичей, он плохо переносит холод, поэтому больше времени проводит в хорошо обустроенном дупле, из которого выбирается исключительно на ночную охоту.

Тетерев. Эта интересная птичка живет в березовых лесах. Весь день она проводит на деревьях, усиленно питаясь почками. С наступлением темноты, она опускается на землю и зарывается в снег, делая для этого небольшой туннель, в конце которого оборудует удобную камеру.

Свиристель. Интересная птичка, которая большую часть жизни тратит на поиски пищи. Практически все время она перелетает от одного дерева к другому, ища при этом чем поживиться. Такая ее прожорливость приводит к тому, что часть съеденных ею семян не переваривается желудком и возвращается в землю в неизменном виде. За такую особенность организма свиристель называют полезной обжорой.

Неясыть. Эта красивая птица является прямым родственником совы, поэтому тоже ведет в основном ночной образ жизни. Единственным ее отличием от остальных сородичей является особая привязанность к одному месту.

Рябчик. Имеет заметный хохолок, который позволяет максимально правильно его идентифицировать. Поселяется в основном в еловых лесах. Так как он не может перелетать на большие расстояния, то ведёт оседлый образ жизни.

Сойка. Предпочитает вести оседлый образ жизни. Селится в лиственных или смешанных лесах. Весной и летом питается мелкими грузными, а с приходом зимы переходит на семена и мерзлые ягоды.

Зарянка . Идеальным местом обитания для этой птицы является лиственный лес с влажной почвой. В таком месте она с легкостью находит земляных червей, улиток и слизней. Зимой, когда вся эта живность пропадет, она переходит на растительную пищу или кормится тем, что оставили люди.

Галка . Довольно крупная птица, которая спокойно живет возле людей. Может питаться как растительной пищей, так и пищевыми отходами. Зимует, как правило, вместе с воронами.

Королек. Маленькая птичка, которая лето проводит в хвойном лесу, питаясь почками, семенами и мошкарой. С приходом холодов, корольки сбиваются в стаи и перебираются поближе к людям. В этот период они живут в садах и парках.

Почему перелетные птицы улетают в теплые края, где они зимуют, почему возвращаются обратно?

Перелетные птицы улетают в теплые края чтобы не голодать зимой

Большинство людей ошибочно думают, что птицы улетают в теплые края по причине приближения холодной погоды. Да, она тоже косвенно влияет на их поведение, но все же большинство из них вполне спокойно могут перенести холод.

Птицы срываются с насиженных мест по причине того, что осенью и зимой резко сокращается количество еды. Поэтому чтобы не умереть с голоду, им приходится мигрировать и искать места, где они смогут питаться также, как и раньше. Зимовать птицы могут в Индии, Африке, Греции, Испании, Италии или на Британских островах.

Какие птицы весной первыми и последними прилетают?

Весной первыми прилетают трясогузки

Как ни странно, это звучит, но птицы придерживаются определенного графика прилета домой. Первыми из зимовки возвращаются трясогузки. Очень часто этих птиц можно увидеть на еще не растаявших льдинах. В середине весны возвращаются гуси, журавли, чайки и утки. В конце мая начале июля появляются самые теплолюбивые птицы, ласточки и иволги.

Вьют ли гнезда перелетные птицы на юге?

Перелетные птицы не вьют гнезда на юге

Как известно, птицы вьют гнезда исключительно для того, чтобы отложить яйца и высидеть потомство. А так как все перелетные птицы выводят потомство именно на той территории, на которой появились сами, то им нет надобности гнездиться в теплых краях. Большинство из них во время зимовки просто восстанавливают силы, чтобы легко перенести обратный путь.

Какие птицы осенью первыми и последними улетают?

Осенью первыми улетают стрижи

Первыми с насиженных мест снимаются стрижи. Это связано с тем что они большую часть времени проводят высоко в небе. А так как с приближением холодов там становится слишком зябко, то они, чтобы не опускаться ниже, просто начинают мигрировать.

Самыми последними в теплые края отправляются гуси и утки. Они остаются в местах обитания до тех пор, пока есть хотя бы минимальная растительность. Но как только ударяют первые заморозки, они собираются в стаи и отправляются на зимовку.

Стая каких перелетных птиц обещает снег?

Предвестниками снега всегда считались гуси. Это связано с тем, что они в последнюю очередь отправляются в теплые края, как бы, предчувствуя, что очень скоро земля укроется белым покрывалом. Именно этому, как только стаи гусей появлялись на небе, люди начинали более интенсивно утепляться и готовиться к наступлению холодов.

Какая птица из отряда курообразных является перелетной?

Перепел улетает в теплые края

Мы привыкли считать курообразных оседлыми птицами, которые неспособны на длительные перелеты. Но даже среди них есть вид, который решается на такое длительное путешествие. Маленький и хрупкий перепел, чтобы не зимовать в холоде, отправляется со всеми перелетными птицами в теплые края. Как правило, зимует он В Юго-Западной Азии или в Африке.

Видео: Перелетные птицы. Детям про птиц

Федосеева Светлана
Конспект занятия «Перелетные птицы»

МКДОУ Шубинский детский сад

воспитатель : Федосеева С. И.

Тема : «Перелетные птицы » .

Цель : расширять представления о перелетных птицах .

Развитие кругозора, словарного запаса, наблюдательности. Формировать представление о птицах с характерными особенностями внешнего вида, образа жизни.

Познакомить детей с понятием "перелётная птица "

Развивать речь детей обогащать новыми словами (скворечник, перелётная птица , логическое мышление, внимание, коммуникативные качества.

Воспитывать бережное и заботливое отношение к птицам .

Образовательная область : Познание (ознакомление с окружающим) .

Интеграция образовательных областей :

Познавательное развитие.Дидактические игры : «Собери птицу »

Речевое развитие. Д/И «Опиши птиц » , «Как зовут птенца»

Физическое развитие. Физминутка.

Социально-коммуникативное развитие. Д/у «Как вести себя в лесу» Художественно-эстетическое развитие. Просмотр презентации «Перелетные птицы » .

Формы непосредственной образовательной деятельности :

познавательно-исследовательская (решение проблемных ситуаций, игры с правилами, моделирование, коммуникативная (беседа, подводящий диалог, ситуативный разговор, игровая (игры с правилами, дидактические игры) .

Формы организации : группа.

Предварительная работа : рассматривание альбомов, журналов с перелетными птицами .

Разрезные картинки с изображением ласточки, грача, скворца.

Ход НОД:

Воспитатель : ребята сегодня у нас не обычное занятие , к нам гости пришли. Давайте поздороваемся с нашими гостями. Надеюсь, что сегодня вы будете внимательными, дружными активными.

День сегодня необычный удивить хочу я вас, что-то очень интересное показать хочу сейчас. (показ фильма) .

Воспитатель : Весной, ребята, природа оживает, просыпается от зимней спячки. Что происходит в природе?

Д/и «Нарисуй весну»

называть приметы весны нужно с таких слов «Весна –это когда

Дети : Ярче светит солнце, тают холодные снега. На деревьях набухают почки. Прорастают первые цветы (подснежники) . От зимней спячки просыпаются звери (медведи, ежи, зеленеет травка, щебечут птицы , тает снег)

Воспитатель : А ещё весной прилетают птицы . А вы знаете где они были?

Почему птицы улетают в теплые края?Дети : Потому что становиться холодно, исчезают насекомые, осыпаются семена растений. Скоро замерзнут водоемы, птицам будет трудно добывать корм..

А как называются птицы , которые прилетают к нам из тёплых краёв? !

Дети : Перелётные птицы .

Воспитатель : Какие птицы называются «перелетные » ?

Воспитатель : Эти птицы улетают на юг осенью и прилетают к нам обратно на родину весной, совершают перелеты , поэтому их и назвали перелетными . Родина – это место где родился. Поэтому птицы возвращаются , чтобы свить гнездо и высидеть птенцов. Птенцы рождаются слепыми, беспомощными, покрытые пухом. Родители выкармливают. За лето птенцы вырастают и осенью, с родителями улетают в тёплые края. Для того чтобы весной снова вернуться на родину.

Воспитатель : Первая перелетная птица прилетает… - грач . (слайд) . Опишите, какой он.

Дети : Грач крупная птица . Его тело покрыто черными перьями. У них сильные крылья. Клюв и лапы у грачей светлые.

Воспитатель : У них была трудная дорога. Когда прилетают из теплых стран, начинаю строить гнезда (слайд, чтобы вывести и выкормить птенцов. Посмотрите, у грачей большое гнездо, оно выложено из крупных веток.

Воспитатель : Следующие птицы прилетают – скворцы . (слайд) Они прилетаю позже, чем грачи. Воспитатель. Ребята, опишите скворца, какой он.

Дети. Скворцы небольшие. Они серо-коричневые, пестренькие. У них тоненькие клювы. Лапы и клюв светлые.

Воспитатель. Грачи уже вывели птенцов, а скворцы еще только строят гнездо в скворечнике. (слайд)

Если грачи строят гнездо из крупных веток, то скворцы в скворечник несут тоненькие веточки, травинки, перышки. Скворцы небольшие и гнезда у них небольшие. Скворечники делают люди и прикрепляют на дерево.

Физминутка «Скворечник» .

Распилю пилой дощечки –вжик, -вжик, -вжик, -вжик. (Дети имитируют движения распиливания дощечки) .

Сколочу из них скворечник -тук, -тук, -тук, -тук. (Дети имитирую движения заколачивания гвоздей) .

Прилетайте птицы в гости –к нам , -к нам, -к нам, -к нам. (Выполняют движения махи руками к себе) .

Мы скворечники повесим -тут и там, -тут и там. (Наклоны с вытянутыми руками вверх, в стороны, вниз) .

Воспитатель. Еще с юга прилетают ласточки. (слайд) Опишите, ребята, ласточку, какая она?

Дети : Они небольшие, почти черные, у них хвостик похож на вилочку, у них острые крылышки.

Воспитатель. Они тоже строит гнезда, под крышей дома. Ласточка лепит его из комочков глины. Выстилает изнутри листиками, перышками, пухом. Как вы думаете для чего птицам гнёзда ?

Дети : выводить птенцов.

Д/И «Как зовут птенца»

Воспитатель. Пока мы с вами говорили о перелетных птицах , проказница Зима, которая не хочет уступать Весне, заморозила птиц и разбила их на части. Помогите пожалуйста отогреть птиц .

Д/и «Собери птицу » Дети из разрезных картинок собирают ласточку, скворца, грача.

Итог НОД.

Воспитатель : Для чего нужны птицы ?

Дети : Уничтожают насекомых – вредителей; радуют нас своим пением, яркой окраской.

Надо ли охранять и беречь птиц ? Как? Делать скворечники, кормушки; подкармливать; нельзя разорять гнёзда, собирать яйца птиц ; стрелять по ним из рогатки; шуметь, кричать, слушать громко музыку в лесу, парке где живут птицы .

Воспитатель :Вы должны помнить :

Что птиц , не надо ловить,

Надо птиц всегда любить .

Птичьих гнёзд не разорять,

Зимою птицам помогать ,

Их жалеть, оберегать.

Воспитатель : Какие вы молодцы, ребята, вам понравилась наша работа? О каких птицах мы беседовали ?

Почему этих птиц называют перелётные птицы ? (Эти птицы осенью улетают на юг, а весной прилетают с юга)

Какие перелётные птицы первыми прилетают весной? (Первыми весной прилетают грачи)

Какие ещё птицы прилетают весной ? (Весной прилетают скворцы, журавли, аисты, дрозды, лебеди, ласточки, гуси, утки, соловьи, чижи)

В какие игры играли? Что понравилось?

У меня для вас сюрприз шаблоны птиц .