1. Организация, проводящая специальную оценку условий труда, должна соответствовать следующим требованиям:

1) указание в уставных документах организации в качестве основного вида деятельности или одного из видов ее деятельности проведение специальной оценки условий труда;

2) наличие в организации не менее пяти экспертов, работающих по трудовому договору и имеющих сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, в том числе не менее одного эксперта, имеющего высшее образование по одной из специальностей - общая гигиена, гигиена труда, санитарно-гигиенические лабораторные исследования;

3) наличие в качестве структурного подразделения испытательной лаборатории (центра), которая аккредитована национальным органом по аккредитации в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации и областью аккредитации которой является проведение исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, предусмотренных пунктами 1 - и - 23 части 3 статьи 13 настоящего Федерального закона, с учетом требований, установленных частью 4 статьи 12 настоящего Федерального закона.

(см. текст в предыдущей редакции)

1.1. Организация, допущенная в установленном порядке к деятельности по проведению специальной оценки условий труда, обязана передавать в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, следующую информацию в случаях:

1) сокращения в установленном порядке области аккредитации испытательной лаборатории (центра), являющейся структурным подразделением такой организации, с указанием исключенных из области аккредитации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, указанных в пунктах 1 - и - 23 части 3 статьи 13 настоящего Федерального закона;

2) изменения состава экспертов организации, имеющих выданный в установленном порядке сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда.

1.2. Информация, предусмотренная частью 1.1 настоящей статьи, передается организацией, проводящей специальную оценку условий труда, в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, в течение десяти рабочих дней со дня наступления случаев, указанных в части 1.1 настоящей статьи, на бумажном носителе заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, с приложением копий подтверждающих документов. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, рассматривает поступившую информацию в течение двадцати рабочих дней со дня ее регистрации.

1.3. В случае выявления фактов несоблюдения требований, установленных частью 4 статьи 12 настоящего Федерального закона и частью 1 настоящей статьи, деятельность организации, проводящей специальную оценку условий труда, приостанавливается до момента устранения выявленных нарушений и представления в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, копий документов, подтверждающих устранение выявленных нарушений.

2. Организация, проводящая специальную оценку условий труда, вправе проводить исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, предусмотренных

10.09.2019 10:52:00

Для любой организации специальная оценка условий труда — обязательное мероприятие, которое проводится совместно работодателем и специализированной уполномоченной государством организацией, привлекаемой работодателем на основании гражданско-правового договора. Специальной оценке условий труда подлежат все рабочие места работодателя, кроме мест надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.


Специальная оценка условий труда (далее - СОУТ) является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (ч. 1 ст. 3 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ; далее - Закон № 426-ФЗ).

Согласно части 3 статьи 8 Закона № 426-ФЗ специальную оценку условий труда проводят в соответствии с методикой ее проведения , которую утверждает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации приказом от 24 января 2014 года № 33н (далее - Приказ № 33н) утвердило Методику проведения специальной оценки условий труда (далее - Методика проведения СОУТ).

Специальная оценка условий труда проводится не реже чем один раз в пять лет , если иное не установлено Законом № 426. Указанный срок исчисляют со дня утверждения отчета о проведении СОУТ. Статьей 17 Закона № 426 предусмотрены случаи проведение внеплановой СОУТ , в частности:

  • ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест;
  • изменение технологического процесса, замена производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
  • изменение состава применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
  • произошедший на рабочем месте несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявленное профессиональное заболевание, причинами которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов.


Внеплановая СОУТ проводится на соответствующих рабочих местах в течение шести месяцев со дня наступления указанных случаев. Регулирование СОУТ осуществляется Трудовым кодексом Российской Федерации (далее - ТК РФ), Законом № 426-ФЗ, другими федеральными законами и иными нормативны ми правовыми актами Российской Федерации (ст. 2 Закона № 426-ФЗ). В законодательных актах Российской Федерации содержатся требования к рабочим местам и показатели вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее - вредные и (или) опасные производственные факторы),
измеряемые при проведении СОУТ, а также гарантии и компенсации работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (таблица) .

  • организация проведения СОУТ;

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ УСЛОВИЙ ТРУДА



, оказывающей услуги в данной области и соответствующей требованиям статьи 19 Закона № 426-ФЗ.


В уставных документах организации, проводящей СОУТ, должно быть указано, что не менее пяти экспертов , работающих по трудовому договору и имеющих сертификат эксперта на право выполнения работ по СОУТ. Кроме того, организация, проводящая СОУТ, в качестве структурного подразделения должна иметь , которая аккредитована национальным органом по аккредитации в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации и областью аккредитации которой является проведение исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса.

Порядок проведения СОУТ установлен Законом № 426-ФЗ и включает несколько этапов:

  • организация проведения СОУТ;
  • подготовка к проведению СОУТ;
  • идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов;
  • исследования и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов;
  • исследование (испытание) и измерение вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса при проведении СОУТ;
  • оформление результатов проведения СОУТ;
  • декларирование соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

Обязанности по организации и финансированию проведения СОУТ возлагаются на работодателя. СОУТ проводится совместно работодателем и специализированной организацией , оказывающей услуги в данной области и соответствующей требованиям статьи 19 Закона № 426-ФЗ. В уставных документах организации, проводящей СОУТ, должно быть указано, что основным видом ее деятельности (один из видов ее деятельности) является проведение СОУТ . В штате этой организации должно быть не менее пяти экспертов , работающих по трудовому договору и имеющих сертификат эксперта на право выполнения работ по СОУТ.

Кроме того, организация, проводящая СОУТ, в качестве структурного подразделения должна иметь испытательную лабораторию (центр) , которая аккредитована национальным органом по аккредитации в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации и областью аккредитации которой является проведение исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса.

СОСТАВ И ПОРЯДОК ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМИССИИ (ПЕРЕЧЕНЬ ПРОВЕДЕНИЯ
НЕОБХОДИМЫХ МЕРОПРИЯТИЙ) УТВЕРЖДАЮТСЯ ПРИКАЗОМ (РАСПОРЯЖЕНИЕМ) РАБОТОДАТЕЛЯ. ЭТИМ ЖЕ ПРИКАЗОМ УТВЕРЖДАЕТСЯ ГРАФИК ПРОВЕДЕНИЯ СОУТ.

Работодатель заключает с такой организацией, проводящая СОУТ, гражданско-правовой договор .

ПОДГОТОВКА К ПРОВЕДЕНИЮ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ УСЛОВИЙ ТРУДА. ФОРМИРОВАНИЕ КОМИССИИ

Работодатель приказом (распоряжением) образует комиссию по проведению специальной оценки условий труда (далее - комиссия). Число членов комиссии должно быть нечетным. В состав комиссии включаются представители работодателя, в том числе специалист по охране труда, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии). Комиссию возглавляет работодатель (его представитель).

При проведении СОУТ у работодателя, отнесенного в соответствии с законодательством Российской Федерации к субъектам малого предпринимательства , в состав комиссии включаются работодатель - индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другие полномочные представители работодателя, в том числе специалист по охране труда либо представитель организации или специалист, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору для осуществления функций службы охраны труда (специалиста по охране труда), представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии).

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕРЕЧНЯ РАБОЧИХ МЕСТ, НА КОТОРЫХ БУДЕТ ПРОВОДИТЬСЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ ОЦЕНКА УСЛОВИЙ ТРУДА



До начала выполнения работ по проведению СОУТ комиссия утверждает перечень рабочих мест , на которых будет проводиться СОУТ (с указанием аналогичных рабочих мест), а также опасные и (или) вредные условия труда.

Аналогичными рабочими местами признаются рабочие места, которые расположены в одном или нескольких однотипных производственных помещениях (производственных зонах), оборудованных одинаковыми (однотипными) системами кондиционирования воздуха, вентиляции, освещения и отопления, на которых работники работают по одной и той же специальности, профессии, должности, осуществляют одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса с использованием одинаковых производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья и обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты.

Проведение СОУТ на аналогичных рабочих местах имеет свои особенности. При выявлении аналогичных мест СОУТ проводится в отношении только 20 % рабочих мест от общего числа таких рабочих мест (но не менее двух рабочих мест) и ее результаты применяются ко всем аналогичным рабочим местам.

ИДЕНТИФИКАЦИЯ ПОТЕНЦИАЛЬНО ВРЕДНЫХ И (ИЛИ) ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ФАКТОРОВ

Под идентификацией потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов понимаются сопоставление и установление совпадения имеющихся на рабочих местах факторов производственной среды и трудового процесса с факторами производственной среды и трудового процесса, предусмотренными Классификатором вредных и (или) опасных производственных факторов, утвержденным Приказом Минтруда № 33н.


Процедура осуществления идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов устанавливается Методикой проведения СОУТ. Согласно разделу II Методики проведения СОУТ идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов (далее - идентификация) включает в себя следующие этапы:

  • выявление и описание имеющихся на рабочем месте факторов производственной среды и трудового процесса, источников вредных и (или) опасных факторов;
  • сопоставление и установление совпадения имеющихся на рабочем месте факторов производственной среды и трудового процесса с факторами производственной среды и трудового процесса, предусмотренными Классификатором вредных и (или) опасных производственных факторов;
  • принятие решения о проведении исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов;
  • оформление результатов идентификации.


Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах осуществляется экспертом организации, проводящей СОУТ . Результаты идентификации утверждаются комиссией.

И CC ЛЕДОВАНИЯ И ИЗМЕРЕНИЯ ВРЕДНЫХ И (ИЛИ) ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ФАКТОРОВ



В рамках проведения СОУТ все идентифицированные вредные и (или) опасные факторы производственной среды подлежат исследованиям (испытаниям) и измерениям. Перечень обнаруженных вредных и (или) опасных производственных факторов, которые подлежат исследованиям (испытаниям), формируется комиссией исходя из:

  • государственных нормативных требований охраны труда;
  • характеристик технологического процесса и производственного оборудования;
  • характеристик применяемых сырья и материалов;
  • результатов ранее проводившихся исследований и измерений
  • вредных и (или) опасных производственных факторов;
  • предложений работников.


Исследования (испытания) и измерения фактических значений вредных и (или) опасных производственных фактора осуществляются испытательной лабораторией (центром), экспертами и иными работниками организации, проводящей СОУТ. Методы и методики исследований и методы измерений вредных и (или) опасных производственных факторов, состав экспертов определяются организацией, проводящей СОУТ, самостоятельно. Эксперт организации, проводящей СОУТ, на основании результатов проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов определяет классы (подклассы) условий труда на рабочих местах по степени вредности и (или)опасности .

ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ИССЛЕДОВАНИЙ (ИСПЫТАНИЙ) И ИЗМЕРЕНИЙ ВРЕДНЫХ И (ИЛИ) ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ФАКТОРОВ ДОЛЖНЫ ПРИМЕНЯТЬСЯ УТВЕРЖДЕННЫЕ И АТТЕСТОВАННЫЕ В ПОРЯДКЕ, УСТАНОВЛЕННОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ ЕДИНСТВА ИЗМЕРЕНИЙ, МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ (ИСПЫТАНИЙ) И МЕТОДИКИ (МЕТОДЫ) ИЗМЕРЕНИЙ И СООТВЕТСТВУЮЩИЕ ИМ СРЕДСТВА ИЗМЕРЕНИЙ, ПРОШЕДШИЕ ПОВЕРКУ И ВНЕСЕННЫЕ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ФОНД ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЕДИНСТВА ИЗМЕРЕНИЙ (Ч. 4 СТ. 12 ЗАКОНА № 426).


Статья 14 Закона № 426-ФЗ:

«2. Оптимальными условиями труда (1 класс) являются условия труда, при которых воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов отсутствует или уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда и принятые в качестве безопасных для человека, и создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности работника.

3. Допустимыми условиями труда (2 класс) являются условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, а измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается во время регламентированного отдыха или к началу следующего рабочего дня (смены).

4. Вредными условиями труда (3 класс) являются условия труда, при которых уровни воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, в том числе:

1) подкласс 3.1 (вредные условия труда 1 степени) - условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, после воздействия которых измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается, как правило, при более длительном, чем до начала следующего рабочего дня (смены), прекращении воздействия данных факторов, и увеличивается риск повреждения здоровья;

2) подкласс 3.2 (вредные условия труда 2 степени) - условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника, приводящие к появлению и развитию начальных форм профессиональных заболеваний или профессиональных заболеваний легкой степени тяжести (без потери профессиональной трудоспособности), возникающих после продолжительной экспозиции (пятнадцать и более лет);

3) подкласс 3.3 (вредные условия труда 3 степени) - условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника, приводящие к появлению и развитию профессиональных заболеваний легкой и средней степени тяжести (с потерей профессиональной трудоспособности) в период трудовой деятельности;

4) подкласс 3.4 (вредные условия труда 4 степени) - условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны привести к появлению и развитию тяжелых форм профессиональных заболеваний (с потерей общей трудоспособности) в период трудовой деятельности.

5. Опасными условиями труда (4 класс) являются условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых в течение всего рабочего дня (смены) или его части способны создать угрозу жизни работника, а последствия воздействия данных факторов обусловливают высокий риск развития острого профессионального заболевания в период трудовой деятельности».

ПРОТОКОЛ, СОДЕРЖАЩИЙ ОБОСНОВАНИЕ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ О НЕВОЗМОЖНОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ (ИСПЫТАНИЙ) И ИЗМЕРЕНИЙ ВРЕДНЫХ И (ИЛИ) ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ФАКТОРОВ, ЯВЛЯЕТСЯ НЕОТЪЕМЛЕМОЙ ЧАСТЬЮ ОТЧЕТА О ПРОВЕДЕНИИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ
УСЛОВИЙ ТРУДА.


Комиссия вправе принять решение о невозможности проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов в случае, если проведение указанных исследований (испытаний) и измерений на рабочих местах может угрожать жизни или здоровью работников, экспертов или иных лиц, проводящих СОУТ . В таком случае условия труда на рабочих местах относятся к опасному классу условий труда без проведения соответствующих исследований и измерений. Комиссия оформляет решение о невозможности проведения исследований и измерений протоколом , содержащим обоснование принятия такого решения.

Работодатель обязан направить копию протокола в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, по месту своего нахождения в течение 10 рабочих дней со дня принятия решения.



ИССЛЕДОВАНИЕ (ИСПЫТАНИЕ) И ИЗМЕРЕНИЕ ВРЕДНЫХ И (ИЛИ) ОПАСНЫХ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СРЕДЫ И ТРУДОВОГО ПРОЦЕССА ПРИ ПРОВЕДЕНИИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ УСЛОВИЙ ТРУДА

В рамках проведения СОУТ исследованию (испытанию) и измерению подлежат следующие вредные и (или) опасные факторы производственной среды:


Кроме того, при проведении СОУТ измерению подлежат следующие вредные и (или) опасные факторы трудового процесса:

  • тяжесть трудового процесса (показатели физической нагрузки на опорно-двигательный аппарат и на функциональные системы организма работника);
  • напряженность труда (показатели сенсорной нагрузки на центральную нервную систему и органы чувств работника).


По отдельным видам работ, профессий, должностей и специальностей Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации совместно с другими исполнительными органами власти и организациями может устанавливаться дополнительный перечень вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, которые подлежат исследованию и измерению при проведении СОУТ . По результатам испытаний условия труда на рабочих местах по степени вредности и (или) опасности подразделяются на четыре класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные.

ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОВЕДЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ УСЛОВИЙ ТРУДА



Организация, проводящая СОУТ, составляет отчет о ее проведении по итогам проделанной работы. Форма отчета о проведении специальной оценки условий труда и Инструкция по заполнению формы отчета о проведении специальной оценки условий труда утверждены Приказом № 33н.

В отчет включаются следующие результаты проведения СОУТ:

  • сведения об организации, проводящей специальную оценку условий труда, с приложением копий документов, подтверждающих ее соответствие требованиям, установленным статьей 19 Закона № 426-ФЗ;
  • перечень рабочих мест, на которых проводилась СОУТ, с указанием вредных и (или) опасных производственных факторов, которые идентифицированы на данных рабочих местах;
  • карты СОУТ, содержащие сведения об установленном экспертом организации, проводящей СОУТ, классе (подклассе) условий труда на конкретных рабочих местах;
  • протоколы проведения исследований (испытаний) и измерений идентифицированных вредных и (или) опасных производственных факторов;
  • протоколы оценки эффективности средств индивидуальной защиты;
  • протокол комиссии, содержащий решение о невозможности проведения исследований (испытаний) и измерений (при наличии такого решения);
  • сводная ведомость результатов проведения СОУТ;
  • перечень рекомендуемых мероприятий по улучшению условий труда;
  • заключение эксперта организации, проводящей СОУТ.


Протокол проведения исследований и измерений идентифицированных вредных и (или) опасных производственных факторов оформляется в отношении каждого исследованного и идентифицированного вредного и (или) опасного фактора. Отчет подписывается всеми членами комиссии и утверждается председателем комиссии. Если член комиссии не согласен с результатами проведения СОУТ, он вправе изложить свое мотивированное особое мнение в письменной форме, приложив его к отчету.

ОБЯЗАННОСТЬ ПО ПЕРЕДАЧЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОВЕДЕНИЯ СОУТ ВОЗЛАГАЕТСЯ НА ОРГАНИЗАЦИЮ, ПРОВОДЯЩУЮ СПЕЦИАЛЬНУЮ ОЦЕНКУ УСЛОВИЙ ТРУДА (Ч. 1 СТ. 18 ЗАКОНА № 426-ФЗ).


Работодатель организует ознакомление работников с результатами проведения СОУТ на их рабочих местах
под роспись в срок не позднее чем 30 календарных дней со дня утверждения отчета о ее проведении. В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или командировке, периоды междувахтового отдыха.

Результаты проведения СОУТ, в том числе в отношении рабочих мест, условия труда на которых признаны допустимыми и декларируются как соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, подлежат передаче в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения специальной оценки условий труда (ч. 1 ст. 18 Закона № 426-ФЗ). Организация, проводящая СОУТ, в течение десяти рабочих дней со дня утверждения отчета о ее проведении передает соответствующие сведения в отношении работодателя, рабочего места и организации, проводившей СОУТ, в указанную информационную систему учета. Сведения передаются в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью.

ДЕКЛАРИРОВАНИЕ СООТВЕТСТВИЯ УСЛОВИЙ ТРУДА ГОСУДАРСТВЕННЫМ НОРМАТИВНЫМ ТРЕБОВАНИЯМ ОХРАНЫ ТРУДА



В отношении рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные производственные факторы по результатам идентификации не выявлены , работодатель подает в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, по месту своего нахождения декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (ст. 11 Закона № 426-ФЗ). Декларация и информация о ней вносятся в реестр деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям по охране труда. Форма декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда и Порядок подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда утверждены приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 7 февраля 2014 года № 80н. Декларация действительна в течение пяти лет со дня утверждения отчета о проведении СОУТ.

Материал для публикации любезно предоставлен редакцией журнала
«Охрана труда и пожарная безопасность».

Все работодатели обязаны провести специальную оценку условий труда в 2019 году. В противном случае нарушителей ждет штраф от 60 000 до 80 000 руб. Такой порядок установлен частью 2 статьи 5.27 Кодекса об административных правонарушениях. В статье расскажем о нюансах проведения СОУТ, порядке ее проведения и стоимости, а также последние новости по спецоценке.

Журналу "Упрощенка" дал комментарий замглавы Роструда Иван Шкловец. Он рассказал, как малым предприятиям проводить спецоценку.

«Если по результатам оценки эксперт не выявил вредных и опасных факторов, компания вправе подать на эти рабочие места декларацию соответствия. Тогда в дальнейшем спецоценку можно не проводить», - отметил Иван Шкловец.

Как отметил чиновник, все компании обязаны провести специальную оценку условий труда не реже одного раза в пять лет (п. 4 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ). Если в организации нет рабочих мест с вредными или опасными условиями труда, спецоценку необходимо провести до 31 декабря 2018 года (п. 1 ст. 27 Закона № 426-ФЗ). Однако Роструд назвал случаи, когда компании даже при наличии работников вправе не проводить спеоценку. Такие случаи мы привели в статье журнала "Упрощенка".

Как провести спецоценку: пошаговая инструкция

Действия

Утвердите состав комиссии и график проведения мероприятия. Для этого воспользуйтесь

Составьте список рабочих мест, которые нужно оценить.

Выберите аккредитованную организацию, которая проведет спецоценку, и заключает с ней договор.

Подпишите отчет по результатам спецоценки ().

Копию отчета в течение 3-х рабочих дней после подписания вышлите организации, которая проводила спецоценку.

Разместите результаты спецоценки и перечень мероприятий () по улучшению условий труда на своем сайте (если он есть). Если сайта нет, зазывать его разработку не нужно.

Сообщите в ФСС сведения о результатах спецоценки в таблице 5 расчета 4-ФСС. Если провели спецоценку до 1 января, заполните данные в 4-ФСС за I квартал 2019 года. Если не успели закончить оценку, то данные об оценке включите начиная с отчета за I квартал 2020 года.

Ознакомьте работников с результатами спецоценки под роспись в карте. Срок - 30 календарных дней со дня утверждения отчета (письмо Минтруда от 14.07.2016 № 15-1/ООГ-2516).

Запишите в трудовой договор пункт о присвоенном классе условий труда, данные возьмите из карты спецоценки. Образец формулировки в трудовом договоре.

Подайте в трудинспекцию декларацию соответствия (), если на рабочих местах не выявлено вредных или опасных производственных факторов.

Штрафы за спеоценку

Если рабочие места созданы до 2018 года, а оценка к 1 января 2019 года не завершена, то в 2019 году трудинспекторы вправе оштрафовать компанию на сумму от 60 до 80 тыс. руб. (ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП).

Трудинспекторы выпишут один общий штраф, они не будут штрафовать организацию в отдельности за каждое рабочее место, на котором она не провела спецоценку (решение Пермского краевого суда от 27.02.2018 № 7–323/2018 // 21–208/2018).

Что такое спецоценка рабочих мест

Спецоценка рабочих мест или сокращенно «СОУТ» представляет собой комплекс последовательно проводимых мероприятий, целью которых являются выявление вредных и/или опасных условий трудового процесса и оценка уровня воздействия отклонений от норм на работника (п. 1 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ).

Работодатель должен тратить на охрану труда сотрудников не менее 0,2% от суммы затрат на производство продукции, выполнения работ, оказания услуг (ч. 3 ст. 226 ТК РФ). Перечень мероприятий содержится в приказе Минздравсоцразвития от 01.03.2012 № 181н и включает в себя также и проведение СОУТ.

По результатам проведения спецоценки рабочих мест комиссия устанавливает класс/подкласс условий труда.

В соответствии с п. 7 ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ разрешается снизить класс (подкласс) условий труда работников более чем на одну ступень. Для компаний, осуществляющих отдельные виды деятельности, улучшение условий труда может производиться согласно установленным отраслевым особенностям.

Обратите внимание, что СОУТ должна проводиться не реже чем 1 раз в 5 лет, если иное не предусмотрено законодательством РФ. Отсчет срока проведения СОУТ осуществляется с даты утверждения отчета о проведении оценки.

Кто проверяет условия труда

Требования к компании, проводящей СОУТ, установлены ст. 19 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ. Так, в уставных документах проверяющих «проведение СОУТ» должно быть указано в качестве основного вида деятельности или одного из видов деятельности. Помимо этого, необходимо, чтобы в штате компании было:

  • не менее 5 экспертов с сертификатом, предоставляющим право на оказание услуг по оценке условий труда
  • не менее 1 эксперта с высшим образованием по одной из специальностей: санитарно-гигиенические лабораторные исследования / общая гигиена / гигиена труда

В проверяющей компании должна быть аккредитованная испытательная лаборатория. При этом аккредитация - «по проведению испытаний и измерений вредных и/или опасных факторов производственной среды и трудового процесса». Проверяющая компания вправе привлекать сторонние испытательные лаборатории. Это не противоречит законодательству РФ (п. 2 ст. 19 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ).

Реестр организаций, которые по мнению Минтруда России, вправе заниматься проведением СОУТ опубликован на сайте ведомства: akot.rosmintrud.ru

Кто обязан проводить спецоценку рабочих мест в 2019 году

В соответствии со ст. 212 ТК РФ каждый работодатель, включая субъекты малого предпринимательства, должен проводить оценку условия рабочих мест. В некоторых случаях законодательство предусматривает обязательное проведение СОУТ вне плана (ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ):

  • ввод новых рабочих мест
  • получение предписания от федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства РФ
  • смена производственного оборудования или внесение новшеств в технологический процесс, которые могут изменить уровень воздействия вредных и/или опасных условий на здоровье работника
  • применение новых материалов, сырья, способных воздействовать на уровень влияния вредных и/или опасных условий на работника
  • ввод новых средств индивидуальной и коллективной защиты, которые могут поменять показатель воздействия вредных и/или опасных условий на сотрудника
  • несчастный случай на производстве за исключением случая, возникшего по вине третьих лиц
  • профессиональное заболевание сотрудника, причиной которому стало воздействие вредных и/или опасных производственных факторов
  • инициатива профсоюзной организации или иного представительного органа сотрудников о проведении внеплановой оценки рабочих мест

В соответствии с п. 2 ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ работодатель должен провести спецоценку условий труда:

  • в течение 12 месяцев со дня, когда:
  • изменился технологический процесс
  • появились новые рабочие места
  • было заменено производственное оборудование
  • в течение 6 месяцев со дня, когда:
  • получено предписание от контролирующего ведомства
  • поменялся состав применяемых материалов, сырья
  • изменились средства индивидуальной и коллективной защиты
  • несчастного случая на производстве
  • поступило предложение от профсоюзной организации или иного представительного органа сотрудников о проведении внеплановой СОУТ

Изменения в спецоценке в 2019 году

В 2019 году необходимо учитывать поправки, внесенные Федеральным законом от 19.07.2018 № 208.

Статья 1

Статью 32 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1650; 2011, N 30, ст. 4596; N 50, ст. 7359; 2012, N 26, ст. 3446) дополнить пунктом 1.1 следующего содержания:

"1.1. При осуществлении производственного контроля, предусмотренного пунктом 1 настоящей статьи, могут использоваться результаты выполненных при проведении специальной оценки условий труда исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов, проведенных испытательной лабораторией (центром), аккредитованной в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации, но не ранее чем за шесть месяцев до проведения указанного производственного контроля.".

Статья 2

Абзац первый пункта 1 статьи 29.1 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 13, ст. 1177; 2011, N 30, ст. 4590; 2015, N 29, ст. 4359; N 45, ст. 6208; 2016, N 18, ст. 2508; N 26, ст. 3865) после слов "нарушений субъектами электроэнергетики и потребителями электрической энергии требований" дополнить словами "по безопасному ведению работ на объектах электроэнергетики, требований", после слов "(далее - обязательные требования)," дополнить словами "а также правилами по охране труда,".

Статья 3

Часть 1 статьи 4.1 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 31, ст. 4159; 2016, N 18, ст. 2508) после слов "нарушений теплоснабжающими организациями и теплосетевыми организациями требований" дополнить словами "по безопасному ведению работ на объектах теплоснабжения, требований", после слов "(далее в настоящей статье - обязательные требования)," дополнить словами "а также правилами по охране труда,".

Статья 4

В пункте 5 части 2 статьи 88 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6724; 2013, N 48, ст. 6165; 2016, N 1, ст. 28) слова "безопасных условий труда," исключить.

Статья 5

В части 7 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 52, ст. 6991; 2014, N 26, ст. 3366; 2016, N 18, ст. 2512) слова "могут быть использованы" заменить словами "могут использоваться".

Кто вправе не проводить спецоценку

Внеплановую спецоценку не нужно проводить, если:

  • изменилось ФИО - у работодателя-ИП
  • в результате реорганизации поменялась организационно-правовая форма работодателя-юридического лица
  • поменялось наименование рабочего места (при этом такое нововведение не привело к основаниям для проведения внеплановой проверки условий рабочих мест)

Работодатель должен провести оценку всех рабочих мест за исключением проверки условий труда дистанционных работников и надомников. Не проводится СОУТ также в отношении работников, вступивших в трудовые отношения с физическими лицами, не зарегистрированными в налоговой инспекции в качестве индивидуальных предпринимателей.

Пошаговые правила проведения спецоценки и документы

Шаг 1. Составление и утверждение состава комиссии по проведению специальной оценки условий труда

Руководитель компании должен утвердить состав комиссии по проведению СОУТ и порядок ее деятельности. Число членов комиссии не должно быть четным. Более того, в составе комиссии в обязательном порядке должен быть специалист по охране труда (п. 1-2 ст. 9 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ). Как правило, главой комиссии генеральный директор компании назначает самого себя (ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ).

Шаг 2. Определение перечня рабочих мест, подлежащих СОУТ

Перечень рабочих мест, которые подлежат проверке на наличие вредных и/или опасных условий труда, устанавливает комиссия. При наличии аналогичных рабочих мест СОУТ проводится только в отношении 20% из них, но не менее двух (п. 1 ст. 16 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ). К остальным рабочим местам применяются результаты, полученные при проверке 20% мест от общего числа.

При этом под аналогичными рабочими местами следует понимать такие рабочие места, где работники:

  • выполняют одинаковые трудовые обязанности (одинаковая должность, специальность, должность) в одном или нескольких однотипных производственных помещениях, оборудованных идентичными или однотипными системами вентиляции, кондиционирования воздуха, освещения и отопления
  • трудятся в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса с использованием идентичного производственного оборудования, инструментов, сырья и материалов
  • обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты

Шаг 3. Утверждение графика проведения СОУТ

При составлении графика проведения спецоценки необходимо учитывать:

  • СОУТ проводится в отношении каждого рабочего мечта не реже 1 раза в 5 лет (такой порядок распространяется и на офисные помещения). Основание - п. 4 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ
  • если работодатель ранее не проводил СОУТ, то крайний срок проверить рабочие места на наличие вредных и/или опасных факторов на работника и степень их влияния – не позднее 31 декабря 2018 года (п. 6 ст. 27 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ)

Следует отметить, что закон не запрещает проводить СОУТ рабочих мест поэтапно за исключением рабочих мест, на которых:

  • по результатам ранее проведенной оценки были установлены вредные и/или опасные условия труда
  • должность (специальность) сотрудников предоставляют им право на досрочное назначение страховой пенсии по старости
  • полагаются компенсации и гарантии за работу с вредными и/или опасными условиями труда

Однако по мнению Минтруда России, аттестацию рабочих мест необходимо проводить без разделения на этапы (Письмо Минтруда России от 8.12.2014 № 15-1/В-1829). За отсутствие результатов СОУТ Кодексом об административных правонарушениях предусмотрена ответственность, в том числе штраф:

  • до 10 000 руб. – для ИП и должностных лиц
  • до 80 000 руб. – для компаний

Шаг 4. Заключение договора со специализированной компанией на проведение СОУТ

Во избежание сотрудничества с мошенниками следует воспользоваться реестром компании и экспертов, указанных на сайте Минтруда России: akot.rosmintrud.ru

Шаг 5. Предоставление проверяющей компании и экспертам необходимых сведений и документов

Шаг 6. Выявление вредных и/или опасных производственных факторов и оценка их уровня

Шаг 7. Отражение результатов СОУТ в отчете и утверждение отчета

Результат проведенной СОУТ должен быть указан в отчете и подписан всеми членами комиссии, включая ее председателя (ч. 2 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ). В случае несогласия какого-либо специалиста комиссии с итогом проверки рабочих мест, необходимо, чтобы он изложил свое мнение в письменной форме и приложил его к отчету.

Шаг 8. Уведомление компании, проводящей СОУТ, об утверждении отчета с результатами оценки рабочих мест

В течение трех рабочих дней с момента подписания отчета о проведении СОУТ работодатель должен уведомить об этом компанию, с которой заключил договор о проведении оценки рабочих мест, а также отправить ее копию утвержденного отчета (п. 5.1 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ). Факт уведомления должен быть подтвержден.

Шаг. 9 Отправка декларации в контролирующий орган

При отсутствии вредных и/или опасных производственных факторов работодатель должен уведомить трудовую инспекцию по месту своего нахождения. Такой порядок предусмотрен п. 1 ст. 11 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ. Бланк и порядок подачи декларации утверждены Минтрудом России (Приказ от 07.02.2014 № 80н).

Срок подачи декларации - не позднее 30 рабочих дней с момента утверждения отчета о проведении СОУТ (п. 5 Порядка подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, утв. Приказом Минтруда России от 7.02.2014 № 80н).

Шаг 10. Ознакомление работников с результатами СОУТ

Работники компании должны быть ознакомлены с результатами СОУТ не позднее 30 календарных дней со дня утверждения отчета (п. 5. ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ).

Шаг. 11 Размещение результатов СОУТ на сайте

Такое требование указано в п. 6 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ).

Шаг 12. Уведомление ФСС России о результатах СОУТ

Данные отражаются в форме 4-ФСС. Бланк утвержден Приказом ФСС России от 26.09.2016 № 381).

Шаг 13. Применение результатов СОУТ

Когда условия труда признаны комиссией вредными или опасными, то в отчет добавляют перечень мероприятий, которые работодатель должен выполнить (приобрести средства индивидуальной защиты и др.).

Работодатель должен внести изменения в трудовые договора с работниками, а в соглашении указать новые условия труда, гарантии за вредные или опасные условия. Дата вступления в силу доп. соглашения к трудовому договору – дата утверждения отчета с результатами СОУТ.

За работу во вредных и опасных условиях труда сотруднику полагаются доплаты, сокращенное рабочее время в зависимости от класса/подкласса условий труда, дополнительные отпуска (ст. 92, 117 и 147 ТК РФ). Работникам, выполняющим свои трудовые обязанности во вредных или опасных условиях труда, независимо от того какой класс и степень им установлен, необходимо выплачивать повышенную заработную плату. Минимальный размер повышения выплат составляет 4% от обычного оклада или тарифной ставки (ч.1 и 2 ст. 147 ТК РФ). Более того, при вредных условиях труда (3-я или 4-я степени) или опасных, работникам полагается сокращенная продолжительность рабочего времени (см. таблицу).

Гарантия

Класс вредности

Размер гарантии

Основание

Повышенная оплата труда

не имеет значения

не менее 4% от оклада или тарифной ставки

ст.146 и 147 ТК РФ

Сокращенная продолжительность рабочего времени

подклассы 3.3, 3.4 и класс 4

не более 36 часов в неделю

ст. 92 ТК РФ

Дополнительный отпуск

подклассы 3.2, 3.3, 3.4

не менее 7 календарных дней

ст. 116 и 117 ТК РФ

Дополнительные взносы

Выплаты сотрудникам, занятым на работах, указанных в п. 1-18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ облагаются дополнительными взносами, но при условии, что у таких сотрудников есть право на досрочную пенсию (Письма Минфина от 23.10.2017 № 03-15-06/69113, письмо ФНС России от 24.05.2017 № БС-4-11/9763).

Начисление взносов по доптарифам необходимо осуществлять с даты утверждения отчета о проведении СОУТ (Письмо Минтруда России от 13.03.2014 № 17-3/В-113).

Примерная стоимость спецоценки по регионам

Стоимость СОУТ зависит от общего количества рабочих мест, подлежащих оценке. Как правило, цена СОУТ зависит от категории рабочего места:

  • офисное рабочее место (менеджер, секретарь, бухгалтер, юрист, программист и др.)
  • рабочее место 1 категории (монтажник, грузчик, медсестра, официант, врач и др.)
  • рабочее место 2 категории (водитель, сварщик, лаборант, литейщик, металлург, рентгенолог и др.)

В Москве, Санкт-Петербурге стандартная цена начинается от 600 руб. за 1 рабочее место, но многие эксперты утверждают, что СОУТ 1 рабочего места не может стоить 600 руб., так как себестоимость таких работ гораздо больше.

В стоимость СОУТ включаются затраты на:

  • оплату труда высококвалифицированных работников
  • накладные расходы (аренда помещения, обслуживание офисной техники, программное обеспечение, электроэнергия и др.)
  • амортизация дорогого оборудования и приборов, расходные материалы

Чтобы снизить себестоимость компании:

  • проверяющие компании проводят работы дистанционно
  • привлекаются сторонние специалисты без необходимой квалификации
  • применяются неповеренные приборы
  • результаты копируются (на основании исследований в компаниях со схожей деятельностью)

Средняя экономическая обоснованная стоимость СОУТ 1 рабочего места составляет от 2 500 до 4 000 руб. Такая цена указана в письме Минтруда России № 15-4/10/П-3758 от 08.07.2014г. С учетом категории сложности рабочего места (например, сложное нестационарное рабочее место, при оценке которого необходимо измерение максимальной разовой или среднесменной концентрации нескольких химических веществ) цена может увеличиваться до 3-ех раз.

Если цена спецоценки рабочего места ниже экономически обоснованной цены более чем на 30% от среднерыночной, то это повышает риск фиктивного проведения СОУТ или проведения оценки по «простому варианту», которые не соответствует установленным требованиям, что приводит в дальнейшем к штрафам.

Статьи в электронном журнале "Упрощенка":

Порядок проведения СОУТ закреплен законодательно и в некоторых частях содержит достаточно либеральные положения. Например, согласно пункту 6 статьи 27 , в отношении некоторых рабочих мест спецоценка может проводиться поэтапно и должна быть завершена к 31.12.2018. Однако суды неоднозначно подходят к трактовке данного положения и выносят противоречивые решения (к примеру, Определения от 11.11.2014 № 11-11968/2014 и от 26.02.2015 № 33-5865/15), а штрафы за непроведение этого мероприятия могут составлять до 200 000 рублей.

СОУТ: сроки проведения

Специальная оценка условий труда впервые должна быть проведена в сроки, не превышающие 12 месяцев со дня создания нового рабочего места. Если организация функционирует более 12 месяцев, а аттестация рабочих мест (АРМ) или специальная оценка условий труда не проводилась никогда, то проводить спецоценку надо незамедлительно или вчера.

  • безопасный труд своих работников;
  • охрану труда своих сотрудников;
  • информирование работников об условиях, в которых они трудятся, и т. д.
  • безопасные условия труда;
  • получение информации об условиях вредности на своем рабочем месте.

То есть работник имеет право требовать от работодателя предоставления информации о степени риска для его здоровья, которое может подвергаться воздействию вредных или опасных производственных факторов (даже сидя перед экраном монитора).И если работодатель ему не предоставляет такую информацию, работник имеет право для получения этой информации обратиться в орган государственного надзора за соблюдением законодательства.

В этом случае работодателя ждет штраф до 80 000 рублей и письменное предписание о необходимости организации проведения спецоценки. В противном случае может грозить административная приостановка деятельности предприятия до 90 дней.

Периодичность проведения

Срок действия спецоценки условий труда составляет 5 лет. Течение времени начинается со дня утверждения отчета о проведении оценки по каждому отдельному рабочему месту. Итоги проведения данного мероприятия можно свести к двум вариантам, когда:

  • вредные факторы в ходе проведения не выявлены;
  • вредные факторы выявлены и соответствующим образом классифицированы.

Вредные факторы не выявлены

Если в ходе проведения спецоценки не выявлено вредных и опасных производственных факторов, такое рабочее место подлежит декларированию в территориальный орган федеральной службы по труду и занятости на предмет соответствия условий труда нормативным требованиям охраны труда.

В этом случае, если в течение последующих 5 лет в отношении данного рабочего места не появится причин провести внеплановую спецоценку, то по истечении данного срока повторную СОУТ проводить не надо, действие декларации считается автоматически продленным.

А в какие сроки нужно делать СОУТ в дальнейшем (если вообще надо будет сделать), закон не сообщает..

Вредные факторы выявлены и классифицированы

В этом случае срок действия специальной оценки условий труда составляет 5 лет. Причем это не значит, что пять лет прошло и надо начинать организовывать новую спецоценку. К истечению пятилетнего срока у работодателя должны быть уже готовые результаты аттестации, то есть никакого прерывания не допускается.

Аттестация рабочего места

АРМ — это, по сути, то же самое, что и спецоценка, только с другим названием. Поэтому если работодатель проводил АРМ до 01.01.2014, то действующее законодательство позволяет ему не организовывать и не проводить какие-либо дополнительные мероприятия весь срок действия СОУТ вплоть до даты завершения действия результатов этой аттестации, конечно, если не возникнут основания для проведения внеплановой СОУТ.

Сроки внеплановой СОУТ

При возникновении обстоятельств для проведения внеплановой спецоценки законодательством предусмотрено два временных периода — 6 и 12 месяцев, в зависимости от причины.

6 месяцев

Специальная оценка условий труда должна быть проведена за указанное время, если:

  • работодатель получил предписание о проведении внеплановой спецоценки;
  • в производстве начинают использовать новые материалы или сырье, которые могут навредить здоровью работника;
  • вводятся новые средства индивидуальной и коллективной защиты (можно снизить класс вредности, соответственно, можно снизить выплаты за вредность);
  • произошел несчастный случай (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц);
  • врачебной комиссией установлен факт профессионального заболевания;
  • получено письмо от профсоюза о необходимости проведения внеплановой спецоценки.

12 месяцев

СОУТ должна быть проведена за указанное время, если:

  • в эксплуатацию вводятся новые рабочие места;
  • меняются технологические процессы, производственное оборудование, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных или опасных производственных факторов.

Сроки мероприятий по результатам СОУТ

Со дня утверждения отчета по результатам СОУТ работодатель обязан:

  • в течение 3 рабочих дней уведомить об утверждении организацию, проводившую СОУТ;
  • не позднее 30 календарных дней под подпись ознакомить работников с результатами проведенной спецоценки;
  • не позднее 30 календарных дней при наличии сайта в сети Интернет разместить сведения о результатах проведения СОУТ и перечне мероприятий по улучшению условий по охране труда.

Срок хранения материалов специальной оценки условий труда

Срок составления отчета по СОУТ

Устанавливается приказом работодателя при организации проведения данного мероприятия на этапе формирования комиссии.

Срок хранения материалов СОУТ

Составляет 45 лет, однако если в результате проведения СОУТ будут выявлены вредные или опасные производственные факторы и условия труда будут соответствующим образом классифицированы по вредности и опасности, такие материалы необходимо хранить в течение 75 лет.

Срок действия материалов СОУТ

Материалы по итогам проведения спецоценки являются действующими на весь период установления соответствующего класса опасности или срок действия декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

Действительно ли с 2018 года можно будет накладывать на организации штрафы или есть возможность не делать оценку?

Насколько обязательно проведение специальной оценки условий труда в организации, возможны ли штрафы если ее не делать подробнее в статье.

Вопрос: Насколько обязательна СОУТ? Действительно ли с 2018 года можно будет накладывать на организации штрафы или есть возможность не делать оценку?

Ответ: Все работодатели обязаны проводить спецоценку условий труда на всех рабочих местах. И Этого требует статья 212 ТК РФ. Исключение предусмотрено только для надомников и дистанционных работников (п.3 ст.3 Закона от 28.12.2013 №426-ФЗ). В отношении некоторых рабочих мест специальная оценка может проводиться поэтапно в срок не позднее 31 декабря 2018г. Это рабочие места (ч.6 ст.10 и ч.6 ст.27 Закона от 28.12.2013 №426-ФЗ):

Сотрудников, чьи профессии, должности и специальности не включены в списки, с учетом которых назначается досрочная страховая пенсия по старости;

Условия труда на которых не признаны вредными или опасными.

Поэтому если в организации нет работников-вредников, то Ваша компания вправе провести спецоценку поэтапно и завершить ее в срок до 31.12.2018 включительно. При условии, что у организации после 01.01.2014 не было основания для проведения внеплановой спецоценки. Полный их перечень приведен в ст.17 Закона от 28.12.2013 №426-ФЗ. К таковым, например, относятся:

Ввод в эксплуатацию новых рабочих мест;

Замена производственного оборудования.

Если у компании были основания для проведения внеплановой спецоценки, то ее нужно было провести в следующие сроки:

С 01.01.2014 до 01.05.2016 – в течение 6 месяцев;

С 01.05.2016 - в течение 12 месяцев.

Если компания не провела спецоценку в установленные Законом сроки, то при выявлении этого правонарушения трудовая инспекция может оштрафовать ее на сумму от 60 до 80 тысяч рублей (ст.5.27.1 КоАП РФ). При этом в Законе не предусмотрено оснований, освобождающих от штрафа.

Имейте в виду, что спецоценка проводится не только для того, чтобы установить гарантии и компенсации за работу во вредных условиях. Она помогает определить класс условий труда. А с 01.01.2014 условия труда на рабочем месте в обязательном порядке должны включаться в трудовой договор. Специалист трудовой инспекции может уже сейчас проверить трудовые договоры с работниками. И если он не увидит в договорах сведения об условиях труда, оштрафует и компанию, и директора согласно ч.1 ст.5.27 КоАП РФ. Поэтому в интересах компании провести спецоценку в кратчайшие сроки (письмо Роструда России от 20.11.2015 №2628-6-1).

Как провести специальную оценку условий труда

Начиная с 1 января 2014 года оценивать условия труда на рабочих местах можно исключительно в форме специальной оценки условий труда (письмо Минтруда России от 08.04.2014 № 15-4/В-366). Порядок для данной процедуры прописан в Законе от 28.12.2013 № 426-ФЗ . Методика проведения специальной оценки условий труда утверждена приказом Минтруда России от 24.01.2014 № 33н .

Максимум до 31 декабря 2018 года действуют и результаты аттестации рабочих мест, которую провели до 2014 года по правилам из приказа Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 № 342н . В общем случае результаты аттестации действительны в течение пяти лет со дня ее завершения.

Исключение – случаи, когда специальную оценку условий труда обязательно провести внепланово . Добавим, что в отношении некоторых рабочих мест спецоценку можно проводить поэтапно. Завершить поэтапную специальную оценку нужно до 31 декабря 2018 года .

Специальная оценка условий труда

Специальная оценка условий труда представляет собой единый комплекс мероприятий по идентификации вредных и опасных факторов производственной среды и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения фактических значений от установленных нормативов ().

По результатам проведения специальной оценки устанавливают классы и подклассы условий труда на рабочих местах сотрудников (п. 2 ст. 3 Закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ).

Когда не проводят спецоценку условий труда

Специальную оценку условий труда не проводят в отношении:

людей, для которых работодатели – физические лица, не зарегистрированные как индивидуальные предприниматели.

Порядок проведения специальной оценки условий труда регулируется Законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ . Она обязательна для всех компаний, включая религиозные организации.

Кто обязан проводить специальную оценку

Специальную оценку условий труда обязаны проводить все работодатели. По общему правилу ее проводят совместно с независимой организацией (организациями), которую работодатель привлек к оценке на основании гражданско-правового договора (п. 2 ст. 8 Закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ).

Поэтапная специальная оценка условий труда

Когда можно проводить поэтапную спецоценку условий труда

В отношении некоторых рабочих мест специальная оценка может проводиться поэтапно. Это рабочие места:

сотрудников, чьи профессии, должности и специальности не включены в списки , с учетом которых назначается досрочная страховая пенсия по старости;

условия труда на которых не признаны вредными или опасными.

Завершить поэтапную спецоценку нужно до 31 декабря 2018 года (ч. 6 ст. 27 Закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ).

Поэтапность предполагает проведение спецоценки в отношении не всех рабочих мест сразу, а только их части. Перечень таких рабочих мест определяет комиссия .

Внеплановая спецоценка условий труда

Когда нужно проводить внеплановую специальную оценку условий труда

Внеплановую специальную оценку условий труда проводят, если:

1. введены в эксплуатацию вновь организованные рабочие места;

2. работодатель получил предписание государственного инспектора труда о проведении внеплановой оценки в связи с нарушениями, выявленными в ходе проверки трудовой инспекцией;

3. изменен технологический процесс, заменили производственное оборудование, которое способно оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на сотрудников;

4. изменился состав применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на сотрудников;

5. изменены применяемые средства индивидуальной и коллективной защиты, способные оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на сотрудников;

6. на рабочем месте произошел несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявлено профессиональное заболевание , причинами которого явилось воздействие на сотрудника вредных и (или) опасных производственных факторов;

Или протокола аттестации рабочих мест;

Или отчета по спецоценке условий труда.

Кому нужно поспешить провести спецоценку

Специальная оценка условий труда введена с 1 января 2014 года (Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ , далее - Закон № 426-ФЗ). Спецоценка заменила аттестацию рабочих мест по условиям труда (схема 1 ниже). Но результаты аттестации, которая была проведена до 1 января 2014 года, действительны в течение пяти лет со дня ее завершения (ч. 4 ст. 27 Закона № 426-ФЗ).

Схема 1 Периоды проведения аттестации и спецоценки

Но, оказывается, тянуть с проведением спецоценки не нужно.Специалист трудовой инспекции может уже сейчас проверить трудовые договоры с работниками. И если он не увидит в договорах сведения об условиях труда, оштрафует и компанию, и директора. Размеры штрафов приведены в табл. 1 ниже.

Таблица 1 Размер штрафа, если в трудовом договоре нет сведений об условиях труда

Если вы не проводили аттестацию или провели ее более пяти лет назад, проведите спецоценку в кратчайшие сроки (письмо Роструда от 20.11.2015 № 2628-6-1).

Кого поддерживают судьи

Ваши доводы о том, что спецоценку можно провести до конца 2018 года, проверяющие не примут. Закон № 426-ФЗ не защитит вас от штрафов за отсутствие обязательных условий в трудовом договоре. Это нарушение трудового законодательства.

Если дело дойдет до суда, арбитры поддержат трудовых инспекторов. Об этом свидетельствуют, например:

Почему инспекторов интересуют трудовые договоры с офисными работниками

До 2014 года офисные рабочие места можно было не аттестовывать (п. 4 Порядка , утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 № 342н). Этой поблажкой пользовались работодатели.

У вашей компании могут быть действующие результаты аттестации. Но в них нет сведений об условиях труда на офисных рабочих местах. Аттестацию таких рабочих мест не проводили. Если у вас еще не было спецоценки, то нет и оснований внести в трудовые договоры сведения об условиях труда.

Отвечает Александр Сорокин,

заместитель начальника Управления оперативного контроля ФНС России

«ККТ нужно применять только в случаях, если продавец предоставляет покупателю, в том числе своим сотрудникам, отсрочку или рассрочку по оплате своих товаров, работ, услуг. Именно эти случаи, по мнению ФНС, относятся к предоставлению и погашению займа для оплаты товаров, работ, услуг. Если организация выдает денежный заем, получает возврат такого займа или сама получает и возвращает заем, кассу не применяйте. Когда именно нужно пробивать чек, смотрите в