Профессия сварщик - рабочая специальность, достаточно востребованная в наши дни. Сварка - соединение изделий без использования в работе крепежных элементов. Сварочные работы проводятся на любом производстве: в машиностроении, станкостроении, металлургии, жилищно-коммунальном хозяйстве, автостроении, кораблестроении, сельском хозяйстве. От качества работы сварщика зависит эксплуатационный срок различной техники. За счет сварки можно прочно и надежно соединить не только новые элементы изделий, но и отремонтировать старые.

Какими навыками должен обладать специалист

Сварщик обязательно должен знать:

  • технологию металлов при плавлении, основы электротехники;
  • свойства газов при антиокислении;
  • принципы и методы работы оборудования, необходимого при сварке;
  • технику безопасности и инструкцию по охране труда;
  • обладать знаниями по физике и химии на уровне школьной программы.

К личным качествам сварщика относят:

Что входит в обязанности сварщика

Профессия сварщик обязывает:


Какие категории соответствуют профессии

1. Сварщик-прессовщик. Прессовой сварке подлежат трубопроводы, стальные емкости, точечные узлы, конструкции, цветные металлы, неметаллические материалы и сплавы, режущий инструмент.

2. Сварщик диффузионно-сварочных установок. Объектом работы являются уникальные и дорогие узлы, металлические детали, многокамерные диффузионно-сварочные установки, обширные конструкции из сотовых панелей, насыщение азотом металлических приспособлений.

3. Сварщик электронно-лучевых установок. Работа связана с вакуумной электронно-лучевой сваркой дорогих узлов, сплавов, изделий, ограниченных в нагреве, также с малогабаритными, миниатюрными изделиями, с металлами и сплавами, толщиной не более 0,8 мм.

4. Сварщик-термитчик. Сварка деталей термитным способом, установка пресса, форм, их обмазка, выемка из специальных форм, просушка, изготовление и обжиг тиглей, приготовление состава для них, а также работа с термитом, его просеивание, дробление, перемешивание, упаковка. В обязанности входит обработка механизмов и проверка работы вентиляционных установок.

5. Газосварщик. В обязанности входит сварка с помощью жидкого газа деталей и узлов любой сложности, стальных, чугунных и металлических трубопроводов под действием вибрации, высокого давления, резка, плавка металлов твердыми сплавами.

6. Электрогазосварщик. Эл. сварщик обязан производить дуговую, газовую и стальных, чугунных сплавов и узлов любой сложности, строительных сооружений, пользоваться резаком при резке металла, варить стальные, титановые конструкции, аппараты, узлы под воздействием вибрационной и динамической нагрузки, выполнять сварные швы в любой плоскости, направлении и положении, осуществлять сварку металлов и сплавов, сложных блочных конструкций.

Разряды сварщиков

Преимущества и недостатки профессии

Профессия сварщик высоко востребована на рынке, учитывая приличный уровень зарплат у сварщиков-профессионалов. Существенными недостатками являются достаточно тяжелые, вредные условия работы, отрицательное воздействие электрических дуг и на зрение, вдыхание вредных паров газа, пыли, приводящее к астме, силикозу, пневмокониозу.

Кому нельзя работать сварщиком

Рабочие сварщики осуществляют свою деятельность во вредных условиях и приравниваются к категории повышенной опасности. Лицам, имеющим сердечно-сосудистые заболевания, болезни органов дыхания, проблемы со зрением, нервной системой, неустойчивой психикой, категорически запрещено работать по данной специальности. Нежелательно также работать сварщиком при наличии аллергии, остеохондроза, радикулита. По прохождении медосмотра граждане, имеющие данные заболевания, могут быть отстранены от работы.

Перспектива

В перспективе профессия сварщик предполагает получение профессионального образования, опыта работы, повышения квалификации.

Карьерная лестница выглядит так: бригадир - техник - технолог - инженер - руководитель отдела - руководитель всего предприятия - проектировщик - конструктор - главный инженер. Быстрота продвижения по карьерной лестнице напрямую зависит от качества работы сотрудника, а также его личных амбиций.

Министерство образования Нижегородской области
Государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение
«Кстовский нефтяной техникум имени Бориса Ивановича Корнилова»

Областной конкурс исследовательских и проектных работ

«Моя профессиональная карьера»

Номинация «Мероприятие по карьерному проектированию»
Тема: « Моя будущая профессия – сварщик»

Выполнил:

Тарина Юлия Анатольевна,

педагог-психолог
89200642530

г. Кстово, 2015

  • Вступительное слово
  • Выступление педагога-психолога о результатах тестирования
  • Презентация «История развития профессии»
  • Конкурс профессионального мастерства
  • Презентация старшего мастера, руководителя производственной практики Трушниковой С.М. «Наши выпускники – гордость техникума»
  • Выступление главного сварщика управления монтажно-строительных работ ООО «ГСИ-Волгонефтегазстрой» Борисовой Е.А.
  • Стихи о профессии
  • Наказ-завещание


4. Заключение

Время проведения классного часа - 60 мин.

  1. Пояснительная записка.


К лассный час на тему: «Моя будущая профессия » организован со студентами групп 1 и 2 курса 13-СВ и 14-СВ специальности 150105 «Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)».

Выполняя подготовительную работу к классному часу, среди студентов этой профессии было проведено тестирование насколько хорошо они знают особенности своей профессии, не разочаровались ли они в ней, планируют ли они оставаться верными своей профессии и т.д. Оказалось, что знания студентов, особенно первокурсников о выбранной профессии не велики, поэтому возникла необходимость пополнить и углубить знания о профессии сварщика, об истории возникновения этой профессии и перспективах развития и работы по профессии «Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)» в своем городе и области.

Как показывает практика, только осознанный выбор и глубокое понимание своей профессии способствуют формированию целостной личности высококвалифицированного специалиста.

Поэтому основной задачей классного часа было – заложить в сознании студентов интерес к профессиональной деятельности, навыки самостоятельной оценки происходящих процессов, навыки творчества, что позволит им в дальнейшем успешно применять полученные теоретические знания и практические умения в профессиональной деятельности.
Оборудование:
1) Ноутбук, мультимедийная установка;
2) Слайды;
3) Бумага, ручки, карандаши, фломастеры;
4) Цитаты о профессии, труде: «Верьте в силу мирного труда и любите его»,
«Делайте самое маленькое дело терпеливо и с любовью, не ропщите на размеры жизненной задачи», « Самое малое дело можно осветить и осмыслить любовным к нему отношением и самое большое можно уронить и обесславить отношением небрежным и нерадивым», «Счастье и успех придут ко всякому мирно и с любовью совершаемому делу» .

2. Цели классного часа.

1. Пополнить знания о профессии, расширить представления о процессе обучения в техникуме.
2. Помочь в определении профессионального призвания, а также ознакомить со способами достижений результатов в профессиональной деятельности.
3. Формировать чувство уважения к труду, к профессии.
4. Воспитание чувства благодарности, уважения к трудовым достижения старшего поколения.
5. Формирование активной жизненной и гражданской позиции, способности к жизненному самоопределению и самореализации, всестороннего развития каждого студента как личности, как члена человеческого сообщества.
6. Развить эстетические чувства, стремление к саморазвитию.

3. Ход классного часа.


Ты можешь стать умнее тремя путями:

Путём опыта – это самый горький путь;

Путём подражания – это самый лёгкий путь;

Путём размышления – это самый благородный путь.

Древняя китайская пословица

Ведущий:

Добрый день, уважаемые гости, преподаватели, студенты. Мы собрались сегодня поговорить о вашем профессиональном выборе.

ПРОФЕССИЯ – вид трудовой деятельности человека, который требует определённой подготовки (соответствующего уровня специальных знаний и умений) и служит, обычно, источником дохода.

Профессиональную судьбу мы намечаем, как правило, по окончании школы. Кто-то находит работу, не требующую специального обучения. Большинство же старается сначала получить образование, очерчивая тем самым круг будущих карьерных возможностей. Чтобы сделать правильный выбор, нужно иметь представление о существующих профессиях и, зная собственные склонности, реально оценивать свои возможности.

Вы свой профессиональный выбор уже сделали. Чем вы мотивировали свой выбор и как планируете развиваться в рамках своей профессии. С результатами тестирования вас сейчас познакомит Тарина Ю.А, педагог-психолог.

Большинство обучающихся по собственному решению пришли учиться в наш техникум на специальность «Сварщик», руководствуясь хорошей зарплатой – 62%, своими возможностями – 23%, интересной работой – 23%, хотят принести пользу обществу – 18%, что эта специальность престижна – 8%. У большинства отношение к специальности за время учебы не изменилось – 52%, в положительную сторону – у 33% и они готовят себя к будущей специальности, приобретая ЗУН, необходимые для будущей профессии, воспитывают у себя положительные качества - по 21% и развивают специальные качества, необходимые для этой специальности - 49%, и считают, что чтобы стать хорошим специалистом нужно поработать на производстве (54%). Уже на 2 курсе обучающиеся проявят свои профессиональные качества на практике (46%), некоторые – дома (26%), но многие еще не овладели профессиональными навыками (26%). Студенты предпочитают работать вдвоем с товарищем (46%), и быть в коллективе, бригаде (31%), хотя есть и такие, кто хотел бы работать индивидуально (23%). Большинство мечтают быть в будущем организатором (49%), и 46% - исполнителем. После окончания техникума обучающиеся планируют работать на производстве (41%) и получать высшее образование по той же специальности (56%), хотя 36 % опрошенных мечтают получить другую специальность и работать по ней. Ну и абсолютно понятно, что основным увлечением большинства ребят является техника (52%), хотя есть обучающиеся, интересующиеся наукой (13%) и природой (10 %) и искусством (15%), и человеком (18%).

В целом отношение обучающихся к выбранной специальности положительное, что должно благополучно сказываться на усвоение ими учебной программы.

Ведущий:

Сварка в настоящее время стала ведущим технологическим процессом при изготовлении и ремонте металлических конструкций и изделий, строительстве, транспорте, в сельском хозяйстве. Многие современные машины и сооружения, например космические ракеты, подводные лодки, газопроводы, изготовить без помощи сварки невозможно. Сегодня сваривают металлы, которые еще относительно недавно считались экзотическими: это титановые, ниобиевые и бериллиевые сплавы, а также всевозможные сочетания разнородных металлов.

Историки говорят, что слово «Сварка» произошло от имени славянского бога кузнечного дела Сварога. (Презентация «История сварки», рассказывает студент Звицын И.)

В России история сварки берет свое начало с 1802г. , когда профессор физики Санкт–Петербургской медико-хирургической академии Василий Владимирович Петров, впервые в мире открыл и описал явление электрического дугового разряда. Проделав большое количество опытов, он показал возможность использования электрической дуги для плавления металлов. Открытие В.В.Петрова значительно опередило свой век, до практического применения дуги для сварки оставалось около 80лет. Его осуществил Николай Николаевич Бенардос автор многих изобретений в области электротехники. Н.Н.Бенардос предложил и произвел в 1880–1890г.г. все основные виды сварки: плавящимся и неплавящимся электродами дугой прямого и косвенного действия, полуавтоматическую и автоматическую, незащищенной дугой и в среде защитного газа.

Почти одновременно с ним работал крупнейший изобретатель Николай Гаврилович Славянов. В конце 1888–1889г.г. Н.Г.Славянов осуществил и внедрил электродуговую отливку металлических изделий, разработал основы металлургии сварочного процесса.

Обладая глубокими знаниями металлургии и электротехники, Н.Г.Славянов разработал способ дуговой сварки металлическим электродом с защитой сварочной зоны слоем порошкообразного вещества – флюса. Сварка под флюсом позволила увеличить производительность процесса в 5-10 раз, механизировать и усовершенствовать технологию производства сварных конструкций.

В 1924–1935гг. в основном применяли ручную сварку электродами с тонкими ионизирующими (меловыми) покрытиями. В эти годы под руководством академика В.П. Вологодина были изготовлены первые отечественные котлы и корпуса судов.

С 1935-1939гг. стали применяться электроды с толстым покрытием. Для электродных стержней использовали легированную сталь, что позволило использовать сварку для изготовления промышленного оборудования и строительных конструкций.

В начале пятидесятых годов Институтом электросварки им. Патона была разработана электрошлаковая сварка, что позволило заменить литые и кованные крупногабаритные детали сварными; заготовки стали более транспортабельными и удобными при сборке и монтаже.

С 1948г. получили промышленное применение способы ручной дуговой сварки в инертных защитных газах: ручная сварка неплавящимся электродом, механизированная и автоматическая неплавящимся и плавящимся электродом.

В конце пятидесятых годов французскими учеными был разработан новый вид электрической сварки плавлением – электронно-лучевая сварка.

В 1969г. впервые в открытом космосе была осуществлена автоматическая сварка и резка.

Ведущий:

А мы переходим к конкурсу профессионального мастерства. Конечно, основываться мы будем на ваши теоретические знания.

1 конкурс на командообразование.

Пословицы и высказывания великих людей о труде, профессиях разрезаны на части. Команде нужно составить слова и пословицы. Прочитать.

■ Землю солнце красит, а человека – труд.

■ На работу с радостью, а с работы с гордостью.

■ У плохого мастера и пила плохая.

2 конкурс «Прояви смекалку»

Ведущий раздает командам зашифрованные слова и ассоциации к ним. В течение 5 минут команда отгадывает слова. Задание проверяется. Жюри выставляет за каждый правильный ответ один балл в таблицу.

Кроссворд «Ассоциация»

1. Сталь

Основной компонент стали.

3.Неметалл

Нежелательный компонент стали

4.Неметалл в составе стали

Составная часть горной породы.

5.Неметалл

Выдающаяся личность.

3 конкурс – «Умный сварщик»

Ведущий предлагает участникам команд вставить в предложения пропущенные слова. Время на выполнения задания – 5 минут. За каждое правильное слово жюри выставляет один балл.

1. Аппарат, преобразующий переменный ток в постоянный при помощи полупроводниковых вентилей называется ______________________________. (выпрямитель)

2. Для зажима электрода при ручной дуговой сварке применяют __________. (электродержатель)

3. При взаимодействии карбида кальция с водой получается _____________. (ацетилен)

4. При избытке кислорода сварочное пламя становиться _________________, (окислительным), а при избытке ацетилена пламя становиться ___________. (науглероживающим).

5. Цилиндрический стальной стержень с нанесенной на него обмазкой называется ___________. (электродом)

6. При _________________________ (постоянном) токе дуга горит наиболее стабильно, процесс сварки вести легче, особенно при малых токах.

4 конкурс – «Шустрый сварщик»

Соревнование на время – кто быстрее и правильно наденет сварочный костюм (робу) и сварочный щиток. Жюри оценивает правильность выполнения задания по пятибалльной системе.

5 конкурс – «Плюсы и минусы моей профессии»

Каждой команде нужно обсудить и рассказать о плюсах и минусах профессии «Сварщик».

МИНУСЫ ПРОФЕССИИ
- Тяжёлые условия труда. Работа на открытых строительных площадках при
любой погоде, большая нагрузка на зрение из-за высокой яркости электрической дуги, инфракрасного и ультрафиолетового излучения.
- Электросварщики относятся к профессиям «горячего цеха» из-за высокой вредности производства вследствие большого выделения газов и тепла при сварочных работах.
ПЛЮСЫ ПРОФЕССИ:

Престижность и высокий спрос на рынке труда.

Достойная заработная плата.
- Сварщиков без опыта охотно принимают в жилищно-коммунальные хозяйства, в частные организации сферы обслуживания. С приобретением опыта, им поручаются более ответственные дела для работы в промышленности и в строительстве.
- Сегодня вряд ли найдется хоть одна отрасль, где не приняли бы своего участия сварщики. Они трудятся везде: на стройплощадках, в промышленности, в машиностроении, кораблестроении и в других областях, таких как, энергетика, нефтеперерабатывающая промышленность, сельское хозяйство. Стоит заметить, что труд сварщика очень важен не только в работе современных предприятий, но и в нашей повседневной жизни мы бы не обошлись без их сложного, нужного и тяжелого труда.

6. Подведение итогов, награждение победителей и участников конкурса.

Ведущий:

Сварщик - это профессия, требующая большой ответственности.

Давайте попробуем сформулировать основные качества, которыми должен обладать хороший сварщик:

Физическая выносливость;
- Четкая память на эталоны цвета и оттенков;
- Четкая координация движений;
- Хорошее зрение и глазомер;
- Способность к работе на высоте;
- Техническая смекалка
- Пространственное воображение и концентрированное внимание;
- Аккуратность;
- Устойчивый вестибулярный аппарат;
- Хорошая моторика.

Ведущий:

Сегодня у нас в гостях присутствует старший мастер, руководитель производственной практики Трушникова С.М. Неоднократно вместе со студентами-сварщиками она принимала участия в областных и всероссийских конкурсах профессионального мастерства. О выпускниках, которыми гордится наш техникум и которые с успехом трудятся на предприятиях нашего города, вам сейчас и расскажет Светлана Михайловна. (Презентация «Наши выпускники – гордость техникума»)

Ведущий:

У нас сегодня на классном часе присутствует еще один гость - главный сварщик управления монтажно-строительных работ ООО «ГСИ-Волгонефтегазстрой» Борисова Е.А.. Екатерина Александровна расскажет вам о требованиях предъявляемых к работникам, перспективах и возможностях профессии сварщик. (Выступление)

4. Заключение
Ведущий:
Студенчество пора славная, веселая, время, когда можно многое познать, многое нужно успеть. И помните – эти годы не повторятся, зато запомнятся на всю жизнь. Так пусть пройдут они достойно и насыщенно.
Ч еловек не рождается готовым специалистом, для этого нужно многому научиться. Насколько важна для человека работа – отвечает каждый по-своему. Для одних работа – это смысл всей их жизни, для других – просто средство существования, для третьих – привычка, для четвертых – печальная необходимость. Чем она будет для вас – решать вам.
Вы получили более или менее верное представление о содержании выбранной профессии. Теперь перед вами стоит задача потруднее: разобраться в себе, понять собственные стремления, способности и примерить себя к профессии, увидеть и почувствовать себя сварщиком.
Планируя этот классный час, мне хотелось не только познакомить Вас с будущей профессией, но и вызвать интерес к Вашей будущей работе. Любовь к выбранной профессии начинает формироваться еще в стенах учебного заведения, где Вы обучаетесь. Мне бы хотелось, чтобы через несколько лет Вы пришли сюда со словами благодарности за то, что мы научили Вас профессии и помогли Вам самоутвердиться в жизни, найти свой путь.

Пока в пространстве крутится планета,
На ней, пропахшей солнцем,
Никогда - не будет дня, чтоб не было рассвета,
Не будет дня, чтоб не было труда!

5. Литература и используемые источники.


1. Дидактический материал по курсу «Твоя профессиональная карьера»/ Под ред. С.Н. Чистяковой. М.: Просвещение, 1998.

2. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов на Дону: Феникс, 1996.

3. Пряжников Н.С. Активные методы профессионального самоопределения. М.: МГППИ, 2001.














































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Оборудование : компьютер, мультимедиа-проектор, раздаточный материал.

Цели мероприятия :

  • формирование представления о развитии процесса сварки, о дальнейших перспектива развития технологии сварки металла,
  • развитие познавательного интереса обучающихся, логического мышления путём систематизации фактов, наблюдательности, познавательной активности, умений делать выводы, развитие речи,
  • развитие коммуникационных компетенций.

Методы: объяснительно-иллюстративные.

Формы: фронтальная, групповая.

Ход мероприятия

Вступление

  1. Приветствие
  2. Мотивация

Сварщик

Он в синей спецовке
И в синих очках,
Он синюю молнию
Держит в руках.
Она как живая:
Подвижна, сильна.
Смотрите, как яростно Бьётся она!
Вот смолкла,
Затихла,
Свернулась клубком,
А сварщик коснулся её
Проводком,
И молния брызнула
Золотом звёзд,
Как будто жар-птица
Расправила хвост!

(Слайд №1-4)

Оформление доски: высказывания о сварке, о профессии “Сварщик”, пословицы о металлах. (Приложение 1)

Можно с уверенностью сказать, что сварка на сегодняшний день - это одна из основ развития человечества. Труд сварщика – это почти искусство. Опытный мастер, как скульптор, создает из металла изделия сложной формы: от системы водоснабжения до восстановления геометрии кузова автомобиля.(Мультфильм о сварщике)

И, конечно же, возникает закономерный вопрос:А когда появилась сварка? Когда люди научились соединять между собой тугоплавкие материалы? Может, 50-100 лет назад? Или это одно из новейших открытий человечества? Постараемся разобраться в этом вопросе и рассмотреть историю развития сварки. (Слайд № 5-7)

Сообщения обучающихся:

Сообщение № 1 История профессии “Сварщик” началась с открытия русским академиком Василием Петровым в 1802 году эффекта электрической дуги, возникшей между двумя угольными стержнями при прохождении через них тока. Благодаря очень высокой температуре дуги стало возможным расплавлять металлы. Сварка производилась электрической дугой постоянного тока, горящей между угольным электродом и металлом, с применением присадочной проволоки. Этот способ сварки Н.Н. Бернадос назвал “электрогефестом” в честь древнегреческого бога кузнечного дела. В 1888 году русский инженер Н.Г. Славянов усовершенствовал способ ручной дуговой сварки, заменив угольный электрод металлическим.

Сообщение № 2 Метод неразъемного соединения деталей известен с давних времен. Люди докрасна раскаляли края металлических прутьев и ударами молотка соединяли их в одно целое. Этот метод сварки хорошо известен и сегодня под названием кузнечной сварки. Предполагают, что слово “сварка” произошло от имени славянского бога кузнечного дела Сварога. В древней Руси сваривали кольцеобразные украшения, умели производить сварку браслетов из стекла, а в 16 веке пушки изготавливали сваркой из отдельных колец, выкованных из железа.

Сообщение № 3 Технологический процесс сварки развивался и в Средние века. Примером этому служит огромная пушка Дол Грайет, созданная в 1382 году. Пушка представляла собой кованную трубу, которая была усилена наружными металлическими обручами, присоединенными к ней с помощью кузнечной сварки. Такой способ изготовления артиллерийских орудий применялся во всем мире. Самые большие экземпляры таких пушек были изготовлены в XVI веке в Индии. Вес орудий был более 50 тонн, а общая длина - более 9 метров.

Сообщение № 4 Способ получения цельных металлических конструкций путем сварки и пайки пришел к нам с глубокой древности. Доказательством этому служат золотые украшения с оловянной пайкой, которые были найдены во время раскопок в египетских пирамидах и свинцовые водопроводные трубы с поперечным паяным швом, которые были найдены во время раскопок в итальянском городе Помпеи.

Сообщение № 5 Большинство древних строений предусматривали наличие мощной несущей конструкции из камня, а в качестве балок и перекладин использовались деревянные брусья. Однако в некоторых случаях при создании особо крупных конструкций были необходимы узлы, которые работали на растяжение. Для их создания использовались металлические анкера, изготовленные путем кузнечной сварки или ковки. В Венеции аркады дворца Дожей поддерживались стальными анкерами, причем это было не просто архитектурное излишество, а необходимость. Большинство зданий эпохи Возрождения содержали в себе стальные сварные соединения несущих конструкций. Это было начало применения сварки как обязательного процесса при создании различных сооружений.

Казалось бы, что может быть любопытного в таком вполне земном и обыденном процессе, как сварка металлов? И, тем не менее, вы удивитесь, узнав, сколько интересных фактов известно про металлы, сплав и сварку. (Слайд № 8-10)

Сообщение № 6 Знаете ли вы, что наиболее высокой температурой при сварочных работах является 5000°C? Подобный чудовищный нагрев необходим для плавки сталей с высоким уровнем теплостойкости.

Сварка – это долгое и кропотливое занятие. Примером тому может послужить колоссальная статуя Родины-Матери в Киеве, для создания которой понадобилось больше 30-ти километров сварочных швов. Общий вес статуи – 450 тонн, состоящих сплошь из цельносварного металла!

Сегодня в России имеется статуя, посвященная сварщику, и это не удивительно, если учесть, что первый сварочный цех появился в Перми еще в 1883 году. В те далекие времена уже использовалась электрическая дуга и плавящийся электрод для работы над соединением или разъединением двух пластин металла.

Говоря о колоссальных сварных конструкциях, нельзя не упомянуть знаменитую Эйфелеву башню в Париже. Это металлический монстр, как нелестно отзывались о ней сами парижане в 1889 году, состоит из 9441 тонны и примерно 18038 деталей великолепного сварочного железа. Высота башни составляет 324 метра, так что на момент своей установки Эйфелева башня по праву считалась самой высокой постройкой в мире.

Еще одним любопытным не только с точки зрения работы с металлами, но и с точки зрения медицины фактом является то, что нельзя ни в коем случае смотреть на сварку. Наверное, каждый еще в детстве слышал предостережения от взрослых: “Не смотри на сварку, иначе ослепнешь”. И это действительно так. Однако повреждение глазам наносит не видимый свет или искры, а ультрафиолетовые лучи. Они оказывают разрушительное воздействие на сетчатку глаз. Так что если долго смотреть на сварку, можно действительно получить ожог и частично либо даже полностью лишиться зрения. Поэтому в целях безопасности никогда не глядите на процесс сварки, если ваши глаза не защищены специальным экраном строительной маски!

Технические профессии зачастую считают нетворческими, монотонными и скучными. Мы с этим не согласны! В технических профессиях есть место искусству! Посмотрите только на памятники, посвященные сварщикам. Они не только в России, но и на Украине, в Германии и Финляндии. (Слайд № 11-22)

Разработкой сварочных технологий занимались многие выдающиеся ученые. (Слайд № 23-28)

Сварка необходима как в повседневной жизни, так и при таких сложных работах, как создание космических кораблей для запуска спутников, кораблей, зондов и прочих объектов как на орбите, так и к далеким звездам. Для того, чтоб все это стало возможным, используются особые методы сварки. Например, известно, что неокисленные металлы и сплавы в космическом пространстве начинают слипаться.

Сообщение № 7: Сварка под водой. Во время войны использование подводной сварки стало необходимостью. Этим методом ремонтировались подводные части мостов и кораблей, также сварка в открытом море применялась при аварийных и спасательных работах. В 1931 г. В Московском электромеханическом институте инженеров железнодорожного транспорта под руководством академика К.К. Хреновавпервые в мире была осуществлена дуговая сварка под водой. Для этой цели были изготовлены специальные электроды.Однако еще в 1856 г. Л.И. Шпаковский впервые провел опыто по оплавлению дугой медных электродов, опущенных в воду. По совету Д.А. Лачинова, получившего подводную дугу, Н.Н. Бенардос в 1887 г. Произвел подводную резку металла. Понадобилось 45 лет, чтобы первый опят получил научное обоснование и превратился в метод. Техника выполнения водолазом-сварщиком сварных соединений под водой более сложна, чем на воздухе. Это связано с плохой видимостью в воде, стесненностью, тяжелым и неудобным для движения водолазным снаряжением, необходимостью дополнительных затрат на преодоление течения, возможностью нарушения устойчивости сварщика на грунте, неприспособленностью человеческого организма к работе на больших глубинах. В связи с этим в сварных соединениях часто наблюдаются дефекты: непровар одной из кромок, подрезы, наплывы, поры и т.п. (Слайд № 29)

Сообщение № 8: Сварка в космосе. А 16 октября 1969 г. электрическая дуга впервые вырвалась в космос. Впервые сварку в космосе провели на корабле “Союз-6” космонавты Георгий Степанович Шонин и Валерий Николаевич Кубасов. С.П. Королев еще в 1965 г. высказал мысль о необходимости проведения работ по сварке и резке в космосе. Эти процессы было необходимо освоить в целях практических, но в то же время еще было не известно, в какой степени отличается процесс сварки в космосе от такого же процесса на Земле. Этот вопрос и должны были разрешить космонавты.

Было известно, что основным отличием космических условий от земных была, конечно, прежде всего, невесомость, а также широкий интервал температур, при которых может находиться свариваемое изделие, и глубокий вакуум при практически неограниченной скорости диффузии газов из зоны сварки.

Конечно, и возможности сварки в космосе ограничены: мешает скафандр, кроме того, требования безопасности при проведении сварочных работ намного выше.

(Слайд № 30)

Демонстрация фильмов “Сварка под водой”, “Сварка трением”.

Применение железа насчитывает уже много столетий, но настоящее вторжение железа в технику произошло на рубеже XVIII и XIX вв. Говоря о железе, стоит отметить, что это один из наиболее распространенных элементов не только на Земле, но и во Вселенной. (Слайд № 31-44)

Сообщение №9: Применение железа

В 1818 г. было спущено на воду первое железное судно "Вулкан". Спустя четыре года, в 1822 г. между Лондоном и Парижем начал курсировать созданный также в Англии первый железный пароход.

Первая железная дорога была введена в действие в Англии в 1825 г., а в России первая железная дорога Петербург - Царское Село начала работать в 1837 г.

Железо для изготовления металлических конструкций до XVII в. производилось в России в небольших количествах кустарным способом. В 1698 г. указом Петра I был основан первый государственный металлургический завод в Невьянске, положивший начало промышленной металлургии.

Железные элементы строительных конструкций в виде скреп - затяжек для восприятия распора каменных сводов начали применяться в XII-XIV вв. (Успенский собор во Владимире, XII в.).

В XVII в. появляются первые несущие железные конструкции в виде каркасов куполов (колокольня Иван Великий в Москве, 1600 г.) и железных стропил (перекрытие Архангельского собора в Москве, перекрытие над трапезной Троице-Сергиевой лавры в г. Сергиев-Посад).

В XVIII в. был освоен процесс литья чугуна для строительных целей и стали внедряется чугунные несущие конструкции. Первый чугунный мост в России был построен в 1784 г. в парке Царского Села под Петербургом, через 5 лет после сооружения первого в мире чугунного моста через р. Северн в Англии.

Сварщик – профессия ответственная, почти виртуозная, от качества его работы зависит многое – долговечность и устойчивость строительных конструкций, работа и срок службы различной техники. Кстати, профессия сварщика входит в десятку самых востребованных профессий на рынке труда. Спрос на эту специальность будет всегда.

В настоящее время в России можно выделить несколько уровней подготовки сварщиков.

3-4 разряд сварщика присваивается после выпуска из профессионального колледжа или окончания курсов. Такой уровень подразумевает знания об основных видах сварки, качественное выполнение простейших типов сварки. Как правило, сварщики 3-4 разряда являются профессионалами в сфере ручной и дуговой сварки.

5 разряд сварщика позволяет проводить сварочные работы сложных узлов и деталей, также может проводить сварку элементов, находящихся под давлением. К ручной и дуговой сварке добавляется умение проводить сварку под действием электронного луча. Мастер такого класса способен самостоятельно проводить работы, связанные с многопозиционным оборудованием, а также может предложить услуги по сварке вакуумно-плотных соединений.

6 разряд сварщика позволяет сварщику выполнять любые виды работ с газо- и нефтепроводами, самостоятельно справляться с деталями и сварочными работами любой сложности. 6 разряд – это гарантия высочайшего класса профессионализма и мастерства.

Есть сварщики, убежденные в том, что в деле практика – все, теория – ничто. Но если все-таки что-то делать, надо знать, что делать, зачем делать и как делать.

Тестовое задание

Работа выполняется на листочках в клетку.

  1. На доске – условные обозначения: ? Да; ? Нет; - Не знаю
  2. Воспитатель читает следующие утверждения. Обучающиеся либо соглашаются, либо нет. Если не знают верного ответа, рисуют соответствующий знак (горизонтальную линию)
  3. У обучающихся на листочках появляется рисунок: (Приложение 2)
  4. Самая высокая температура при сварочных работах является 1 тыс. °С (нет) 5000°С
  5. Первый сварочный цех появился в Перми еще в 1883 года (да)
  6. Высота Эйфелевой башни в Париже составляет 324 метра, так что на момент своей установки башня по праву считалось самой высокой постройкой в мире (9441 тонна и примерно 18.038 деталей сварочного железа) (да)
  7. Алюминий – это один из наиболее распространенных элементов не только на Земле, но и во Вселенной (нет) (железо)
  8. Если долго смотреть на сварку, можно действительно получить ожог и частично, либо даже полностью лишиться зрения (да) (маска)
  9. 3-4 разряд сварщика позволяет проводить сварочные работы под водой (нет)
  10. Лука Иванович Борчанинов – рабочий, один из первых сварщиков в России (да)
  11. Евгений Оскарович Патон – выдающийся советский инженер и ученый в области сварки и мостостроения. Внес значительный вклад в наращивание выпуска танков “Т – 34” в годы войны (да)
  12. Валерий Николаевич Кубасов – советский космонавт, первым в мире провел сварочные работы в космосе (да)
  13. Первая железная дорога была введена в действие в Англии в 1996 году (нет) (в 1825 году, а в России Петербург – Царское село в 1837 год)

Рефлексия

1. На мероприятии я работал

  • Пассивно/ активно

2. Своей работой я

  • Доволен/ недоволен

3. Мероприятие показалось мне

  • Коротким/ длинным

4. За мероприятие я

  • Не устал/ устал

5. Мое настроение

  • Улучшилось/ ухудшилось

6. Материал был мне

  • Понятным/ непонятным
  • Полезным/ ненужным
  • Интересным/ скучным
  • Легким/ тяжелым

Сварка — это процесс соединения металлов и пластмасс без использования крепежных деталей и приспособлений.

Человек, связанный вплотную со строительством, машиностроением или ремонтом прекрасно осознает, насколько мы все зависим от сварки, являющейся фундаментальной частью процесса создания очень многих вещей, которые мы видим в повседневной жизни, включая автомобили, здания, мосты и многое другое.

Сварка позволяет надежно соединять металлические элементы при ремонте, изготовлении деталей взамен поврежденных, а также при создании различных новых изделий — от решетки для поджаривания мяса до спортивного автомобиля.Чтобы научиться получать с помощью сварочного аппарата хороший, прочный и чистый шов, потребуется время для обучения.

Не думайте, что Вам удастся просто взять горелку и с первого раза наложить идеальный шов.Чем больше времени Вы проведете за упорными тренировками со сварочным аппаратом, тем лучших результатов добьетесь.Освоив сварочный аппарат, Вы будете недоумевать, как обходились без него до сих пор.

Если Вы собираетесь серьезно заняться сваркой и получить необходимые навыки практической работы, Вам лучше пройти специальное обучение.

Видео Профессия «Сварщик».

Личные качества

Работа сварщика физически тяжелая и вредна для глаз, поэтому обязательное условие для поступающих в колледжи — отличное здоровье.

Особо отметим терпение сварщика. Ему приходится продолжительное время работать в замкнутых, темных, тесных помещениях в одной и той же, неудобной позиции.

Сварщик — трудолюбив, ему свойственны упорство, ловкость и гибкость движений рук, ног и всего тела. Потолочные швы в замкнутых пространствах требует особого мастерства. Иначе как виртуозом его не назовешь.

Образование (Что надо знать?)

Сварщик, как профессия, подразделяется на несколько специализаций: сварщик ручной дуговой сварки, газосварщик, оператор автоматических сварочных аппаратов. Рабочие всех этих специальностей занимаются одним делом — соединением металлических конструкций, сложных аппаратов, деталей, узлов методом сплавления металлов. От мастерства сварщиков зависит качество сварочных швов. Любые ошибки, небрежность, допускаемые в работе, могут привести к катастрофическим последствиям.

Страшно подумать, к чему могла бы привести некачественная работа по сварке нефте- или газопроводов.

Сварщик — профессионал должен знать электротехнику, технологию плавления металлов, свойства газов, применяемых для антиокисления, методы и принципы действия используемых агрегатов и оборудования.

Большое значение имеет соблюдение техники безопасности и производственной санитарии.

Сегодня рабочему-сварщику недостаточно выполнять несколько пусть даже сложных операций освоенного им способа сварки. Он должен понимать физическую сущность основных процессов, происходящих при сварке, знать особенности сварки различных конструкционных материалов, а также смысл и технологические возможности других, как традиционных, так и новых, перспективных способов сварки. Отсюда следует необходимость постоянного совершенствования обучения, повышения профессионального мастерства рабочих-сварщиков.

Место работы и карьера

В условиях общей нехватки рабочего персонала профессия сварщика — на особом счету: сварочные работы требуются практически на любом производстве, а молодых мастеров очень мало. Поэтому зарплаты у сварщиков высокие.

Сварочные работы применяются во многих отраслях промышленности. Сварщики трудятся на стройплощадках, создавая конструкции и системы различных коммуникаций, в промышленности, где применяют свой опыт и навыки в машиностроении, кораблестроении и в других областях, таких как, энергетика, нефтеперерабатывающая промышленность, сельское хозяйство. Трудно назвать такой сегмент производства, где не применялся бы труд сварщика.

Где учиться?

Колледжи и техникумы по специальности Специальность

Прием на базе
9 классов

Прием на базе
11 классов

Стоимость за год
(рубли)

Обработка металлов давлением

3 г 10

Сноп искр. Сполохи огней. Характерное шипение электрической дуги. Маска со специальным стеклом. Это атрибуты, которые сопровождают профессию сварщик и по ним всегда можно определить квалификацию мастера. Профессии уже больше ста лет. Еще в 1802 русский академик Василий Петров открыл эффект электрической дуги. И через восемьдесят лет изобретатели Н.Н.Бернандос и Н.Г.Славянов, работая независимо друг от друга, предложили обществу новый способ соединения металлических деталей с использованием сварки.

Совершенно очевидно, что металл играет в жизни общества очень важную роль. Ни одно производство, ни одно здание и сооружение не может обойтись без этого эффективного материала. Нет, можно конечно построить полностью деревянный дом, но электричество в этот дом сможет попасть в этот дом только по металлическим проводам. Металл повсюду и на сегодня нет ему адекватной замены. Поэтому важность профессии сварщик, которая предполагает умение и навыки объединения металлических деталей в конструкции, определяемые проектами, очень высока.

К большому сожалению жизнь складывается так, что на смену уходящим на пенсию сварщикам не приходит замена в том количестве, которое необходимо для нормального процесса смены поколений. У молодых ребят слабо развито уважение к рабочим профессиям. По их мнению проще и денежней просиживать штаны в офисах. Однако смею заверить, что такое мнение является глубоко ошибочным. Офис (если это не Газпром) просто отнимает время и не даст хорошего финансового результата. И офисным иллюзиям подвержены даже те, у которых отлично бы получилось продвижение в секторе рабочих специальностей.

Вот и видим объявления типа требуется сварщик. Причем как в городах, так и . Кстати сварщик вахта весьма популярные объявления. Стоит отметить, что профессия сварщик является творческой профессией. Одну и ту же работу можно сделать тупо по проекту, а можно и с внесением эстетических ноток. При этом, конечно же, качество не должно проигрывать в угоду эстетике.

Где учат этой профессии? Для молодежи существует возможность окончить специализированные колледжи и училища, где за 3 года обучения дадут в руки хорошую специальность. Да, специальность! Сварщики бывают разные. Это и газосварщик, и электрогазосварщик, и электросварщик, работающий на автоматических и полуавтоматических сварочных установках, и электросварщик ручной сварки. Для взрослых существуют курсы сварщика, которые позволяют в короткие сроки овладеть профессией.

Учитывая то, что профессия очень разнообразна, найти работу можно в совершенно разных нишах. Например, сварщик вахта предполагает, как правило, работу на объектах, которые располагаются либо в местах с напряженным строительным ритмом (например, подмосковье), когда профессионалов катастрофически не хватает, либо где-то в безлюдных местностях на ответственных стройках. И вот как раз курсы сварщика способны дать дополнительные навыки для конкретного направления в профессии. Например, как варить газовые трубы.

Мне в силу своей деятельности в автобизнесе, естественно были интересны профессионалы сварщики, которые могли проявить себя в нашем направлении.

Например, сварщик аргонщик, работавший на нашем автосервисе пользовался большой популярностью. И получилось так, что на весь большой город было всего два аргонщика, которые могли качественно заварить алюминиевые изделия.

Конечно, оборудование для этого поста обладает специфичностью и технологии сложней, но отдача вполне хорошая. Что характерно в современных автомобилях увеличивается количество деталей и узлов из алюминия и его сплавов. Поэтому специальность сварщик аргонщик вполне актуальна.
Наряду с положительными моментами профессии (большая востребованность специалистов, высокая зарплата), стоит отметить и недостатки. Прежде всего, это тяжелые условия труда, связанные с тем, что профессия относится к горячему цеху. Правда, работники горячего цеха раньше уходят на пенсию. Большая нагрузка на глаза. “Поймать зайчиков“ очень просто и после этого несколько дней восстанавливать зрение.

С другой стороны офисные работники, проводя день за днем у экрана компьютера, так же теряют зрение, но получают меньшую зарплату. Так что все очень относительно. При бездумном отношении к работе можно и за неделю потерять и здоровье и зрение. А при грамотных мероприятиях по безопасности можно и в течение всей жизни быть в прекрасном состоянии.

Ролик в тему.