Понятие и сущность социальной работы


Социальная работа как наука представляет собой сферу человеческой деятельности, функция которой состоит в выработке и теоретической систематизации объективных знаний об определенной действительности – социальной сфере и специфической социальной деятельности.
Социальная работа – универсальный социальный институт: ее носители оказывают помощь всем индивидам независимо от социального статуса, национальности, религии, расы, пола, возраста и иных обстоятельств. Единственный критерий в этом вопросе – потребность в помощи и невозможность своими силами справиться с жизненными затруднениями.
Социальная работа вошла в число видов социальной деятельности, направленной на оказание помощи людям, содействия им в их затруднениях. Виды такой социальной деятельности столь же стары, как само человеческое общество. Индивиды не могли соединиться в общность, не могли элементарно выжить, если бы не выработали различные формы поддержки слабых. Подобная деятельность основывалась на морально-религиозных воззрениях и осуществлялась теми способами, которые были доступны людям в каждое конкретное время.
На смену «раздаточно-дележным отношениям» первобытного общества пришли милостыня, благотворительность (конфессиональная, государственная, индивидуальная), общинно-традиционное и государственно- регламентированное призрение слабых, увечных и нищих.
Принципы этой помощи были достаточно определенны. Содействие оказывалось «своим» (по религиозным убеждениям, национальности, сословию, корпорации), но не чужим. Связь между дающим и берущим рассматривалась как органическая, отношения строились не на базе закона, а на базе обычая, традиции.
Появление и укрепление социальной работы связаны с целым рядом процессов, обусловленных постепенным изживанием черт традиционности в обществе. Прежде всего идеология социальной помощи была построена на концепции льгот и привилегий.
Понятие льготы исходит из представления о том, что все люди несут на себе некий груз обязанностей, и только некоторым из них это бремя облегчается (слово «льгота» происходит от старинного «легота» - облегчение).
Понятие привилегии исходят из представления о том, что все люди бесправны и ничтожны и лишь некоторым из них даруются некоторые преимущества. И в первом, и во втором случае исключения из общего состояния абсолютно волюнтаристичны, они не оправдываются никакими естественными законами, а только людским произволом.
В течение XIX – XX вв. получают всеобщее распространение гуманистические, демократические, эгалитарные представления: от рождения ни у кого нет никаких привилегий. Эта революционная мысль была выражена еще в XVIII в. в знаменитой декларации: «Все люди рождаются равными перед Богом и наделенными одинаковыми правами».
Экономические, социальные и культурные права человека трактуются как законодательное закрепление основных свобод и условий жизни людей, позволяющих каждому свободно развивать свою человеческую природу, жить со своими близкими в человеческих отношениях и не опасаться насильственного разрушения своего благосостояния.
Смысл социальной работы – это деятельность по оказанию помощи индивидам, семьям, группам в реализации их социальных прав и в компенсации физических, психических, интеллектуальных, социальных и иных недостатков, препятствующих полноценному социальному функционированию.
Эта деятельность может быть и профессиональной, и добровольческой, однако при всей важности волонтерского движения, по мере развития института социальной работы неизбежно будут возрастать как степень обученности персонала, так и глубина специализации ее учреждений.
Содержание социальной работы можно определить как специфический вид профессиональной деятельности, оказание государственного и негосударственного содействия человеку с целью обеспечения культурного, социального и материального уровня его жизни, предоставление индивидуальной помощи человеку, семье или группе лиц.
Социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.


Объект и предмет социальной работы


Термин «объект» применяется при анализе конкретной двусторонней связи, описывающей единичное отношение познания и деятельности. В этом конкретном отношении сторона, осуществляющая познание или деятельность, называется субъектом; сторона, на которую направлено познание или деятельность, называют объектом. Понятие субъекта в социальной работе весьма многопланово.
Субъек-объектные отношения подвижны. То, что в одном отношении было объектом, в другом акте познания или деятельности может стать субъектом, и наоборот. Кроме того, в сфере коммуникативной деятельности целый ряд отношений может пониматься как субъект-субъектные, в которых обе стороны являются активными продуцентами деятельности и познания, влияют друг на друга. Социальная работа относится к числу именно таких сфер социальной действительности.
Становление профессиональной социальной работы в нашей стране сопровождалось разработкой понятийного аппарата наук, изучающих социальную работу и описывающих ее практику. Среди спорных дефиниций дискутировался вопрос о том, как назвать того, кому оказывается помощь. В медицине такое лицо называется «пациент». В юриспруденции – «потерпевший», что является российским аналогом латинского термина «пациент», или «истец», т. е. по сути, тот, кто ищет помощи. Однако эти термины описывают лишь одну, страдательную, сторону в позиции лица, нуждающегося в содействии.
Он, конечно, потерпел ущерб, страдание, находится в состоянии жизненного затруднения, однако в тех случаях, когда он обладает личностной субъективностью, то есть в той мере, насколько его интеллектуальные, физические, психические и моральные ресурсы позволяют ему, он должен сам принимать участие в разрешении своей проблемы.
В связи с этим утвердилось мнение о том, что лиц, которым предоставляется помощь социального работника, следует называть клиентами. Клиент может быть индивидуальным или групповым (семья, школьный класс, группа инвалидов, трудовой коллектив и т. д.).
Поскольку социальный работник любого ранга – всегда активная сторона, можно говорить о том, на что направлена его деятельность, вне зависимости от того, встречает ли она активный ответ, или только пассивно принимается людьми. В этом смысле объектом социальной работы являются индивиды, семьи, группы, общности, находящиеся в трудной жизненной ситуации. Трудная жизненная ситуация – это такая ситуация, которая нарушает или грозит нарушить возможности нормального социального функционирования указанных объектов. Разрешить окончательно социальные проблемы инвалидности, бедности, расовой или национальной нетерпимости невозможно, но необходимо разрешать их вновь и вновь для каждого следующего индивида или семьи, оказавшихся в затруднении из-за этих проблем. Поэтому, оказывая социальную помощь клиенту, социальный работник имеет дело в первую очередь с его социальной ситуацией.
Социальная ситуация – конкретное состояние проблемы конкретного клиента социальной работы, индивидуального или группового, со всем богатством своих связей и опосредований, имеющих отношение к разрешению данной проблемы. Социальная ситуация клиента и является предметом социальной работы, тем непосредственным полем, где прилагает усилия социальный работник. Цель его деятельности – улучшение социальной ситуации клиента, превенция ее ухудшения или, по крайней мере, фасилитация, облегчение субъективного переживания клиентом своего положения.

Сущность социальной работы как науки

Социальная работа, возникнув как общественное явление, как особая сфера деятельности людей, пройдя определенный путь развития, все чаще становится объектом специальных научных исследований.
Научное осмысление социальной работы в России начиналось с выявления в общественной жизни социальной роли такого феномена, как благотворительность, а также с попыток применить для научного обоснования социальной защиты людей, помощи нуждающимся различные философские, психологические, психотерапевтические, социологические, медицинские подходы.
Теоретическое обоснование социальной работы в настоящее время идет как бы в трех направлениях. Во-первых, определяется место социальной работы как науки среди таких дисциплин, как социальная философия, социальная история, политология, социальная психология, культурология. Во-вторых, ведется поиск собственной теоретической константы социальной работы как специфического объекта исследования и, в-третьих, выявляется ее взаимодействие с другими науками о человеке и обществе.
Исторический анализ зарубежного опыта становления социальной работы как науки также подтверждает, что первые ступени ее теоретического обоснования связаны с развитием благотворительной деятельности.
Теоретический рост научного знания в области социальной работы во многих странах мира развивается в двух направлениях. Первое касается усиления значимости в системе психологического объяснения бихевиористского подхода, основанного на теории познания, доминирования познавательных ориентаций. Второе направление связано с ростом интереса к обоснованию теоретических предпосылок социальной работы.
Таким образом, в теории социальной работы складываются системные представления о социальной защите, социальных гарантиях, социальном обслуживании, помощи и поддержке людей, оказавшихся в сложных ситуациях. При этом усиливается ориентация на целостный подход к теории социальной работы, на создание юридического фундамента социальных технологий.
Почти вековой опыт развития социальной работы как науки за рубежом не только обусловил модернизацию классических парадигм социального мышления, но и сформировал научные обоснования новых течений в социальном переустройстве общества.
В наше время развитие теории социальной работы идет в условиях постоянных дискуссий. С особой остротой обсуждается вопрос о ее месте в системе наук. Теория социальной работы имеет все структурные признаки, позволяющие судить о ее сформированности как науки:

1) она имеет специфический предмет исследования;
2) объект исследования;
3) закономерности, присущие предмету исследования;
4) специфические понятия;
5) категории;
6) принципы;
7) методы деятельности.

При этом ее относят к группе прикладных наук и характеризуют как междисциплинарную. .
Теория социальной работы представляет собой особое выражение в логических формах знания процесса функционирования и развития сложной полицентрической системы социального развития, где каждый компонент структуры может выступать и причиной, и следствием характера социальных процессов одновременно.
Предмет исследования социальной работы как науки – социальные отношения и взаимосвязи разных уровней – является отражением этой сложной полицентрической системы, основными компонентами которой становятся люди с их биосоциальной природой, как носители разнообразных материальных, социальных и духовных потребностей и интересов, обладающих разным уровнем образования, культуры, жизненного опыта, различающихся психологией и степенью активности участия в социальных процессах.
Именно то обстоятельство, что человек, действующий в различных сферах (экономической, социальной, духовной, семейно-бытовой), является основным компонентом социальной работы и главным интегрирующим фактором ее системы, предопределяет структурное содержание теории социальной работы как науки. Структура социальной работы как науки обусловливается не только отношениями людей друг к другу, но и отношениями людей к идеям, знаниям, взаимосвязями различных областей и технологий социальной работы.
С функциональной точки зрения социальная работа может рассматриваться как взаимодействие ее субъекта и объекта. Категории объективного и субъективного употребляются для обозначения и исследования социальных процессов как на макро- или мезоуровне, так и на микроуровне жизнедеятельности членов общества.
В социальной работе проявляются все три уровня взаимодействия объективного и субъективного, выражая тем самым не только сложность, многоуровневость системы социальной работы, но и неразрывность, целостность и необходимость соответствующих организационных структур по управлению и регулированию взаимоотношений людей с окружающей их материальной, социальной и духовной средой на федеральном, региональном и производственно-бытовом уровне.
Своеобразие социальных процессов состоит и в том, что они активно влияют на все стороны общественной жизни, как бы пронизывают ее интересами и потребностями личности, семьи, социальной или социально-демографической группы, а поэтому целенаправленное воздействие на них в социальной работе невозможно без учета научных достижений теории социального управления.
Теория социальной работы выявляет и исследует существенные, необходимые связи и явления, присущие социальным процессам и социальному развитию общества и обусловливающие характер и результативность экономического, психологического, педагогического и управленческого воздействия на развитие и поведение социальных общностей, групп и личности.
По характеру решения проблем социальная работа занимает особое место среди таких наук об обществе, как философия, история, политология, правоведение, экономика и т. д.; она тяготеет к психологии, социологии и медицине.
Обобщая сказанное, можно сделать следующий вывод. Способствовать тому, чтобы каждый человек жил и действовал в соответствии со своей социальной природой, - такова практическая цель социальной работы, которая определяет и ее теоретическую основу как науки о человеке, способах его социального самочувствия.
Поскольку жизнедеятельность людей осуществляется на почве тех или иных общественных отношений, социальная работа рассматривает их под своим углом зрения. Предметом изучения при этом являются социальные отношения, функционирующие в социальной сфере жизни общества и рассматриваемые в контексте всей совокупности общественных отношений, в том числе экономических, политических, духовно-нравственных и т. д.

Категории и закономерности теории социальной работы

Важнейшим компонентом системы логически упорядоченного знания является понятийный аппарат науки - совокупность понятий, категорий и терминов, которые позволяют в обобщенной форме отразить явления, изучаемые данной наукой, а также связи между ними путем фиксации их существенных свойств, признаков и закономерностей. Понятийный аппарат формируется в процессе обобщения результатов эмпирического наблюдения и эксперимента путем применения в познавательной деятельности исследовательских процедур абстрагирования, идеализации, обобщения, сравнения и других логических операций. Понятийный аппарат образует структуру теории социальной работы, включая определение ее сущности, объекта, предмета и функций, вплоть до выявления критериев ее эффективности. Понятия и категории социальной работы как научной теории можно свести в три группы: понятия, отражающие сущностный аспект; понятия, отражающие технологический аспект; понятия, характеризующие качественное состояние социальной работы.

Понятие является важнейшей логической формой, позволяющей выявить существенные, наиболее устойчивые и повторяющиеся связи между явлениями и процессами в социальной работе. Именно посредством понятий в любой науке, и социальная работа здесь не исключение, представляется возможным добиться единообразия в понимании сущности явлений, выразить закономерности и тенденции развития социальной действительности.

Принято различать понятия двух уровней. Во-первых, это понятия, отражающие эмпирический опыт социальной работы, результаты наблюдений и экспериментов. Их обычно называют первичными. Во-вторых, понятия, образующиеся путем интерпретации первичных понятий и логических операций над ними. Они составляют уровень второго порядка и относятся к теоретическим понятиям.

Наиболее важные, ключевые понятия любой науки, составляющие основу ее, аппарата, называются категориями. Вопрос о категориях социальных наук достаточно сложен, так как социальные явления и процессы, отражаемые ими, весьма изменчивы, многообразны, их аспекты тесно переплетены друг с другом, они по-разному интерпретируются отдельными отраслями социального знания, что обусловливает относительность и проницаемость границ между самими этими категориями, полипарадигмальность теории социальной работы. Поэтому в целях упорядочения их многообразия можно говорить о следующих группах понятий и категорий социальной работы:

Введение

Глава I. Теоретические аспекты проблемы социальной работы. Сущность и содержание понятий социальной работы

1.1. Анализ теоретических подходов к социальной работе

1.2. Социальная работа как наука

1.3. Социальная работа как дисциплина

1.4. Социальная работа как сфера практической деятельности

Выводы по главе I

Глава II. Особенности социальной работы как практической деятельности

2.1. Специфика социальной работы

2.2. Принципы социальной работы

Выводы по главе II

Заключение

Список использованных источников

Введение

В современном обществе развитие научного знания и общества к целом обусловливает потребность в целенаправленном и систематическом изучении, в частности, таких научных проблем, как изменение жизненных циклов, защитных форм и механизмов жизнеосуществленим индивидов и групп.

Всеобщая декларация прав человека 1948 г. в ст. 22 провозгласила, что каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение. Это право по своему характеру должно позволять обеспечивать с учетом имеющихся у общества материальных возможностей достойное существование человека при наступлении таких жизненных ситуаций, когда он не в состоянии получать источник дохода в обмен на затраченный труд. Нормы декларации связывают реализацию права каждого человека на достойный жизненный уровень не только в период, когда человек трудится, но и в случаях безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иных случаев утраты средств к существованию по независящим от гражданина обстоятельствам.

Согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гражданину России гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

В социальной сфере возрос интерес не только к проблемам развития теории и практики социальной работы, но и к личности профессионала, его особенностям и качественным характеристикам. Развитие социальной сферы становится стратегически важным направлением жизнедеятельности российского общества. Уровень профессионализма специалистов социальной работы во многом зависит от качества их подготовки в учебных заведениях, поэтому повышение их профессионализма, концептуальное проектирование программы обучения становятся необходимой функцией научных исследований. Однако в практике такого обучения существует несоответствие сложившегося уровня и качества подготовки специалистов социальной работы усложнившимся условиям социальной жизни. Ликвидация этого несоответствия предполагает решение целого ряда задач: организационных, экономических, правовых, методических, концептуальных по реализации новых образовательных подходов, что и предопределяет актуальность избранной темы.

Проблема социализации личности, специфика профессионального становления, вопросы подготовки кадров постоянно находятся в центре внимания многих исследователей.

Актуальность темы исследования и необходимость совершенствования практики подготовки специалистов социальной работы определила постановку целей и задач, выбор

Объект исследования: Процессы и явления.

Предмет исследования: особенности социальной работы, как сфера профессиональной деятельности.

В диссертационной работе ставится цель выявить особенности профессиональной социализации студентов, получающих специальность «социальная работа», и обосновать условия ее результативности.

Выдвижение данной цели обусловливает постановку следующих задач исследования:

1.Изучить определения, сущность, содержание и понятия социальной работы.

2.Выявление специфики социальной работы, как сфера профессиональной деятельности.

3.Изучение специфики принципов и направлений социальной работы, как вида профессиональной деятельности.

Глава 1. Сущность и содержание понятий социальной работы

1.1. Анализ теоретических подходов в социальной работе

Социальная работа, возникнув как общественное явление, как особая сфера деятельности людей, пройдя определенный путь развития, все чаще становится объектом специальных научных исследований.

Научное осмысление социальной работы в России начиналось с выявления в общественной жизни социальной роли такого феномена, как благотворительность, а также с попыток применить для научного обоснования социальной защиты людей, оказания помощи нуждающимся различные философские, психологические, психотерапевтические, социологические, медицинские подходы.

Теоретическое обоснование социальной работы в настоящее время идет как бы в трех направлениях. Во-первых, определяется место социальной работы как науки среди таких дисциплин, как социальная философия, социальная история, политология, социальная психология, культурологи. Во-вторых, ведется поиск собственной теоретической константы социальной работы как специфического объекта исследования и, в-третьих, выявляется ее взаимодействие с другими науками о человеке и обществе.

Исторический анализ зарубежного опыта становления социальной работы как науки также подтверждает, что первые ступени ее теоретического обоснования связаны с развитием благотворительной деятельности. Теоретический рост научного знания в области социальной работы во многих странах мира развивается в двух направлениях. Первое касается усиления значимости в системе психологического объяснения поведения бихевиористского подхода, основанного на теории познания, доминировании познавательных ориентации. Второе направление связано с ростом интереса к обоснованию теоретических предпосылок социальной работы [Раупе М. Modern Social Work Theory: a Critical Introduction. L, 1991].

Объектом исследования теории Социальной работы как науки являются социальные отношения {в данном случае происходит отождествление позиций с характеристикой предмета и объекта социологии как науки в одной из наиболее распространенных их интерпретаций.}. Но социальные отношения и как разновидность общественных, и как общественных в широком смысле многогранны и сложны как по структуре, так и по содержанию. Они имеют различные аспекты и исследуются многими общественными и специальными науками.

Предметом исследования в теории социальной работы считает, к примеру, Е.И. Холостова, являются закономерности социальной деятельности и тенденции их изменения под влиянием психрлого-педагогических, экономических и управленческих факторов, воздействующих "реализацию и защиту социальных прав и свобод в обществе

В середине 70-х годов XX столетия в Швеции была сделана попытка определить социальную работу, как единство структурной и психо-социальной деятельности, в которой общественная организация и Усовершенствование форм общения признаются одинаково важными для обеспечения решения личных проблем клиента. Но, как подчеркивают Г. Бернер и Л. Юнссон, до сих пор понятие социальной работы и в Швеции остается "размытым", так как чаще всего речь идет лишь о "подходе к организации психосоциальной работы

Они считают, что социальная работа - одна из форм деятельности, направленная на достижение индивидуальных или общественных изменений. Подчеркивают при этом, что в Швеции различаются два направления (или две части содержания социальной работы - психосоциальная и структурная.

Шведские авторы отмечают, что целью психосоциальной работы является позитивное развитие общественных условий жизни и личных ситуаций людей. С. Хессле полагает, что психосоциальная работа это определение мотивов взаимодействия между индивидом и его окружением, ее -главная цель - усиление сопротивляемости индивида требованиям социальной среды, а также позитивные изменения, происходящие внутри самого индивида Другой шведский ученый подчеркивает, что социальная работа направлена на достижение значимых изменений, психосоциальная работа является ее составной частью [Раупе М. Modern Social Work Theory: a Critical Introduction. L, 1991]

Таким образом, в теории социальной работы складываются системные представления о социальной защите, социальных гарантиях, социальном обслуживании, помощи и поддержке людей, оказавшихся в сложных жизненных ситуациях. При этом усиливается ориентация на целостный подход к теории социальной работы, на создание юридического фундамента социальных технологий.

Основу содержания любой науки составляют базовые категории, «несущие" понятия, которые и определяют ее предмет. Здесь следует сказать, что вопрос о категориях социальных наук является непростым, так как социальные явления и процессы, отражаемые ими, весьма изменчивы, тесно переплетаются друг с другом, многообразны, по-разному интерпретируются, что и обусловливает относительность границ между этими категориями, полипарадигмальность социальных

Поэтому в данном плане следует говорить прежде всего о двух группах категории социальной работы.

1. Категории, которые не являются специфическими категориями в теории социальной работы, а обозначаемые ими явления и процессы "изучаются также другими науками (естественно, что явления, обозначаемые этими категориями, должны рассматриваться каждой наукой исходя из ее предмета). Например, социализация, социальная субъектность, социальная деятельность, социальная активность и др.

Наряду с категориями, в содержание любой науки, естественно и социальной работы тоже, включаются основные проблемы, представляющие различные стороны предмета этой науки. Например, отношения "личность - личность", "социальный работник - клиент", "личность - среда"; общественная роль и функции социального работника и др.

Существуют, как известно, разные основания для выделения отдельных групп методов. Так, можно говорить, во-первых, о методах сбора информации и методах ее обработки; во-вторых, о методах эмпирического исследования и методах теоретического моделирования; в-третьих, об общенаучных методах и специфических методах конкретных наук и т.д.

ВВЕДЕНИЕ
На сегодняшний день в литературе имеется множество трактовок и формулировок понятия « социальная работа». Но главное в том, что социальная работа как одна из разновидностей деятельности направлена на оказание помощи, поддержки, защиты всех людей, особенно так называемых слабых слоев и групп. Ясно, что такая деятельность имела место с самого начала возникновения человеческого общества, принимая разные формы на различных этапах его развития. Многим людям сейчас необходима помощь, когда так трудно. Трудно по разным причинам. Не у каждого есть силы бороться. Многие потеряли уверенность, надежду на лучшие перемены. Но ведь кто-то должен помочь этим людям.
Важно знать: куда можно обратиться со своими проблемами. В таких ситуациях приходит на помощь «социальная работа», здесь могут поддержать человека в трудную минуту, как материально – предоставить выплаты, пособия, льготы, так и духовно – «наставить на путь истинный». Актуальность темы «сущность социальной работы, её объект и предмет» сейчас весьма высока, и обусловлена следующими обстоятельствами:
во-первых, увеличением в современных условиях темпа социального движения помощи населению. Это связано с возрастанием таких слоёв общества, как инвалиды, пенсионеры, малоимущие, сироты и т.д.
во-вторых, потребностью выявления проблем в социальной сфере.
Поэтому необходимо вначале разобраться каков объект и предмет социальной работы, не только как науки, но и как деятельности, и как учебной дисциплины, чтобы впоследствии выявить проблемы, предотвратить их усугубление и провести мероприятия для стабилизации положения. Многие люди не знают, или имеют смутное представление, что же такое «социальная работа», кто такие эти социальные службы и работники, каковы их цели, кому они помогают, и вообще в чем состоит их помощь?
Анализ проблемы социальной работы предполагает получение ответа на вопросы: Кто защищает? Кого защищает? То есть важно выяснить, что является предметом социальной работы, и каков её объект. Важно отметить, что социальная работа как разновидность деятельности направлена не только на реализацию мер социальной поддержки "слабых" социальных групп, но и на реализацию мер по социальной защите всего населения. В этом широком смысле социальная работа касается каждого человека, всего населения. Вот почему так важно абсолютно каждому человеку знать, что представляет из себя социальная работа, её сущность и цели.

1. Сущность социальной работы

Определение сущности социальной работы связано со следующими ключевыми категориями: социальная защита, социальная помощь, социальная поддержка, социальное обеспечение, социальное обслуживание. Значения этих терминов образуют содержательную, характеристику социальной работы.
Социальная поддержка, социальная защита людей, в целом социальная работа определяются социальной политикой государства как определенной ориентацией и системой мер по оптимизации социального развития общества, отношений между социальными и другими группами, созданию тех или иных условий для удовлетворения жизненных потребностей их представителей.
В обыденном сознании, а также в ряде нормативных актов эти понятия нередко употребляются как идентичные. Однако определение их специфики позволяет наиболее точно выявить содержание социальной работы, цели и задачи этого вида социальной деятельности.
Феномен социальной защиты может рассматриваться в широком и узком смыслах. В первом случае социальная защита представляет собой деятельность государства и общества по ограждению всех граждан от социальных опасностей, недопущению нарушения жизнедеятельности различных категорий населения, социальная защита оберегает тех, кто находится в наиболее уязвимом положении. Во втором случае социальная защита - это создание условий, недопускающих возникновения трудной жизненной ситуации или ее осложнения у клиентов социальных служб.
Основной путь осуществления социальной защиты - социальные гарантии - обязательства государства по отношению к тем или иным категориям населения. Действие гарантий предполагает компенсацию низкого социального статуса за счет увеличения правового статуса. Социальные гарантии строятся с учетом определенных признаков, дающих право на привилегированное использование общественных ресурсов. Так, получение того или иного правового статуса (беженца, безработного, инвалида, ребенка-сироты) дает ряд дополнительных возможностей. В таком случае возникает специальный правовой статус. Специальный правовой статус дает социальные гарантии со стороны государства в случае соответствия индивида определенным параметрам и прохождения процедур, предусмотренных законом. Примером могут служить дополнительные гарантии детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, данная категория лиц имеет дополнительные гарантии в сферах здравоохранения, образования, получения жилой площади и т.д. Для ряда категорий существуют гарантии на получение социальной помощи.
В отличие от социальной защиты социальная помощь может быть оказана только в моменты непосредственной потребностей в ней (медицинская помощь, юридическая помощь, психологическая помощь).
Таким образом, социальная работа включает в себя как социальную защиту, так и социальную помощь, которые зависят от реальных трудностей в жизнедеятельности человека, группы или сообщества. Социальное обеспечение и социальное обслуживание показывают основные пути управления процессом использования внутренних, внешних и смежных ресурсов лиц и семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

      Понятие социальной работы как самостоятельной науки
На протяжении уже нескольких лет в Российской Федерации динамично развивается новый вид профессиональной деятельности, одновременно являющийся специальностью в системе высшего образования, – социальная работа. Становление социальной работы как специального института и особой профессии вызвано не только возросшими запросами населения на социальную поддержку, но и изменением содержания этих запросов, их индивидуализацией, обусловленностью более глубокими личностными потребностями, более опосредованными условиями их удовлетворения. Эта деятельность может быть и профессиональной, и добровольческой, однако при всей важности волонтерского движения, по мере развития института социальной работы неизбежно будут возрастать как степень обученности персонала, так и глубина специализации ее учреждений.
Определить социальную работу можно как, «разновидность социальной деятельности, имеющей своей целью оптимизировать осуществление субъектной роли людей во всех сферах жизни общества в процессе совместного удовлетворения потребностей, поддержания жизнеобеспечения и деятельного существования личности» .
Прежде всего, социальную работу следует рассматривать как самостоятельную науку, что определяет ее место в системе наук. Как любая наука, социальная работа имеет свой предмет, объект, категориальный аппарат. Объектом исследования является процесс связей, взаимодействий, способов и средств регуляции поведения социальных групп и личностей в обществе. Предметом социальной работы как самостоятельной науки являются закономерности, обусловливающие характер и направленность развития социальных процессов в обществе.
Система социальной работы , в каком бы аспекте её не рассматривать, всегда представляет собой открытую систему, самым тесным образом переплетающуюся с другими социальными системами: экономикой, политикой, правом, культурой, этикой, экологией, бытовым обслуживанием и т.д. Понимание, видение связей системы социальной работы с другими системами и системой общества в целом поднимает социальную работу на высокий уровень общественной культуры, делает общество по-настоящему гуманным, ставит человека в центр общественной жизни, делает людей людьми в самом высоком смысле этого слова.
Представление о социальной работе как о системе имеет концептуальное, методологическое значение и для повседневного управления социальной работой. Познание её как системы избавляет организаторов от одностороннего подхода, преувеличения роли каких-то отдельных её сторон, позволяет своевременно предвидеть и корректировать возможные перекосы, ошибки в социальном обслуживании, поднимать культуру и эффективность социальной работы.
Социальная работа – универсальный социальный институт: ее носители оказывают помощь всем индивидам независимо от социального статуса, национальности, религии, расы, пола, возраста и иных обстоятельств. Единственный критерий в этом вопросе – потребность в помощи и невозможность своими силами справиться с жизненным затруднением. Хотя среди лиц, занимающихся социальной работой, немало людей, которые принадлежат к той или иной конфессии, однако сам институт социальной работы имеет светский характер, являясь атрибутом гражданского общества. В силу этого, помимо весьма влиятельных морально-нравственных императивов, деятельность социального работника регулируется также государственным законодательством. [ 11]
Таким образом, подводя итоги, можно сказать, что поскольку социальная работа имеет свой предмет, объект и категориальный аппарат, её прежде всего следует рассматривать как самостоятельную науку.

1.2. Иерархия целей и задач социальной работы
Цель социальной работы - достижение объектом состояния, характеризующегося оптимальным использованием личностных и общественных ресурсов в соответствии с социальными эталонами и индивидуальными представлениями о нормах социального функционирования.
Цель, преломленная в условиях той или иной ситуации, становится конкретной задачей. Совокупность задач социальной работы может быть использована также для содержательной характеристики социальной работы как особого вида общественной практики. В перечень задач социальной работы могут быть включены следующие формулы.
1. Гуманизация социальных и государственных норм отношений к жизни индивида, семьи и сообщества. Социальная работа призвана решать задачу продвижения в общественном сознании ценностей сострадания категориям населения, находящимся в трудной жизненной ситуации. Социальные работники должны выступать инициаторами своевременного принятия законов, направленных на социальную защиту, как всего населения страны, так и наиболее уязвимых групп. Решение данной задачи связано также с популяризацией в обществе образцов толерантности, альтруизма, филантропии, взаимопомощи. Гуманность и обеспечение свободы выбора не освобождает от конфликтов интересов и ведет к построению конструктивного отношения - учета интересов всех сторон, участвующих во взаимодействии.
2 .Развитие потенциалов общественных институтов в сфере помощи нуждающимся. Это значит, что необходимо привлекать негосударственные, неформальные институты к помощи отдельным лицам и группам, создавать и пополнять финансовые и материальные резервы социальных учреждений за счет спонсорской помощи, международного сотрудничества. Эффективность социального обслуживания клиентов социальных служб обусловлена технической вооруженностью учреждений и предприятий, поэтому социальную работу трудно представить без широкого использования достижений научно-технического прогресса, инновационной и экспериментальной деятельности. [ 6, c. 52]
3. Соотнесение общественных эталонов существования в обществе с ресурсным потенциалом общества. Реализация этой задачи требует соблюдения принципа справедливости на всех уровнях социальной политики и социальной работы (выработка законодательства, распределение бюджетных средств, непосредственного распределения всех видов помощи). Обеспечение социальной справедливости инициирует внедрение гибкой системы оплаты за социальные услуги, позволяющей оказывать адресную помощь, дифференцированно подходить к поддержке категорий населения и отдельных лиц.
4. Согласование общественных норм и представлений о норме нуждающегося в помощи может происходить не иначе как в режиме переговоров, завершающихся заключением контракта. Контракт может иметь или не иметь юридической силы, однако в нем необходимо оговорить взаимные ожидания и «правила игры» при оказании помощи. Длительность установления договорных (контрактных) отношений может быть различной, специалист должен спокойно относиться к регулярному изменению условий контракта. Сам по себе процесс согласования представлений о норме клиента и специалиста, представляющего государство, общество, организацию, чувствителен к использованию субъектом авторитарного давления, манипулирования.
5. Актуализация внутренних ресурсов объекта социальной работы. Активизация возможностей самих клиентов социальных служб, с одной стороны, позволяет рационально использовать имеющиеся общественные ресурсы как в настоящий момент, так и в будущем. С другой стороны, только развитие у лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации, самостоятельности и ответственности за обстоятельства собственной жизни обеспечит в наибольшей степени полноценность социального функционирования, ощущение собственной востребованности и полезности. Вследствие этого перед социальными работниками должна формулироваться задача поддерживать активную жизненную позицию клиента социальной службы, содействовать ему в развитии способностей, социального опыта самопомощи, самообеспечения и организации своей жизни на личностно и социально приемлемом уровне
6. Облегчение использования (обеспечение доступности) общественных ресурсов для объекта социальной работы обусловлено готовностью к управлению ресурсами обеих сторон помогающего взаимодействия. Клиент должен владеть информацией о том, какие услуги и выплаты, где, когда и при каких обстоятельствах он может получить. Кроме того, социальная поддержка нуждающегося состоит в обучении оптимальным способам взаимодействия с ресурсными источниками.
Для помогающей стороны готовность к предоставлению общественных ресурсов предполагает физическую доступность зданий, сооружений, транспорта и заканчивается эмоциональным настроем конкретных специалистов, взаимодействующих с клиентами социальных служб, и т.д. Важную роль при обеспечении доступности общественных ресурсов играет координация социальных организаций и институтов, так как деятельность каждого из них ограничена ведомственными задачами, стереотипами и заблуждениями.

    Объект социальной работы
2.1. Определение объекта социальной работы
Социальное сосуществование и взаимодействие должно строиться на началах социального равенства и партнерства, справедливого распределения материальных благ, надежных гарантий для творческого самоутверждения всех субъектов общества. Такое понимание социальности является важнейшим критерием осуществления социальной работы.
Объект социальной работы , с одной стороны, обусловлен целями и задачами практической социальной работы, а с другой – определяет границы и содержание теории и практики социальной работы. Существует множество определений объекта социальной работы, они во многом сходны в том, что в современных условиях социальная работа выходит за границы практической социальной помощи и все более становится фундаментальным теоретическим знанием о человеке в системе социальных отношений и взаимодействий, о способах улучшения его социального бытия и социального самочувствия. Объект социальной работы – это, прежде всего человек в системе социальных связей и отношений, на которого направлено социальное действие. Это клиент социальной помощи, социальной адаптации и реабилитации, социальной диагностики и профилактики, социальной экспертизы и социальной терапии.
Также, можно сказать, что объектом социальной работы (в широком понимании) являются все люди. Это объясняется тем, что жизнедеятельность всех слоев и групп населения зависит от тех условий, которые в значительной мере предопределяются уровнем развития общества, состоянием социальной сферы, содержанием социальной политики, возможностями ее реализации.
Следует сказать, что объектом исследования теории социальной работы являются социальные отношения, и в связи с его многогранностью в нем можно выделить целый ряд направлений:
и т.д.................

В результате освоения темы студент должен:

знать

  • основы социальной работы для ее изучения как социальной деятельности, в том числе ее направления, уровни, формы и методы;
  • общенаучные и специальные методы исследования в социальной работе;

уметь

  • использовать социально-педагогические, медико-социальные и социально-психологические и иные методы в практике социальной работы;
  • выбирать методы, соответствующие целям и задачам исследования;

владеть

Методами исследования проблемного поля теории психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной социальной работы.

Деятельностная сущность социальной работы

Осмысление сущности и содержания социальной работы как вида деятельности является одним из основных направлений социального знания. Поэтому сначала следует обратиться к анализу базового понятия "деятельность".

Под деятельностью в философии понимается активность живого организма, направленная на удовлетворение его потребностей и регулирующаяся осознанной целью. Конечным результатом деятельности выступает достигнутая цель (идеальный образ предполагаемого результата), которая может представлять собой реальный предмет, создаваемый человеком, определенные знания, умения, навыки, творческий результат.

Побудителем к деятельности выступает мотив , придающий деятельности определенную специфику в отношении выбора средств и способов достижения цели. Мотивами могут быть разнообразные потребности, интересы, установки, привычки, эмоциональные состояния. Многообразие деятельности человека порождает и многообразие мотивов. В зависимости от мотивов люди по-разному относятся к своей деятельности. Цель деятельности не равнозначна ее мотиву, хотя иногда мотив и цель совпадают.

Выделяют несколько подходов к определению структуры деятельности.

Согласно первому из них деятельность включает действия, операции, психофизиологические функции.

Действие – это процесс, направленный на реализацию цели. Предметные действия – это действия, направленные на изменение состояния или свойств предметов внешнего мира. Умственные действия – разнообразные действия человека, выполняемые во внутреннем плане сознания. Умственная деятельность делится на перцептивную, посредством которой формируется целостный образ восприятия предметов или явлений; мнемическую, которая входит в состав деятельности запоминания, удерживания и припоминания какого-либо материала; мыслительную, при помощи которой происходит решение мыслительных задач, и имажитивную (от image – образ), т.е. деятельность воображения в процессе творчества.

Согласно второму подходу деятельность включает: объект и субъект деятельности, средства деятельности, ее цель и результат.

Объект деятельности – это то, на что или на кого направлена сама деятельность. Субъект деятельности – тот, кто осуществляет ее. Средства деятельности – то, с помощью чего она осуществляется. Цель деятельности – то, для чего она осуществляется. Результат деятельности – полученный продукт, процесс, явление и т.д.

Всякая деятельность включает в себя внутренний и внешний компоненты. По своему происхождению внутренняя (умственная, психическая) деятельность производна от внешней (предметной). Первоначально совершаются предметные действия и лишь потом, по мере накопления опыта, человек приобретает способность совершать те же действия в уме, направленные в конечном счете вовне, на преобразование предметной действительности, подвергаются сами обратному преобразованию (так называемое явление экстерриоризации).

Следующий уровень структуры деятельности – операции . Каждое действие состоит из системы движений или операций, подчиненных определенной цели. Операции характеризуют частичную сторону выполнения действий, они мало осознаются или совсем не осознаются. Операции могут возникать в результате адаптации, непосредственного подражания или путем автоматизации действий.

Выделяют различные структурные элементы деятельности – умения, навыки, привычки.

Умения – это способы успешного выполнения действия, соответствующие целям и условиям деятельности. Умения всегда опираются на знания.

Навыки – полностью автоматизированные компоненты действий, сформированные в процессе упражнений. Навыки и умения, как способы действий, всегда включены в конкретные виды деятельности. Они могут быть разделены на учебные, спортивные, гигиенические и др.

В формировании навыка выделяют три основных этапа: аналитический, синтетический и этап автоматизации.

Навыки и умения, приобретенные человеком, влияют на формирование новых навыков и умений. Это влияние может быть как положительным (перенос), так и отрицательным (интерференция).

Навык может быть сформирован разными путями: через простой показ; через объяснение; через сочетание показа и объяснения.

Привычки – это компонент действия, в основе которого лежит потребность. Они могут в известной степени сознательно контролироваться, но далеко не всегда бывают разумными и полезными (дурные привычки).

Простейшим, самым доступным видом деятельности является игра.

Наиболее важным видом человеческой деятельности является труд, который обеспечивает не только существование человеческого общества, но является также условием его непрерывного развития.

Существуют два основных вида труда: предметно-практический и абстрактно-теоретический. Первый часто называют физическим, а второй – умственным. Каждый вид труда может иметь как репродуктивный (воспроизводящий), так и продуктивный, творческий характер.

Более сложным видом деятельности является учение. Учение направлено на усвоение научных знаний и приобретение учебных навыков и умений. Учение может иметь пассивный и активный характер.

Как мы отмечали выше, в России социальная работа определяется большинством исследователей как практическая деятельность. Это "помощь людям принять решения, которые помогут им идти по жизни счастливо и продуктивно", "помощь людям, которые хотят помочь себе сами, но нуждаются в дополнительном содействии", "помощь осознать и понять существование многих человеческих различий в культуре, семейной жизни и образовании", "помощь в обеспечении для клиента человеческого контакта, который ему чрезвычайно необходим", "улучшение адаптации клиента к жизни в окружающем его мире", "оказание помощи индивидуумам или группе в осознании ими собственных проблем и их решении", "облегчение связи между клиентом и социальными системами и развитие у клиента способности самому справляться с ситуациями или стрессом".

Самым часто используемым во всех этих определениях является слово "помощь". Именно оно определяет содержание деятельности большинства социальных учреждений и социальных служб России.

Определение социальной работы , понимаемой как профессиональная деятельность по оказанию помощи индивидам, группам или общинам с целью усиления или восстановления их способностей для социального функционирования и создания общественных условий, соответствующих их целям, является наиболее универсальным.

Речь в нем идет, прежде всего, о развитии ресурсов человека. Решение этой задачи лежит именно в плоскости практической социальной работы, содержание которой заключается в профессиональном применении ценностей, принципов и техник в целях оказания помощи людям в получении реальных услуг, обеспечения советом и психотерапией индивидов, семьи, группы, в обеспечении или улучшении социальных и оздоровительных услуг, участии в относящихся к деятельности законодательных процессах. Практика социальной работы требует знаний о развитии и поведении человека, социальных и культурных институтах, их взаимодействии.

С точки зрения деятельностного подхода, социальная работа определяется как деятельность, относящаяся и включенная во взаимодействие между людьми и институтами общества. Она воздействует на способность и готовность человека осуществлять жизненные задачи, реализовывать стремления и ценности жизнедеятельности.

Главными целями социальной работы являются:

  • 1) усиление и развитие способностей людей в разрешении проблем и их преодолении;
  • 2) содействие эффективной работе систем но обеспечению людей ресурсами и услугами;
  • 3) установление связи между людьми и системами, которые обеспечат их ресурсами, услугами и возможностями.

Для понимания сущности социальной работы, а вместе с тем и ее функций в системе социальных отношений, необходимо выявление факторов, определяющих ее специфику как вида деятельности. Определение специфики социальной работы связано с понятием социального как особого пространства мышления и реальности. В самом общем виде понятие социальное определяется как область или сфера реальности, определяемая человеческими взаимодействиями. Различают его четыре основных значения:

  • 1) социальное как надприродное, надорганическое существование человека, поднявшегося в своем развитии на уровень духовной жизни;
  • 2) социальное как синоним общественного (т.е. способ совместной деятельности или организации человеческих отношений);
  • 3) социальное как социетальное, т.е. служащее для обозначения совокупности отношений между людьми как представителями различных групп и общностей, осуществляемых в пределах всего социума или внутри его сфер жизнедеятельности;
  • 4) социальное как собирательное и нормативное понятие, обозначающее сферу государственного (или негосударственного) обеспечения условий труда и жизни людей, а также регулирования отношений между ними по поводу удовлетворения потребностей в защите прав на достойную жизнь.

Социальная работа является обобщенным, родовым понятием для всех видов государственной и негосударственной деятельности, способствующей созданию условий, обеспечивающих свободную жизнедеятельность людей и оказание помощи или содействия человеку или группе, испытывающим проблемы в развитии или восстановлении своей социальности. Исходя из этого, можно предположить, что специфику социальной работы как вида деятельности определяют несколько факторов.

Прежде всего, социальная работа – это часть социальной реальности, социального бытия.

Социальное бытие – это комплексное понятие, обозначающее корпус искусственной, вторичной природы и реальной жизнеобеспечивающей деятельности. Как отмечает В. В. Ильин, социальное бытие многомерно, внутренне расслоено и распадается на три взаимосвязанных континуума рукотворной реальности: микро-, макро- и мегареалы человеческого существования.

Микрореал – это уровень бытия действующей личности, группы, института, организации, службы. Включает также персональный и групповой уровни.

Макрореал включает становой и региональный уровни. Становой уровень – это исторически и объективно обусловленная национально-государственная дифференцированность населения. Региональный уровень – это ассоциация близлежащих национально-государственных формирований, однородных по географическим, национально-культурным и общественно-политическим параметрам, это симбиоз хорологических (территории, акватории) и культурных черт.

Мегареал – планетарная социальность, мировой уровень, геосообщество в целом.

Категория социального бытия помогает уходить от наивно-созерцательной концепции, расширяет горизонты познания, предохраняет от абсолютизации имеющихся знаний. Человек знает лишь малую часть окружающего его мира. Бытие – это не только мир предметов и явлений, воспринимаемых с помощью органов чувств. Оно намного богаче и сложнее, чем его картина, создаваемая человеком на любом этапе познавательной деятельности. Под реальностью понимается лишь некоторая данность бытия, реконструируемая на основе источников в ее феноменологическом разнообразии.

Реальность социальной работы на онтологическом уровне является частью социального бытия и имеет специфические отличия от любой другой реальности: физической, биологической, духовной. Это особого рода бытие. С одной стороны, восстанавливающее, корректирующее и поддерживающее, а с другой – управляющее развитием себя и других.

Реальность социальной работы – это совокупность феноменов (внимания, социальной поддержки, социального обслуживания, содействия, социальной помощи), являющихся факторами экономической и психологической устойчивости человека, его развития, формирования и деятельности. Основой и условием существования и функционирования реальности социальной работы является наличие социальной политики и государственно-правовых актов, регулирующих социальные отношения человека и общества. Сюда включается и профессиональная деятельность специалистов социальной работы в социальных учреждениях и службах различного профиля, разной ведомственной подчиненности и форм собственности. Выбор стратегии социальной работы с индивидом определяется его ресурсными возможностями, способностями и наличием внутренней мотивации.

В центре внимания социальной работы как вида деятельности находится выявление способности и внутренней потребности человека осуществлять социальное функционирование. Ресурсы индивида являются двигателем его жизни, средством, работающим на сто саморазвитие. Социальные условия и обстоятельства являются необходимыми предпосылками и пространственно-временным контекстом самореализации человека как субъекта общества.

Специфическими признаками социальной работы как вида социально-творческой деятельности являются представления о ней как о процессе духовно-практического, творческого, субъектно-объект-субъектного взаимодействия, влияющего на изменение социальных связей и отношений, ведущих как к реальному изменению положения человека в обществе, так и к изменению условий его функционирования. Социальная работа предстает как определенная система, которая включает замысел и его практическую реализацию, а также такие компоненты, как субъект, объект, цель, средства, процесс и результат.

Объект социальной работы – это бинарная система, в которую входят "человек в проблеме", природно-телесное, асоциальное, девиантное, дезадаптированное существо, с нарушенными функциями, и "факторы социальной работы" как совокупность форм и методов деятельности социальных учреждений, социальных служб и организаций, профессионалов социальной работы. Их взаимодействие обусловливает вероятность проявления нового состояния или новых социально значимых качеств у человека, изменение его способностей и готовности в социальном функционировании.

Понятие "человек в проблеме" отражает не только состояние социального взаимодействия человека с миром как личности и индивидуальности в конкретной ситуации и в определенном пространстве, состояние его неспособности и отсутствия потребности к социальному функционированию, но и отсутствие в обществе социальных, правовых и экономических условий реализации его социальности.

Понятие "проблема" отражает различные параметры:

  • 1) степень несвободы человека в выборе средств и методов взаимодействия с окружающим его миром (способности и возможности);
  • 2) кризисный характер межличностных отношений (диалог, общение, договор или конфликт);
  • 3) дисгармонию в соотношении личных интересов в осуществлении социального функционирования и государственно-общественных, заложенных в социальных стандартах его жизнедеятельности (мотивация, потребность или ее отсутствие);
  • 4) отсутствие способов удовлетворения потребности человека в социальной работе.

Понятие "человек в проблеме" определяет, с одной стороны, уровень внутренней неспособности и неготовности человека осуществлять социальное взаимодействие с миром, а с другой – характеризует отсутствие внешних возможностей социальной среды к раскрытию потенциала человека.

Могут возникать следующие проблемные ситуации:

  • а) у человека потеряны способности и отсутствует готовность функционировать в обществе, но при определенных условиях он способен и у него есть потребность к активному взаимодействию в системе социальных отношений;
  • б) у человека нарушены и не подлежат восстановлению способности и потребности социального функционирования (глубокая старость, инвалидность, неизлечимая болезнь и т.д.);
  • в) человек обладает способностями и у него есть потребность в социальном функционировании, но нет внешних возможностей его осуществлять (отсутствуют рабочие места и т.д.);
  • г) у человека нарушена мотивация проявлять свои способности в созидательной, социально и индивидуально значимой деятельности (осознанная безработица, иждивенчество, преступность и т.д.).

Понятие "человек в проблеме" вбирает в себя все, что не вписывается в понятие социального как прогрессивного, образцового, необходимого человеку в его развитии. Оно отражает нарушение процессов адаптации, социализации и развития человека как личности и индивидуальности в конкретно-исторической ситуации и в определенном социокультурном и социальном пространстве, выделяет уровни бытия человека в пространстве социальной работы (уровни материализованной и индивидуально-личностной (субъектно-психической) деятельности).

Социетарный и индивидуально-личностный (субъектно-психический) уровни социальной работы определяют бинарность (двойственный характер) предметной сферы социальной работы:

"Факторы социальной работы" – это система форм и методов деятельности социальных служб и организаций, которые могут изменить положение "человека в проблеме", его социальный статус, социальные отношения и связи, уровень развития и характер его взаимодействия с миром. "Человек в проблеме" как объект деятельности и "факторы социальной работы" (формы и методы социального обслуживания, социальной помощи учреждений и социальных служб) рассматриваются как целостная система. Их взаимодействие обусловливает вероятностное изменение состояния "человека в проблеме": проявление новых социально значимых качеств, изменение его способностей и потребности в социальном функционировании и возникновение новых средств, форм и методов социальной работы.

Системное видение "человека в проблеме" определяет закономерности его развития и функционирования как "элемента", живущего жизнью всей системы. Проблему соотношения объективного и субъективного нельзя решить без учета биологических, психологических и других процессов, определяющих жизнедеятельность человека и его поведение.

Предметное поле социальной работы как специфического вида деятельности определяют те признаки, которые составляют ее реальность. Поскольку в составе реальности социальной работы выделяют феномены, существенные признаки которых должным образом пока не изучены, поэтому соответствующие им понятия не могут быть определены строго логически.

Социальная работа определяется видом деятельности, которая выявляет характер взаимодействия с миром "человека в проблеме" и определяет средства восстановления, коррекции или развития нарушенного социального взаимодействия.

Предметной ее сферой является та социальная реальность, в которой не только выявляется состояние социального взаимодействия "человека в проблеме" с окружающим его миром, но и осуществляется выработка и реализация форм, методов и средств помощи, внимания, поддержки, социализации, адаптации и реабилитации человека.

Понятие "реальность социальной работы" вычленяет сущностные черты социальной работы, характеризующие условия и механизмы актуализации ресурсов "человека в проблеме", и определяет стратегию процесса взаимодействия (помощи, содействия или развития).

Бытие "человека в проблеме", с точки зрения философской антропологии, гуманистической психологии и личностно-ориентированной педагогики, позволяет выделить внутриличностную подсистему как специфическую сферу "реальности социальной работы", характеризуемую как самобытие "человека в проблеме" как самоценного уникального существа. Его внутренняя жизнь, его работа по самопознанию, самоосознанию и саморазвитию есть особого рода пространство социальной работы, а следовательно, ее специфическая предметная сфера.

Субъектом влияния в процессе социальной работы выступает сам человек по отношению к себе. Это значит, что "человек в проблеме" является субъектом социальной работы. Значит, в процессе социальной работы человек также становится субъектом социальной взаимодеятельности. Это так называемый интерперсональный (интерличностный) уровень человека. Его концептуализация осуществляется благодаря различным философским течениям, таким как экзистенциализм, персонализм, христианская антропология, философская антропология и т.д.

Человек наделен возможностью выбора своих возможностей, своего будущего, он постоянно доопределяет себя в акте своего радикального решения вопроса о мире и своем собственном способе существовать в нем. По мнению М. К. Мамардашвили, объектом или предметом исследования всегда является лишь "возможный человек", который, единственный из всех живых существ, пребывает в состоянии "зановорождения". И это "зановорождение" случается лишь в той мере, в какой ему удается собственными усилиями поместить себя в свою мысль, в свои стремления, поместить в некоторое сильное магнитное поле, сопряженное с предельными символами религии и философии. Однако, по его мнению, наука доступа к этой символической реальности не имеет.

Наличие социетальной подсистемы реальности социальной работы обусловлено видением "человека в проблеме" как существа асоциального, девиантного, нуждающегося в социальной помощи, поддержке, содействии в социальном функционировании, что осуществляет формируемая институциализированная и неинституциализированная среда социальной работы. Индивидуально-личностная подсистема реальности социальной работы определяется на основе выделения человека как самоценного существа в пространстве социальной работы, стратегия деятельности с которым определяется как разворачивание его внутреннего потенциала.

Таким образом, предметным полем социальной работы как вида деятельности является вся область реальности, которая возникает и создастся в процессе взаимодействия "факторов социальной работы" с "человеком в проблеме".

Такой подход к пониманию социальной работы позволяет создавать условия для предотвращения кризиса социального функционирования человека наиболее адекватными способами. Это позволяет преодолеть узкоспециализированный подход к пониманию социальной работы как социального обслуживания населения "группы риска" и использовать ее возможности в деятельностном пространстве и практическом действии, направленном на поддержку и восстановление абсолютной ценности и целостности человека как субъекта социального взаимодействия.

Основной характеристикой реальности социальной работы является реализуемый процесс, понимаемый как субъектно-объектное, субъектно-субъектное взаимодействие. Это, с одной стороны, целенаправленная деятельность профессионалов по оказанию помощи, а с другой – процесс актуализации всех потенций и интересов "человека в проблеме".

Обобщая сказанное выше, определим социальную работу как вид социально-творческой деятельности, обеспечивающей устойчивую жизнедеятельность "человека в проблеме" путем оказания ему помощи и применения методов и средств для освоения человеком эвристических способов деятельности и формирования его способностей и потребности к самостоятельной жизнедеятельности и самообеспечению.

Специфику социальной работы определяют также и другие факторы. Социальная работа – это деятельностная система. С одной стороны, в нее входит целый комплекс учреждений и социальных служб, предназначенных для удовлетворения потребностей человека, преодоления проявлений противоречий, социальных и естественных рисков и проблем. С другой – профессионалы социальной работы, осуществляющие практическую деятельность с "человеком в проблеме", направленную на выявление уровня его способностей и внутренней потребности к преодолению препятствий для свободной жизнедеятельности и оказание ему на этой основе помощи или содействия в развитии или восстановление его творческого потенциала.

Социальная работа представляет собой многоуровневое и структурно обусловленное единство взаимодействия целенаправленной системы (государства, организаций и социальных служб, профессионалов) и самоорганизующихся систем (человек, семья, общность). И так как понятие системы социальной работы органически связано с понятием целостности элементов ее подсистем, связей, отношений, структуры, то, в свою очередь, понятие структуры социальной работы соотносится с понятиями системы и организации.

Отдельные уровни системы обусловливают определенные аспекты ее поведения, а целостное функционирование оказывается результатом взаимодействия всех ее сторон и уровней.

Особенность деятельности социальной работы как системы определяется также ее содержанием, которое направлено на решение социальных проблем человека, обеспечение относительной устойчивости его связей и отношений в рамках социальной организации общества путем создания необходимых условий.

Для социальной работы как системы характерно не только наличие связей и отношений между образующими ее элементами (определенная организованность), но и неразрывное единство со средой, во взаимоотношениях с которой система проявляет свою целостность. Социальная работа как система находится в постоянном развитии и становлении, ее структура изменяется. В связи с этим при изучении структуры социальной работы могут быть использованы методы типологии, структурно-функционального и системного анализа, дающие возможность рассматривать исследуемый объект как систему.

Круг феноменов, связанных с организацией содействия, поддержки и помощи, направляющих и управляющих влияний как на отдельного человека, так и на группы, общности в их интересах и интересах общества, характеризует систему социальной работы как социетальную. В ней социальная работа осуществляются как процесс практического воплощения не только идей гуманизма в отношении "человека в проблеме", но и конкретных мер социальной политики государства. В социетальном плане социальная работа рассматривается как совокупность ее уровней, форм, видов, характера, средств и методов. Выделяют четыре аналитических среза: субъектный, объектный, процессный и результатный. Социетальный уровень социальной работы подкрепляется рядом подсистем. Это те ее реалии, которые находятся вне ее структуры: трудовые, семейные, межличностные, национальные, межконфессиональные отношения и т.д. Особенность социетальных подсистем реальности социальной работы состоит в том, что они могут быть как фактором, стимулирующим решение социальных проблем человека, так и фактором, препятствующим или задерживающим их решение.

Индивидуально-личностное пространство социальной работы включает систему разновеликих и разносодержательных взаимовлияний и взаимодействий субъектов социальной работы, которые являются носителями определенного социокультурного опыта. Ядро этого пространства – участники процесса социальной работы: "человек в проблеме", профессиональные работники системы социальных учреждений, управления социальной работой в регионе, районе, городе.

Неинституциализированный уровень бытия социальной работы реализуется через уровень микросоциального окружения. Участниками процесса социальной работы здесь выступают не только профессионалы, но и отдельные личности (родители, соседи, друзья, коллеги по работе или учебе, педагоги, медики, психологи, неформальные лидеры групп и объединений, священнослужители и т. д.), – все, кто может и хочет помочь человеку.

Сфера влияющих воздействий в процессе социальной работы гораздо шире. Это и информационная среда, создаваемая средствами массовой информации, и экологическая среда, и техносфера, архитектурная застройка и все социальные среды, в которых протекает жизнедеятельность человека. Область феноменов, связанных с целенаправленным управлением влиянием среды на решение социальных проблем человека является предметом исследований социальной педагогики и социальной психологии.

Структура и функции социальной работы органически связаны с принципом историзма, социально-экономического детерминизма и др. Основными структурными составляющими социальной работы как вида деятельности являются ее уровни, формы и виды. Их выделение непосредственно связано с взаимодействием субъекта и объекта, они есть проявление этого взаимодействия, отражающее его количественные и качественные характеристики. Уровни, формы и виды социальной работы отражают характер воздействия социального субъекта на объект с помощью действий адекватного порядка.

Как структурное образование, социальная работа выступает в виде многоуровневого процесса, что обусловливается ее местом в общей структуре государства. В литературе существуют разные подходы к определению подобной системы характеристик. Например, Е. И. Холостова по этому поводу замечает, что "социальная работа, рассматриваемая как вид деятельности, характеризуется определенными уровнями, на которых она осуществляется и от которых зависят се функции, формы и методы. Однако в понимании этих терминов до настоящего времени нет единообразия". Р. Баркер в этот перечень включает индивидуальную социальную работу, групповую, организацию сообщества, административную, исследовательскую, социальную политику, планирование, клиническую практику и общую практику микро- и макроуровней. Шведские исследователи Г. Бернлер и Л. Юнссон выделяют индивидуальную, семейную, групповую, общественную (работу с обществом на макро уровне, социальное администрирование и планирование). "Социальная работа, как свидетельствует опыт многих стран, – отмечает Е. В. Ханжин, – проводится на различных уровнях: индивидуально, в семье, в коллективе и населенных пунктах, на местном (муниципальном) общенациональном и международном уровнях".

Определяя уровни социальной работы, необходимо исходить из того, какие признаки ложатся в основу типологии социальной работы как деятельности. В соответствии с этим положением различают социетальный и личностно-индивидуальный уровни, но при этом необходимо выделять уровни диагностики, практического действия и взаимодеятельности, а также государственный, муниципальный, общественный и частный уровни.

На уровне общественного созидания выделяется три уровня социальной работы: исторический, конкретно-исторический и повседневный. Исторический уровень охватывает весь период развития социальной работы как социального института, формы и методы этой деятельности, присущие конкретно-историческим этапам развития общества; повседневный уровень определяет социально-практическая деятельность социальных учреждений и социальных служб.

С учетом этапно-временной специфики форм деятельности социальных учреждений и социальных служб выделяются конкретно-исторические формы их деятельности, так как они отличаются между собой содержанием, степенью организации, исходя из социально-экономических условий того или иного периода исторического развития, состояния общественного сознания и соответствующей правовой базы такой деятельности.

Конкретно-исторические формы деятельности по оказанию помощи или содействия человеку отражают содержание деятельности субъекта социальной работы в тех или иных конкретно-исторических условиях (благотворительность, филантропия, меценатство, социальное обслуживание, социальное обеспечение, социальное страхование, опека и попечительство и т.д.).

Социальная работа как деятельность – это не только средство помощи "человеку в проблеме", это процесс, протекающий в системе определенных социальных и правовых условий, оказывающих на него существенное влияние.

Специфику социальной работы как вида деятельности определяет и ее субъект . Вопрос о субъекте социальной работы пока не нашел общего понимания среди исследователей и является дискуссионным. Так, Е. И. Холостова выделяет пять типов субъектов социальной работы: человека, семью или группу людей, которые нуждаются или потенциально могут нуждаться в получении реальной помощи или содействия в преодолении трудностей, люди, которые ее осуществляют и которые учат этой деятельности, ее исследователи, административные структуры социального управления. Такая позиция разделяет субъектов на тех, кто действует, обучает и управляет социальной работой, и тех, кто нуждается в помощи.

С. В. Тетерский выделяет четыре группы субъектов, не рассматривая в качестве субъекта "человека в проблеме":

  • 1) социальные работники, социальные педагоги, оказывающие социальную помощь;
  • 2) профессорско-преподавательский состав, обучающий других социальной работе;
  • 3) исследователи, фиксирующие состояние развития социальной работы, прогнозирующие ее развитие, систематизирующие, обобщающие накопленный материал;
  • 4) административно-управленческие кадры, формирующие и осуществляющие социальную политику в стране.

Социальная работа является видом социального субьектно-объектно-субъектного взаимодействия . Поэтому в качестве субъектов необходимо рассматривать и тех, кто ее осуществляет (государство, социальные службы, профессиональных социальных работников), и того, на кого она направлена ("человека в проблеме"). Человек, на которого направлена деятельность специалистов, является объектом, но объектом особого рода, который в процессе взаимодействия не только может, но и должен стать его субъектом, т.е. обрести способность к целеполагающей деятельности и к изменению своей жизненной ситуации.

Включение в состав субъектов социальной работы управленческих кадров, а также преподавателей и студентов представляется некорректным, так как это размывает не только понятие "специалист социальной работы", но и саму сущность профессиональной социальной работы.

Специфика социальной работы как вида деятельности усматривается в особом характере отношения между субъектом и объектом, когда объект одновременно является субъектом самого себя, а деятельность профессионалов направлена, прежде всего, на содействие процессу самоактуализации и самореализации потенциала "человека в проблеме" как объекта-субъекта.

Специфику социальной работы как деятельности определяет также ее сложность, вызванная ее коллективным и индивидуальным характером. Неправомерно абсолютизировать как индивидуальную, так и коллективную деятельность в социальной работе. Это две взаимосвязанные стороны одного и того же процесса.

Деятельность конкретного человека, специалиста социальной работы, проявляется через действия социальных учреждений и социальных служб, через реализацию поставленных целей. Связующим звеном индивидуальной и коллективной деятельности в социальной работе выступает целеполагание, организованность, стремление к положительному результату.

В социальной работе существует целая гамма взаимосвязей коллективного и индивидуального. Созидательные действия коллектива социального учреждения проявляются в различных видах социального взаимодействия. С другой стороны, коллективные действия непосредственно влияют на формирование личности специалиста социальной работы. Исходя из этого, выделяется социальная деятельность с индивидом и группой.

Виды социальной работы делятся на объектные и субъектно-процессные. Наиболее многочисленна первая группа. Диапазон данных видов очень широк и определяется характером социальных проблем, которые могут лежать в плоскостях материального и духовного, трудового и экономического, военного, бытового, образовательного, медицинского и т.д. пространств. Строгое разграничение видов (форм) социальной деятельности возможно только с точки зрения логического анализа, так как в действительности они тесно взаимосвязаны, переплетены, проникают друг в друга. Виды социальной работы с индивидом рассматривают как развивающие или восстанавливающие ресурсы.

Базовыми видами социальной работы являются:

  • социально-диагностическая;
  • реабилитационная (профессиональная, социальная, трудовая);
  • коррекционная;
  • социально-психологическая;
  • социально-педагогическая;
  • социально-медицинская;
  • психолого-социальная;
  • социально-бытовая;
  • консультационная;
  • посредническая.

К процессным видам социальной работы относятся профессиональная, волонтерская (добровольческая), организаторская, управленческая и т.д. Они имеют как самостоятельный общесферный, так и объектно-видовой статусы. Выделяют также профессиональную и социальную реабилитацию, социальную и психологическую коррекцию, социальную бытовую и социальную материальную помощь, помощь, оказываемую добровольцами и осуществляемую профессионалами, деятельность профессионалов по управлению социальным обслуживанием и т.д. В совокупности все три группы дают широкую панораму видов (сфер) социальной работы.

Резюмируя сказанное, подчеркнем, что вся совокупность рассмотренных вопросов, характеризующих процесс развития и становления социальной работы как вида деятельности, в конечном счете, выявляет динамику соответствия ее содержания потребностям человека и общества, определяет направление ее развития в российском обществе как социального института.

Необходимо утверждать в стране реальные политические, экономические свободы и создавать социальные условия для развития социальности человека, как его способности и потребности к деятельному взаимодействию с окружающим его миром, обеспечению своей жизнедеятельности, формировать условия для расширения методов и форм помощи, поддержки и содействия ему, когда он в этом нуждается. Социальная работа как вид практической деятельности должна содействовать и помогать решать вопросы не только его выживания, спасения. Учитывая тот факт, что человек не сводится только к социальным характеристикам, она должна содействовать воскрешению смысла жизни, идеалов человека. Этим социальная работа должна способствовать формированию здорового социально-психологического климата и безопасности в обществе, ибо чувство защищенности определяет меру активности людей, снимает страх за свою жизнь и жизнь детей у одних и помогает утвердиться в своей "нужности" другим. Это дает богатый фактический материал относительно структуры и самосознания общества, показывает уровень его возможностей в решении социальных проблем человека вообще и в критических точках его существования в частности.

Многоплановость и противоречивость современных социо­культурных процессов усилили потребность в реформировании социальной сферы, создании эффективной системы социальной защиты населения. Начиная от идей Платона и Аристотеля, про­блема социальной справедливости рассматривалась как создание равных реальных жизненных возможностей для проявления и осуществления интеллектуальных творческих сил, что является важнейшим критерием цивилизованного общества.

Социальная политика, социальная помощь и защита, соци­альная работа - категории, которые за последние годы стали ак­туальнейшими для российского общества. Социальная работа занимает особое место среди современных типов профессио­нальной деятельности. Ее особенностью является то, что она возникла из непосредственно практической деятельности по обеспечению жизнедеятельности людей, оказанию им помощи, защите их прав и интересов. Содержание социальной работы от­ражается в многочисленных определениях, разработанных уче­ными разных стран. Американские ученые М. Саппс и К. Уэллс считают, что «социальная работа - это профессия подвижников, занимающихся отношениями между людьми и их окружением, влияющих на способность людей выполнять жизненные функ­ции, снимать состояние дискомфорта и стресса». Международ­ной федерацией социальных работников принято такое опреде­ление: «Социальная работа - это вид профессиональной дея­тельности, цель которой состоит в проведении социальных пре­образований в обществе» . Предметная сущность соци­альной работы воплощена в сложнейшем феномене «социаль­ная», который выражает многообразные способы и формы суще­ствования и взаимодействия в обществе как системе целостных социальных субъектов (личность, семья, трудовой коллектив,


общность, группа, классы и т.д.). Социальная деятельность слу­жит целям самоорганизации, самопознания, самоутверждения той или иной общности, создания для нее наиболее благоприят­ных условий жизни, защиты прав и интересов, регулирования отношений с другими общностями, группами, лицами.

Главная функция социальной сферы - воспроизводство и развитие общества и личности как творцов собственной жизне­деятельности. Проблемами социальной работы являются бед­ность, бездомность, безработица, социальная изоляция и одино­чество, сиротство; остро стоят проблемы беженцев, насилия над личностью, неравенства, алкоголизма, наркомании, преступно­сти, организации досуга подростков, защиты интересов семьи и детства, инвалидов и престарелых людей. Современное понима­ние миссии социальной работы таково: государство в цивилизо­ванном обществе осуществляет разветвленную и планомерно организованную систему социальной защиты населения, провод­никами которой являются социальные работники. На данном этапе развития общества существует две составляющие соци­альной работы: социальная защита и социальные услуги.

Современный социальный работник - это специалист в об­ласти социальной технологии, глубоко разбирающийся в право­вых, нравственных и психологических особенностях жизнедея­тельности человека, способный прийти на помощь. Он должен:

Знать исторические корни и традиции, отечественный и зарубежный опыт организации социальной защиты населения;

Иметь навыки социальной диагностики условий жизне­деятельности различных групп населения;

Обладать организаторскими способностями, высокой общей культурой, иметь педагогическую наклонность;

Иметь высокую юридическую подготовленность;

Быть компетентным в медико-психологических вопросах (чувство сострадания, любви к человеку и др.);

Обладать высокой коммуникативной культурой;

Неукоснительно выполнять профессиональный этиче­ский кодекс, активно проводить в жизнь социальную политику государства по гармонизации личности и общества.


В нашей стране должность социальных работников офици­ально учреждена только в 1991 году по инициативе Комитета по делам семьи и демографической политики при Совете Минист­ров Российской Федерации. В экспериментальном порядке к подготовке социальных работников в России подключилось 32 учебных заведения. Для координации научной и учебной дея­тельности в Москве был создан Российский государственный социальный институт. Сегодня растет понимание того, что соци­альная работа должна быть научно обоснованной. Повышается престиж научных исследований в профессии, проводятся специ­альные межвузовские и международные конференции, обсуж­дающие эффективность использования результатов научных ис­следований.

Приказом Госкомобразования СССР от 1 августа 1991 г. №376 25 сентября был утвержден учебный план специальности 0312 - «социальная работа».

Успех в социальной работе, как показывает опыт, в решаю­щей степени зависит от социальной ориентированности кад­ров, которая предполагает:

Широкий социально-политический кругозор;

Навыки социального анализа ситуации и умение на его основе осуществлять обоснованный выбор наиболее эффектив­ных средств реализации социальной политики, форм и методов социальной работы с различными категориями населения;

Умение прогнозировать и предвидеть варианты развития социальных процессов и учитывать их в практической деятель­ности;

Коммуникабельность и навыки работы с людьми, способ­ность воздействия на интеллектуальный, психологический и фи­зический потенциал человека.

Социальная ориентированность является профессиональным качеством социального работника, которое вырабатывается в процессе практической деятельности путем уточнения и разви­тия теоретических положений на практике, в конкретных жиз­ненных обстоятельствах.

Для социального работника важным является наличие уме­ний и навыков по использованию различных методов работы с


индивидами, группами, разрешение проблем на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Эффективным являет­ся комплексное практическое использование методов и теорий психологии.

Ослабление личностной, индивидуальной субъективности ставит человека в определенного рода зависимость и мешает его способности самозащиты, самосовершенствования. Возникает ряд проблем, связанных с возможностью реализовать свою субъ­ективность. Поэтому одна из главных целей и психологии, и со­циальной работы - создание условий для проявления жизненных сил и социальной субъективности, оказание помощи человеку, желающему измениться, решить проблемы, тормозящие его раз­витие. Именно эти вопросы, связанные с практическими аспек­тами психологии и социальной работы, становятся в данном слу­чае в центр внимания.

Основываясь на психологических данных, в социальной ра­боте может быть выбран путь снятия напряженности, предвари­тельное устранение объективной несправедливости в отношении притесняемых групп или придание неизбежно возникающим статусным различиям законного правового характера.

Психологическое обеспечение социальной работы важно и в том, что, несмотря на уменьшение общественного участия в соци­альной помощи, наблюдаемое в настоящее время в нашей стране, начинают возрождаться лучшие традиции благотворительности, меценатства, волонтерства и других форм участия в судьбе нуж­дающихся людей, которыми была богата Россия в прошлом.

Для практики социальной работы особенно важное значение приобретают следующие направления:

Психодиагностика;

Психологическое консультирование;

Использование техник, методов и приемов психологиче­ского взаимодействия с клиентом.

Психология представляет большие возможности использо­вания в социальной работе различных способов воздействия на личность. Существует ряд психологических моделей, предла­гающих не только методологические и теоретические положе­ния, но и различные технологии.


Выбор в социальной работе психологических оснований и техники в значительной степени зависит от психологической компетентности, опыта специалиста и знания им психологии. Перед практикой социальной работы сегодня стоит серьезная за­дача использования различных технических приемов, техноло­гий воздействия на клиентов, нуждающихся в помощи. Это одно из направлений интеграции психологии и социальной работы.

Государство в своей деятельности прибегает к юридическо­му регулированию, имея в своем арсенале методы принуждения и наказания за нарушение уставных норм. Социальный работник не может использовать насильственные методы. Опыт подготов­ки профессионалов социальной сферы в нашей стране показывает, что пока трудно проследить сильную устойчивую мотивацию, влияющую на выбор именно этой специальности. Профессию социального работника, по мнению иностранных специалистов, выбирают люди, ориентированные своим воспитанием, личност­ными предпосылками, предшествующим жизненным опытом на оказание бескорыстной помощи и поддержки окружающим. Эта работа трудна и опасна, т.к., помимо социальной защиты, соци­ального обеспечения населения, приходится общаться с право­нарушителями, преступниками, социально ущербными элемен­тами. Семейные традиции, кризис в отношении с детьми или ро­дителями, бегство подростков из дома, «влияние улицы», дет­ские социальные болезни, порожденные нашим «бизнес-веком», случаются в наши дни как в семьях бедняков-иммигрантов, так и в семьях обеспеченной элиты. Роль социального работника -психолога и педагога в решении проблем общества, особенно среди молод ежи, трудно переоценить.

Вопросы для самопроверки

1. Сформулировать сущность социальной работы.

2. Что является объектом социальной работы?

3. Каковы основные функции социального работника?

4. Дать понятие социальной ориентированности кадров.


1. Актуальные проблемы социальной политики в условиях перестройки. М., 1989.

2. Барулин B.C. Социальная жизнь общества: Вопросы методологии. М., 1987.

3. Григорьев СИ. Социология и социальная работа. Барнаул, 1991.

4. Зайнышев И.Г. Взаимосвязь социальной политики и социальной ра­боты. М, 1994.

5. Кравченко А.И. Социология: справочное пособие. М., 1996.

6. Куличенко P.M. Социальная работа и подготовка социальных работ­ников в России: Учеб. пособие. Тамбов, 1997.